Изобретение относится к средствам спасения людей при пожарах и может быть использовано как работниками пожарных команд, так и спасающимися в качестве средств эвакуации людей с верхних этажей горящих зданий.
Известна спасательная катушка, содержащая корпус, выполненный в виде цилиндра закрытого торцевыми крышками, внутри которого размещена с возможностью вращения на оси, закрепленной концами в торцевых крышках, катушка со шнуром, при этом в одном торце катушки размещен гидравлический тормоз, состоящий из эластичной тормозной камеры, заполненной тормозной жидкостью (SU 1493818 А1, 15.07.1989).
Недостатком данной катушки является недостаточная надежность устройства.
Технический результат, достигаемый в заявленном изобретении, заключается в создании эффективного многоразового средства эвакуации людей с верхних этажей многоэтажных зданий при пожарах.
Указанный технический результат достигается тем, что в спасательной катушке, содержащей корпус, выполненный в виде цилиндра, закрытого торцевыми крышками, внутри которого размещена с возможностью вращения на оси, закрепленной концами в торцевых крышках, катушка со шнуром, при этом в одном торце катушки размещен гидравлический тормоз, состоящий из эластичной тормозной камеры, заполненной тормозной жидкостью, согласно изобретению гидравлический тормоз закреплен на внутренней поверхности корпуса и торцевой крышки и содержит ролики, пережимающие тормозную камеру, выполненную в виде разъемного кольца, соединяемую своими концами через переходную коробку со шлангами подвода и отвода тормозной жидкости, расположенными на правой плечевой лямке оснастки крепления катушки и концы которых соединены между собой перепускным редукционным краном, расположенным на правой грудной ветви плечевой лямки оснастки катушки, в другом торце катушки и торцевой крышки размещены вспомогательный центробежный и аварийный дисковый тормоза, при этом центробежный тормоз содержит тормозные колодки, а аварийный дисковый тормоз содержит внутренний и внешний диски, тормозные колодки установлены в коробках с шариками, закрепленных на торцевой плоскости катушки, или на внутреннем диске аварийного дискового тормоза, удерживаемые в исходном положении калиброванными пружинами, внутренний диск аварийного дискового тормоза установлен с возможностью перемещения на ступице катушки, имеет фланец, удерживающий его от осевого смещения при помощи защелок, установленных на ступице катушки, на концах которых размещены грузы, между торцевой плоскостью катушки и фланцем внутреннего диска под защелками размещена пружина, внешний диск аварийного дискового тормоза размещен на оси катушки с возможностью перемещения вдоль оси под действием гайки, установленной на оси катушки за внешней плоскостью внешнего диска и выполненной в виде шкива, который соединен ветвями тягового шнура со шкивом управления аварийным дисковым тормозом, расположенным на левой грудной ветви плечевой лямки оснастки катушки.
Кроме этого, ролики в спасательной катушке могут быть размещены на осях, закрепленных на кольце усиления торцевой плоскости катушки или на концах крестовины, закрепленной на ступице катушки.
В торце катушки со стороны гидравлического тормоза размещен блок пружины возврата шнура и намотки его на катушку, установленный на оси катушки с тормозом пружины и содержащий двухступенчатый редуктор, размещенный на ступице катушки, и спиральную пружину.
Коробки с шариками, в которых установлены тормозные колодки, могут закрепляться на торцевой плоскости катушки или на внутреннем диске дискового тормоза. И в том, и в другом случае достигается технический результат, заключающийся в повышении надежности спасательного средства.
Сущность устройства поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен вид сверху спасательной катушки (первый вариант исполнения); на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - разрез В-В на фиг. 3, центробежный тормоз; на фиг.5 - разрез по Г-Г на фиг.3, основной гидравлический тормоз; на фиг.6 - механизм управления дисковым тормозом; на фиг.7 - блок пружины возврата шнура для намотки его на катушку; на фиг.8 - разовая спасательная катушка (второй вариант исполнения).
