РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК Российский патент 2003 года по МПК F16C19/26 F16C33/34 F16C33/36 

Описание патента на изобретение RU2199039C2

Роликовый сферический однорядный подшипник относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен радиальный однорядный роликовый подшипник пo а. с. СССР 17847776, содержащий наружное и внутреннее кольца, одно из которых выполнено с бортами одинаковой высоты и вертикально расположенной упорной поверхностью, симметричные ролики с плоскими торцами, сепаратор /1/.

В известном подшипнике между плоскими торцами ролика и внутренней поверхностью бортов кольца имеются осевые зазоры. У положении нагружения подшипника при вибрационной нагрузке или возникновении осевых усилий наличие осевых зазоров приводит к перекосу оси ролика в их пределах. Между плоскими торцами роликов и бортами возникают кромочные эффекты, происходят задиры этих поверхностей, что может приводить к снижению надежности подшипника и аварийному заклиниванию.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является роликовый сферический подшипник по а.с. СССР 1109545, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортами одинаковой высоты с вертикально расположенной упорной поверхностью, бочкообразные ролики с обоими плоскими торцами, сепаратор /2/.

В данном подшипнике также между торцами ролика и поверхностью бортов внутреннего кольца имеются осевые зазоры. При возникающих осевых нагрузках в положении нагружения подшипника образуется перекос оси ролика в пределах осевых зазоров. Контактирование плоского торца ролика, с вертикально расположенной упорной поверхностью борта при перекосе ролика приводит к кромочным эффектам, где нарушаются условия смазки, возрастает трение, происходят задиры этих поверхностей, что может приводить к аварийному заклиниванию и снижению надежности работы подшипника.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение надежности работы подшипника за счет устранения кромочных эффектов, способствующих повышению трения в подшипнике и его заклиниванию.

Поставленная задача достигается тем, что в роликовом сферическом однорядном подшипнике, содержащем наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортами одинаковой высоты, четное количество бочкообразных роликов, сепаратор, согласно изобретению упорные поверхности крайних бортов расположены к торцам внутреннего кольца под углом, а ролики выполнены асимметричными, причем торцы соседних роликов, наиболее удаленные от плоскости их наибольшего диаметра, обращены к противоположным бортам и расположены от нее на расстоянии, определяемом зависимостью

где L - ширина роликовой дорожки внутреннего кольца;
δ - осевой зазор между роликом и шириной роликовой дорожки внутреннего кольца;
Rр - радиус образующей ролика;
Rн - радиус cфepы дорожки качения наружного кольца;
β- угол между плоскостью наибольшего диаметра ролика и линией обшей нормали в точке касания дорожки качения наружного кольца с роликом.

В частном случае, когда торцы роликов, наиболее удаленные от плоскости их наибольшего диаметра, выполнены сферическими, упорные поверхности крайний бортов расположены к торцам внутреннего кольца под углом, определяемом зависимостью

где Дт - диаметр торца ролика;
Rт - радиус сферы торца ролика.

В частном случае, когда торцы роликов, наиболее удаленные от плоскости их наибольшего диаметра, выполнены плоскими, упорные поверхности крайних бортов расположены к торцам внутреннего кольца под углом, определяемом зависимостью

где Sт - торцевое биение торца ролика, наиболее удаленного от плоскости его наибольшего диаметра;
Дт - диаметр торца ролика.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображено осевое сечение подшипника.

На фиг. 2 - фрагмент осевого сечения подшипника в зоне взаимодействия ролика с упорной поверхностью крайнего борта внутреннего кольца в случае сферического торца ролика.

На фиг.3 - то же в случае плоского торца толика.

Роликовый сферический однорядный подшипник содержит наружное кольцо 1 со сферической дорожкой качения 2, внутреннее кольцо 3 с тороидальной дорожкой качения 4 и двумя крайними бортами 5 и 6 одинаковой высоты, четное количество бочкообразных асимметричных роликов 7 с наиболее удаленными от плоскости М-М наибольшего диаметра Др торцами 8, принимаемыми за базовые, сепаратор 9. Базовые торцы 8 соседних роликов 7 обращены к противоположным бортам 5 и 6.

