Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного и авиационного применений.
Известна конструкция газотурбинного двигателя, включающая гибкую муфту для соединения валов [1].
Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за возможности эрозионного износа и обледенения муфты, что может привести к поломке муфты и появлению дисбаланса валов, которые она соединяет.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является газотурбинный двигатель с валом привода внешней нагрузки со стороны входа в двигатель [2].
Недостатком такой конструкции является низкая надежность из-за отсутствия элементов, компенсирующих перекос и несоосность валов, что приводит к поломке вала и подшипника двигателя. Кроме того. такая конструкция не исключает обледенения и эрозионного износа элементов трансмиссии при поступлении холодного воздуха и посторонних частиц во внутреннюю полость кока в процессе эксплуатации.
Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности газотурбинного двигателя за счет снижения нагрузок на вал и подшипник двигателя, а также за счет исключения обледенения и эрозионного износа элементов трансмиссии.
Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинном двигателе, включающем входной кок. вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя, согласно изобретению во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта, при этом отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты до центра подшипника вала составляет 1...5, а отношение наружного диаметра гибкой муфты к диаметру входного отверстия кока составляет 1,2...3.
Кроме того, между стенками входного кока выполнена щелевая полость, соединенная радиальными каналами с внутренней полостью кока.
Размещение гибкой муфты во внутренней полости входного кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки позволяет компенсировать перекос и несоосность этих валов. При таком исполнении турбулизация потока воздуха на входе в двигатель минимальна, что обеспечивает устойчивую работу компрессора двигателя.
Исключение попадания холодного воздуха и посторонних частиц во внутреннюю полость кока обеспечено тем, что отношение наружного диаметра D гибкой муфты к диаметру d входного отверстия кока составляет 1,2...3.
При D/d<1,2 возможно обледенение гибкой муфты и ее эрозия посторонними частицами.
При D/d>3 не обеспечивается возможность размещения вала привода внешней нагрузки.
Поскольку гибкая муфта расположена консольно на валу отбора мощности, то снижение радиальной нагрузки на подшипник вала будет обеспечиваться в случае, когда D/L=1...5, где L - расстояние от муфты до центра подшипника вала.
При D/L<1 излишне возрастают нагрузка на подшипник и осевые габариты двигателя.
В случае, когда D/L>5, ухудшаются габаритные уплотнения масляной полости опоры подшипника из-за нехватки осевой длины для их размещения.
Выполнение между стенками входного кока щелевой полости, соединенной радиальными каналами с внутренней полостью кока, позволяет сделать входной кок обогреваемым, что обеспечивает защиту элементов трансмиссии и самого кока от обледенения.
Таким образом, в заявляемой конструкции гибкая муфта защищена как от эрозионного износа посторонними частицами (пыль, песок), так и от обледенения, одновременно уменьшая осевые габариты газотурбинного двигателя, что особенно важно при контейнерном исполнении энергетических установок.
Изобретение проиллюстрировано следующим образом.
На фиг.1 показан продольный разрез газотурбинного двигателя.
На фиг.2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.
Газотурбинный двигатель 1 состоит из входного корпуса 2, компрессора 3, камеры сгорания 4, турбины высокого давления 5, которая соединена валом 6 с компрессором 3, силовой турбины низкого давления 7, вал 8 отбора мощности от которой через гибкую муфту 9 с наружным диаметром D соединен с валом 10 привода внешней нагрузки, например, электрогенератора (не показан) со стороны входа 11 в газотурбинный двигатель 1.
Гибкая муфта 9 состоит из переднего 12 и заднего 13 фланцев, с которыми поочередно с помощью болтов 14 и гаек 15 соединен пакет гибких пластин 16. Муфта 9 размещена в полости 17 обогреваемого кока 18, состоящего из наружной 19 и внутренней 20 обечаек со щелевой полостью 21 между ними.
Щелевая полость 21 на выходе через радиальные пазы 22 на внутреннем диаметре d входного отверстия 23 кока 18 соединена с внутренней полостью 17 кока 18, а на входе - через коллектор 24 и трубы подвода (не показаны) - с одной из ступеней компрессора 3.
Гибкая муфта 9 расположена на минимальном расстоянии L от радиально-упорного шарикоподшипника 25. Для исключения повреждения гибкой муфты 9 посторонними частицами диаметр d входного отверстия 23 кока 18 выполнен минимальным из условия размещения вала 10.
Заявляемое устройство работает следующим образом.
При снижении температуры атмосферного воздуха и возникновении опасности обледенения в коллектор 24 кока 18 из компрессора 3 поступает горячий воздух, нагревающий входной кок 18 и исключающий его обледенение Одновременно, истекая через каналы 22 во входное отверстие 23 внутренней полости 17 входного кока 18, горячий воздух исключает обледенение гибкой муфты 9.
Гибкая муфта 9 может быть выполнена как пластинчатой, так и дисковой. Гибкий диск муфты 9, нагруженный крутящим моментом, требует защиты от эрозионного износа и от обледенения. Холодный воздух, содержащий посторонние частицы, в этом случае обтекает кок 18 и не вызывает износа и обледенения муфты 9. Это обеспечивается тем, что диаметр d входного отверстия 23 в 1,2...3 раза меньше наружного диаметра D муфты 9.
Источники информации
1. Патент РФ 2087768, 1997 г.
2. Патент РФ 2098649. 1997 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2255234C2 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2214536C2 |
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2179647C2 |
ОБТЕКАТЕЛЬ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2243392C2 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2004 |
|
RU2269005C1 |
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2156381C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2167323C2 |
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2369760C1 |
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2257493C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2190110C2 |
Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты до центра подшипника вала составляет 1...5. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к диаметру входного отверстия кока составляет 1,2....3. Между стенками входного кока выполнена щелевая полость, соединенная радиальными каналами с внутренней полостью кока. Изобретение повышает надежность газотурбинного двигателя за счет снижение нагрузок на вал двигателя, а также за счет исключения обледенения и эрозионного износа элементов трансмиссии. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1995 |
|
RU2098649C1 |
SU 1635645 A1, 10.18.1999 | |||
Устройство для контроля качества текстильных и трикотажных полотен | 1986 |
|
SU1409902A1 |
US 3837164 A, 24.09.1974 | |||
US 2968922 A, 24.01.1961 | |||
ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ВАЛОВ | 1995 |
|
RU2087768C1 |
Авторы
Даты
2003-05-10—Публикация
2001-04-23—Подача