ВЕРХНИЙ УЗЕЛ ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2001 года по МПК B60L5/24 

Описание патента на изобретение RU2174471C1

Изобретение относится к верхнему узлу токоприемников электроподвижного состава и может быть использовано для токосъема с цепных контактных подвесок, выполненных с зигзагом.

Известна конструкция верхнего узла токоприемника электроподвижного состава, содержащая неподвижное основание, шарнирно соединенное тягами с держателем, на котором расположены полозы, и пружину (А.С. 505588, МПК B 60 L, 5/24. Верхний узел токоприемников электроподвижного состава. А.Н. Стукалкин, Б. Г. Бердзенишвили и В.О. Домрачев. Опубл. БИ N 9, 05.03.76), где равномерное контактное нажатие достигается снабжением узла дополнительной пружиной, расположенной между основанием и держателем симметрично с указанной пружиной относительно вертикальной оси, а тяга выполнена поперечной. Недостатками данной конструкции являются ее сложность, большое число шарниров, приводящих к увеличению трения, увеличение массы подвижных частей, неравномерный износ контактирующих элементов.

Известна конструкция токоприемника, содержащая контактную головку, демпфирующую систему, состоящую из цилиндра, поршня и вспомогательных элементов для управления давлением жидкости в цилиндре (патент US 3576957, кл. B 60 L, 5/08, 4/5/1971. Pantographs. Tustin Arnold), где равномерное контактное нажатие достигается изменением подъемной силы верхней части токоприемника с помощью вспомогательной системы, управляющей давлением жидкости в цилиндре демпфера таким образом, чтобы подъемная сила была минимальна при нахождении токоприемника в средней части пролета, и более высокой - в других частях пролета, для чего между полозом и рамой в средней части расположена пружина, связанная с клапаном демпфера через рычаг или другую связь, которая изменяет направление подъемной силы. Недостатком данного изобретения является сложность, наличие гидравлических устройств, большое число элементов, ограниченная применимость при большом диапазоне изменения температуры окружающей среды.

Известны различные конструкции верхнего узла токоприемников электроподвижного состава, в которых полозы соединены с подвижными рамами посредством кареток - шарнирных конструкций, содержащих упругие элементы (И.А.Беляев, В. П.Михеев, В.А.Шиян. "Токосъем и токоприемники электроподвижного состава". М., Транспорт, 1976, на с.59-62) - прототип. Так как при этом каретки в количестве двух расположены по краям полоза, возможно обозначить их термином "боковые каретки". При взаимодействии с контактной подвеской несмотря на зигзаг контактного провода обеспечивается либо одинаковый прогиб обеих кареток при наличии между ними жесткой связи, либо незначительно отличающийся прогиб при отсутствии такой связи между ними. Недостатком таких конструкций является равномерное распределение суммарной жесткости кареток на всю ширину полоза (И.А.Беляев, В.П.Михеев, В.А.Шиян. "Токосъем и токоприемники электроподвижного состава". М. , Транспорт, 1976, на с.47-48), следствием чего является равномерная приведенная масса токоприемника при взаимодействии с контактной подвеской по всей рабочей ширине полоза, что приводит к увеличению отклонения величины контактного нажатия от средней величины из-за неравномерного распределения эластичности контактной подвески по длине пролета.

Цель изобретения - повышение надежности и качества токосъема.

Указанная цель достигается тем, что между полозом и подвижными рамами размещена дополнительная каретка.

Сущность изобретения заключается в том, что дополнительная каретка непосредственно крепится к подвижным рамам на равном расстоянии от боковых кареток, а жесткость дополнительной каретки равна или превышает жесткость каждой боковой каретки.

На фиг. 1 показана схема размещения упругих элементов боковых и дополнительной кареток. Так как шарнирные соединения кареток не являются предметом изобретения, то на фиг. 1 они не показаны, а отображены только упругие элементы, являющиеся неотъемлемой частью конструкции кареток. Между основанием 2 и полозом 1 размещены упругие элементы боковых кареток 3 и упругий элемент дополнительной каретки 4.

В процессе взаимодействия верхнего узла токоприемника с контактным проводом 5 в средней части полоза (Фиг. 1) полоз совершает поступательные движения вверх-вниз, а при контакте в боковой части (Фиг. 2) полоз 1 дополнительно наклоняется в сторону зигзага.

