Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при разработке крутопадающих рудных месторождений.
Известен способ подготовки днища блока кругопадающих рудных залежей рудными траншеями и полевыми погрузочными ортами с торцевой погрузкой отбитой руды погрузочно-доставочными машинами (Скорняков Ю.Г. Подземная добыча руд комплексами самоходных машин. - М.: Недра, 1986, с. 98, 132). Он заключается в проведении погрузочных ортов от полевого откаточного штрека до рудного траншейного штрека под углом 65 - 70o для удобства заезда самоходных погрузочно-доставочных машин (ПДМ). Погрузочные орты проходят через 10-12 м друг от друга, а погрузку отбитой руды ведут в торце тупиковой выработки. Однако при применении современных высокопроизводительных ПДМ, длина которых достигает 11-13 метров, имеют место затруднения с вентиляцией погрузочных ортов, т.к. их длина превышает 10 м, регламентируемые едиными правилами безопасности (ЕПБ). Для сохранения нормального вентиляционного режима приходится проходить из каждого орта специальные сбойки с очистным пространством или устанавливать вентиляторы местного проветривания.
При расположении погрузочных ортов через 10-12 метров между ними на почве траншеи остается отбитая не убранная руда, т.к. заезд ПДМ в открытую камеру запрещен по ЕПБ. Потери отбитой руды на днище блока достигают 15-20% от камерного запаса блока.
Опыт применения рудного траншейного днища с полевыми погрузочными ортами показывает, что имеют место следующие недостатки:
1. Большой объем работ при проходке погрузочных ортов (через 10-12 м).
2. Сложные условия вентиляции погрузочных ортов при длине более 10 м (длина современных ПДМ 11-13 м), что приводит к необходимости устанавливать вентиляторы местного проветривания.
3. Запыленность забоя в связи с плохой вентиляцией погрузочных ортов.
4. Дополнительные затраты времени на маневры ПДМ в погрузочных ортах.
5. Потери отбитой руды на днище блока в траншейном штреке между погрузочными ортами (заезд в выработанное пространство запрещен).
Задачей предлагаемого изобретения является снижение потерь отбитой руды и повышение эффективности отработки рудных месторождений.
Поставленная задача достигается тем, что в способе подготовки днища блока крутопадающей рудной залежи, заключающемся в прохождении откаточного полевого транспортного штрека, полевых погрузочных ортов-заездов и траншейного штрека, на выемочный блок проходят один орт-заезд на границе следующего блока в пределах расположения междукамерного целика, а траншейный штрек проходят по пустой породе по контакту с рудным телом шириной, определяемой по формуле
В = hтр.штр •ctgδ + bПДМ + А, м,
где hтр.штр - высота траншейного штрека, м;
δ - угол естественного откоса отбитой руды, град;
bПДМ - ширина погрузочно-доставочной машины, м;
А - необходимый минимальный зазор, м.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан поперечный вертикальный разрез блока, а на фиг.2 показан горизонтальный разрез по откаточному горизонту, где:
1. Полевой откаточный штрек.
2. Полевой орт.
3. Междукамерный целик.
4. Полевой траншейный штрек.
5. Выпускная траншея.
6. Отбитая руда.
7. Самоходная ПДМ.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. В пределах блока от полевого откаточного штрека 1 проходят по границам блока в пределах проектируемых междукамерных целиков 3 полевые орты 2, которые сбивают полевым траншейным штреком 4. После проходки траншейного штрека и образования выпускной траншеи 5 приступают к погрузке отбитой руды 6 с помощью самоходных ПДМ 7, при этом имеет место круговое движение машин с минимальным количеством маневров.
Объединение всех выработок днища в единую систему обеспечивает хорошую бесперебойную вентиляцию всех выработок и запасной выход из блока.
Траншейный штрек 4 проходят такой ширины В, чтобы в нем размещалась отбитая руда из траншеи под углом естественного откоса и оставалось свободное пространство для проезда ПДМ с учетом необходимых зазоров в соответствии с ЕПБ.
