Предлагаемое изобретение относится к устройствам заправки емкостей топливом и может быть применено в аэродромных топливозаправщиках для заправки самолетов или вертолетов.
Известен автотопливозаправщик, содержащий цистерну-полуприцеп с насосной установкой, соединенную с наполнительной магистралью (см. патент РФ 2090460, B 64 F 1/28, 1997 г.). В указанном изобретении не решена задача автоматического перекрывания наполнительной магистрали при достижении уровня топлива максимального значения.
Известно устройство для автоматического ограничения высшего и низшего уровней сырьевой массы в резервуаре, содержащее установленный в резервуаре рычаг, взаимодействующий с подпружиненым стержнем, кинематически связанным с электровыключателем в цепи привода устройства для подачи сырьевой массы в резервуар (см. а.с. СССР 131390, Н 01 Н 35/30, 1960 г.). Данное электроконтактное устройство, предназначенное для применения в пищевой промышленности, непригодно для использования в топливозаправщиках по причине искроопасности.
Наиболее близкой, на наш взгляд, к предлагаемому изобретению является система топливозаправки на летательном аппарате, содержащая заправочную магистраль с отсечным краном, снабженным гидроприводом, который включается через линию командного давления, оборудованную гидравлическим сигнализатором окончания заправки (см. а.с. СССР 1805617, B 64 D 37/16, опубл. 1995 г. - прототип).
К недостаткам прототипа следует отнести сложность системы гидроприводов в устройстве для контроля за уровнем топлива, которая необходима на летательном аппарате, но неоправданно дорога для применения в аэродромном автотопливозаправщике.
Технической задачей изобретения является повышение надежности автотопливозаправщика путем автоматической отсечки потока топлива при наполнении цистерны до заданного уровня.
Технический результат достигается тем, что в автотопливозаправщике, содержащем цистерну для топлива, соединенную с наполнительной магистралью, оборудованной подпружиненным на закрытие отсечным клапаном, открывающимся от источника командного давления через командную линию, связанную с сигнализатором окончания наполнения цистерны, отсечной клапан выполнен с управлением на открытие при помощи давления сжатого воздуха от емкости со сжатым воздухом, соединенной с командной линией через электропневмоклапан и магистральный пневмораспределитель. Сигнализатор окончания наполнения содержит размещенный в цистерне с возможностью взаимодействия с уровнем топлива поплавок, соединенный с концом коромысла, другой конец которого кинематически связан с затвором поплавкового пневмораспределителя, соединенного дополнительной командной линией с механизмом закрытия магистрального пневмораспределителя.
Достигаемый технический результат заключается в том, что автотопливозаправщик, оборудованный системой автоматической отсечки потока топлива, защищающей от перелива при наполнении, более надежен в эксплуатации. Неочевидность технического решения состоит в том, что магистральный пневмораспределитель, управляющий отсечным клапаном, переключается поплавковым пневмораспределителем, связанным с поплавком, взаимодействующим с поверхностью топлива в цистерне.
Изобретение поясняется чертежом, на котором схематично показана система автоматической отсечки потока топлива при наполнении цистерны автотопливозаправщика.
Автотопливозаправщик содержит седельный автотягач (условно не показан), с цистерной-полуприцепом 1. К донной части цистерны присоединена заправочная магистраль 2 для наполнения ее топливом от топливного склада аэропорта. Магистраль 2 оборудована отсечным клапаном 3, который в исходном положении поджат пружиной на закрытие. Механизм открытия отсечного клапана 3 соединен командной линией 4 через магистральный пневмораспределитель 5 сжатого воздуха, который питается от емкости в виде баллона 6 через электропневмоклапан 7. Пневмораспределитель 5 в исходном положении поджат пружиной на открытие и переключается на закрытие при помощи поплавкового пневмораспределителя 8, который также соединен линией с электропневмоклапаном 7. Поплавковый пневмораспределитель 6 в исходном положении постоянно закрыт и переключается на открытие при помощи сигнализатора окончания наполнения, содержащего коромысло 9 и поплавковое устройство 10 (в дальнейшем - поплавок). Указанные элементы пневмосистемы соединены между собой командными линиями 11-13.
