Изобретение относится к устройствам подвода омывающей жидкости в системах механической очистки оптических поверхностей транспортного средства.
Из заявки DE 3916946 (опубл. 29.11.90) известно устройство подвода омывающей жидкости через полый вал, посредством которого приводится в движение рычаг щетки. Между валом и подводящей эластичной трубкой установлен промежуточный жесткий патрубок со штуцером, отогнутым назад относительно направления рычага. Патрубок служит для снижения амплитуды циклических колебаний подводящей эластичной трубки.
Недостатком данной конструкции является очевидная сложность как всего устройства, так и сложность изготовления многоколенного жесткого патрубка, а также низкая долговечность участка эластичной трубки в месте ее изгиба при углах поворота рычага, стремящихся к 180o.
Из заявки DE 2942086 (опубл. 30.04.81) известно устройство стеклоомывателя с маятниковым рычагом привода щетки и расположенной на рычаге форсункой. В систему входят также переходник кузова со штуцером и штуцер форсунки, соединенные эластичным трубопроводом, дополнительно фиксируемым посредством державки на дистанционной скобе шарнирного узла крепления рычага, что исключает возможность перетирания трубки качающимися деталями в процессе работы стеклоочистителя.
Кажущаяся простота данной конструкции в силу малого расстояния между геометрической осью качания рычага и точкой крепления эластичной трубки на дистанционной скобе накладывает ограничения на минимальную пространственную взаимосвязь между углом качания рычага и местом установки переходника на кузове.
Задачей данного изобретения является обеспечение работоспособности устройства подачи омывающей жидкости при углах качания рычага близких к 180o, сокращение до минимума расстояния между рычагом щетки и штуцером кузова, а также обеспечение требуемой надежности устройства.
Указанная задача решается тем, что система подвода омывающей жидкости включает в свой состав эластичный соединительный трубопровод, огибающий наружный контур рычага, образованный частью его стенок и шарнирным узлом, посредством которого рычаг крепится на приводном валу, при этом эластичный трубопровод состоит из криволинейного участка, соединенного со штуцером форсунки, и линейного участка, соединенного с переходником на кузове.
Штуцер форсунки омыва, располагаясь, предпочтительно, внутри рычага U-образного профиля, может быть установлен со смещением к стенке профиля, расположенной в направлении прямого рабочего хода рычага щетки, а сам рычаг может быть выполнен изогнутым.
Штуцер форсунки и собственно форсунка изготовлены при коротких рычагах привода щетки единой деталью, образуя смыватель, и соединены под углом, повторяющим угол изгиба рычага. Сбоку омывателя, а если он изогнут, в вершине угла, охватываемого изгибом, сформирован прилив с цилиндрическим отверстием, посредством которого омыватель устанавливается на стержне, закрепленном на рычаге. Геометрическая ось отверстия перпендикулярна плоскости симметрии омывателя.
Параметры прилива омывателя и стержня рычага подобраны таким образом, чтобы обеспечить их взаимную фиксацию и фиксацию одного из концов цилиндрической пружины, установленной между рычагом и шарнирным узлом.
Переходник целесообразно установить на панели кузова в вершине угла, ограниченного изгибом рычага, находящегося в парковом положении, а геометрическую ось внешнего штуцера переходника расположить таким образом, чтобы в парковом положении рычага щетки она совпадала с геометрической осью линейного участка эластичной трубки.
Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения условию "новизна". В тоже время, совокупность отличительных признаков, приводящая к решению поставленной задачи, явным образом не следует из уровня техники, поэтому техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень".
Изобретение поясняется следующими чертежами:
на фиг. 1 изображен фронтальный вид на устройство подвода омывающей жидкости к щетке очистителя;
на фиг.2 - внешний вид переходника и его устройство;
на фиг. 3 - сечение рычага очистителя геометрической плоскостью; проходящей через стержень, на котором установлен омыватель;
на фиг.4 - омыватель, установленный внутри рычага.
Устройство подвода омывающей жидкости к щетке 1 очистителя состоит из эластичного трубопровода 2, один конец которою присоединен к штуцеру 3 переходника 4, а другой к омывателю 5. Трасса этого трубопровода, проходя от переходника 4 параллельно стенке рычага 6 в обратном по отношению к щетке 1 направлении, представляет собой линейный участок 7, а затем, огибая шарнирный узел 8 крепления рычага 6 к валу привода (не показан) и возвращаясь вдоль другой стенки рычага 6 в направлении омывателя 5, образует криволинейный участок 9.
