ЗАДВИЖКА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ Российский патент 2003 года по МПК F16K3/02 

Описание патента на изобретение RU2201546C2

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к задвижкам, и может быть использовано в трубопроводах высокого давления, обеспечивая герметичность при подаче среды под давлением с любой стороны шибера.

Известна задвижка, содержащая корпус с проходным каналом, включающим входную и выходную камеры, в центральной полости которого размещен плоский приводной шибер, снабженный проходным отверстием, седла, поджатые пружиной рабочими торцами к шиберу (см. описание изобретения к авторскому свидетельству 1495554, МПК 7 F 16 K 3/02, 3/00, 1987 г.).

К недостаткам конструкции относятся:
нетехнологичность изготовления корпуса, в котором гнезда под седла выполняют в виде ступенчатых расточек;
сложность монтажа седел и шибера, осуществляемого через центральную полость.

Кроме того, для замены отработанных упругих элементов седел необходимо последовательно разобрать всю задвижку.

Наиболее близкой по достигаемому техническому результату, взятой за прототип, является задвижка, содержащая корпус с проходным каналом, включающим входную и выходную камеры, в центральной полости которого размещен плоский приводной шибер, снабженный проходным отверстием, седла, поджатые пружиной рабочими торцами к шиберу, при этом выходная камера выполнена сквозной и на ее наружном участке выполнена резьба и установлена резьбовая втулка (см. описание устройства по полезной модели RU 625 U1, кл. F 16 К 3/20, 16.07.1995 г.).

Известна задвижка одностороннего действия. Наличие в известной задвижке входной и выходной камер сужает ее технологические возможности при эксплуатации.

Известная задвижка обладает рядом недостатков:
проходной канал задвижки (см. фиг.2) выполнен ступенчатым, что нетехнологично;
выходная камера выполнена сквозной, что позволяет осуществлять установку седел снаружи корпуса только с одной стороны (через выходную камеру);
наличие одной пружины (во входной камере) не обеспечивает симметричное поджатие седел к шиберу, что снижает надежность работы задвижки и не позволяет устанавливать задвижку независимо от положения входа.

Известен способ сборки задвижки, включающий установку в сквозном проходном канале корпуса седел, пружин, шибера и резьбовых втулок (см. описание устройства по полезной модели RU 625 U1, кл. F 16 К 3/20, 16.07.1995 г.).

Недостатком известного способа является сложность сборки задвижки, при которой установку шибера осуществляют после установки седел, причем шибер устанавливают через центральную полость, а седла - снаружи корпуса.

Для замены отработанных упругих элементов седла входной камеры необходимо последовательно разобрать всю задвижку.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение технологических возможностей при эксплуатации и повышение надежности работы.

Технический результат достигается тем, что в задвижке, содержащей корпус с элементами крепления к трубопроводу и проходным каналом, внутри которого размещены подпружиненные седла, выполненные в виде внутренней и наружной втулок с возможностью фиксации наружной втулки в стенке корпуса, плоский приводной шибер с проходным отверстием, установленным между седлами, проходной канал выполнен диаметром, равным наружному диаметру седел, причем пружины размещены между втулками.

Проходное отверстие шибера смещено в сторону крепления шибера к приводу.

Корпус в нижней части снабжен отверстием для нагнетания смазки.

Способ сборки задвижки, включающий установку в проходном канале корпуса внутренней и наружной втулок седел, пружин и приводного плоского шибера, перед установкой втулок седел в корпусе размещают шибер, закрепленный на приводе, установленном в крышке корпуса, а затем снаружи корпуса, заводят внутренние втулки, пружины, наружные втулки, фиксируя последние в стенках корпуса и регулируя усилие поджатия пружин.

Выполнение в заявляемом устройстве проходного канала с диаметром, равным наружному диаметру седел, позволяет устанавливать седла снаружи корпуса независимо друг от друга и шибера, упрощая тем самым сборку задвижки и ее ремонт. Для замены упругих элементов на седлах не требуется разбирать полностью задвижку, т.е. снимать крышку корпуса с закрепленными на ней приводом и шибером. Достаточно снять резьбовые втулки на входе или выходе проходного канала и, вынув соответствующие седла, заменить на седлах упругие элементы и установить седла в корпус в обратном порядке.

