Предлагаемое изобретение относится к области обработки летательных аппаратов антиобледенителями, в частности к способам и устройствам, применяемым для обработки поверхностей летательных аппаратов, например самолетов непосредственно перед вылетом.
Известен способ очищения поверхности самолетов от обледенения во время полета и реализующая его система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета, описанная в патенте РФ 1297718, МКИ B 64 D 15/02, приоритет от 27.01.84, содержащая датчик положения, расположенный на пути движения самолета, и исполнительные клапаны, связанные с устройством распыления жидкости, в нее введены дополнительные датчики положения, установленные вдоль пути движения самолета, и программный блок, входы которого подключены к выходам датчиков положения, а выходы - к исполнительным клапанам, при этом программный блок включает в себя реле, расположенные в виде матрицы, причем обмотки реле включены последовательными группами в строки матрицы между входами программного блока и источником приводного тока, а замыкающие контакты соответствующих реле включены последовательно в столбцы матрицы между источником рабочего тока и выходами программного блока, программный блок выполнен в виде сменных, соответствующих типу самолета, печатных плат, в нее введены индикатор направления ветра, индикатор силы ветра и подключенный к выходам индикаторов блок выбора соответствующих определенным параметрам ветра печатных плат программного блока, выходы которого подключены к соответствующей печатной плате, причем блок выбора соответствующих определенным параметрам ветра печатных плат включает в себя реле, расположенные в виде матрицы, столбцы которой соединены с выходами индикатора направления ветра, а строки - с выходами индикатора силы ветра или наоборот, причем каждая точка пересечения матрицы образована последовательно соединенными замыкающими контактами соответствующих данным строке и столбцу реле и является выходом блока.
Недостатком известного способа и реализующей его системы управления очистительным и противообледенительным устройством самолета является сложность изготовления самой системы, их высокая себестоимость и отсутствие возможности предполетной обработки парка самолетов на земле одной установкой.
Данный недостаток обусловлен конструктивными особенностями системы управления противообледенительным и очистительным устройством самолета.
Известны также принятые за прототип способ обработки поверхности самолетов от обледенения и реализующая его мобильная установка для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета, описанная в патенте РФ 2159198, МКИ В 64 D 15/02, приоритет от 03.11.1999, включающая емкость для хранения противообледенительной жидкости, насос и трубопроводы с соплами подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, сборную емкость для отработанной противооблединительной жидкости, регенерационное устройство и трубопроводы с насосом для подачи противообледенительной жидкости в емкость для хранения, причем она снабжена поддонами сбора отработанной противообледенительной жидкости, расположенными вдоль бортов мобильной установки и закрепленными на них шарнирно с обеспечением в рабочем положении угла наклона к горизонтальной оси, поддоны выполнены с трубопроводами для подачи отработанной противообледенительной жидкости в регенерационное устройство, включающее нагреватель, испаритель, влагоотделитель, теплообменник и насос подачи, связанные между собой трубопроводами с фильтрами, причем мобильная установка снабжена подъемным механизмом с кабиной для оператора и трубопроводами с соплами для подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, поддоны выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной длине мобильной установки, угол наклона поддонов в рабочем положении составляет 3-10o к горизонтальной оси.
Недостатком известного способа являются большой расход противообледенительной жидкости, низкие эксплуатационные и функциональные возможности, техника безопасности, высокая экологическая незащищенность, громоздкость самой мобильной установки, трудоемкость и стоимость обработки, кроме того, известная установка для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета является неэффективной и маломобильной.
Этот недостаток обусловлен конструктивными особенностями известной мобильной установки для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета, а также отсутствием устройств для подачи противообледенительной жидкости под большим давлением и для ее подогрева непосредственно перед обработкой, наличием устройств и механизмов, значительно повышающих материалоемкость и громоздкость, снижающих мобильность и производительность, кроме того, технология обработки, реализованная известной мобильной установкой для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета, основана на поливе поверхностей самолета противообледенительной жидкостью, а не обработкой поверхностей этой жидкостью под давлением.
