ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА Российский патент 2002 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2179647C2

Известен газотурбинный двигатель, трехопорный ротор которого для компенсации несоосности опор выполнен с соединительной переходной шлицевой муфтой со сферическим соединением валов [1].

Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за большого количества промежуточных элементов между валами, а также из-за износа шлиц в шлицевой муфте.

Наиболее близкой по технической сущности является одновальная газотурбинная установка, включающая газотурбинный двигатель с трехопорным ротором, в котором для компенсации несоосности опор для передачи крутящего момента между валами компрессора и турбины используется тонкостенная трубчатая рессора, а для передачи осевого усилия от ротора компрессора к ротору турбины - стяжной болт [2].

Недостатком такой конструкции является наличие тонкостенной трубчатой рессоры, т.к. крутящий момент, передаваемый по валам газотурбинной установки, особенно при снятии полезной мощности со стороны входа в компрессор, существенно превышает крутящий момент на валах авиационного двигателя, что вызывает знакопеременные изгибающие нагрузки и снижает надежность конструкции установки. Особенно неприемлема такая конструкция для стационарных газотурбинных установок с большим ресурсом.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности конструкции за счет компенсации знакопеременных изгибающих нагрузок при сборке и работе двигателя.

Сущность изобретения заключается в том, что в одновальной газотурбинной установке с трехопорным ротором на подшипниках качения, согласно изобретению вал ротора выполнен цельным или состоящим из взаимно неподвижных частей, по меньшей мере две опоры ротора выполнены упругодемпферными, причем отношение расстояния между подшипниками опоры к диаметру вала ротора составляет 0,2-8.

В отличие от авиационных двигателей в одновальных газотурбинных установках, особенно при отборе мощности со стороны компрессора, по валам турбины и компрессора передается мощность от турбины не только на привод компрессора, но и на привод электрогенератора, например. Поэтому валы двигателя должны быть выполнены высоконадежными, т.е. цельными или состоящим из взаимно неподвижных между собой частями и с минимальным количеством промежуточных элементов между ними.

Выполнение по меньшей мере двух опор ротора упругодемпферными позволяет компенсировать перекос или несоосность опор и вызывающие знакопеременные изгибающие нагрузки при сборке и работе двигателя. Как правило, жесткой остается опора, размещенная вблизи ступеней турбокомпрессора с короткими лопатками (например, с последними лопатками компрессора), т.к. изменение радиального зазора по этим лопаткам может существенно ухудшить КПД двигателя. В случае необходимости для лучшего демпфирования колебаний ротора все три опоры могут выполняться упругодемпферными. При изменении радиальных зазоров между упругими элементами упругодемпферных опор компенсируется деформация корпуса двигателя вместе с опорами при работе в случае неравномерности нагрева, например, а также компенсируется неточность сборки опор. При этом двигатель не испытывает дополнительных знакопеременных изгибающих нагрузок.

Подшипники качения не несут дополнительных нагрузок и перегрузок в том случае, если будет выполняться соотношение 1/d=0,2....8, где
l - расстояние между подшипниками опоры;
d - диаметр вала ротора между подшипниками.

При соотношении 1/d≤0,2 подшипники расположены вплотную друг к другу, а если l>8d несоосность опор компенсируется гибкостью вала между ними.

На фиг.1 представлен продольный разрез заявляемой установки. На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде. На фиг.3, 4 и 5 - элементы II, III и IV соответственно на фиг.2 в увеличенном виде.

Одновальная газотурбинная установка 1 состоит из входного устройства 2, компрессора 3, камеры сгорания 4 и многоступенчатой турбины 5, ротор 6 которой с помощью вала 7 вращает компрессор 3 и электрогенератор (не показан). Ротор 8 установки 1 выполнен трехопорным с тремя подшипниками качения: роликовым 9 и шариковым 10 в компрессоре 3 и роликовым 11 - в турбине 5.

Вал 12 ротора 8 выполнен составным, включающим две взаимно неподвидные части: вал 13 компрессора 3 и вал 7 турбины 5, которые стянуты между собой с помощью стяжного болта 14 и взаимно зацентрированы между собой двумя разнесенными цилиндрическими поясками 15 и 16 с эвольвентными шлицами 17 для передачи крутящего момента от ротора 6 турбины 5. Опора 18 роликоподшипника 9 компрессора 3 и опора 19 роликоподшипника 11 турбины 5 выполнены упругодемпферными, а опора 20 шарикоподшипника 10 - жесткой.

