ТОКОПРИЕМНИК С АКТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПОДВИЖНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ Российский патент 2003 года по МПК B60L5/24 B60L5/28 

Описание патента на изобретение RU2201355C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к устройствам токосъема на электровозах.

Известен токоприемник, обеспечивающий токосъем с контактного провода при больших скоростях движения электровоза, который имеет устройство, обеспечивающее активное демпфирование колебаний при помощи быстродействующего гидравлического привода [1].

Недостатком токоприемника является малое снижение динамических усилий в контакте с проводом при вертикальных колебаниях токоприемника.

Известен токоприемник, несущий на себе аэродинамический профиль с неизмененной геометрией, компенсирующий изменение подъемной силы при больших скоростях движения электровоза [2]. Недостатком устройства является низкая эффективность работы при возникновении колебаний контактного провода или самого токоприемника, а также то, что эффективность аэродинамики профиля изменяется при изменении направления ветра относительно направления движения поезда.

В качестве прототипа к заявляемому объекту был выбран токоприемник DSA350S [3] , предназначенный для токосъема с контактной подвеской Re 250 и применяющийся на высокоскоростных электропоездах. Данный токоприемник, как и названные выше конструкции, содержит смонтированные на крыше электровоза и электроизолированные от нее подвижные рамы с подъемным механизмом и авторегулятором высоты, каретки, на которых с помощью несущих конструкций укреплен полоз с контактными вставками. Токоприемник дополнительно снабжен устройством активного регулирования подвижной системы, которое использует типовой пропорционально-интегральный контур с обратной связью по силе нажатия, чувствительным элементам которого является датчик давления, причем в цепи обратной связи установлен полосовой фильтр с частотой пропускания около 2 Гц.

Недостатками устройства являются сложность оборудования, недостаточная стабильность контактного нажатия в процессе эксплуатации при: 1) возникновении резонансных колебаний в системе контактный провод - токоприемник; 2) при переменных по величине и направлению ветровых нагрузках, действующих на токоприемник. Оба недостатка в значительной мере обусловлены большой массой и инерционностью токоприемника.

Задачей изобретения является повышение стабильности контактного нажатия при различных скоростях движения поезда (вплоть до 400 км/ч) при наличии возможных колебаний провода, электровоза и самого токоприемника. Технический результат достигается тем, что в токоприемнике с активным регулированием подвижной системы для электровозов, содержащем смонтированные на крыше электровоза и электроизолированные от нее подвижные рамы с подъемным механизмом и авторегулятором высоты, каретки, на которых с помощью несущих конструкций укреплены полоз с контактными вставками и датчик давления, на рамах шарнирно закреплен аэродинамический профиль, имеющий на передней и задней кромках предкрылок и закрылок соответственно, смонтированные с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, причем внутри профиля размещена. система управления предкрылком и закрылком, включающая последовательно соединенные блок питания, быстродействующий следящий пневмопривод и исполнительный механизм, при этом выходы датчика давления соединены со входными электрическими контактами следящего пневмопривода. Следящий пневмопривод рассмотрен, например, в [4].

На фиг. 1 показан общий вид токоприемника, выполненного, например, в виде полупантографа; на фиг. 2 - аэродинамический профиль в разрезе с системой управления предкрылком и закрылком; на фиг. 3 - блок-схема системы управления предкрылком и закрылком.

На крыше 1 электровоза размещены подвижные рамы 2, укрепленные на платформе 3, которая электроизолирована от крыши вагона изоляторами. Токосъем осуществляется с контактного провода 4. На рамах 2 с помощью шарниров 5 укреплен аэродинамический профиль 6 с подвижными предкрылком 7 и закрылком 8. Предкрылок и закрылок идентичны по форме, поэтому при изменении направления движения поезда на обратное они меняются местами по своему функциональному назначению. Изменение формы аэродинамического профиля обеспечивается одновременным движением предкрылка и закрылка, осуществляемом в вертикальной плоскости.

Внутри аэродинамического профиля 6 размещены следящий пневмопривод 9 и исполнительный механизм 10, осуществляющий перемещения предкрылка 7 и закрылка 8. Следящий пневмопривод 9 соединен с блоком питания 11, размещенным на платформе 3.

На каретках токоприемника 12 размещены полоз 13 с подрессоренными контактными вставками 14. Под полозом 13 помещен датчик давления 15, выходы которого соединены со входными электрическими контактами следящего пневмопривода 9. Датчик давления 15 и полоз 13 разделены изолирующей прокладкой 16.

Подъем устройства осуществляется подъемным механизмом 17, который также укреплен на платформе 3, перемещение осуществляется до соприкосновения контактных вставок 14 с контактным проводом 4.

Активная регулировка подвижной системы токоприемника осуществляется следующим образом. При отклонении давления со стороны контактного провода 4 на контактные вставки 14 выше или ниже заданного номинала сигнал с датчика давления 15 поступает на вход 9 следящего пневмопривода и с помощью исполнительного механизма 10 вызывает перемещение предкрылка 7 и закрылка 8 аэродинамического профиля 6. Изменение формы аэродинамического профиля 6 приводит к появлению положительной или отрицательной по знаку подъемной силы, компенсирующей изменение силы контактного нажатия.