Переходник 4 представляет собой стилистически согласованную с экстерьером кузова деталь со сформированным в ней сквозным, изогнутым под углом каналом 10, завершающимся с обоих концов штуцерами 3, 11. К штуцеру 11 присоединяется изнутри панели кузова стационарный трубопровод (не показан), идущий от накачивающей системы и емкости (не показаны) с омывающей жидкостью, а к штуцеру 3 - трубопровод 2, идущий к омывателю 5. Переходник 4 устанавливается рядом со стенкой рычага 6, находящегося в парковом положении, со стороны обратного рабочего хода.
Омыватель 5, соединенный эластичным трубопроводом 2 с переходником 4, располагаясь внутри U-образного профиля 12, образующего рычаг 6, установлен со смещением к набегающей стенке рычага 6, совершающего прямой рабочий ход, и сориентирован на рычаге 6 щетки 1 таким образом, чтобы струя омывающей жидкости, выбрасываемая под давлением, создаваемым накачивающей системой (не показана), попадала в зону рабочих кромок щетки 1. Омыватель 5 представляет собой выполненные единой деталью штуцер 13 и форсунку 14, соединенные между собой под углом, повторяющем угол изгиба рычага, во внутренней части которого сформирован прилив 15 цилиндрической формы с отверстием, посредством которого он установлен на стержне 16, закрепленном внутри U-образного профиля 12 рычага 6 щетки 1. Омыватель 5 также удерживает один из концов цилиндрической пружины 17, подпружинивающей рычаг 6 и шарнирный узел 8, первый конец 18 которой также установлен на стержне 16 рычага 6, а второй (не показан) закреплен на шарнирном узле.
При прямом рабочем ходе рычага 6 щетки 1 в эластичном трубопроводе 2 возникают продольные сжимающие усилия, под воздействием которых трубопровод 2 начинает менять свое положение в пространстве.
В районе омывателя 5 на трубопроводе 2 появляется изгиб, центр кривизны которого находится перед набегающим краем рычага 6 щетки 1.
Участок трубопровода 2, огибающий непосредственно шарнирный узел 8, увеличивает свой радиус кривизны.
В районе штуцера 3 переходника также появляется изгиб, центр кривизны которого расположен вне плоскости, ограниченной рычагом 6 и геометрической осью штуцера 3 переходника 4.
Во время обратного рабочего хода рычага трубка стремится занять парковое положение.
При работе очистителя и поступлении разрешающего сигнала на омыв накачивающая система через описанное выше устройство подает омывающую жидкость в рабочую зону щетки 1.
Анализ процесса работы показывает, что деформации, возникающие в стенках эластичной трубки 2, меняют только свою амплитуду, не меняя ее знака. Причем сами деформационные усилия не концентрируются, а распределяются по длине на три псевдосамостоятельных участка трубки, что, в свою очередь, положительно отражается на ее долговечности.
Изобретение относится к устройствам подвода омывающей жидкости в системах механической очистки оптических поверхностей транспортного средства. Устройство состоит из эластичного соединительного трубопровода, переходника, расположенного на кузове, и омывателя, расположенного на рычаге щетки. Эластичный трубопровод, соединяющий через переходник омыватель с накачивающей омывающую жидкость системой, огибает наружный контур, образованный частью стенок рычага щетки и шарнирным узлом, посредством которого рычаг крепится на приводном валу. Омыватель смещен к набегающему краю рычага щетки в направлении прямого рабочего хода, а переходник установлен на кузове со стенкой рычага щетки, находящейся в парковом положении. Предложенная компоновка позволяет значительно уменьшить площадь, на которой размещено устройство, увеличивает возможный угол качания рычага щетки, а также обеспечивает требуемую надежность, так как исключает знакопеременные нагрузки в стенках трубопровода и уменьшает амплитуду деформаций, перераспределяя ее на три псевдосамостоятельных участка. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
DE 2942086 A1, 30.04.1981 | |||
Катализатор для получения малеинового ангидрида | 1986 |
|
SU1397076A1 |
US 3793666 A, 26.02.1974 | |||
US 3757379 A, 11.09.1973 | |||
ЭЛЕГАЗОВЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ НАГРУЗКИ | 2002 |
|
RU2226303C1 |
DE 3817683 A1, 30.11.1989. |
Авторы
Даты
2003-02-20—Публикация
2000-12-04—Подача