Устройство работает следующим образом. Наполнительную магистраль 2 автотопливозаправщика подстыковывают известным способом к напорной магистрали выдачи топлива из топливного склада аэропорта (условно не показано). Поскольку цистерна пуста или наполнена частично, поплавок 10 находится в крайнем нижнем положении. При этом поплавковый пневмораспределитель 8 находится в закрытом положении.
Для наполнения цистерны включают топливный насос топливного склада и переключают электропневмоклапан 7 в положение "открыто" включением с пульта управления (условно не показано).
В этом положении сжатый воздух из баллона 6 через электропневмоклапан 7 поступает в линию 11, проходит через линию 12, через открытый магистральный пневмораспределитель 5 в линию 4 и открывает отсечной клапан 3. При открытом клапане 3 топливо перекачивается насосом из топливного склада через магистраль 2 в цистерну 1 и заполняет ее снизу.
Уровень топлива в цистерне повышается и через определенное время достигает поплавка 10, который начинает подниматься за счет архимедовой силы и поворачивает коромысло 9. За счет свободного хода коромысло 9 не сразу включает пневмораспределитель 6, а только когда поплавок 10 поднимется на максимально допустимый уровень топлива в цистерне. В этот момент коромысло поворачивается на максимальный угол и своим концом включает пневмораспределитель 8. При включении пневмораспределителя 8 открывается линия 13 и поступающий в нее сжатый воздух переключает пневмораспределитель 5, который сообщает линию 4 с воздушной атмосферой. Давление в линии 4 падает, при этом отсечной клапан 3 под действием пружины перекрывает топливную магистраль 2,
Одновременно срабатывает автоматический выключатель в цепи электропитания электропневмоклапана 7, который обесточивается и занимает под действием пружины исходное положение. При этом линии 11 и 13 сообщаются с воздушной атмосферой и давление из них стравливается.
Под действием пружины магистральный пневмораспределитель 5 возвращается в исходное положение, при котором линии 4, 11 и 12 сообщаются с воздушной атмосферой через электропневмоклапан 7.
Согласно описанной выше схеме на предприятии ОАО "НПП "Старт" разработан аэродромный автотопливозаправщик емкостью 40 кубометров.
Предлагаемое техническое решение отвечает критериям новизны, неочевидности и промышленной применимости, в связи с чем представляется к правовой защите патентом на изобретение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК | 2003 |
|
RU2234441C1 |
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК | 2005 |
|
RU2286289C2 |
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК С ВАКУУМИРОВАНИЕМ | 2008 |
|
RU2380293C1 |
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК С ЭЛЕКТРООЧИСТИТЕЛЯМИ | 2009 |
|
RU2390474C1 |
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК С ВОДООТДЕЛИТЕЛЕМ | 2008 |
|
RU2378165C1 |
АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК | 1997 |
|
RU2113367C1 |
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК С ОХЛАДИТЕЛЕМ | 2008 |
|
RU2380292C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ЗАМКНУТЫХ ОБЪЕМОВ | 1998 |
|
RU2157981C2 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА (ЕЕ ВАРИАНТ) | 1995 |
|
RU2107178C1 |
ПОДВИЖНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ И ГАЗОНАСЫЩЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА И ЗАПРАВКИ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ КОМПОНЕНТАМИ РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 2017 |
|
RU2665998C1 |
Изобретение относится к автомобильному транспорту. Автотопливозаправщик содержит цистерну 1 для топлива, соединенную с наполнительной магистралью, оборудованной подпружиненным на закрытие отсечным клапаном 3, открывающимся от источника командного давления через командную линию, соединенную с сигнализатором окончания наполнения цистерны. Отсечной клапан выполнен с управлением на открытие при помощи давления сжатого воздуха от емкости со сжатым воздухом, соединенной с командной линией через электропневмоклапан 7 и магистральный пневмораспределитель 5. Сигнализатор окончания наполнения содержит размещенный в цистерне с возможностью взаимодействия с уровнем топлива поплавок 10, соединенный с концом коромысла 9, другой конец которого кинематически связан с затвором поплавкового пнев-мораспределителя 8, соединенного дополнительной командной линией с механизмом закрытия магистрального пневмораспределителя. Изобретение повышает надежность. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК | 1999 |
|
RU2158208C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОЗАПРАВКИ НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ | 1991 |
|
SU1805617A1 |
DE 4437141 A1, 18.05.1995. |
Авторы
Даты
2003-06-20—Публикация
2001-09-12—Подача