СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2003 года по МПК B63B35/08 B60V3/06 E02B15/02 

Описание патента на изобретение RU2203826C2

Изобретение относится к области судоходства в условиях ледового покрова вблизи берега, т.е. к выполнению ледокольных работ с использованием судов на воздушной подушке (СВП).

Известно техническое решение (Козин В.М. "Резонансный метод разрушения ледяного покрова". Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада, Владивосток, ИА-ПУ, 1993, 44 стр.), в котором предлагается разрушать ледяной покров СВП путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), т.е. волн максимальной амплитуды.

Недостатком способа является ограниченная ледоразрушающая способность.

Изобретение направлено на достижение технического результата по повышению эффективности воздействия на ледяной покров.

Поставленная техническая задача достигается путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при движении судна на воздушной подушке, при этом разрушение ледяного покрова осуществляют вблизи берега с использованием напряженно-деформированного состояния ледяного покрова, возникающего по береговой линии во время морского прилива, при этом сначала судно перемещают перпендикулярно кромке с резонансной скоростью и, если берег пологий, судно выходит на него, если берег крутой, судно разворачивают или тормозят вблизи него, затем судно перемещают вдоль кромки с резонансной скоростью.

Общеизвестно, что во время прилива вблизи берега происходит подъем уровня воды. Если этот процесс возникает на акватории, покрытой льдом, то при подъеме уровня воды в кромке ледяного покрова, примороженной к берегу, возникнут изгибные напряжения. Если эти напряжения суммировать с изгибными напряжениями, возникающими от возбуждения ИГВ, то можно достичь желаемого технического результата.

Способ осуществляется следующем образом
По ледяному покрову (по береговому припаю) начинают перемещать СВП с резонансной скоростью. Если разрушения льда не происходит, то определяется время наступления максимального прилива, т.е. того момента, когда ожидается наибольший подъем уровня воды у берега. За счет этого ледяной покров, примерзший к берегу, начнет испытывать наибольшие изгибные деформации (иногда они являются причиной отрыва берегового припая) вдоль береговой линии. Для их использования при разрушении льда резонансными ИГВ СВП при достижении максимального прилива начинают перемещать перпендикулярно кромке береговой линии. Первая вершина ИГВ, движущаяся впереди судна и вызывающая изгибные деформации того же знака, что и приливная волна, увеличит изгибные напряжения во льду у берега, что при низменных параметрах СВП разрушит кромку ледяного покрова у берега. При этом, если берег пологий, то СВП выходит на берег. Если берег крутой, то для предотвращения столкновения с ним, СВП после возбуждения ИГВ разворачивают или тормозят вблизи берега. Возбужденные же ИГВ благодаря накопленной энергии по инерции продолжают распространяться и достигают береговую линию. Очевидно, что первый маневр будет более эффективным. Наличие у льда свободной кромки уменьшит его несущую способность. В результате этого последующее движение СВП вдоль этой кромки с резонансной скоростью вызовет ИГВ большей амплитуды, что увеличит ледоразрушающую способность судна, т.е. толщину разрушаемого льда при неизменных энергозатратах (мощности) СВП.

На фиг.1 - схема деформирования ледяного покрова до прилива, а на фиг.2 - с учетом влияния прилива.

По ледяному покрову 1 при глубине водоема h1 перпендикулярно береговой линии 2 начинают перемещать СВП 3 с резонансной скоростью Vp (фиг.1). Если разрушение льда 1 от возбуждаемых ИГВ 4 не происходит, то ожидают максимального подъема воды до уровня Н2 и начинают перемещать судно сначала - перпендикулярно кромке с резонансной скоростью и, если берег пологий, судно выходит на него, если берег крутой, судно разворачивают или тормозят вблизи него, затем судно перемещают вдоль кромки с резонансной скоростью. В результате изгибные напряжения от первой вершины возбуждаемых ИГВ 7 наложатся на изгибные напряжения от прилива (кривая 5), что увеличит толщину разрушаемого льда (фиг.2). В результате в ледяном покрове 1 у береговой линии 6 возникнут максимальные изгибные напряжения.

Похожие патенты RU2203826C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2211169C2
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2000
  • Козин В.М.
  • Ломакина Н.С.
RU2173651C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2203827C2
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2000
  • Козин В.М.
RU2226477C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2211170C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2199468C2
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2002
  • Козин В.М.
  • Погорелова А.В.
RU2205123C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2002
  • Козин В.М.
  • Погорелова А.В.
RU2205124C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2143373C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
  • Погорелова А.В.
RU2217344C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 203 826 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: разрушение ледяного покрова осуществляют вблизи берега с использованием напряженно-деформированного состояния ледяного покрова, возникающего по береговой линии 2 во время морского прилива. Сначала судно на воздушной подушке 3 перемещают перпендикулярно кромке с резонансной скоростью и, если берег пологий, судно выходит на него, если берег крутой, судно разворачивают или тормозят вблизи него, затем судно перемещают вдоль кромки с резонансной скоростью. Изобретение позволяет повысить эффективность воздействия на ледяной покров. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 203 826 C2

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, отличающийся тем, что разрушение ледяного покрова осуществляют вблизи берега с использованием напряженно-деформированного состояния ледяного покрова, возникающего по береговой линии во время морского прилива, при этом сначала судно перемещается перпендикулярно кромке с резонансной скоростью и, если берег пологий, судно выходит на него, если берег крутой, судно разворачивается или тормозит вблизи него, затем судно перемещается вдоль кромки с резонансной скоростью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2203826C2

ЗУЕВ В.А
"Средства продления навигации на внутренних водных путях"
- Л.: Судостроение, 1986
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2143371C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА СУДНОМ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1992
  • Козин В.М.
  • Шепель В.Т.
  • Ризван А.А.
  • Жесткая В.Д.
RU2057048C1

RU 2 203 826 C2

Авторы

Козин В.М.

Даты

2003-05-10Публикация

2000-10-05Подача