СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2003 года по МПК B63B35/08 B60V3/06 E02B15/02 

Описание патента на изобретение RU2211169C2

Изобретение относится к области судоходства в условиях ледового покрова вблизи берега, т.е. к выполнению ледокольных работ с использованием судов на воздушной подушке (СВП).

Известно техническое решение (Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток, ИА-ПУ, 1993, 44 с.), в котором предлагается разрушать ледяной покров СВП путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), т.е. волн максимальной амплитуды.

Недостатком способа является ограниченная ледоразрушающая способность.

Изобретение направлено на достижение технического результата по повышению эффективности воздействия на ледяной покров.

Поставленная техническая задача достигается путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при движении судна на воздушной подушке, при этом разрушение ледяного покрова осуществляют вблизи берега с использованием напряженно-деформированного состояния ледяного покрова, возникающего по береговой линии во время морского прилива, при этом судно перемещается сначала вдоль береговой линии на расстоянии от кромки примерзшего к берегу льда, равном полудлине волны статического прогиба ледяного покрова, затем с резонансной скоростью вдоль свободной кромки.

Известно, что во время отлива вблизи берега происходит понижение уровня воды. Если этот процесс возникает на акватории, покрытой льдом, то при понижении уровня воды в кромке ледяного покрова, примороженной к берегу, возникнут изгибные напряжения. Если эти напряжения использовать, т.е. суммировать с изгибными напряжениями, возникающими от возбуждения ИГВ при движении СВП, то можно достичь желаемого технического результата.

Известно (Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967), что при статистическом нагружении ледяной пластины поперечной нагрузкой, последняя деформируется так, что ее упругая линия вне зоны нагружения имеет вид синусоидальной затухающей волны. Расстояние между максимумами этих волн постоянно и равно λст:

где D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины;
ρв - плотность воды;
д - ускорение силы тяжести.

Таким образом, максимальные изгибные напряжения, возникающие в ледяном покрове во время отлива, будут возникать на расстоянии от примороженной к берегу кромки льда, равном λст/2.
Также известно (Air cushion technology promises a cheup way. Canadion shipping, 1974, v.45, p. 14-16), что при разрушении льда ИГВ от движущегося с резонансной скоростью СВП лед начинал разрушаться под судном, т.е. на подошве ИГВ, где происходит суммирование изгибных напряжений от развившегося волнового процесса во льду и от квазистатической нагрузки, создаваемой весом СВП. Если к этим напряжениям добавить с соответствующим знаком напряжения, возникающие от изгиба льда по его береговой кромке во время морского отлива, то толщина ледяного покрова, разрушаемого СВП резонансным методом, возрастет.

Способ осуществляется следующем образом. По ледяному покрову берегового припая начинают перемещать СВП с резонансной скоростью. Если разрушения льда не происходит, то определяется время наступления максимального отлива, т.е. того момента, когда ожидается наибольшее понижение уровня воды у берега. За счет этого ледяной покров, примерзший к берегу, начнет испытывать наибольшие изгибные деформации (иногда они являются причиной отрыва берегового припая, Спичкин В.А., О механизме взлома припая. Труды ААНИИ. - Л.: Гидрометеоиздат, 1961, т. 256, с. 12-27) вдоль береговой линии. Для их использования при разрушении льда резонансными ИГВ СВП при достижении максимального отлива судно перемещается сначала вдоль береговой линии на расстоянии от кромки примерзшего к берегу льда, равном полудлине волны статического прогиба ледяного покрова. В результате в ледяном покрове под судном произойдет суммирование изгибных напряжений от развившегося во льду волнового процесса (ИГВ), от квазистатической нагрузки, создаваемой весом СВП, и от изгиба ледяного покрова из-за отлива. В итоге кромка льда у берега разрушится. Затем судно продолжают перемещать с резонансной скоростью вдоль свободной кромки. Наличие у льда свободной кромки уменьшит его несущую способность, что увеличит амплитуду ИГВ, т.е. толщину разрушаемого льда, при неизменных энергозатратах (мощности) СВП.

Изобретение поясняется графически, где на фиг.1 показана схема деформирования ледяного покрова до отлива, а на фиг.2 - с учетом влияния отлива, а на фиг. 3 - после образования свободной кромки.

По ледяному покрову 1 начинают перемещать СВП 2 (фиг.1). Если разрушения льда 1 не происходит, то определяют момент максимального отлива, когда ледяной покров примет положение 3 (фиг.2). Затем судно перемещают сначала вдоль береговой линии 4 на расстоянии от кромки примерзшего к берегу льда, равном полудлине волны статического прогиба λст/2 (фиг.2). ледяного покрова, затем с резонансной скоростью вдоль свободной кромки. В результате лед у берега разрушится и у ледяного покрова появится свободная кромка 5 (фиг.3), что приведет к возрастанию амплитуды А и соответствующему росту толщины разрушаемого льда h.

Похожие патенты RU2211169C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2203826C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2143373C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2013
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Матюшина Анна Александровна
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Гринкруг Лев Соломонович
  • Орлов Максим Юрьевич
  • Орлова Юлия Николаевна
RU2531857C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2002
  • Козин В.М.
RU2235036C2
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2000
  • Козин В.М.
  • Ломакина Н.С.
RU2173651C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2002
  • Козин В.М.
RU2235037C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2203827C2
Способ разрушения ледяного покрова 2021
  • Лебедев Артём Алексеевич
  • Козин Виктор Михайлович
RU2769019C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2000
  • Козин В.М.
RU2226477C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2211170C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 211 169 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: разрушение ледяного покрова 1 осуществляют вблизи берега с использованием напряженно-деформированного состояния ледяного покрова, возникающего по береговой линии 4 во время морского прилива. Судно 2 перемещают сначала вдоль береговой линии на расстоянии от кромки примерзшего к берегу льда, равном полудлине волны статического прогиба ледяного покрова 1, затем с резонансной скоростью вдоль свободной кромки. Изобретение позволяет повысить эффективность воздействия на ледяной покров. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 211 169 C2

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, отличающийся тем, что разрушение ледяного покрова осуществляют вблизи берега с использованием напряженно-деформированного состояния ледяного покрова, возникающего по береговой линии во время морского отлива, при этом судно перемещается сначала вдоль береговой линии на расстоянии от кромки примерзшего к берегу льда, равном полудлине волны статического прогиба ледяного покрова, затем с резонансной скоростью вдоль свободной кромки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2211169C2

ЗУЕВ В.А
СРЕДСТВА ПРОДЛЕНИЯ НАВИГАЦИИ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ
- Л.: Судостроение, 1986
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2143371C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА СУДНОМ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1992
  • Козин В.М.
  • Шепель В.Т.
  • Ризван А.А.
  • Жесткая В.Д.
RU2057048C1

RU 2 211 169 C2

Авторы

Козин В.М.

Даты

2003-08-27Публикация

2000-10-05Подача