Топливновоздушная горелка и фронтовое устройство камеры сгорания Российский патент 2021 года по МПК F23R3/14 

Описание патента на изобретение RU2749434C1

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей и обеспечивает снижение токсичности продуктов сгорания с одновременным повышением надежности работы и увеличением полноты сгорания топлива.

Известна топливовоздушная горелка (RU 2 157 954 Заявка: 95115619/06, 05.09.1995), содержащая двухъярусный завихритель с установленными на них наружным и внутренним насадками с отверстиями в последнем, топливную форсунку, установленную на оси.

Недостатком такого устройства является ненадежная работа, связанная с самовоспламенением смеси до ее поступления в зону горения КС (из-за большого времени пребывания и наличия мест с малыми скоростями потока), что приводит к перегреву и обгару фронтового устройства.

Не обеспечивает равномерную по составу и скоростям топливовоздушную смесь в передней части жаровой трубы, что не обеспечивает полноту сгорания топлива и не позволяет снизить выбросы вредных веществ.

Известно фронтовое устройство камеры сгорания газотурбинного двигателя (полезная модель РФ №173301 F23R 3/16 опубл. 21.08.2017), содержащее корпус, в передней, по направлению потока воздуха, стенке которого установлена топливная форсунка, и осерадиальный завихритель с закручивающими элементами в виде лопаток с выходными кромками.

Недостатком данного фронтового устройства является отсутствие его охлаждения.

Известна другая топливовоздушная горелка камеры сгорания [Патент РФ 2134839 (F 02 С 7/22), опубл. 20.08.1999 г.], содержащая топливную форсунку и двухъярусный осерадиальный завихритель с внутренним ярусом, состоящим из осевого лопаточного завихрителя с открытым входным и выходным торцом и радиального завихрителя. При этом между тыльной стороной корпуса форсунки и входным торцом расположен стабилизатор потока воздуха, закрепленный на головке форсунки. Внешний контур стабилизатора превышает поперечное сечение осевого завихрителя и образует щелевой канал с его входным торцом. Данная топливовоздушная горелка размещается во фронтовом устройстве, представляющем собой лобовую стенку камеры сгорания.

Недостатком данного устройства являются повышенные потери полного давления, вызванные втеканием воздуха через щель, образованную стабилизатором и входным торцом завихрителя с последующим разворотом потока. Кроме того, общим недостатком известных топливовоздушных горелок с завихрителем являются узкие области запуска и устойчивой работы.

Недостатком фронтового устройства является отсутствие элементов обеспечивающих его охлаждение.

Из исследованного уровня техники выявлено техническое решение, совпадающее с заявленным техническим решением как по совокупности совпадающих признаков, так и по назначению, а именно: известна Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя (Патент РФ №2199700, F 23 R 3/4, опубл. 27.02.2003 г.), содержащая двухъярусный завихритель, во внутреннем ярусе которого установлен лопаточный завихритель с выходным торцом, на котором расположена перегородка, перекрывающая часть входного торца, выполненная, например, в виде кольца. Топливовоздушная горелка размещается в передней части жаровой трубы, представляющей собой фронтовое устройство.

Недостатком данной топливовоздушной горелки являются то, что кольцо приваривается к входному торцу и не имеет возможности его демонтажа или возможности оперативной замены на кольцо другого диаметра.

Недостатком данной топливовоздушной горелки являются большие значения выбросов вредных веществ из-за того, что топливо подается за осевым завихрителем и процесс смешения топлива с воздухом начинается на выходе из двухъярусного завихрителя и продолжается в рециркуляционной зоне жаровой трубы.

Недостатком данного фронтового устройства является отсутствие охлаждения.

Указанные выше недостатки в совокупности не позволяют реализовать цели, поставленные в заявленном решении, т.е.:

не обеспечивает надежную работу,

не обеспечивает равномерную по составу и скоростям топливовоздушную смесь,

не обеспечивает низких значений выбросов вредных веществ,

не обеспечивает пониженные потери полного давления,

не обеспечивает широкие области запуска и устойчивую работу,

не обеспечивается технологичность установки топливовоздушной горелки во фронтовое устройство камеры сгорания,

не обеспечивается охлаждение фронтового устройства.

Технической задачей предлагаемой топливовоздушной горелки является устранение недостатков прототипа, а именно:

обеспечение надежной работы,

обеспечение равномерную по составу и скоростям топливовоздушную смесь,

обеспечение низких значений выбросов вредных веществ,

обеспечение пониженных потерь полного давления,

обеспечение широкой области запуска и устойчивую работу,

обеспечение технологичности установки топливовоздушной горелки во фронтовое устройство камеры сгорания.

Технической задачей предлагаемого фронтового устройства является обеспечение его охлаждения.

Сущностью заявленного технического решения является, что топливовоздушная горелка и фронтовое устройство камеры сгорания, содержащие топливную форсунку в виде корпуса с отверстиями подачи и распыла топлива, а так же двухъярусный завихритель, во внутреннем ярусе которого установлен лопаточный завихритель с выходным торцом, на котором расположена перегородка, перекрывающая часть входного торца, в наружном ярусе установлен лопаточный завихритель с выходным торцом.