При сферическом базовом торце 8 ролика 7 упорная поверхность 10 крайних бортов 5 и 6 расположена к торцам 11 внутреннего кольца 3 под углом αc.

При плоском базовом торце 8 ролика 7 упорная поверхность 10 крайних бортов 5 и 6 расположена к торцам 11 внутреннего кольца 3 под углом αn.

Центр радиуса Rн, стеры дорожки качения 2 наружного кольца 1 и центр радиуса Rв кривизны дорожки качения 4 внутреннего кольца 3 расположены в точках О1 и О2 соответственно.

Ролик 7 контактирует с дорожкой качения 2 наружного кольца 1 в точке А, с дорожкой качения 4 внутреннего кольца 3 - в точке В.

Центры радиусов Rp образующих ролика 7, контактирующих с дорожкой качения 2 наружного кольца 1 и дорожкой качения 4 внутреннего кольца 3, расположены в точках Ор и О'р соответственно.

Ролик 7 базовым торцом 8 контактирует с упорной поверхностью 10 крайнего борта 6 в точке С. Точка С расположена на окружности диаметром Дк.

Между шириной L дорожки качения 4 внутреннего кольца 3 и длиной Lр ролика 7 имеется осевой зазор δ со стороны противобазового торца 12.

Линия обшей нормали в точке А проходит через точки O1 и Ор. Линия обшей нормали в точке В проходит через точки О2 и О'р. Плоскость M-М наибольшего диаметра Др ролика 7 с линией обшей нормали, проходящей через точку А, образует угол β.

Плоскость М-М наибольшего диаметра Др ролика 7 расположена относительно середины L/2 дорожки качения 4 внутреннего кольца 3 на расстоянии Σ, а относительно базового торца 8 - на расстоянии Е.

Величина Е определяется


ε = OpO1sinβ = (Rн-Rp)sinβ

При сферическом базовом торце 8 ролика 7 величина угла αc определяется:
конструктивно обычно принимается: Дк= 0,75Дт, высота борта hб равна 0,25Дт, а точка контакта С располагается на середине высоты hб порта 6.

Угол СОтК имеет стороны, перпендикулярные с торцом 11 внутреннего кольца 3 и упорной поверхностью 10 крайнего борта 6, поэтому

Так как в подшипниках αc значительно меньше 5o, то
sinαc ≈ αc(рад), отсюда

При плоском базовом торце 8 ролика 7 величина αn определяется

где Sт - торцевое биение базового торца 8 ролика 7, которое определяется из технологической нормативной документации;
hб- высота борта 6 внутреннего кольца 3.

Конструктивно принимаем hб=0,25Дт, тогда

Так как в подшипниках αn меньше 1o, то tgαn ≈ αn(рад), отсюда

Подшипник работает следующим образом.

Действие радиальной нагрузки Р на подшипник передается от наружного кольца 1 к внутреннему кольцу 3 через ролик 7 в точках А и В соответственно. Возникающие усилия P1 в точке А и Р2 в точке В направлены по линиям общих нормалей и создают осевую составляющую усилия Р3 в сторону базового торца 8, которая прижимает ролик 7 к упорной поверхности 10 борта 6 в точке С.

Четное количество роликов 7, поочередно установленных базовыми торцами 8 к противоположным бортам 5 и 6 внутреннего кольца 2, создает эффект беззазорного в осевом направлении подшипника. Это обеспечивает стабильное положение колец 1, 2 и роликов 7. Подшипник приобретает свойство воспринимать осевые нагрузки.

Отсутствие осевого зазора между базовым торцом 8 ролика 7 и упорной поверхностью 10 крайнего борта 6 внутреннего кольца 3 исключает перекос оси N-N ролика 7 относительно оси F-F подшипника и тем самым исключает кромочные эффекты.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР 1784776, МПК 5 F 16 С 33/46, 1992 г.

2 Авторское свидетельство СССР 1109545, МПК 3 F 16 С 33/46, 1984 г.