Техническим результатом, обеспечиваемым настоящим изобретением, является уменьшение трудоемкости и стоимости работ, увеличение эксплуатационных и функциональных возможностей, повышение мобильности и техники безопасности, снижение расхода противообледенительной жидкости при обработке поверхностей самолета от обледенения.
Поставленный технический результат достигается тем, что в известной мобильной установке для обработки поверхности самолетов от обледенения, включающей емкость для хранения противообледенительной жидкости и трубопровод с соплом для подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности, подъемный механизм кабины оператора и трубопровода с соплом, согласно изобретению она снабжена аппаратом создания высокого давления подачи противообледенительной жидкости, автономным источником энергии для упомянутого аппарата и электронагревателем с входным и выходным патрубками, связанными с упомянутой емкостью, при этом упомянутые емкость, кабина, аппарат, источник и электронагреватель установлены на базе автомобиля, причем упомянутая емкость оснащена указателем уровня и вторым электронагревателем с входным и выходным патрубками, связанными с упомянутой емкостью, а каждый из упомянутых электронагревателей установлен под днищем упомянутой емкости, каждый входной патрубок связан с упомянутой емкостью посредством штуцера, установленного в нижней части боковой поверхности емкости, а каждый выходной патрубок связан с упомянутой емкостью посредством штуцера, установленного на боковой поверхности выше штуцера входного патрубка, при этом каждый выходной патрубок и упомянутая емкость выполнены теплоизолированными, кроме того, в известном способе обработки поверхности самолетов от обледенения, основанном на подаче противообледенительной жидкости от мобильной установки, согласно изобретению противообледенительную жидкость подают от мобильной установки по п.1, нагретую до температуры 35-60oС под давлением 2-6 бар через полость распылительной насадки, перед обработкой с поверхности самолета сметают снежный покров, противообледенительную жидкость нагревают электроподогревателями от внешнего источника энергии или от автономного источника энергии.
Между отличительными признаками и достигаемым техническим результатом существует следующая причинно-следственная связь.
В отличие от аналогов и прототипа применение способа обработки поверхности самолета от обледенения противообледенительной жидкостью высокой температуры 35-80oС и при высоком давлении 2-6 бар позволит проводить ее быстрое распыление по поверхности, на которой, благодаря высокому давлению и температуре, происходит качественное, почти мгновенное растекание, даже в условиях очень низких температур при большом давлении нагретая противообледенительная жидкость мгновенно срезает ледовую корочку с обрабатываемой поверхности, быстро распыляется по обрабатываемой поверхности еле заметной тонкой пленкой, обеспечивая высококачественную обработку поверхности самолетов от обледенения. Выполнение мобильной установки для обработки поверхности самолета от обледенения на базе автомобиля с автономным источником энергии и с аппаратом высокого давления для подачи противообледенительной жидкости, связанным с трубопроводами с соплами для подачи противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности самолета, позволит повысить мобильность установки и, в отличие от объекта прототипа, не тратить время на сбор и регенерацию, водоотделение и очистку стекающей жидкости, поскольку таковая отсутствует, быстрее маневрировать от одного объекта обработки к другому и обрабатывать противообледенительной жидкостью большее количество самолетов или других летательных аппаратов, т.е. повышается эффективность и скорость обработки самолетов. Кроме того, автономный источник энергии с аппаратом высокого давления позволяет подавать противообледенительную жидкость под большим давлением, что повышает эффективность обработки летательных аппаратов, исключая возможность остаться необработанным пятнам, и снижает расход противообледенительной жидкости, поскольку дает ее мелкое, туманное распыление, что способствует возможности обработать небольшим ее количеством большие площади поверхности самолетов, практически исключая слив и стекание на "пол" на стоянку, что повышает также технику безопасности работ. Оснащение емкости для хранения противообледенительной жидкости, электронагревателем и входящим и выходящим патрубками и указателем уровня противообледенительной жидкости или по меньшей мере двумя электронагревателями, каждый из которых снабжен входящим и выходящим патрубками, и выполнение выходных патрубков теплоизолированными дает возможность эффективно использовать заявляемое изобретение в условиях низких температур, что повышает его функциональные возможности и эксплуатационные качества, при этом при большом давлении нагретая противообледенительная жидкость быстро распыляется по поверхности еле заметной тонкой пленкой, обеспечивая высококачественную обработку поверхности самолетов.