Предложенная топливовоздушная горелка и фронтовое устройство камеры сгорания характеризуются некоторыми конструктивными особенностями: перегородка в виде кольцевой шайбы устанавливается на носике форсунки, завихритель внутреннего яруса имеет сужающийся сопловой насадок с удлиненным цилиндрическим каналом вокруг которого располагается завихритель наружного яруса содержащий цилиндрический насадок, размещенный в установочном корпусе имеющем резьбу и содержащий экран и находящийся в отверстии фронтового устройства, закрепленный в нем при помощи резьбовой гайки с торцевыми пазами и срезом соответствующим углу сужающегося соплового насадка завихрителя внутреннего яруса формирующего канал подвода воздуха к лопаткам завихрителя наружного яруса, лопатки одного завихрителя расположены под противоположным углом относительно лопаток второго завихрителя, фронтовое устройство содержит перфорации вокруг каждого отверстия, охлаждающий козырек с отверстиями подвода воздуха.

Таким образом, поставленная задача для топливовоздушной горелки в целом достигается тем, что:

для обеспечения надежной работы завихритель внутреннего яруса имеет сужающийся сопловой насадок с удлиненным цилиндрическим каналом, что исключает самовоспламенение смеси до ее поступления в зону горения камеры сгорания;

для обеспечения равномерной по составу и скоростям топливовоздушную смесь лопатки одного завихрителя расположены под противоположным углом относительно лопаток второго завихрителя, что обеспечивает хорошее смешение топлива с воздухом;

для обеспечения низких значений выбросов вредных веществ коэффициент избытка воздуха на выходе из завихрителя составляет 1,8-2;

для обеспечения пониженных потерь полного давления оба завихрителя выполнены осевыми, резьбовая гайка со срезом, соответствующим углу сужающегося соплового насадка завихрителя внутреннего яруса, формирующего канал подвода воздуха к лопаткам завихрителя наружного яруса;

для обеспечения широкой области запуска и устойчивую работу перегородка в виде кольцевой шайбы устанавливается на носике форсунки;

для обеспечения технологичности установки топливовоздушной горелки во фронтовое устройство камеры сгорания двухъярусный завихритель устанавливается в установочный корпус размещенный в отверстии фронтового устройства и стянутый разьбовой гайкой.

Поставленная задача для фронтового устройства в целом достигается тем, что для обеспечения охлаждения фронтового устройства оно содержит перфорации вокруг каждого отверстия, охлаждающий козырек с отверстиями подвода воздуха.

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом:

Фиг. 1 – общий вид, продольный разрез.

Заявленная топливовоздушная горелка и фронтовое устройство камеры сгорания характеризуется наличием существенных конструктивных изменений по сравнению с известными аналогами, обеспечивающими конструкции возможность реализовать поставленные цели, а именно: топливовоздушная горелка и фронтовое устройство камеры сгорания (фиг.1) содержат топливную форсунку 1 в виде корпуса 2 с отверстиями 3 подачи и распыла топлива, перегородка в виде кольцевой шайбы 4 устанавливается на носике 5 форсунки 1, а также двухъярусный завихритель 6, завихритель внутреннего яруса 7 имеет сужающийся сопловой насадок 8 с удлиненным цилиндрическим каналом 9, вокруг которого располагается завихритель наружного яруса 10, содержащий цилиндрический насадок 11, размещенный в установочном корпусе 12, имеющем резьбу 13, и содержащий экран 14 и находящийся в отверстии 15 фронтового устройства 16, закрепленный в нем при помощи резьбовой гайки 17 с торцевыми пазами 18 и срезом 19, соответствующим углу сужающегося соплового насадка 8 завихрителя внутреннего яруса 7, формирующего канал подвода воздуха 20 к лопаткам 21 завихрителя наружного яруса 10, лопатки 22 одного завихрителя расположены под противоположным углом относительно лопаток 21 второго завихрителя. Фронтовое устройство 16, представляющее переднюю часть жаровой трубы 26, содержит перфорации 23 вокруг каждого отверстия 15, охлаждающий козырек 24 с отверстиями подвода воздуха 25.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости на стандартном оборудовании в КНИТУ-КАИ с применением современных материалов и технологий.

Поток воздуха (Фиг.1.), пройдя через перегородку в виде кольцевой шайбы 4 и лопатки 22 завихрителя внутреннего яруса 7, закручивается и проходит в сужающийся сопловой насадок 8, в который через отверстия 3 в форсунке 1 поступает топливо, которое перемешивается с воздухом, и попадает удлиненным цилиндрический канал 9. Другая часть воздуха, пройдя канал подвода воздуха 20 между срезом 19 резьбовой гайки 17 и сужающегося соплового насадка 8, попадает на лопатки 21 завихрителя наружного яруса 10.

Также воздух попадает в перфорации 23 фронтового устройства 16, выходя струйками на экран 14, формируя конвективное охлаждение, а также поступает в отверстия подвода воздуха 25 фронтового устройства 16, выходящего в охлаждающий козырек 24, формируя воздушную пленку.

