ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР Российский патент 2003 года по МПК F04D19/00 

Описание патента на изобретение RU2204058C2

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в осевых компрессорах для совершенствования внутренней аэродинамики за счет эффекта управления пограничным слоем в радиальном зазоре между корпусом и внешним обводом лопаток рабочего колеса.

Известна конструкция осевого компрессора, содержащего корпус и установленные попарно венцы вращающихся и неподвижных лопаток. Каждый венец вращающихся лопаток образует рабочее колесо, а каждый венец неподвижных лопаток - направляющий аппарат. Рабочее колесо и направляющий аппарат (НА) [2, с. 53, 54] образуют ступень компрессора.

Недостатком известной конструкции является то, что наличие радиального зазора приводит к снижению коэффициента полезного действия и напорности ступени [2, с. 88, 89].

Известно, что под действием разницы давлений воздух из области повышенного давления у корытца перетекает через радиальный зазор в область пониженного давления на спинке лопаток рабочего колеса. Кроме того, пограничный слой в радиальном зазоре, интенсивно смещаясь относительно лопаток в окружном направлении, вследствие их вращения, создает эжектирующее воздействие, что также способствует перетеканию воздуха от корытца к спинке лопаток.

Проведенные экспериментальные исследования позволили установить, что одним из эффективных способов управления пограничным слоем в радиальном зазоре является применение аэродинамических гребней на корпусе над лопаточным венцом рабочего колеса.

Задачей изобретения является уменьшение перетекания воздуха через радиальный зазор от корытца к спинке лопаток рабочего колеса, увеличение угла закрутки потока и выравнивание направления и значений абсолютной скорости на выходе из лопаточного венца рабочего колеса, что способствует увеличению коэффициента полезного действия и степени повышения полного давления ступени. Это возможно размещением в радиальном зазоре между корпусом и внешним обводом лопаток рабочего колеса аэродинамических гребней 1 (см. чертеж). Кривизна аэродинамических гребней определяется в каждой точке тангенциально направлению абсолютной скорости потока. Появление нового конструктивного признака по сравнению с прототипом, то есть применение аэродинамических гребней на корпусе в радиальном зазоре рабочего колеса ступени осевого компрессора, соответствует одному из критериев изобретения и предполагает новое техническое свойство, как воздействие на течение воздуха с целью улучшения характеристик ступени. Все это отвечает изобретательскому уровню.

Элементом новизны служит применение аэродинамических гребней в радиальном зазоре между внешним обводом лопаточного венца рабочего колеса и корпусом, которые в каждой точке профилируют тангенциально направлению абсолютной скорости. Наиболее оптимальными являются шаг аэродинамических гребней, соответствующий шагу решетки рабочего колеса на их внешней границе и высота аэродинамических гребней, равная 1,5-2 величины радиального зазора δ, который для реальных осевых компрессоров обычно составляет [1, с. 122] 0,5-2 мм.

Аэродинамические гребни в радиальном зазоре служат для уменьшения перетекания воздуха из области повышенного давления от корытца в область пониженного к спинке лопаток рабочего колеса и выравнивания направления абсолютной скорости на выходе из лопаточного венца рабочего колеса. Это происходит за счет того, что под действием возникающего поперечного градиента давления течение в межгребневом пространстве сносится с общей направленностью к спинке аэродинамических гребней, что дополнительно препятствует перетеканию воздуха от корытца к спинке лопаток рабочего колеса. Кроме того, вследствие придания дополнительной закрутки потока в пограничном слое и создания эжектирующего воздействия из-за некоторого сужения канала между аэродинамическими гребнями, направление и значение абсолютной скорости на выходе из лопаточного венца рабочего колеса становятся более равномерными, что благотворно сказывается на обтекании лопаток направляющего аппарата. В целом происходит увеличение кпд и напорности ступени.

Экспериментальные исследования показывают, что происходит увеличение напорности низконапорной ступени.

На чертеже изображен фрагмент общего вида описываемого устройства.

Осевой компрессор содержит корпус 2, лопаточный венец рабочего колеса 3, лопаточный венец направляющего аппарата 4 и аэродинамические гребни 1 в радиальном зазоре между внешним обводом лопаток рабочего колеса и корпусом.

Описываемое устройство работает следующим образом. Под воздействием лопаточного венца вращающегося рабочего колеса 3 поток продвигается по межлопаточному каналу лопаточного венца направляющего аппарата 4. Под воздействием разницы давлений воздух стремится перетекать через радиальный зазор от корытца к спинке лопаток рабочего колеса, кроме того, из-за вязкости среды и трения о корпус направление и значения абсолютной скорости на выходе из лопаточного венца за лопатками и радиальным зазором становятся значительно неравномерными. С постановкой же аэродинамических гребней в межгребневом пространстве под действием возникающего поперечного градиента давления происходит снос потока к спинке аэродинамических гребней, что создаст препятствие перетеканию воздуха через радиальный зазор, а также из-за принудительного искривления и незначительного сужения межгребневого канала обеспечивается выравнивание направления и значений абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса. Все это приводит к увеличению кпд и напорности ступени.