В первом варианте исполнения (фиг.3) спасательная катушка АФ содержит корпус 1, выполненный в виде цилиндра, закрытого торцевыми крышками 2, внутри которого установлена катушка 3 со шнуром или лентой, размещенная на оси 4. На концах ветвей крестовины 5 установлены ролики 6, прижимающиеся к тормозной камере 7, заполненной тормозной жидкостью и закрепленной на внутренних плоскостях корпуса 1 и торцевой крышки 2. Концы тормозной камеры 7 через переходную коробку 8 соединены со шлангами 9, расположенными на правой плечевой лямке оснастки крепления катушки. Один шланг является подводящим тормозную жидкость, а другой - отводящим. Шланги 9 соединены с перепускным редукционным краном 10, расположенным на нагрудной ветви правой плечевой лямки оснастки.
В правом торце катушки размещены центробежный и аварийный дисковые тормоза. Центробежный тормоз содержит тормозные колодки 11, установленные радиально в коробках 12, которые закреплены на внутреннем подвижном диске 13 аварийного дискового тормоза. Внешний диск аварийного дискового тормоза установлен с возможностью осевого перемещения на ступице катушки и удерживается на ней в заданном положении при помощи защелок 14 с установленными на них грузами 15. За буртом диска 13 на ступице катушки 3 установлена пружина 16. При этом внешний диск аварийного дискового тормоза 17 поджимается гайкой 18, выполненной в виде шкива, на котором закреплены концы тяговых шнуров 19. Вторые концы тяговых шнуров закреплены на барабанчике 20 с ручкой управления 21 аварийным дисковым тормозом, которая размещена на левой лямке оснастки катушки.
В левом торце катушки на ступице установлен блок 22 пружины возврата шнура и намотки его на катушку 3. Блок размещает редуктор 23 и пружину 24.
В боковых кронштейнах 25 корпуса размещен нитеводитель, содержащий цилиндрический кулачок 26 с замкнутым винтовым пазом 27 с пересекающимися участками. Кулачок кинематически связан со ступицей катушки 3. На нем размещен ползун нитеводителя.
Во втором варианте исполнения (фиг. 8) спасательная катушка содержит только гидравлический и центробежный тормоза. Отличие гидравлического тормоза в данном варианте заключается в том, что ролики 6, прижимающиеся к тормозной камере 7, заполненной тормозной жидкостью, установлены на усиленном поясе торцевой плоскости катушки. Тормозные колодки 11 центробежного тормоза также установлены радиально в коробках 12, которые в отличие от первого варианта устройства закреплены на торцевой плоскости катушки.
Для равномерной укладки витков шнура при его возврате на катушку возможно использование других известных устройств.
Работает устройство следующим образом.
Конец шнура, оборудованный затвором, под действием груза сматывается с катушки, в результате чего катушка начинает вращаться. Вместе с катушкой начинают вращаться ролики, установленные в одном варианте на концах крестовины (фиг.3), в другом - на усиленном поясе торцевой плоскости катушки (фиг. 8). Ролики, вращаясь на своих собственных осях, пережимают тормозную камеру, обкатываясь по ней, и перемещают тормозную жидкость, которая проходит через переходную коробку и шланг к редукционному крану. Пройдя редукционный кран, тормозная жидкость по второму шлангу поступает обратно в тормозную камеру. Таким образом тормозная жидкость циркулирует в тормозной камере. Скорость и количество циркулируемой жидкости, а также скорость опускания груза регулируется редукционным краном.
При опускании груза со скоростью выше расчетной происходит повышенное вращение катушки, при этом тормозные колодки 11 под действием центробежных сил, скользя по шарикам 28 (фиг.4), установленным в коробках 12, преодолевают расчетное усилие пружин 29 и прижимаются к тормозному кольцу 30, создавая дополнительный тормозной момент. В результате скорость вращения катушки и опускаемого груза снижаются. При достижении расчетной скорости опускания груза тормозные колодки под действием пружин возвращаются в исходное положение.
В первом варианте выполнения катушки, в случае повышенной скорости опускания груза при включенных в работу основного гидравлического тормоза и центробежного тормоза, поднимают защелки и освобождают венец подвижного внутреннего диска аварийного дискового тормоза. Последний перемещается под действием пружины на ступице вдоль оси катушки и прижимается к внешнему диску аварийного дискового тормоза, тем самым создавая дополнительный тормозной момент.