Размещение пружин между втулками седел позволяет регулировать усилие поджатия пружин, а следовательно, и усилие поджатия упругих элементов седел к шиберу, обеспечивая герметичность стыка седло-шибер.

Смещение проходного отверстия шибера в сторону крепления шибера к привода позволяет перекрывать проходной канал корпуса в аварийных ситуациях, при выходе из строя привода, когда под давлением перекачиваемой среды шибер произвольно перемещается в корпусе. Отверстие, выполненное в нижней части корпуса, производит подкачку смазки в корпус задвижки, не разбирая ее полностью.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид задвижки; на фиг.2 - узел I на фиг.1.

Задвижка содержит заполненный смазкой корпус 1, внутри которого размещен плоский шибер 2, закрепленный на приводе, выполненном в виде шпинделя 3 и маховика 4, установленных в крышке 5 корпуса 1. В проходном канале 6, снаружи корпуса 1, размещены седла. Седла представляют собой пару втулок внутреннюю 7 и наружную 8, установленные последовательно в проходном канале 6, снаружи корпуса 1. Причем проходной канал 6 выполнен диаметром, равным наружному диаметру седел. На торцевой поверхности внутренних втулок 7 установлены упругие элементы 9. Наружные втулки 8 по образующей поверхности снабжены, например, резьбой 10 для фиксации втулок 8 в стенках корпуса 1. Между втулками 7 и 8 размещены пружины 11 для обеспечения герметичности стыка седло-шибер путем поджатия втулок 7 к шиберу 2 при малых давлениях в системе. Проходное отверстие 12 шибера 2 смещено в сторону крепления шибера 2 к шпинделю 3. Элементы крепления корпуса 1 к трубопроводу снабжены глухими резьбовыми отверстиями 13, выполненными в стенках корпуса 1 соосно проходному каналу 6 с обеих его сторон. Отверстие 14 в нижней части корпуса 1 предназначено для нагнетания смазки в корпус 1 и заглушено болтом 15.

Сборку задвижки начинают с установки в полости корпуса 1 шибера 2, закрепленного на шпинделе 3, соединенного с маховиком 4 и установленного в крышке 5 корпуса 1, после чего в проходной канал 6 снаружи корпуса 1 заводят внутренние втулки 7 до упора упругими элементами 9 в шибер 2, затем устанавливают пружины 11 и наружные втулки 8, фиксируя последние в стенках корпуса 1. Поворотом наружных втулок 8 относительно корпуса 1 обеспечивают регулировку усилия поджатия пружин 11 на величину зазора "а".

Задвижку открывают поворотом маховика 4 против часовой стрелки, опуская посредством шпинделя 3 шибер 2 в полость корпуса 1 и совмещая проходное отверстие 12 шибера 2 с проходным каналом 6 корпуса 1.

Задвижку закрывают поворотом маховика 4 по часовой стрелке, перекрывая шибером 2 проходной канал 6 корпуса 1.

Похожие патенты RU2201546C2

название год авторы номер документа
ЗАДВИЖКА 2005
  • Алексенко Александр Иванович
  • Мороз Владимир Вадимович
RU2313024C2
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2001
  • Никитин П.А.
  • Валитов М.З.
  • Алтынбаев К.А.
  • Федоров А.С.
RU2211980C2
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 1995
  • Костенко И.Ф.
  • Николаев А.М.
RU2120075C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2014
  • Матвеев Александр Васильевич
  • Уфимцев Владимир Анатольевич
  • Гурьянов Андрей Васильевич
RU2578548C1
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ ТЕРМОСТОЙКАЯ 2013
  • Бакиров Дмитрий Рафаилович
  • Бакиров Денис Рафаилович
  • Машков Виктор Алексеевич
RU2535190C1
УГЛОВАЯ НАСАДКА НА ДРЕЛЬ ДЛЯ СВЕРЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ 2001
  • Кузьмин В.Ф.
  • Пекарш А.И.
  • Марьин Б.Н.
  • Торопов В.В.
RU2213646C2
КРАН УСТЬЕВОЙ ДВУХШАРОВЫЙ 2001
  • Боровских В.Л.
  • Каменецкий М.М.
  • Сухоруков Н.В.
RU2204073C2
ЗАПОРНО-ДРОССЕЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2013
  • Васютин Юрий Иванович
  • Ильин Владимир Тимофеевич
  • Лебедев Антон Владимирович
RU2538194C2
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2012
  • Акопов Сергей Аршавирович
  • Карапетов Рустам Валерьевич
  • Акопов Арсен Сергеевич
RU2496041C1
ЗАДВИЖКА 1998
  • Галаганов В.Н.
  • Крылов А.И.
  • Наумов В.С.
  • Кривчиков В.И.
  • Ирошников А.С.
RU2141596C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 201 546 C2

