Изобретение относится к области судоходства в условиях ледового покрова вблизи берега, т.е. к выполнению ледокольных работ с использованием судов на воздушной подушке.
Известен способ разрушения ледяного покрова, осуществляемый путем движения СВП по свободной воде в непосредственной близости и вдоль кромки сплошного ледяного покрова, а затем по ней. Такое маневрирование создает дополнительно к волновой нагрузку на лед от веса судна, что увеличивает деформацию льда, облегчая процесс разрушения ледяного покрова (RU 2143371 C1, 27.12.1999).
Недостатком данного способа является то, что при выполнении ледокольных работ резонансным способом с помощью СВП не используется возможность увеличения амплитуды изгибно-гравитационных волн (ИГВ), т.е. их ледоразрушающей способности, за счет увеличения волнового сопротивления СВП.
Изобретение направлено на достижение технического результата по повышению эффективности воздействия на ледяной покров.
Поставленная техническая задача достигается путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при движении судна на воздушной подушке по свободной воде вдоль кромки льда с последующим его выходом и движением по ледяному покрову, при этом движение по свободной воде осуществляют в непосредственной близости и вдоль кромки сплошного ледяного покрова с максимальным волнообразованием при отключенном вентиляторно-подъемном комплексе.
Известно (Войткунский Я. И. , "Сопротивление движению судов". Л., Судостроение, 1988), что ухудшение обтекаемости формы подводной части корпуса судна сопровождается увеличением волнового сопротивления, т.е. амплитуды возбуждаемых волн. Таким образом, если ухудшить обтекаемость (плавность) обводов судна, то можно повысить интенсивность волнообразования и, соответственно, эффективность разрушения ледяного покрова известным способом. Для этого у СВП, движущегося по свободной воде достаточно отключить вентиляторно-подъемный комплекс. Лишившись воздушной подушки, обтекаемость которой достаточно высокая, судно ляжет на корпус, представляющий у СВП коробчатую конструкцию. В результате обтекаемость формы подводной части судна ухудшится, что при неизменной скорости судна вызовет увеличение его волнового сопротивления и соответствующий рост амплитуды возбуждаемых волн.
Предлагаемый способ разрушения ледяного покрова амфибийным СВП реализуется следующим образом. Движение СВП начинают на свободной воде в непосредственной близости и вдоль кромки сплошного ледяного покрова с последующим его выходом и движением по ледяному покрову. Движение по свободной воде осуществляют с максимальным волнообразованием, соответствующим максимальному волновому сопротивлению, при отключенном вентиляторно-подъемном комплексе.
После полного развития гравитационных волн для облегчения процесса выхода на лед включают вентиляторно-подъемный комплекс и производят перемещение СВП на кромку льда и его постановку на склон изгибно-гравитационной волны. Контроль положения СВП в этом случае, соответствующему движению судна со скоростью V, может осуществляться по максимальной величине кормового дифферента. В случае благоприятного стечения обстоятельств, (параметров СВП, характеристик льда, глубины воды), способствующих разрушению льда, сплошной ледяной покров будет разрушаться непрерывно.
В случае реализации предложенного способа, когда перечисленные выше условия соответствуют предельным ледокольным возможностям данного СВП, то по мере затухания гравитационных волн, возбуждаемых при движении СВП по чистой воде, уровень деформаций льда будет снижаться и по истечении определенного времени разрушение льда прекратится.
В этом случае, после прекращения разрушения льда, СВП вновь перемещают на свободную воду (или поле битого льда при повторных проходах), отключают вентиляторно-подъемный комплекс и повторяют процесс описанным выше способом.
Изобретение поясняется чертежом.
Осуществляют движение СВП (1) по свободной воде вдоль кромки льда с последующим его выходом и движением по ледяному покрову (3). Движение по свободной воде (2) осуществляют в непосредственной близости и вдоль кромки сплошного ледяного покрова с максимальным волнообразованием при отключенном вентиляторно-подъемном комплексе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1998 |
|
RU2143371C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ | 2019 |
|
RU2709979C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2211169C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2203826C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2233227C2 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2000 |
|
RU2173651C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2000 |
|
RU2226477C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1999 |
|
RU2158693C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2001 |
|
RU2197405C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2001 |
|
RU2217345C2 |
Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: судно (1) на воздушной подушке перемещают по свободной воде (2) вдоль кромки льда с последующим его выходом и движением по ледяному покрову (3). Движение по свободной воде осуществляют в непосредственной близости и вдоль кромки сплошного ледяного покрова (3) с максимальным волнообразованием при отключенном вентиляторно-подъемном комплексе. Изобретение позволяет повысить эффективность воздействия на ледяной покров. 1 ил.
Способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в перемещении судна на воздушной подушке по свободной воде вдоль кромки льда с последующим его выходом и движением по ледяному покрову, отличающийся тем, что движение по свободной воде осуществляют в непосредственной близости и вдоль кромки сплошного ледяного покрова с максимальным волнообразованием при отключенном вентиляторно-подъемном комплексе.
ЗУЕВ В.А | |||
"Средства продления навигации на внутренних водных путях", Л., Судостроение, 1986 | |||
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1998 |
|
RU2143371C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА СУДНОМ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 1992 |
|
RU2057048C1 |
Авторы
Даты
2003-05-10—Публикация
2000-10-30—Подача