В том случае, если действия всех трех тормозов будет недостаточно для снижения скорости опускания груза, или если после включения дискового тормоза груз зависнет, то регулировка скорости осуществляется вручную при помощи рукоятки катушки с тяговыми шнурами, которые предварительно намотаны по два, три витка в противоположных направлениях. Другие концы тягового шнура в такой же последовательности закреплены на гайке. При вращении рукоятки гайка, вращаясь под действием тяговых шнуров и перемещаясь вдоль оси катушки, действует на внешний диск аварийного дискового тормоза, перемещая его вдоль оси катушки, при этом усиливая или ослабляя прижим внешнего диска аварийного дискового тормоза к внутреннему, благодаря чему регулируется скорость опускания груза.
Данный вариант исполнения катушки (с дополнительным аварийным дисковым тормозом и блоком пружин возврата шнура) может быть использован работниками пожарных команд при спасении людей и ценных грузов при пожарах.
Во втором варианте исполнения катушки (фиг.8) аварийный дисковый тормоз отсутствует. Такая катушка используется для индивидуального спуска. Спасающийся одевает катушку как рюкзак за спину, закрепляясь шнуром наверху перед началом спуска. Регулировка скорости опускания регулируется вручную при помощи редукционного крана и автоматически центробежным тормозом. Данный вариант исполнения может быть использован в многоэтажных гостиницах и административных учреждениях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ | 2005 |
|
RU2304449C1 |
МОТОР-ТОРМОЗ-КОЛЕСО АФ-1 | 1995 |
|
RU2128590C1 |
Тормоз Фролова | 1990 |
|
SU1733293A1 |
Приспособление для спуска на канате людей | 1979 |
|
SU1440505A1 |
АВАРИЙНЫЙ ЭВАКУАТОР | 2006 |
|
RU2317833C1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2205292C1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2615641C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2016 |
|
RU2624137C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРИВОДИМОЕ В ДЕЙСТВИЕ МУСКУЛЬНОЙ СИЛОЙ ЧЕЛОВЕКА | 1991 |
|
RU2017647C1 |
Спасательная катушка относится к средствам спасения людей при пожарах и может быть использована как работниками пожарных команд, так и спасающимися в качестве средств эвакуации людей с верхних этажей горящих зданий. Содержит корпус, выполненный в виде цилиндра, закрытого торцевыми крышками, внутри которого размещена с возможностью вращения на оси, закрепленной концами в торцевых крышках, катушка со шнуром. В первом варианте исполнения катушка содержит гидравлический, центробежный и аварийный дисковый тормоза, во втором варианте - только гидравлический и центробежный тормоза. Гидравлический тормоз состоит из эластичной тормозной камеры, заполненной тормозной жидкостью. Он закреплен на внутренней поверхности корпуса и торцевой крышки и содержит ролики, пережимающие тормозную камеру, выполненную в виде разъемного кольца, соединяемую своими концами со шлангами подвода и отвода тормозной жидкости. Центробежный тормоз содержит тормозные колодки. Аварийный дисковый тормоз содержит внутренний и внешний диски. Тормозные колодки установлены в коробках с шариками, закрепленных на торцевой плоскости катушки, или на внутреннем диске аварийного дискового тормоза, удерживаемые в исходном положении калиброванными пружинами. Применение данной спасательной катушки позволяет осуществлять эффективную эвакуацию людей с верхних этажей многоэтажных зданий при пожарах. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.
Гидромуфта | 1986 |
|
SU1493818A1 |
Видоизменение приспособления к ручке крана машиниста для управления воздушной песочницей, охарактеризованного в патенте № 3740 | 1929 |
|
SU16698A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТРАХОВКИ ПРИ РАБОТЕ НА ВЫСОТЕ | 1991 |
|
RU2019212C1 |
FR 8211028 A1, 23.12.1983. |
Авторы
Даты
2003-06-10—Публикация
2001-08-03—Подача