Повышение эффективности работы токоприемника обусловливается стабилизацией контактного нажатия в широком интервале скоростей движения поезда.

Литература
1. Испытание токоприемника для высокоскоростного электропоезда, YSME. YntY.C. 1997 40 4 стр.671-680.

2. В. П.Михеев. Токосъемное устройство для высокоскоростных поездов Железнодорожный транспорт, 1997, 6, с.46-48.

3. Aktiv Stromabnehmer bei Hocheschwindigkeitszugen /D. Huber, G. Joms, H.Tessun//Elek/ Bahnen.-1993.-91, 12.-с.382-388-Нем.

4. Пневматика и гидравлика. Выпуск 9. Под ред. Е.В.Герц. М., Машиностроение,1982 г., с. 47.

Похожие патенты RU2201355C1

название год авторы номер документа
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2001
  • Маслов Г.П.
  • Стариков А.П.
  • Широкова А.В.
RU2214932C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО ПОДЪЕМА КОНТАКТНЫХ ПРОВОДОВ НА ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛКАХ 2010
  • Бутарева Нина Митрофановна
  • Тихомирова Татьяна Александровна
  • Штыков Александр Алексеевич
RU2418694C1
ПАНТОГРАФНЫЙ ТОКОСЪЕМНИК 2001
  • Ким К.К.
RU2204493C1
ВЕРХНИЙ УЗЕЛ ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Ефимов А.В.
  • Павличенко М.Е.
RU2174471C1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ 2002
  • Михеев В.П.
  • Отраднов О.А.
  • Чертков И.Е.
  • Чертков М.Е.
  • Смердин А.Н.
RU2222795C2
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1998
  • Вейтцель О.О.
RU2138413C1
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ИЗНОСА КОНТАКТНЫХ ПЛАСТИН ТОКОПРИЕМНИКА 2003
  • Михеев В.П.
  • Чертков М.Е.
  • Чертков И.Е.
RU2243909C2
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2005
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Чертков Михаил Евгеньевич
RU2296064C1
АСИММЕТРИЧНЫЙ ТОКОПРИЕМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ 2004
  • Авотин Евгений Викторович
  • Астафуров Петр Михайлович
  • Мазаев Юрий Гельевич
  • Миронос Николай Васильевич
  • Плохута Иван Николаевич
  • Тюрнин Павел Георгиевич
RU2272720C1
ПОВОРОТНОЕ ПОЛИПРОЖЕКТОРНОЕ УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Вейтцель О.О.
  • Гулин С.А.
RU2139470C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 201 355 C1

Реферат патента 2003 года ТОКОПРИЕМНИК С АКТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПОДВИЖНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава. Токоприемник с активным регулированием подвижной системы для электровозов содержит смонтированные на крыше электровоза и электроизолированные от нее подвижные рамы с подъемным механизмом и авторегулятором высоты, каретки, на которых с помощью несущих конструкций укреплены полоз и датчик давления. На рамах шарнирно закреплен аэродинамический профиль, имеющий на передней и задней кромках предкрылок и закрылок соответственно, которые смонтированы с возможностью перемещения в вертикальной плоскости. Внутри профиля размещена система управления предкрылком и закрылком, которая включает в себя последовательно соединенные блок питания, быстродействующий следящий пневмопривод и исполнительный механизм, при этом выходы датчика давления соединены с входными электрическими контактами следящего пневмопривода. Технический результат - повышение стабильности контактного нажатия токоприемника на контактный провод при высоких скоростях движения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 201 355 C1

Токоприемник с активным регулированием подвижной системы для электровозов, содержащий смонтированные на крыше электровоза и электроизолированные от нее подвижные рамы с подъемным механизмом и авторегулятором высоты, каретки, на которых с помощью несущих конструкций укреплены полоз и датчик давления, отличающийся тем, что на рамах шарнирно закреплен аэродинамический профиль, имеющий на передней и задней кромках предкрылок и закрылок соответственно, смонтированные с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, и размещенную внутри профиля систему управления предкрылком и закрылком, включающую последовательно соединенные блок питания, быстродействующий следящий пневмопривод и исполнительный механизм, при этом выходы датчика давления соединены с входными электрическими контактами следящего пневмопривода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2201355C1

Aktiv Stromabhehmer bei Hocheschwindigkeitszungen / D.HUBER, GJRONS, H
TESSUN // ELEK BAHNEN, 1993, 91, №12, с.382-388
DE 19652367 A1, 18.06.1998
DE 2830027, 19.06.1980
DE 2831396, 20.03.1980
Токоприемник электроподвижного состава 1990
  • Вологин Владимир Анатольевич
  • Тибилов Александр Таймуразович
SU1791182A1
US 5115405, 19.05.1992
US 3908806, 30.09.1975
US 3730312, 01.05.1973
РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 2002
  • Кухарев М.Н.
  • Бурдыкин В.Д.
  • Грибанов А.В.
  • Белоглазов А.В.
RU2211363C1

RU 2 201 355 C1

Авторы

Моисеев В.И.

Плакс А.В.

Комарова О.А.

Флоринский В.Ю.

Даты

2003-03-27Публикация

2001-07-23Подача