По имеющимся у заявителя сведениям совокупность существенных признаков заявляемого изобретения "Способ обработки поверхности самолета от обледенения и мобильная установка для его осуществления" не известна из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию "новизна".
По мнению заявителя сущность заявляемого изобретения не следует главным образом из известного уровня техники, так как из него не выявляется вышеуказанное влияние на достигаемый технический результат - новое свойство объекта - совокупности признаков, которые отличают от прототипа заявляемое изобретение, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения "Способ обработки поверхности самолета от обледенения и мобильная установка для его осуществления" соответствует критерию "изобретательский уровень".
Совокупность существенных признаков, характеризующих сущность изобретения, может быть многократно использована при реализации способа обработки поверхности самолета от обледенения с мобильной установкой для его осуществления с получением технического результата, заключающегося в снижении себестоимости, скорости обработки, повышении функциональных возможностей, улучшении его эксплуатационных качеств и повышении надежности, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию "изобретательский уровень".
Сущность заявляемого изобретения поясняется примером конкретного выполнения и чертежом, где схематически изображена мобильная установка для обработки поверхности самолета от обледенения.
Мобильная установка для обработки поверхности самолета от обледенения выполнена на базе автомобиля 1 и включает емкость 2 для хранения противообледенительной жидкости 3, трубопровод 4 с соплом 5 для подачи противообледенительной жидкости 3 на обрабатываемые поверхности самолетов. На автомобиле 1 установлен подъемный механизм 6 с кабиной для оператора 7 и автономный источник энергии 8, например дизель-генератор с аппаратом высокого давления 9 для подачи противообледенительной жидкости. Аппарат высокого давления 9 связан посредством упомянутого трубопровода 4 с рабочей полостью распылительной насадки 10 с соплом 5 для подачи под давлением противообледенительной жидкости на обрабатываемые поверхности. Емкость 2 для хранения противообледенительной жидкости оснащена двумя электронагревателями 11 и 12 с соответственно и входными 13, и выходными 14 патрубками каждый, которые связывают электронагреватели 11 и 12 с емкостью 2. Емкость 2 для хранения противообледенительной жидкости 3 одновременно связана трубопроводом 15 с аппаратом высокого давления 9 и оснащена указателем уровня 16 противообледенительной жидкости 3. Электронагреватели установлены под днищем 17 емкости 2 для хранения противообледенительной жидкости 3, при этом входные патрубки 13 электронагревателей связаны с емкостью 2 для хранения противообледенительной жидкости посредством штуцеров 18, установленных в нижней части 19 боковой поверхности емкости 2, а выходные патрубки 14 связаны посредством штуцеров 20, установленных в верхней части 21 боковой поверхности емкости 2, и выполнены теплоизолированными.
Способ обработки поверхности самолетов от обледенения реализовали мобильной установкой для обработки поверхности самолета от обледенения следующим образом.
Перед обработкой поверхности самолета с последнего сметали снежный покров, затем включали электроподогреватели 11, 12 противообледенительной жидкости от внешнего источника и нагревали ее до 60oС (или от автономного источника 8, установленного на автомобиле 1). Затем водитель автомобиля 1 включал в работу подъемный механизм 6 и поднимал на необходимую высоту кабину оператора 7 и одновременно включал автономный источник энергии 8 и аппарат высокого давления 9, запитанный от автономного источника 8. Подогретая противообледенительная жидкость по трубопроводу 4 под давлением четыре бара поступала в рабочую полость распылительной насадки 10 с соплом 5, в нужный момент оператор нажимал предохранительный клапан (не показан) распылительной насадки 10 и проводил распыление на поверхность самолета.
