Изобретение относится к подкрановым конструкциям с тяжелым интенсивным режимом (8К...7К )работы кранов.
Рельс предназначен для установки на подкрановых балках с трубчатым верхним поясом.
Известен трехглавый рельс [1, патент 2081049], обладающий отличными характеристиками (прототип). Известен также обычный рельс [2, с. 60] (аналог). К сожалению, прототип и аналог невозможно установить на подкрановую балку с трубчатым верхним поясом, и они не обладают амортизирующими способностями.
Технический результат изобретения - повышение функциональных возможностей рельса и придание ему амортизирующих свойств.
Технический результат реализован выполнением рельса арочным в сечении, причем арка очерчена по дуге круга, а сечение выполнено сбалансированным. Баланс сечения обеспечен равенством статических моментов верхней половины SXв и нижней SXн относительно главной оси X, делящей высоту сечения рельса пополам
SXв=SXн, (1)
где SXв и SXн - статические моменты относительно главной оси X.
Равенство статических моментов обеспечивает также равенство верхнего и нижнего моментов сопротивления
WXв=WXн (2)
и максимум главного момента инерции JX.
Сравнение разработанного рельса с прототипом показывает его существенное отличие - арочную основу, обеспечивающую рациональное распределение материала по сечению и к тому же придание рельсу амортизирующих свойств.
На фиг. 1 показано сечение разработанного рельса; на фиг.2 - вид сбоку; на фиг.3 - заготовка для рельса.
Рельс имеет главную главу 1, которая размещена в замке круговой арки 2, представляющей подошву рельса. На пятах арки 2 размещены боковые главы 3.
Обозначим площадь сечения круговой арки An, толщину арки (подошвы) - tn.
Тогда площадь сечения арки равна
An=0.5π(d+tn)tn (3)
и расстояние yn от оси XH, проходящей по нижней грани рельса до центра тяжести арки,
Обозначим ширину главной главы bг и толщину tг. Тогда площадь сечения главной главы
AГ=bГxtГ (5)
Обозначим ширину боковой главы bБ, толщину - tБ. Тогда площадь сечения боковой главы
AБ=bБxtБ (6)
Обеспечим прохождение главной оси Х точно по середине высоты сечения
Площадь сечения рельса должна оставаться постоянной А-const. Следовательно, площадь сечения двух боковых глав равна
2AБ=А-AГ-An (8)
Подставив (8) в (7), получаем необходимую площадь сечения главной главы АГ при заданных
А - площади всего сечения (такой же, как у стандартного рельса);
d - внутреннем диаметре круговой арки;
tn - толщине круговой арки;
tг - толщине главной главы;
bБ=tГ- ширине каждой из боковых глав;
h=d/2+tn+tГ - высоте рельса
Имея площади всего сечения арки и главной главы, находим площадь сечения двух боковых глав 2AБ и толщину каждой из боковых глав
tБ=AБ/bБ (10)
Проверяем ширину главной главы
bГ=AГ/tГ (11)
Таким образом, сечение сбалансированного рельса, очерченного по круговой арке, получено.
Характеристики рельса вычисляются по известным формулам сопромата
,
а затем находят главный момент инерции рельса
Верхний и нижний моменты сопротивления будут одинаковы
WХВ=WХН=2JX/h (13)
Главный момент инерции относительно вертикальной оси Y будет равен
Тогда момент сопротивления
Все характеристики рельса найдены.
Реализуем полученные зависимости на конкретном рельсе. Выполним расчет арочного кругового рельса, имеющего такую же площадь сечения, как рельс КР 100 [2,с.60] - А-113,32 см2.
Разработаем рельс для подкрановой балки с верхним поясом, выполненным из трубы ⊘ 402 мм, d=40,2 см, т.е. внутренний диаметр арки будет таким же d= 40,2 см.
Примем:
толщину стенки арки tn=0,8 см
толщину главной главы tГ=3,5 см
ширину боковой главы bБ=3,5 см
Тогда высота рельса
Расстояние от оси XH до центра тяжести арки
Площадь сечения арки
An=0.5π х 41 х 0,8=51,522 см
Площадь сечения главной балки
Площадь сечения двух боковых глав
2AБ=113,2-28,8-51,522=33 см2
Толщина боковой главы
Главный момент инерции
JX=25769,4-113,32 х 12,22=8902,9 см4 (310,8%),
было 2864,73 см4 (100%)
Момент сопротивления
WX=2•8902,9/24.4=729,7 см3 (193,6%),
было 376,94 см3 (100%)
Главный момент инерции
было 941 см4(100%)
Следовательно, эффективность разработанного рельса высока.
