ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2003 года по МПК B60L5/00 

Описание патента на изобретение RU2214932C2

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава, и предназначено для стабилизации контактного нажатия и снижения лобового сопротивления за счет ограничения воздействия аэродинамических сил на токоприемник.

Известны различные устройства, разработанные для токоприемников с целью ограничения аэродинамического воздействия. Из них можно выделить решетку перед токоприемником (патент 01472303, В 60 L 5/24 ) и воздухоотражатель (патент 1165028, В 60 L 5/24 ).

Решетка устанавливается перед токоприемником и пропускает через себя поток набегающего воздуха, который прижимается к крыше и проходит ниже полоза токоприемника.

Воздухоотражатель имеет две выгнутые поверхности, соединенные друг с другом в начале и расходящиеся под углом 120o. Конструкция устанавливается на крыше электровоза перед токоприемником. В результате чего воздушный поток отводится в разные стороны от него.

Оба эти устройства предназначены для работы в однофазном (без содержания взвешенных частиц) потоке воздуха. При наличии в воздухе взвешенных частиц решетка забивается, а воздухоотражатель отбрасывает их на меньшую величину, что снижает эффективность его работы.

Наиболее близким техническим решением является токоприемник электроподвижного состава, содержащий неподвижное основание, подвижные рамы, полоз, контактные элементы, а также специальные аэродинамические поверхности, выполненные в виде плоских прямоугольных экранов, закрепленных на подвижных рамах, и предназначенные для снижения аэродинамической подъемной силы токоприемника (патент 706263, МКИ2 В 60 L 5/24). Оборудование токоприемника подобным компенсирующим устройством существенно увеличивает лобовое сопротивление токоприемника, усложняет его конструкцию, увеличивает приведенную массу и требует дополнительного обслуживания. При этом в таких конструкциях действие компенсирующей силы приложено к раме токоприемника, а не к полозу. Хотя 80% подъемной силы создается именно полозом. Такое распределение сил будет создавать дополнительные нагрузки на каретки.

Для уменьшения аэродинамического воздействия на токоприемник встречного воздушного потока, содержащего частицы песка и пыли, а также отведения этих частиц из зоны скользящего контакта пластин токоприемника с контактным проводом предлагается использовать турбулизатор в виде трубки, расположенной перед полозом и вносящей возмущения в поток, обтекающий полоз. Таким образом, вокруг полоза создается эффект турбулентного потока, в котором взвешенные частицы отбрасываются из области полоза за счет энергии вихревых зон. Для достижения требуемого эффекта при движении в обоих направлениях с другой стороны полоза также устанавливается трубка.

На чертеже представлен фрагмент полоза токоприемника, оборудованного таким устройством. Турбулизаторы 1 с помощью опор 2 крепятся снаружи перед стенками полоза 3. В качестве турбулизатора используется тонкостенная трубка диаметром 8-12 мм.

Проведенные в дымовой и аэродинамической трубах опыты с таким профилем показали, что вихревая пелена начинается сразу за трубкой и проходит выше контактных пластин. При этом наблюдается снижение подъемной силы и силы лобового сопротивления полоза и уменьшение концентрации частиц в зоне контактных пластин. Это объясняется тем, что образующиеся за преградой (трубкой) зоны циркуляции индуцируют вихри, которые срываются и разлетаются с большой энергией вверх и вниз перед полозом. В результате вокруг полоза создается вихревой слой, которым сдувается набегающий воздушный поток и взвешенные в нем частицы. Таким образом, уменьшается интенсивность потока, воздействующего на полоз.

Изобретение является усовершенствованием эксплуатирующихся в данный момент полозов токоприемника и при минимуме затрат и простоте исполнения не усложняет конструкцию токоприемника.

Технико-экономическая эффективность использования предлагаемого изобретения заключается в снижении износа контактных накладок полозов токоприемника и контактного провода за счет ограничения величины контактного нажатия и удаления твердых частиц из зоны контакта; снижении расхода электроэнергии на тягу поездов за счет уменьшения лобового сопротивления токоприемника; снижении расходов, связанных с задержками поездов на линии из-за возможных поломок, вызванных влиянием на токоприемник аэродинамической подъемной силы (удары полоза в зонах жестких точек; поджатие фиксаторов; дополнительные отжатия контактных проводов токоприемником и т.д.).

Похожие патенты RU2214932C2

название год авторы номер документа
ТОКОПРИЕМНИК С АКТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПОДВИЖНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ 2001
  • Моисеев В.И.
  • Плакс А.В.
  • Комарова О.А.
  • Флоринский В.Ю.
RU2201355C1
ВЕРХНИЙ УЗЕЛ ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Ефимов А.В.
  • Павличенко М.Е.
RU2174471C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1998
  • Вейтцель О.О.
RU2138413C1
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2005
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Чертков Михаил Евгеньевич
RU2296064C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2011
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Заренков Семен Валерьевич
RU2469879C1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ 2002
  • Михеев В.П.
  • Отраднов О.А.
  • Чертков И.Е.
  • Чертков М.Е.
RU2222794C2
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ 2002
  • Михеев В.П.
  • Отраднов О.А.
  • Чертков И.Е.
  • Чертков М.Е.
  • Смердин А.Н.
RU2222795C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2011
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Заренков Семен Валерьевич
  • Тарасенко Александр Владимирович
RU2466041C1
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ИЗНОСА КОНТАКТНЫХ ПЛАСТИН ТОКОПРИЕМНИКА 2003
  • Михеев В.П.
  • Чертков М.Е.
  • Чертков И.Е.
RU2243909C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2014
  • Павлов Вячеслав Михайлович
  • Смердин Александр Николаевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Голубков Антон Сергеевич
RU2548287C1

Реферат патента 2003 года ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава, и предназначено для стабилизации контактного нажатия при высоких скоростях движения и снижения лобового сопротивления за счет ограничения воздействия аэродинамических сил на токоприемник. Данное устройство создает вокруг полоза токоприемника вихревой слой, которым сдувается набегающий воздушный поток и взвешенные в нем частицы. Таким образом, уменьшаются интенсивность потока, воздействующего на полоз, и концентрация взвешенных частиц в зоне контакта. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 214 932 C2

Токоприемник электрического подвижного состава, содержащий неподвижное основание, подвижные рамы, каретки, полоз, контактные элементы, отличающийся тем, что полоз снабжен турбулизаторами в виде трубок, которые крепятся снаружи вдоль полоза перед его стенками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2214932C2

Токоприемник транспортного средства 1987
  • Дрозд Юрий Александрович
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Михеев Виктор Петрович
  • Маслов Геннадий Петрович
SU1472303A1
Токоприемник электроподвижного состава 1978
  • Беляев Игорь Александрович
  • Вологин Владимир Анатольевич
  • Кузнецов Александр Константинович
  • Маслов Геннадий Петрович
  • Павлов Вячеслав Михайлович
  • Харченко Борис Алексеевич
SU706263A1
Токоприемник электроподвижного состава 1981
  • Маслов Геннадий Петрович
  • Михеев Виктор Петрович
  • Павлов Вячеслав Михайлович
  • Кузнецов Александр Константинович
  • Горохов Арсений Анатольевич
SU1020274A1
Токоприемник электроподвижного состава 1988
  • Поздняков Олег Иванович
  • Поздняков Владимир Иванович
SU1553415A1
DE 1513645, 13.05.1996.

RU 2 214 932 C2

Авторы

Маслов Г.П.

Стариков А.П.

Широкова А.В.

Даты

2003-10-27Публикация

2001-07-04Подача