Предложенное изобретение обладает высокими функциональными возможностями, эксплуатационными качествами, повышает технику безопасности, снижает трудоемкость и скорость обработки, расход противообледенительной жидкости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОБИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2003 |
|
RU2268200C2 |
Устройство для удаления льда или предотвращения его образования и тушения пожаров на труднодоступных объектах при низких температурах окружающей среды | 2021 |
|
RU2763071C1 |
МОБИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ВНЕШНИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ САМОЛЕТА | 1999 |
|
RU2159198C1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛЬДА И/ИЛИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ХОДОВЫХ ЧАСТЯХ ПОЕЗДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2407666C1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛЬДА И/ИЛИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ХОДОВЫХ ЧАСТЯХ ПОЕЗДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2011 |
|
RU2466895C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДВИЖНОГО ОПЕРАЦИОННО-РЕАНИМАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2348547C1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛЬДА И СНЕГА С ПОВЕРХНОСТИ САМОЛЕТА | 2015 |
|
RU2604921C2 |
Мобильный комплекс дегазации, дезактивации и дезинфекции | 2016 |
|
RU2632628C1 |
МОБИЛЬНЫЙ РОБОТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ЗАЩИТЫ ПУТЕЙ ЭВАКУАЦИИ | 2022 |
|
RU2784156C1 |
Газоперекачивающий агрегат | 2017 |
|
RU2685802C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, оборудованным под разбрызгиватели. Установка выполнена на базе автомобиля 1 и включает емкость 2, трубопровод 4 с соплом 5 для подачи противообледенительной жидкости 3 на обрабатываемые поверхности самолета. На автомобиле 1 установлен подъемный механизм 6 с кабиной 7 для оператора и автономный источник энергии 8 (дизель-генератор) с аппаратом высокого давления 9 для подачи противообледенительной жидкости по трубопроводу 4 к соплам 5. Емкость 2 оснащена двумя электронагревателями 11 и 12 соответственно и входными 13 и выходными 14 патрубками каждый. Емкость 2 одновременно связана трубопроводом 15 с аппаратом 9 и оснащена указателем уровня 16. Электронагреватели 11 и 12 установлены под днищем 17 емкости 2 для хранения противообледенительной жидкости 3, при этом входные патрубки 13 электронагревателей связаны с емкостью 2 посредством штуцеров 18, установленных в нижней части 19 боковой поверхности емкости 2, а выходные патрубки 14 связаны с емкостью 2 посредством штуцеров 20, установленных в верхней части 21 боковой поверхности емкости 2, и выполнены теплоизолированными. Перед обработкой поверхности самолета противообледенительную жидкость электронагревателями 11 и 12 нагревают до 60oС. При реализации способа подогретую противообледенительную жидкость по трубопроводу 4 под давлением четыре бара подают в рабочую полость насадки-распылителя с соплом 5. Изобретение направлено на уменьшение трудоемкости и стоимости работ. 2 с. и 7 з.п.ф-лы, 1 ил.
МОБИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ВНЕШНИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ САМОЛЕТА | 1999 |
|
RU2159198C1 |
US 4826107 А, 02.05.1989 | |||
НЕСВИТСКИЙ Я.И | |||
и др | |||
Справочник по техническому обслуживанию автомобилей | |||
- Киев: Техника, 1968, с.39 | |||
ТРУНОВ О.К | |||
Обледенение самолетов и средства борьбы с ним | |||
- М.: Машиностроение, 1965, с.239-241 | |||
US 5134266 А, 28.07.1992 | |||
US 5318254 А, 07.06.1994 | |||
SU 1297718 А3, 27.01.1984 | |||
US 5028017 А, 02.07.1991. |
Авторы
Даты
2003-05-20—Публикация
2001-12-05—Подача