Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов.
Известны опоры качения механизмов [1], состоящие из корпуса механизма, подшипника качения, вала. Такие конструкции опор имеют осевые и радиальные зазоры, которые в процессе эксплуатации увеличиваются из-за износа деталей, а это ухудшает точностные характеристики механизма в целом.
Для устранения зазоров в опорах качения применяют конструкции с предварительным натягом, который осуществляется за счет перемещения колец относительно друг друга.
Известна конструкция опор качения, в которых натяг обеспечивается за счет пружин, постоянно действующих на наружное кольцо, перемещая его в отверстии корпуса относительно внутреннего кольца, тем самым выбирая зазоры [1, стр. 435].
Недостатком данной конструкции является то, что она не может воспринимать осевые нагрузки.
Известна также опора качения, взятая за прототип, в которой зазор выбирается за счет перемещения колец подшипника с помощью затягивания гайки на валу или в корпусе [1, стр. 434].
Недостатком данного технического решения является то, что натяг создается только в начальный момент, а по мере износа деталей образуется зазор. Для устранения его необходимо периодически разбирать и регулировать опорный узел, что ухудшает эксплуатационные показатели механизма в целом.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение точностных характеристик опор качения за счет автоматического устранения люфтов в процессе их эксплуатации и обеспечения восприятия ими осевых нагрузок.
Для решения поставленной задачи в опоре качения, содержащей корпус механизма, подшипник качения, вал механизма и гайку, на конце вала выполнен продольный паз и кольцевая проточка под стопорное кольцо. На наружной поверхности гайки образованы выступы. На валу между гайкой и стопорным кольцом установлена пружина. Один конец пружины взаимодействует с выступом гайки, другой - с продольным пазом вала.
На чертеже схематично показан общий вид опоры качения в разрезе.
Опора качения содержит корпус механизма 1, подшипник качения 2, вал механизма 3, гайку 4. На конце вала выполнены продольный паз и кольцевая проточка, в которой установлено стопорное кольцо 5. На наружной поверхности гайки 4 образованы выступы.
На валу, между гайкой 4 и стопорным кольцом 5, установлена пружина 6, одним концом взаимодействующая с выступом гайки, другим - с продольным пазом вала. Благодаря постоянному воздействию пружины на гайку обеспечивается постоянный выбор зазора в подшипнике, несмотря на износ деталей в процессе эксплуатации. Наличие на гайке нескольких выступов дает возможность устанавливать необходимое усилие натяга в опоре качения.
Данное техническое решение позволяет получить безлюфтовую конструкцию опоры качения, не требующую регулировки в процессе эксплуатации и способную воспринимать наряду с радиальной осевую нагрузку.
Источник информации
1. П.И.Орлов. "Основы конструирования", Справочно-методическое пособие, книга 2, Москва "Машиностроение", 1988 г., стр. 403...435.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРА КАЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2243426C1 |
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ПРИБОР | 2000 |
|
RU2176779C1 |
БОЕВАЯ УСТАНОВКА | 2002 |
|
RU2213314C1 |
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ПРИБОР | 2000 |
|
RU2179302C1 |
ШАРИКОВИНТОВОЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2003 |
|
RU2246057C2 |
ГИРОКООРДИНАТОР ГОЛОВКИ САМОНАВЕДЕНИЯ | 2000 |
|
RU2177600C1 |
РАКЕТА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ | 1999 |
|
RU2158410C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ НАВОДКОЙ | 1999 |
|
RU2165581C2 |
ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА | 2000 |
|
RU2167389C1 |
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ПРИБОР | 1999 |
|
RU2180728C2 |
Опора качения содержит корпус механизма, подшипник качения, вал механизма и гайку. На конце вала выполнены продольный паз и кольцевая проточка для установки стопорного кольца. На наружной поверхности гайки образованы выступы. На валу между гайкой и стопорным кольцом установлена пружина, один конец которой взаимодействует с выступом гайки, другой - с продольным пазом вала. Технический результат - повышение точностных характеристик опор качения за счет автоматического устранения люфтов в процессе их эксплуатации и обеспечения восприятия ими осевых нагрузок. 1 ил.
Опора качения, состоящая из корпуса механизма, подшипника качения, вала механизма и гайки, отличающаяся тем, что на конце вала выполнены продольный паз и кольцевая проточка под стопорное кольцо, а на наружной поверхности гайки образованы выступы, причем между гайкой и стопорным кольцом размещена пружина, один конец которой взаимодействует с выступом гайки, а второй - с продольным пазом вала.
Подшипниковый узел | 1986 |
|
SU1409793A1 |
ЕР 0461637, 18.12.1991 | |||
US 1511905, 14.10.1924 | |||
Подшипниковая опора с саморегулируемым натягом | 1974 |
|
SU555992A1 |
Авторы
Даты
2003-02-20—Публикация
2001-03-21—Подача