РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2003 года по МПК F02B53/02 

Описание патента на изобретение RU2203430C2

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в транспортном машиностроении и других отраслях народного хозяйства.

Известен роторный двигатель внутреннего сгорания по патенту РФ 2133845 от 27.07.99, содержащий корпус с внутренней цилиндрической поверхностью, камеру сгорания, ротор с профилированной внешней поверхностью и заслонки, установленные в пазах корпуса с возможностью контакта с профилированной внешней поверхностью ротора для образования полости сжатия топливной смеси и полости расширения продуктов сгорания с переменными рабочими объемами.

Недостатками известного двигателя являются его большие габариты и сложность конструкции, уменьшающая надежность.

Наиболее близким к предложенному является роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с внутренней цилиндрической поверхностью, камеру сгорания, ротор с профилированной внешней поверхностью и заслонки, установленные в пазах корпуса с возможностью контакта с профилированной внешней поверхностью ротора для образования полости сжатия топливной смеси и полости расширения продуктов сгорания с переменными рабочими объемами, причем впускная и выпускная заслонки расположены вблизи камеры сгорания с ее противоположных сторон, а разделительная заслонка расположена с противоположной от камеры сгорания стороны между впускным и выпускным отверстиями (см. DE 4239927 A1, F 02 B 53/04, 09.06.94).

В известном двигателе происходит недостаточно полное освобождение камеры сгорания от отработанных газов, поскольку выпускная заслонка закрывается задолго до окончания прохождения профильным выступом ротора до выпускного отверстия.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в устранении вышеотмеченного недостатка, т.е. в обеспечении полного освобождения камеры сгорания от отработанных газов.

Указанный результат достигается тем, что в роторном двигателе, содержащем корпус с внутренней цилиндрической поверхностью, камеру сгорания, ротор с профилированной внешней поверхностью и заслонки, установленные в пазах корпуса с возможностью контакта с профилированной внешней поверхностью ротора с образованием камеры впуска топливной смеси и камеры выпуска обработанных газов, причем впускная и выпускная заслонки расположены вблизи камеры сгорания и ее противоположных сторон, а разделительная заслонка расположена с противоположной от камеры сгорания стороны между впускным и выпускным отверстиями, выпускная заслонка выполнена с возможностью полного ее открытия во время всего рабочего хода ротора по указанной камере выпуска и при выпуске отработанных газов, при этом камера сгорания может иметь свечу для воспламенения смеси.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 показан роторный двигатель в разрезе; на фиг.2 показан процесс впуска и сжатия топливной смеси; на фиг.3 - процесс впуска и воспламенения топливной смеси; на фиг.4 - процесс выпуска топливной смеси и рабочий ход двигателя.

Роторный двигатель внутреннего сгорания состоит из следующих основных частей.

Вращающийся ротор 1 с профилированной внешней поверхностью размещен в корпусе 2 с внутренней цилиндрической поверхностью. Корпус 2 имеет камеру 3 впуска топливной смеси, камеру 4 сгорания и камеру 5 выпуска отработанных газов. В пазах корпуса установлены впускная заслонка 6 - перед камерой 4 сгорания по ходу вращения ротора 1, выпускная заслонка 7 - после камеры сгорания и разделительная заслонка 8 между отверстием 9 впуска топливной смеси и отверстием 10 выпуска отработанных газов.

Принцип работы роторного двигателя внутреннего сгорания состоит в следующем.

Ротор 1, вставленный в корпус 2, совершает вращательное движение в направлении, указанном стрелкой (фиг.1) от т.1 к т.2, и производит всасывание топливной смеси в камеру 3 впуска. По ходу движения открывается впускная заслонка 6 и топливная смесь поступает в камеру 4 сгорания, ограниченную поверхностью ротора и впускной заслонкой 7. Продвигаясь далее, ротор 1 отодвигает выпускную заслонку 7, плотно прилегающую к нему, и закрывает камеру 4 сгорания. Впускная 6 заслонка закрывается, отсекая топливную смесь, подготовленную для следующего цикла и находящуюся в камере 3 впуска.