Погрузка руды ПДМ в траншейном штреке 4 позволяет убирать всю руду без потерь, а сквозной проезд из одного полевого орта в другой обеспечивает минимальное количество маневров ПДМ, что увеличивает полезное время работы машины и позволяет поднять производительность труда на погрузке и снизить себестоимость добываемой руды. Ликвидация большого количества полевых погрузочных ортов уменьшает объем подготовительно-нарезных работ в блоке.
Снижение потерь отбитой руды, уменьшение объема подготовительно-нарезных выработок, улучшение условий вентиляции позволяют улучшить технико-экономические показатели по блоку и, в частности, снизить себестоимость добываемой руды.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ РУДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2002 |
|
RU2229600C1 |
СПОСОБ ПОДЗЕМНОЙ РАЗРАБОТКИ РУДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1999 |
|
RU2167296C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДНИЩА БЛОКА ПРИ ВОСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ РУДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2006 |
|
RU2310075C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПОДКАРЬЕРНЫХ ЗАПАСОВ МОЩНЫХ КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ РУД | 2001 |
|
RU2202041C2 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ МОЩНЫХ КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ СЛАБЫХ РУД | 2003 |
|
RU2248448C1 |
Способ подземной разработки крутопадающих мощных рудных тел | 2021 |
|
RU2757883C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ МОЩНЫХ РУДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОДЗЕМНЫМ СПОСОБОМ С КРЕПЛЕНИЕМ МЕЖДУКАМЕРНЫХ ЦЕЛИКОВ | 2009 |
|
RU2405109C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РУДЫ | 1999 |
|
RU2149996C1 |
СПОСОБ ПОДЗЕМНОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ ЖИЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2001 |
|
RU2193660C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ РУДНЫХ ТЕЛ | 2008 |
|
RU2365754C1 |
Изобретение относится к горному делу и, в частности, способам разработки крутопадающих рудных залежей. Способ характеризуется тем, что выемочный блок подготавливается траншейным полевым штреком. Штрек проходят по пустой породе по контакту с рудным телом шириной, определяемой расчетным путем. На штрек поступает отбиваемая руда, которая убирается погрузочно-доставочной машиной при ее движении от одного полевого орта к другому, при этом с почвы траншейного штрека забирается вся руда, что исключает ее потери. Благодаря такому решению ликвидируются потери отбитой руды на почве траншеи по сравнению с ее рудным расположением. 2 ил.
Способ подготовки днища блока крутопадающей рудной залежи, заключающийся в прохождении откаточного полевого транспортного штрека, полевых погрузочных ортов-заездов и траншейного штрека, отличающийся тем, что на выемочный блок проходят один орт-заезд на границе следующего блока в пределах расположения междукамерного целика, а траншейный штрек проходят по пустой породе по контакту с рудным телом шириной, определяемой по формуле
B=hтр.штр• ctgδ+bПДМ+A, м,
где hтр.штр - высота траншейного штрека, м;
δ - угол естественного откоса отбитой руды, град;
bПДМ - ширина погрузочно-доставочной машины, м;
А - необходимый минимальный зазор, м.
СКОРНЯКОВ Ю.Г | |||
Подземная добыча руд комплексами самоходных машин | |||
- М.: Недра, 1986, с.98, 132 | |||
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ДНИЩА БЛОКА | 0 |
|
SU386139A1 |
Способ оформления днища блока с вибровыпуском полезного ископаемого | 1974 |
|
SU594321A1 |
Способ подготовки днища блока | 1978 |
|
SU739238A1 |
Способ подготовки днища блока | 1979 |
|
SU817262A1 |
Способ подготовки днища блока | 1980 |
|
SU912937A1 |
SU 916758 A, 30.03.1982. |
Авторы
Даты
2003-06-20—Публикация
2001-11-05—Подача