ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2003 года по МПК F23R3/04 

Описание патента на изобретение RU2199700C2

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к авиадвигателестроению.

Известна топливовоздушная горелка камеры сгорания [1], содержащая топливную форсунку и лопаточный завихритель. На лопатках завихрителя установлена обечайка, которая разделяет закрученный поток на два потока, идущих по кольцевым каналам. По внутреннему каналу впускается воздух под углом к конусу струи распыленного топлива, обеспечивая предварительное смешение с ним. Другая часть воздуха проходит через наружный канал и используется для формирования факела и закручивания топливовоздушной смеси, что создает зону рециркуляции продуктов сгорания с возможностью получения высокой полноты сгорания топлива на всех режимах и низких выбросов вредных веществ. Характерными недостатками данного устройства из-за относительно больших расходов воздуха, принятых для топливовоздушных горелок с завихрителями, и небольших углов раскрытия топливовоздушного факела на выходе из завихрителя являются узкие области запуска и устойчивого горения камеры сгорания.

Известна другая топливовоздушная горелка камеры сгорания [2], содержащая топливную форсунку и двухъярусный осерадиальный завихритель с внутренним ярусом, состоящим из осевого лопаточного завихрителя с открытым входным и выходным торцом и радиального завихрителя. При этом между тыльной стороной корпуса форсунки и входным торцом расположен стабилизатор потока воздуха, закрепленный на головке форсунки. Внешний контур стабилизатора превышает поперечное сечение осевого завихрителя и образует щелевой канал с его входным торцом. Подобная конструкция топливовоздушной горелки позволяет обеспечить равномерный вход воздуха в осевой завихритель благодаря стабилизатору, устраняющему затенение, вызванное стволом форсунки. Это соответственно обеспечивает более равномерную по составу и скоростям топливовоздушную смесь в передней части жаровой трубы, что увеличивает полноту сгорания топлива и позволяет снизить выбросы вредных веществ. Недостатком данного устройства являются повышенные потери полного давления, вызванные втеканием воздуха через щель, образованную стабилизатором и входным торцом завихрителя с последующим разворотом потока. Кроме того, общим недостатком известных топливовоздушных горелок с завихрителем являются узкие области запуска и устойчивой работы.

Целью предлагаемого решения является расширение области запуска и устойчивой работы камеры сгорания за счет увеличения угла распыла топливовоздушной смеси на выходе из завихрителя и формирования широкой области зоны рециркуляции в первичной зоне жаровой трубы, а также повышение полноты сгорания и снижение выбросов вредных веществ за счет интенсификации смесеобразования и получения однородной топливовоздушной смеси.

Сущность технического решения заключается в том, что в топливовоздушной горелке камеры сгорания на входном торце осевого лопаточного завихрителя расположена перегородка, перекрывающая часть входного торца, выполненная, например, в виде кольца.

Вышеуказанные отличительные признаки придают всей совокупности отличительных признаков новое свойство. Новые свойства заключаются в следующем.

1. За перегородкой при прохождении воздуха через осевой завихритель внутреннего яруса образуется зона обратных токов с пониженным давлением, которая изменяет направление течения и увеличивает угол распыла воздуха на выходе из осевого завихрителя и топливовоздушной смеси на выходе из двухъярусного завихрителя для формирования широкой зоны рециркуляции в первичной зоне с богатой топливом периферией для увеличения области розжига камеры сгорания.

2. Перегородка выполняет роль турбулизатора воздушного потока, что интенсифицирует смесеобразование и ведет к повышению полноты сгорания топлива за счет ускорения подготовки топливовоздушной смеси.

Как показали патентные исследования, подобного свойства нет ни у прототипа, ни у других известных решений.

На чертеже схематически показан вариант предлагаемого решения.

Топливовоздушная горелка содержит двухъярусный завихритель 1 с внутренним ярусом, состоящим из осевого лопаточного завихрителя 2 с открытым выходным торцом 3. На входном торце 4 лопаточного завихрителя 2 внутреннего яруса расположена перегородка 5, например, в виде кольца. Перегородка 5 перекрывает часть сечения входного торца 4. Перегородка 5 также может быть выполнена в виде отличной от кольца формы замкнутого контура. Кроме этого, на чертеже указаны наружный ярус завихрителя 6, топливная форсунка 7 и первичная зона 8 жаровой трубы.