Упругодемпферные опоры 18 и 19 состоят из внутренних втулок 21 и 22 и наружных втулок 23 и 24, собранных соосно с радиальными зазорами δ1 и δ2 и соединенных между собой с помощью фланцев 25 и 26, 27 и 28. Втулки 21, 22, 23 и 24 выполнены с упругими элементами 29 типа "беличье колесо", которые позволяют при определенных нагрузках взаимно перемещаться втулками 21 и 23, а также 22 и 24 в радиальном направлении в пределах зазоров δ1 и δ2.

В полости 30 и 31 с радиальными зазорами δ1 и δ2 опор 18 и 19 подается масло, за счет выдавливания которого из этих полостей происходит демпфирование колебаний ротора 8 при работе установки 1.

Опоры 18, 20 и 19 подшипников качения 9, 10 и 11 соединены между собой с помощью наружного корпуса 32 установки 1, причем жесткая опора 20 расположена на выходе из компрессора 3, т.е. в зоне ступеней с короткими последними лопатками компрессора, а упругодемпферные опоры 18 и 19 - в зоне ступеней с более длинными лопатками, например, перед компрессором 3.

Работает данное устройство следующим образом.

При сборке газотурбинного двигателя опоры 18, 19 и 20 собираются несоосно. После остановки газотурбинной установки 1 ее наружный корпус 32 остывает неравномерно из-за возникновения конвективных потоков по высоте этого корпуса. Подогретый воздух поднимается снизу вверх, нижняя часть корпуса 32 остывает быстрее, чем верхняя, омывая подогретым воздухом.

Разница температур вызывает деформацию корпуса 32, при этом несоосность опор 18, 19 и 20 увеличивается, и при запуске газотурбинной установки 1 возможна поломка валов 7, 13 или подшипников качения 9, 10, 11, которые являются наиболее слабым элементом в системе "корпус - подшипник - вал".

Радиальные зазоры δ1 и δ2 по упругодепмпферным опорам 18 и 19 позволяют компенсировать несоосность опор 18, 19 и 20 и избежать перегрузок и поломки подшипников 9, 10 и 11.

Упругодемпферные опоры 18 и 19 позволяют также демпфировать колебания ротора 8, что также повышает его надежность и позволяет избежать поломки.

Источники информации
1. С. A. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Москва, Машиностроение, 1989 г., стр. 225, 226, рис. 4.66.

2. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Москва, Машиностроение, 1989 г., стр. 226, 227, рис. 4.67.

Похожие патенты RU2179647C2

название год авторы номер документа
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2186256C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Решетников Ю.Е.
  • Сулимов Д.Д.
  • Кузнецов В.А.
RU2204043C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2386831C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Судаков Е.В.
  • Матвеенко Г.П.
  • Пыхтин Ю.А.
RU2190110C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА 1999
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2166677C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2241841C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2204042C2
ОПОРА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА 1999
  • Хрящиков М.С.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2166672C2
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2175404C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Иванов В.В.
  • Трубников В.А.
  • Кузнецов В.А.
RU2211936C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 179 647 C2

Реферат патента 2002 года ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА

Одновальная газотурбинная установка с трехопорным ротором на подшипниках качения имеет вал, выполненный цельным или состоящим из взаимно неподвижных частей. По меньшей мере две опоры ротора выполнены упругодемпферными. Отношение расстояния между подшипниками опоры к диаметру вала ротора составляет 0,2-8. Изобретение позволяет повысить надежность конструкции за счет компенсации знакопеременных изгибающих нагрузок при сборке и работе двигателя. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 179 647 C2

Одновальная газотурбинная установка с трехопорным ротором на подшипниках качения, отличающаяся тем, что вал ротора выполнен цельным или состоящим из взаимно неподвижных частей, по меньшей мере две опоры ротора выполнены упругодемпферными, причем отношение расстояния между подшипниками опоры к диаметру вала ротора составляет 0,2-8.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2179647C2

ВЬЮНОВ С.А
Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей
- М.: Машиностроение, 1989, с
Переносное устройство для вырезания круглых отверстий в листах и т.п. работ 1919
  • Сидоров И.В.
SU226A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1996
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
  • Лезгин Н.А.
RU2124644C1
DE 3541702 А1, 27.05.1987
DЕ 3614182 А1, 06.11.1986
ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ КОЧЕТОВА ВИНТОВОГО ТИПА 2015
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2610039C1
Клеть прокатного стана 1981
  • Потапкин Виктор Федорович
  • Федоринов Владимир Анатольевич
  • Морозов Игорь Александрович
  • Орел Владимир Павлович
SU1102649A1

RU 2 179 647 C2

Авторы

Сулимов Д.Д.

Кузнецов В.А.

Торопчин С.В.

Тункин А.И.

Ошканов Н.М.

Даты

2002-02-20Публикация

2000-01-10Подача