Источники информации
1. Алексеев Л.П., Казанджан П.K., Нечаев Ю.Н., Федоров P.M. Теория двигателей. Часть I. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1967.

2. Нечаев Ю. Н. Теория авиационных двигателей. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1990.

Похожие патенты RU2204058C2

название год авторы номер документа
СТУПЕНЬ ТУРБОМАШИНЫ 1998
  • Гасилин С.С.
  • Гриценко Е.А.
  • Климнюк Ю.И.
  • Лазоренко Т.М.
  • Федорченко Д.Г.
RU2148732C1
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР 2014
  • Клепиков Денис Сергеевич
  • Алексеев Иван Иванович
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Алексеев Александр Анатольевич
  • Шарафутдинов Антон Геннадьевич
  • Звонников Вячеслав Игоревич
RU2582537C2
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР 1999
  • Исаев А.И.
  • Скорик Ю.В.
  • Черкасов А.Н.
  • Пупко В.В.
  • Грищенко А.В.
RU2143595C1
ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ 2001
  • Даниленко Н.В.
  • Суворов А.В.
  • Станицкий Д.А.
  • Дыгин В.Г.
RU2204071C2
Осевой компрессор 2016
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Алексеев Иван Иванович
  • Клепиков Денис Сергеевич
  • Попов Александр Евгеньевич
RU2633221C1
НАДРОТОРНОЕ УСТРОЙСТВО ТУРБОМАШИНЫ 2001
  • Иноземцев А.А.
  • Гузачев Е.Т.
  • Климов В.Н.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2199680C2
СТУПЕНЬ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Аверичкин П.А.
  • Пахольченко А.А.
  • Зайнулин И.Г.
  • Зайнулина И.Н.
  • Хромцов Д.Н.
  • Зароченцев А.И.
RU2211381C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА ИЛИ КОМПРЕССОРА И ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ КОНТУР ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ТАКОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО 2010
  • Шведов Владимир Тарасович
RU2460905C2
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614709C1

Реферат патента 2003 года ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для совершенствования аэродинамики осевого компрессора. Совершенствование аэродинамики осевого компрессора достигается применением аэродинамических гребней в радиальном зазоре между внешним обводом лопаток колеса и корпусом, спрофилированных в каждой точке тангенциально абсолютной скорости. Высота и густота аэродинамических гребней определяется эмпирически путем решения оптимизационной задачи с поиском оптимума целевой функции. Аэродинамические гребни позволяют уменьшить перетекание воздуха через радиальный зазор от корытца к спинке лопаток рабочего колеса и обеспечить равномерное распределение направления и значений абсолютной скорости за рабочим колесом. Как следствие, происходит увеличение кпд и напорности ступени осевого компрессора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 204 058 C2

Осевой компрессор, содержащий корпус, лопаточный венец рабочего колеса, направляющий аппарат, отличающийся тем, что в радиальном зазоре между внешним обводом лопаток рабочего колеса и корпусом установлены аэродинамические гребни, спрофилированные в каждой точке тангенциально абсолютной скорости, высота составляет 1,5. . . 2 величины радиального зазора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2204058C2

Осевой компрессор 1981
  • Хартмут Грипентрог
  • Хелльмут Вайнрих
SU1109065A3
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР И СПОСОБ СБОРКИ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА 1998
  • Чеканов В.В.
  • Белоусов Н.И.
RU2133383C1
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 1993
  • Белоусов Н.И.
RU2061907C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ЖЕЛЕЗООТДЕЛИТЕЛЬ 1931
  • Фролов Н.В.
  • Гвоздев-Иванской Н.И.
SU26997A1
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы 1917
  • Шикульский П.Л.
SU93A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУР ОЧЕНЬ МАЛОГО РАЗМЕРА НА ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ПОДЛОЖКЕ 1996
  • Мартин Кербер
RU2168797C2
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ИНЪЕКЦИОННОЙ СМЕСИ ДЛЯ ЦЕМЕНТАЦИОННОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВ И СПОСОБ ЕЁ ВВЕДЕНИЯ В ГРУНТ 2020
  • Харченко Игорь Яковлевич
  • Харченко Алексей Игоревич
RU2743651C1

RU 2 204 058 C2

Авторы

Исаев А.И.

Черкасов А.Н.

Климашин Н.Н.

Ярош А.В.

Алексеев А.А.

Даты

2003-05-10Публикация

2001-02-05Подача