Реферат патента 2003 года ЗАДВИЖКА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к задвижкам, и предназначено для перекрытия трубопроводов высокого давления, обеспечивая герметичность при подаче среды под давлением с любой стороны шибера. Задвижка содержит корпус с элементами крепления к трубопроводу и проходным каналом. Внутри проходного канала корпуса размещены подпружиненные седла. Каждое седло выполнено в виде наружной и внутренней втулок с возможностью фиксации наружной втулки в стенке корпуса. Между втулками установлен приводной плоский шибер с проходным отверстием. Проходной канал выполнен диаметром, равным наружному диаметру седел. Пружины размещены между втулками. Способ сборки задвижки включает установку в проходном канале корпуса внутренней и наружной втулок седел, пружин и приводного плоского шибера. Перед установкой втулок седел в корпусе сначала размещают шибер, закрепленный на приводе. Привод установлен в крышке корпуса. Затем снаружи корпуса заводят внутренние втулки, пружины, наружные втулки. Последние фиксируются в стенках корпуса и регулируют усилие поджатия пружин. Изобретение направлено на повышение срока эксплуатации за счет упрощения сборки и ремонта и повышение надежности работы. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 201 546 C2

1. Задвижка, содержащая корпус с элементами крепления к трубопроводу и проходным каналом, внутри которого размещены подпружиненные седла, выполненные в виде внутренней и наружной втулок с возможностью фиксации наружной втулки в стенке корпуса, плоский приводной шибер с проходным отверстием, установленный между седлами, отличающаяся тем, что проходной канал выполнен диаметром, равным наружному диаметру седел, причем пружины размещены между втулками. 2. Задвижка по п. 1, отличающаяся тем, что проходное отверстие шибера смещено в сторону крепления шибера к приводу. 3. Задвижка по п. 1, отличающаяся тем, что корпус в нижней части снабжен отверстием для нагнетания смазки. 4. Способ сборки задвижки, включающий установку в проходном канале корпуса внутренней и наружной втулок седел, пружин и приводного плоского шибера, отличающийся тем, что перед установкой втулок седел в корпусе сначала размещают шибер, закрепленный на приводе, установленном в крышке корпуса, а затем снаружи корпуса заводят внутренние втулки, пружины и наружные втулки, фиксируя последние в стенках корпуса и регулируя усилие поджатия пружин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2201546C2

ТАНК-ПАРОВОЗ 1923
  • Ладыженский И.А.
SU625A1
Шиберная задвижка 1987
  • Расулов Вагиф Азиз Оглы
  • Ярославский Филипп Леонидович
  • Арутюнян Юрий Авагимович
SU1495554A1
US 4175726 А, 27.11.1979
СПОСОБ ТРАВЛЕНИЯ ОЛОВЯНИСТЫХ БРОНЗ 2004
  • Корчмит Антон Викторович
  • Егоров Юрий Петрович
RU2272271C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА КОНСЕРВОВ "КАПУСТА ВАРЕНАЯ С МЯСОМ" СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Квасенков Олег Иванович
  • Юшина Елена Анатольевна
RU2300282C1
DE 19518529 С1, 26.09.1996
Прибор для выделения средних проб из сыпучих, пластических и тому подобных материалов 1936
  • Фогельсон А.И.
SU52523A1
Огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU91A1

RU 2 201 546 C2

Авторы

Осадчев С.Н.

Федоров А.С.

Даты

2003-03-27Публикация

2000-09-22Подача