Размещение дополнительной каретки 4 стабилизирует контактное нажатие как в средней части полоза, так и в районе размещения фиксатора контактной сети, где полоз совершает не только поступательное, но и вращательное движение. Так как благодаря жесткости дополнительной каретки в движение приходит не вся масса полоза, то приведенная масса токоприемника при контакте в боковой части полоза будет меньше, чем при контакте в средней его части. Таким образом, неравномерная эластичность контактной подвески будет скомпенсирована неравномерной приведенной массой токоприемника по ширине полоза.

Использование предлагаемого устройства позволяет уменьшить неравномерность износа контактного провода, приведенную массу токоприемника и увеличить стабильность нажатия контактных элементов.

Похожие патенты RU2174471C1

название год авторы номер документа
ТОКОПРИЕМНИК С АКТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПОДВИЖНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ 2001
  • Моисеев В.И.
  • Плакс А.В.
  • Комарова О.А.
  • Флоринский В.Ю.
RU2201355C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМИТАЦИИ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ТОКОПРИЕМНИКОВ 2008
  • Павлов Вячеслав Михайлович
  • Смердин Александр Николаевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Финиченко Василий Николаевич
RU2389616C1
Измерительный токоприемник электроподвижного состава 2022
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Михайлов Михаил Сергеевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
RU2780681C1
ПОЛОЗ ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1998
  • Михеев В.П.
  • Павлов В.М.
  • Петерс Д.Н.
RU2144868C1
Измерительный токоприемник электроподвижного состава 2018
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Рыжков Александр Викторович
RU2681477C1
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2001
  • Маслов Г.П.
  • Стариков А.П.
  • Широкова А.В.
RU2214932C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2011
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Заренков Семен Валерьевич
RU2469879C1
ПАНТОГРАФНЫЙ ТОКОСЪЕМНИК 2001
  • Ким К.К.
RU2204493C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2011
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Заренков Семен Валерьевич
  • Тарасенко Александр Владимирович
RU2466041C1
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2005
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Чертков Михаил Евгеньевич
RU2296064C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 174 471 C1

Реферат патента 2001 года ВЕРХНИЙ УЗЕЛ ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к токоприемникам электроподвижного состава. Верхний узел токоприемника электроподвижного состава содержит полоз, подвижную раму, боковые каретки и дополнительную каретку, закрепленную на раме и расположенную на равном расстоянии от боковых кареток. Причем жесткость дополнительной каретки равна или превышает жесткость каждой боковой каретки. Достигаемый технический результат - уменьшение неравномерности износа контактного провода, уменьшение приведенной массы токоприемника, увеличение стабильности нажатия контактных элементов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 174 471 C1

Верхний узел токоприемника электроподвижного состава, включающий полоз, соединенный с подвижными рамами посредством боковых кареток, отличающийся тем, что между боковыми каретками размещена дополнительная каретка, непосредственно закрепленная на подвижной раме на равном расстоянии от боковых кареток, причем жесткость дополнительной каретки равна или превышает жесткость каждой боковой каретки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2174471C1

БЕЛЯЕВ И.А., МИХЕЕВ В.П., ШИЯНОВ В.А
Токосъем и токоприемники электроподвижного состава
- М.: Транспорт, с.59-62, 1976
US 3576957, 05.05.1971
Верхний узел токоприемников электроподвижного состава 1974
  • Стукалкин Андрей Николаевич
  • Бердзенишвили Будзина Георгиевна
  • Домрачев Виктор Олегович
SU505588A1
Токоприемник транспортного средства 1987
  • Дрозд Юрий Александрович
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Михеев Виктор Петрович
  • Маслов Геннадий Петрович
SU1472303A1
Токоприемник транспортного средства 1987
  • Решетов Леонид Николаевич
  • Каганова Валентина Викторовна
  • Решетов Николай Леонидович
SU1463543A1
Каретка токоприемника электроподвижного состава 1972
  • Ивановский Анатолий Всеволодович
  • Дубовик Олег Федорович
  • Мацупин Генрих Павлович
SU456753A1
Каретка токоприемника 1986
  • Щербаков Константин Филиппович
  • Беляев Игорь Александрович
SU1321612A1

RU 2 174 471 C1

Авторы

Ефимов А.В.

Павличенко М.Е.

Даты

2001-10-10Публикация

2000-06-09Подача