Похожие патенты RU2199039C2

название год авторы номер документа
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК 2001
  • Вайткус Юлиус Мартинович
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Козлов Анатолий Борисович
  • Савастенко Максим Евсеевич
RU2215205C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СМЕЩЕНИЯ ТОЧКИ КОНТАКТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОМИНАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ДОРОЖКЕ КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2187785C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2194891C2
КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2005
  • Вайткус Юлиус Мартинович
RU2296251C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2170373C2
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАННОГО ДОПУСКА УГЛА КОНТАКТА В ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКАХ 2001
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2244857C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ 1996
  • Горбунов В.В.
  • Ворыпаев Н.Н.
RU2124150C1
РОЛИКОВЫЙ КОНИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2004
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Гагасов Александр Матвеевич
  • Вайткус Юлиус Мартинович
  • Савастенко Максим Евсеевич
  • Бахуревич Анатолий Степанович
RU2261375C1
ШАРИКОПОДШИПНИК РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ В ШАРИКОПОДШИПНИКЕ ОТКЛОНЕНИЯ УГЛА КОНТАКТА ОТ НОМИНАЛЬНОГО 2002
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Матросов П.В.
RU2232310C2
СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 1998
  • Вайткус Юлиус Мартынович
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Козлов Анатолий Борисович
  • Кошель Владимир Митрофанович
RU2145007C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 199 039 C2

Реферат патента 2003 года РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам качения. Роликовый сферический подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортами одинаковой высоты, четное число бочкообразных роликов и сепаратор. Причем упорные поверхности крайних бортов расположены к торцам внутреннего кольца под углом, а ролики выполнены асимметричными, причем торцы соседних роликов, наиболее удаленные от плоскости их наибольшего диаметра, обращены к противоположным бортам. Торцы роликов, наиболее удаленные от плоскости их наибольшего диаметра, выполнены сферическими либо плоскими, при этом упорные поверхности крайних бортов расположены к торцам внутреннего кольца под углом. Технический результат - повышение надежности работы подшипника за счет устранения кромочных эффектов. 2. з.п.ф-лы., 3 ил.

Формула изобретения RU 2 199 039 C2

1. Роликовый сферический однорядный подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортами одинаковой высоты, четное число бочкообразных роликов, сепаратор, отличающийся тем, что упорные поверхности крайних бортов расположены к торцам внутреннего кольца под углом, а ролики выполнены асимметричными, причем торцы соседних роликов, наиболее удаленные от плоскости их наибольшего диаметра, обращены к противоположным бортам и расположены от нее на расстоянии, определяемом зависимостью

где L - ширина роликовой дорожки внутреннего кольца;
δ - осевой зазор между роликом и шириной роликовой дорожки внутреннего кольца;
RP - радиус образующей ролика;
RH - радиус образующей роликовой дорожки наружного кольца;
β - угол между плоскостью наибольшего диаметра ролика и линией общей нормали в точке касания дорожки наружного кольца с роликом.
2. Роликовый сферический однорядный подшипник по п.1, отличающийся тем, что торцы роликов, наиболее удаленные от плоскости их наибольшего диаметра, выполнены сферическими, при этом упорные поверхности крайних бортов расположены к торцам внутреннего кольца под углом, определяемым зависимостью

где DT - диаметр торца ролика;
RT - радиус сферы торца ролика.
3. Роликовый сферический однорядный подшипник по п.1, отличающийся тем, что торцы роликов, наиболее удаленные от плоскости их наибольшего диаметра, выполнены плоскими, при этом упорные поверхности крайних бортов расположены к торцам внутреннего кольца под углом, определяемым зависимостью

где ST - торцевое биение торца ролика наиболее удаленного от плоскости его наибольшего диаметра;
DT - диаметр торца ролика.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2199039C2

РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 1998
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Достанко Геннадий Александрович
  • Новиков А.Ф.(Ru)
RU2133893C1
Роликовый сферический подшипник 1982
  • Злобин Святослав Иванович
  • Вайткус Юлиус Мартинович
SU1109545A1
Радиальный однорядный роликовый подшипник 1990
  • Нехвядович Василий Иванович
  • Вайткус Юлиус Мартинович
  • Кошель Владимир Митрофанович
  • Авсянкин Олег Григорьевич
SU1784776A1
US 4027930, 07.06.1977.

RU 2 199 039 C2

Авторы

Вайткус Юлиус Мартинович

Пенза Валерий Николаевич

Козлов Анатолий Борисович

Савастенко Максим Евсеевич

Даты

2003-02-20Публикация

2000-06-19Подача