Работа устройства осуществляется следующим образом. На выходе из осевого завихрителя 2 вытекает воздух под углом к конусу струи распыленного топлива, поступающего из топливной форсунки 7, обеспечивая предварительное смешение с ним. Другая часть воздуха проходит через наружный ярус завихрителя 6 и используется для формирования факела и закручивания топливовоздушной смеси, что создает зону рециркуляции в первичной зоне 8 жаровой трубы. При прохождении воздуха через осевой завихритель 2 непосредственно за перегородкой 5 образуется зона обратных токов с пониженным давлением. В результате изменяется направление течения и увеличивается угол распыла воздуха на выходе из осевого завихрителя 2 и топливовоздушной смеси из двухъярусного завихрителя 1. Это позволяет получить богатую топливом зону на периферии первичной зоны 8 с относительно малыми скоростями, что благоприятно для условий розжига даже при значительном обеднении топливовоздушной смеси в первичной зоне в целом. На основных режимах работы при значительных уменьшениях расхода топлива наличие богатых топливом зон с малыми скоростями также позволяет расширить область устойчивой работы камеры сгорания. Кроме того, перегородка 5 выполняет роль турбулизатора, что интенсифицирует смесеобразование топливовоздушной смеси и ведет к повышению полноты сгорания, а более однородный состав топливовоздушной смеси - к снижению выбросов вредных веществ при сжигании топлива. Подобное устройство в настоящее время проходит испытания, результаты которых подтверждают заявленные свойства.

По сравнению с прототипом предложенное решение имеет ряд преимуществ выраженных:
1) в увеличении области розжига камеры сгорания;
2) в увеличении области устойчивого горения камеры сгорания;
3) в увеличении полноты сгорания топлива;
4) в снижении выбросов вредных веществ.

Источники информации
1. Патент США 3901446, НКИ 239-132.5 (F 02 С 7/22), опубл. 26.08.75 г. (аналог).

2. Патент России 2134839 (F 02 С 7/22), опубл. 20.08.1999 г. (прототип).

Похожие патенты RU2199700C2

название год авторы номер документа
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Максин Виктор Иванович
  • Баранов Валерий Александрович
  • Ташкинов Валерий Александрович
RU2267710C1
Топливновоздушная горелка и фронтовое устройство камеры сгорания 2020
  • Бакланов Андрей Владимирович
RU2749434C1
Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя 2001
  • Иноземцев А.А.
  • Медведев А.В.
  • Хрящиков М.С.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2224954C2
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Хрящиков М.С.
RU2264584C2
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Птицын Владимир Петрович
  • Охлобыстин Андрей Владимирович
  • Элькес Александр Александрович
  • Касьминов Петр Николаевич
  • Волков Сергей Александрович
RU2273798C2
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Хрящиков М.С.
  • Токарев В.В.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2134839C1
Топливовоздушная горелка камеры сгорания 2024
  • Бакланов Андрей Владимирович
RU2825500C1
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Хрящиков Михаил Сергеевич
  • Ташкинов Валерий Александрович
  • Пеков Ахиллей Периклович
RU2406934C1
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА 1995
  • Епейкин Л.Ф.
  • Цыбизов Ю.И.
  • Постников А.М.
  • Лавров В.Н.
  • Денисов И.С.
  • Савченко В.П.
RU2157954C2
ГОРЕЛКА 2002
  • Асосков В.А.
  • Алексеев В.А.
  • Лесняк О.Б.
  • Ситников В.Е.
  • Акулов В.А.
RU2197685C1

Реферат патента 2003 года ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит двухъярусный завихритель, во внутреннем ярусе которого установлен лопаточный завихритель с открытым выходным торцом. На входном торце осевого лопаточного завихрителя расположена перегородка, перекрывающая часть входного торца, выполненная, например, в виде кольца. Изобретение позволяет расширить область запуска и устойчивой работы камеры сгорания за счет увеличения угла распыла топливовоздушной смеси на выходе завихрителя и повысить полноту сгорания за счет интенсификации процесса смесеобразования. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 199 700 C2

Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащая двухъярусный завихритель, во внутреннем ярусе которого установлен лопаточный завихритель с открытым выходным торцом, отличающаяся тем, что на входном торце осевого лопаточного завихрителя расположена перегородка, перекрывающая часть входного торца, выполненная, например, в виде кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2199700C2

ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Хрящиков М.С.
  • Токарев В.В.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2134839C1
US 4483138 А, 20.11.1984
US 5437159 А, 01.08.1995
ГАСИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОДНОГО ПОТОКА 2020
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2724447C1
ОПТИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Келлер Питер Дж.
  • Келли Майкл Дж.
RU2214630C2
МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ ФИЛЬТРОВАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 0
SU182687A1

RU 2 199 700 C2

Авторы

Касьминов П.Н.

Охлобыстин А.В.

Шинкарев В.Я.

Ланин В.Г.

Даты

2003-02-27Публикация

2000-07-05Подача