Далее в камере 4 сгорания (т.2) запальной свечей 11 происходит воспламенение топливной смеси. Ротор 1 поворачивается, впускная заслонка 6, плотно прижимаясь к ротору 1, закрывается, а выпускная заслонка 7 остается полностью открытой на весь рабочий ход ротора 1 по выпускной камере 5 и выпуска отработанных газов. В т.3 корпуса 1 в конце рабочего хода находится отверстие 10 для выпуска отработанных газов. За ним стоит разделительная заслонка 8, постоянно плотно прилегающая к рабочей поверхности ротора 1 для предотвращения проникновения газов из выпускной камеры 5 в камеру 3 впуска. При этом происходит полное освобождение камеры 4 сгорания от продуктов сгорания.

Далее цикл повторяется: ротор, проходя от т. 1 к т.2, при открытой впускной и закрытой выпускной заслонках 6 и 7 производит сжатие топливной смеси. В камере 4 сгорания (т.2) происходит воспламенение сжатой топливной смеси (фиг. 3), и при перемещении от т.2 к т. 3 при закрытой впускной и открытой выпускной заслонках 6 и 7 происходит рабочий ход и выпуск отработанных газов.

Описанный выше двигатель может быть использован в различных комбинациях с двумя, тремя и т.д. камерами сгорания, двумя, тремя и т.д. профильными выступами ротора, а также в блоке из нескольких двигателей.

В качестве топлива может быть использовано любое топливо, пригодное для поршневых двигателей внутреннего сгорания, включая дизельное топливо. При работе двигателя на дизельном топливе вместо запальной свечи устанавливается форсунка с насосом высокого давления.

Похожие патенты RU2203430C2

название год авторы номер документа
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Айзуппе Олег Аполлосович
RU2271456C2
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Магадиев Ильдар Вафирович
RU2370655C2
Роторный детонационный двигатель 2020
  • Санько Юрий Тимофеевич
RU2754834C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ - ИРЕК 2008
  • Габдуллин Ривенер Мусавирович
RU2414619C2
Роторно-лопастной двигатель 2002
  • Григорчук В.С.
RU2224121C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Токарев Александр Николаевич
  • Токарев Михаил Юрьевич
  • Нешатаев Владимир Викторович
  • Шубаро Александр Владимирович
RU2425233C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ РЫЛЯ 2017
  • Рыль Сергей Александрович
RU2773184C2
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Токарев Александр Николаевич
  • Токарев Михаил Юрьевич
RU2598967C1
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Колотилин Юрий Михайлович
RU2068106C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Ахриев Р.С.
  • Ахриев Т.С.
  • Ахриев А.С.
RU2161708C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 203 430 C2

Реферат патента 2003 года РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом являются повышение экономичности за счет улучшения очистки камеры сгорания от отработавших газов. Сущность изобретения заключается в том, что роторный двигатель содержит корпус с внутренней цилиндрической поверхностью, камеру сгорания, ротор с профилированной внешней поверхностью и заслонки, установленные в пазах корпуса с возможностью контакта с профилированной внешней поверхностью ротора с образованием камеры впуска топливной смеси и камеры выпуска отработавших газов. Выпускная заслонка выполнена с возможностью полного ее открытия во время всего рабочего хода ротора по камере выпуска и при выпуске отработанных газов. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 203 430 C2

1. Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с внутренней цилиндрической поверхностью, камеру сгорания, ротор с профилированной внешней поверхностью и заслонки, установленные в пазах корпуса с возможностью контакта с профилированной внешней поверхностью ротора с образованием камеры впуска топливной смеси и камеры выпуска отработанных газов, причем впускная и выпускная заслонки расположены вблизи камеры сгорания с ее противоположных сторон, а разделительная заслонка расположена с противоположной от камеры сгорания стороны между впускным и выпускным отверстиями, отличающийся тем, что выпускная заслонка выполнена с возможностью полного ее открытия во время всего рабочего хода ротора по камере выпуска и при выпуске отработанных газов. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что камера сгорания имеет свечу для воспламенения топливной смеси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2203430C2

DE 4239927 A1, 09.06.1994
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
US 4817567 A, 04.04.1989
US 3882827 А, 13.05.1975
КОЛОВРАТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО ГОРЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОВОРОТНЫХ ЗАСЛОНОК, ОТКЛОНЯЕМЫХ КУЛАЧНЫМ ПОРШНЕМ 1926
  • Кобеляцкий Д.Г.
SU4478A1
Коловратный двигатель внутреннего горения 1927
  • Расторгуев В.Г.
SU9235A1

RU 2 203 430 C2

Авторы

Гусаров В.А.

Даты

2003-04-27Публикация

2000-10-04Подача