Похожие патенты RU2749434C1

название год авторы номер документа
Топливовоздушная горелка камеры сгорания 2024
  • Бакланов Андрей Владимирович
RU2825500C1
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Касьминов П.Н.
  • Охлобыстин А.В.
  • Шинкарев В.Я.
  • Ланин В.Г.
RU2199700C2
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Максин Виктор Иванович
  • Баранов Валерий Александрович
  • Ташкинов Валерий Александрович
RU2267710C1
Фронтовое устройство камеры сгорания газотурбинного двигателя 2017
  • Беликов Юрий Валерьевич
  • Лягушкин Владимир Николаевич
  • Ляшенко Владислав Петрович
  • Фурлетов Виктор Иванович
  • Щепин Сергей Александрович
RU2667820C1
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя 2023
  • Бакланов Андрей Владимирович
  • Неумоин Сергей Петрович
RU2817578C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Птицын Владимир Петрович
  • Охлобыстин Андрей Владимирович
  • Элькес Александр Александрович
  • Касьминов Петр Николаевич
  • Волков Сергей Александрович
RU2273798C2
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2349840C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Беляев Вячеслав Евгеньевич
  • Косой Александр Семенович
RU2525385C1
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя 2018
  • Бакланов Андрей Владимирович
  • Неумоин Сергей Петрович
RU2696519C1
Малоэмиссионная камера сгорания с двумя зонами кинетического горения 2020
  • Гутник Михаил Николаевич
  • Гутник Михаил Михайлович
  • Булысова Людмила Александровна
  • Васильев Василий Дмитриевич
  • Пугач Кристина Сергеевна
RU2753202C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 749 434 C1

Реферат патента 2021 года Топливновоздушная горелка и фронтовое устройство камеры сгорания

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей. Топливовоздушная горелка содержит топливную форсунку в виде корпуса с отверстиями подачи и распыла топлива, а также двухъярусный завихритель, во внутреннем ярусе которого установлен лопаточный завихритель с выходным торцом, перегородку, перекрывающую часть входного торца указанного лопаточного завихрителя, в наружном ярусе установлен лопаточный завихритель с выходным торцом. Перегородка в виде кольцевой шайбы устанавливается на носике форсунки, завихритель внутреннего яруса имеет сужающийся сопловой насадок с удлиненным цилиндрическим каналом, вокруг которого располагается завихритель наружного яруса, содержащий цилиндрический насадок, размещенный в установочном корпусе, имеющем резьбу, и содержащий экран и находящийся в отверстии фронтового устройства, закрепленный в нем при помощи резьбовой гайки с торцевыми пазами и срезом, соответствующим углу сужающегося соплового насадка завихрителя внутреннего яруса, формирующего канал подвода воздуха к лопаткам завихрителя наружного яруса, лопатки одного завихрителя расположены под противоположным углом относительно лопаток второго завихрителя. Изобретение позволяет обеспечить снижение токсичности продуктов сгорания с одновременным повышением надежности работы и увеличением полноты сгорания топлива. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 749 434 C1

1. Топливовоздушная горелка, содержащая топливную форсунку в виде корпуса с отверстиями подачи и распыла топлива, а также двухъярусный завихритель, во внутреннем ярусе которого установлен лопаточный завихритель с выходным торцом, перегородку, перекрывающую часть входного торца указанного лопаточного завихрителя, в наружном ярусе установлен лопаточный завихритель с выходным торцом, отличающаяся тем, что перегородка в виде кольцевой шайбы устанавливается на носике форсунки, завихритель внутреннего яруса имеет сужающийся сопловой насадок с удлиненным цилиндрическим каналом, вокруг которого располагается завихритель наружного яруса, содержащий цилиндрический насадок, размещенный в установочном корпусе, имеющем резьбу, и содержащий экран и находящийся в отверстии фронтового устройства, закрепленный в нем при помощи резьбовой гайки с торцевыми пазами и срезом, соответствующим углу сужающегося соплового насадка завихрителя внутреннего яруса, формирующего канал подвода воздуха к лопаткам завихрителя наружного яруса, лопатки одного завихрителя расположены под противоположным углом относительно лопаток второго завихрителя.

2. Фронтовое устройство, включающее топливовоздушную горелку по п. 1, представляющее переднюю часть жаровой трубы, отличающееся тем, что дополнительно содержит перфорации вокруг отверстия, охлаждающий козырек с отверстиями подвода воздуха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2749434C1

ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Касьминов П.Н.
  • Охлобыстин А.В.
  • Шинкарев В.Я.
  • Ланин В.Г.
RU2199700C2
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Птицын Владимир Петрович
  • Охлобыстин Андрей Владимирович
  • Элькес Александр Александрович
  • Касьминов Петр Николаевич
  • Волков Сергей Александрович
RU2273798C2
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА 1995
  • Епейкин Л.Ф.
  • Цыбизов Ю.И.
  • Постников А.М.
  • Лавров В.Н.
  • Денисов И.С.
  • Савченко В.П.
RU2157954C2
US 4198815 A1, 22.04.1980.

RU 2 749 434 C1

Авторы

Бакланов Андрей Владимирович

Даты

2021-06-10Публикация

2020-08-25Подача