Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания.
Известна топливовоздушная горелка камеры сгорания, содержащая двухъярусный завихритель, во внутреннем ярусе которого установлен осевой лопаточный завихритель с открытым входным и выходным торцом. На входном торце осевого лопаточного завихрителя расположена перегородка, перекрывающая часть входного торца. Перегородка выполняет роль турбулизатора воздушного потока, что интенсифицирует смесеобразование и ведет к повышению полноты сгорания топлива за счет ускорения подготовки топливовоздушной смеси. Также перегородка позволяет увеличить области розжига камеры сгорания за счет увеличения зоны рециркуляции в жаровой трубе. Недостатком данного устройства являются большие значения выбросов вредных веществ из-за того, что топливо подается за осевым завихрителем и процесс смешения топлива с воздухом начинается на выходе из двухъярусного завихрителя и продолжается в рециркуляционной зоне жаровой трубы [1].
Наиболее близкой к заявляемой является топливовоздушная горелка камеры сгорания, содержащая топливную форсунку и двухъярусный завихритель с внутренним ярусом, состоящим из осевого лопаточного завихрителя с открытым входным и выходным торцами. При этом между корпусом форсунки и входным торцом осевого завихрителя расположен стабилизатор потока воздуха, закрепленный на корпусе форсунки. Внешний контур стабилизатора превышает поперечное сечение осевого завихрителя и образует щелевой канал с его входным торцом. Подобная конструкция топливовоздушной горелки позволяет обеспечить равномерный вход воздуха в осевой завихритель благодаря стабилизатору, устраняющему срывы потока воздуха, вызванные корпусом форсунки [2].
Недостатком данного устройства являются повышенные потери полного давления, вызванные втеканием воздуха в щель, образованную стабилизатором и входным торцом завихрителя с последующим разворотом потока. Топливо подается за осевым завихрителем, и процесс смешения топлива с воздухом начинается на выходе из двухъярусного завихрителя и продолжается в рециркуляционной зоне жаровой трубы, что не обеспечивает получение высокой однородности топливовоздушной смеси, необходимой полноты ее сгорания и приводит к увеличению выбросов вредных веществ и низкой экономичности камеры сгорания.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении топливной экономичности камеры сгорания и снижении токсичности продуктов сгорания топлива за счет интенсификации смесеобразования и получения однородной топливовоздушной смеси.
Сущность технического решения заключается в том, что топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащая топливную форсунку, осевой и тангенциальный завихрители воздуха, выполненные в виде каналов с открытыми торцами и лопатками внутри, согласно изобретению, дополнительно включает воздухозаборник-смеситель, размещенный между корпусом форсунки и входным торцом осевого завихрителя. Нижний по потоку торец воздухозаборника-смесителя скреплен с входным торцом осевого завихрителя, а верхний по потоку торец воздухозаборника-смесителя выполнен открытым. Топливная форсунка снабжена отверстиями подачи и распыла газового топлива, расположенными внутри воздухозаборника-смесителя перед входными кромками осевого завихрителя.
Размещение воздухозаборника-смесителя между корпусом форсунки и входным торцом осевого завихрителя, когда нижний по потоку торец воздухозаборника-смесителя скреплен с входным торцом осевого завихрителя, а верхний по потоку торец воздухозаборника-смесителя выполнен открытым, позволяет осуществлять предварительное смешение воздуха с топливом, выравнивая эпюры скоростей и давления потока топливовоздушной смеси перед входом в осевой завихритель. При этом расстояние от плоскости размещения отверстий распыла газового топлива до входных торцов лопаток осевого завихрителя L равно или превышает максимальное осевое расстояние между входными и выходными кромками лопаток осевого завихрителя L1, что позволяет более равномерно осуществлять перемешивание потоков топлива и воздуха, а также максимально увеличивать однородность смеси.
Топливная форсунка снабжена отверстиями подачи и распыла газового топлива, расположенными внутри воздухозаборника-смесителя перед входными кромками осевого завихрителя, что позволяет осуществлять подачу топлива перед осевым завихрителем во внутреннюю полость воздухозаборника-смесителя, предварительно смешивая воздух с топливом. В зону горения жаровой трубы топливовоздушная смесь поступает однородной, что ведет к повышению ее полноты сгорания и соответственно приводит к повышению топливной экономичности камеры сгорания и снижению токсичности продуктов сгорания топлива.
