Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава, и предназначено для стабилизации контактного нажатия и снижения лобового сопротивления за счет ограничения воздействия аэродинамических сил на токоприемник.
Известны различные устройства, разработанные для токоприемников с целью ограничения аэродинамического воздействия. Из них можно выделить решетку перед токоприемником (патент 01472303, В 60 L 5/24 ) и воздухоотражатель (патент 1165028, В 60 L 5/24 ).
Решетка устанавливается перед токоприемником и пропускает через себя поток набегающего воздуха, который прижимается к крыше и проходит ниже полоза токоприемника.
Воздухоотражатель имеет две выгнутые поверхности, соединенные друг с другом в начале и расходящиеся под углом 120o. Конструкция устанавливается на крыше электровоза перед токоприемником. В результате чего воздушный поток отводится в разные стороны от него.
Оба эти устройства предназначены для работы в однофазном (без содержания взвешенных частиц) потоке воздуха. При наличии в воздухе взвешенных частиц решетка забивается, а воздухоотражатель отбрасывает их на меньшую величину, что снижает эффективность его работы.
Наиболее близким техническим решением является токоприемник электроподвижного состава, содержащий неподвижное основание, подвижные рамы, полоз, контактные элементы, а также специальные аэродинамические поверхности, выполненные в виде плоских прямоугольных экранов, закрепленных на подвижных рамах, и предназначенные для снижения аэродинамической подъемной силы токоприемника (патент 706263, МКИ2 В 60 L 5/24). Оборудование токоприемника подобным компенсирующим устройством существенно увеличивает лобовое сопротивление токоприемника, усложняет его конструкцию, увеличивает приведенную массу и требует дополнительного обслуживания. При этом в таких конструкциях действие компенсирующей силы приложено к раме токоприемника, а не к полозу. Хотя 80% подъемной силы создается именно полозом. Такое распределение сил будет создавать дополнительные нагрузки на каретки.
Для уменьшения аэродинамического воздействия на токоприемник встречного воздушного потока, содержащего частицы песка и пыли, а также отведения этих частиц из зоны скользящего контакта пластин токоприемника с контактным проводом предлагается использовать турбулизатор в виде трубки, расположенной перед полозом и вносящей возмущения в поток, обтекающий полоз. Таким образом, вокруг полоза создается эффект турбулентного потока, в котором взвешенные частицы отбрасываются из области полоза за счет энергии вихревых зон. Для достижения требуемого эффекта при движении в обоих направлениях с другой стороны полоза также устанавливается трубка.
На чертеже представлен фрагмент полоза токоприемника, оборудованного таким устройством. Турбулизаторы 1 с помощью опор 2 крепятся снаружи перед стенками полоза 3. В качестве турбулизатора используется тонкостенная трубка диаметром 8-12 мм.
Проведенные в дымовой и аэродинамической трубах опыты с таким профилем показали, что вихревая пелена начинается сразу за трубкой и проходит выше контактных пластин. При этом наблюдается снижение подъемной силы и силы лобового сопротивления полоза и уменьшение концентрации частиц в зоне контактных пластин. Это объясняется тем, что образующиеся за преградой (трубкой) зоны циркуляции индуцируют вихри, которые срываются и разлетаются с большой энергией вверх и вниз перед полозом. В результате вокруг полоза создается вихревой слой, которым сдувается набегающий воздушный поток и взвешенные в нем частицы. Таким образом, уменьшается интенсивность потока, воздействующего на полоз.
Изобретение является усовершенствованием эксплуатирующихся в данный момент полозов токоприемника и при минимуме затрат и простоте исполнения не усложняет конструкцию токоприемника.
Технико-экономическая эффективность использования предлагаемого изобретения заключается в снижении износа контактных накладок полозов токоприемника и контактного провода за счет ограничения величины контактного нажатия и удаления твердых частиц из зоны контакта; снижении расхода электроэнергии на тягу поездов за счет уменьшения лобового сопротивления токоприемника; снижении расходов, связанных с задержками поездов на линии из-за возможных поломок, вызванных влиянием на токоприемник аэродинамической подъемной силы (удары полоза в зонах жестких точек; поджатие фиксаторов; дополнительные отжатия контактных проводов токоприемником и т.д.).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОКОПРИЕМНИК С АКТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПОДВИЖНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ | 2001 |
|
RU2201355C1 |
ВЕРХНИЙ УЗЕЛ ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2000 |
|
RU2174471C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1998 |
|
RU2138413C1 |
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2005 |
|
RU2296064C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2011 |
|
RU2469879C1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ | 2002 |
|
RU2222794C2 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ | 2002 |
|
RU2222795C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2011 |
|
RU2466041C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ИЗНОСА КОНТАКТНЫХ ПЛАСТИН ТОКОПРИЕМНИКА | 2003 |
|
RU2243909C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2014 |
|
RU2548287C1 |
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава, и предназначено для стабилизации контактного нажатия при высоких скоростях движения и снижения лобового сопротивления за счет ограничения воздействия аэродинамических сил на токоприемник. Данное устройство создает вокруг полоза токоприемника вихревой слой, которым сдувается набегающий воздушный поток и взвешенные в нем частицы. Таким образом, уменьшаются интенсивность потока, воздействующего на полоз, и концентрация взвешенных частиц в зоне контакта. 1 ил.
Токоприемник электрического подвижного состава, содержащий неподвижное основание, подвижные рамы, каретки, полоз, контактные элементы, отличающийся тем, что полоз снабжен турбулизаторами в виде трубок, которые крепятся снаружи вдоль полоза перед его стенками.
Токоприемник транспортного средства | 1987 |
|
SU1472303A1 |
Токоприемник электроподвижного состава | 1978 |
|
SU706263A1 |
Токоприемник электроподвижного состава | 1981 |
|
SU1020274A1 |
Токоприемник электроподвижного состава | 1988 |
|
SU1553415A1 |
DE 1513645, 13.05.1996. |
Авторы
Даты
2003-10-27—Публикация
2001-07-04—Подача