Выполнение в воздухозаборнике-смесителе выреза со стороны корпуса топливной форсунки облегчает поступление сжатого воздуха через верхний по потоку торец воздухозаборника-смесителя и интенсифицирует процесс смесеобразования.
На чертеже изображен разрез топливовоздушной горелки вдоль корпуса форсунки и осевого завихрителя воздуха.
Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит топливную форсунку в виде корпуса 1 с отверстием 2 подачи топлива 3 и отверстиями 4 распыла топлива 3, а также осевой завихритель 5 воздуха 6 с открытым торцом 7 на входе 8, с открытым торцом 9 на выходе 10 и лопатками 11. Топливовоздушная горелка дополнительно содержит воздухозаборник-смеситель 12, размещенный между корпусом 1 форсунки и открытым торцом 7 на входе 8 осевого завихрителя 5. Нижний по потоку торец 13 воздухозаборника-смесителя 10 скреплен с открытым торцом 7 на входе 8 осевого завихрителя 5, а верхний по потоку торец 14 воздухозаборника-смесителя 10 выполнен открытым. На верхнем по потоку торце 14 воздухозаборника-смесителя 12 выполнен вырез 15 со стороны корпуса 1 форсунки. Отверстия 4 распыла топлива 3 расположены перед торцом 7 на входе 8 завихрителя 5 внутри воздухозаборника-смесителя 10. Расстояние L от плоскости размещения отверстий 4 распыла топлива 3 до торца 16 лопаток 11 осевого завихрителя 5, по меньшей мере, равняется максимальному осевому расстоянию L1 между торцом 16 лопаток 11 и торцом 9 на выходе 10 осевого завихрителя 5. Кроме того, на чертеже представлена стенка 17 жаровой трубы и полость 18 горения жаровой трубы.
Топливовоздушная горелка газотурбинного двигателя работает следующим образом.
Топливо 3 через отверстие подачи топлива 2 подается к отверстиям 4 распыла топлива и далее - внутрь воздухозаборника-смесителя 10. Одновременно с этим сжатый компрессором поток воздуха 6, обтекая корпус 1 форсунки, заходит в воздухозаборник-смеситель 10. В воздухозаборнике-смесителе 10 начинается процесс смешения воздуха 6 и топлива 3 с образованием топливовоздушной смеси, а также происходит выравнивание эпюр скоростей и давлений топливовоздушной смеси перед открытым торцом 7 на входе 8 завихрителя 5. Топливовоздушная смесь, проходя через осевой завихритель 5, закручивается, интенсифицируяя процесс смесеобразования, далее смесь поступает в полость горения 18 жаровой трубы 17 полностью перемешанной с однородным составом, где осуществляется полное сгорание смеси.
Источники информации
1. Патент РФ №2199700, F 23 R 3/4, опубл. 27.02.2003 г. (аналог).
2. Патент РФ №2134839, F 23 D 11/00, опубл. 20.08.1999 г. (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Топливновоздушная горелка и фронтовое устройство камеры сгорания | 2020 |
|
RU2749434C1 |
Топливовоздушная горелка камеры сгорания | 2024 |
|
RU2825500C1 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2406934C1 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2134839C1 |
Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя | 2001 |
|
RU2224954C2 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2199700C2 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2264584C2 |
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА С ВОЗДУШНЫМ РАСПЫЛОМ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2107177C1 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА | 1995 |
|
RU2157954C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2414649C2 |
Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит топливную форсунку, осевой и тангенциальный завихрители воздуха, выполненные в виде каналов с открытыми торцами и лопатками внутри. Топливовоздушная горелка дополнительно включает воздухозаборник-смеситель, размещенный между корпусом форсунки и входным торцом осевого завихрителя. Нижний по потоку торец воздухозаборника-смесителя скреплен с входным торцом осевого завихрителя. Верхний по потоку торец воздухозаборника-смесителя выполнен открытым. Топливная форсунка снабжена отверстиями подачи и распыла газового топлива, расположенными внутри воздухозаборника-смесителя перед входными кромками осевого завихрителя. Изобретение позволяет повысить экономичность, полноту сгорания топлива и снизить выброс вредных веществ. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2134839C1 |
Авторы
Даты
2006-01-10—Публикация
2004-03-25—Подача