Моменты инерции увеличились
JX в 3,1 раза, JY в 29,8 раза.
Моменты сопротивления увеличились
WX в 1,94 раза, WY в 8,74 раза.
По приведенному примеру расчета составлен сортамент трехглавых арочных рельсов (см. табл. 1 и 2).
В табл. 3 приведены сравнительные характеристики предлагаемых и известных рельсов.
Арочное сечение рельса амортизирует, сглаживая динамические воздействия и тем самым повышая выносливость.
Рельс закрепляется на подкрановой балке с трубчатым верхним поясом, составляя с ней единое целое и тем самым увеличивая несущую способность подкрановой конструкции около 2 раз.
Рельс легко прокатывается. Сначала прокатывается плоская заготовка (фиг. 3) и затем из нее формируется арочное сечение рельса.
Производство рельсов может быть легко налажено модернизацией действующих станов.
Список литературы
1. Нежданов К.К., Нежданов А.К. Патент России 2081049, В 66 С 7/08, Бюл. 16, 10.06.1997.
2. Сахновский М.Н. Справочник конструктора строительных сварных конструкций. "Промiнь", Днепропетровск 1975, с.237.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕЛЬСОБАЛОЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2000 |
|
RU2192381C2 |
РЕЛЬСОБАЛОЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2000 |
|
RU2191154C2 |
РЕЛЬСОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СКОРОСТНОГО ПУТИ | 2000 |
|
RU2190719C2 |
РЕЛЬСОБАЛОЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2000 |
|
RU2240275C2 |
ПОДКРАНОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ НЕЖДАНОВЫХ | 1998 |
|
RU2196098C2 |
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОДКРАНОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 1998 |
|
RU2196097C2 |
ПОДКРАНОВО-ПОДСТРОПИЛЬНАЯ БАЛКА | 2002 |
|
RU2235674C2 |
РЕЛЬСОВЫЙ БЛОК | 2000 |
|
RU2191739C2 |
СОЕДИНЕНИЕ ПОДКРАНОВЫХ БАЛОК С КОЛОННОЙ | 2000 |
|
RU2192384C2 |
РЕЛЬСОВЫЙ БЛОК И СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДКРАНОВОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2000 |
|
RU2213041C2 |
Изобретение относится к подкрановым конструкциям с тяжелым интенсивным режимом работы кранов. Трехглавый рельс содержит главную главу, воспринимающую вертикальные воздействия, и две боковые, размещенные на краях подошвы и воспринимающие горизонтальные воздействия. Подошва рельса очерчена по круговой арке. Рельс выполнен сбалансированным. Баланс сечения обеспечен равенством статических моментов верхней и нижней половин сечения относительно горизонтальной оси, проходящей через центр тяжести сечения и делящей сечение пополам. Технический результат изобретения - повышение функциональных возможностей рельса и придание ему амортизирующих свойств. 3 табл., 3 ил.
Трехглавый несимметричный относительно главной горизонтальной оси Х рельс, содержащий главную главу, воспринимающую вертикальные воздействия Р, и две боковые, размещенные на краях подошвы и воспринимающие горизонтальные воздействия Т, отличающийся тем, что подошва рельса очерчена по круговой арке, причем рельс выполнен сбалансированным:
SXв=SXн,
где Sв и Sн - статические моменты инерции соответственно верхней и нижней половин сечения относительно главной горизонтальной оси X, делящей сечение пополам,
а площадь сечения главной главы рельса находится по формуле
где А - площадь всего сечения рельса (такая же, как у стандартного рельса);
h - высота сечения рельса;
tГ - толщина главной главы рельса;
bБ - ширина каждой из боковых глав;
АП=0,5π(d+tП)tП - площадь сечения подошвы;
yП - расстояние от оси ХН до центра тяжести подошвы, очерченной по круговой арке;
d - внутренний диаметр подошвы;
tП - толщина подошвы,
а площадь сечения каждой из боковых глав находится по формуле
2АБ=А-АГ-АП.
RU 95109255 A1, 27.05.1997 | |||
ПОДКРАНОВЫЙ РЕЛЬС | 1993 |
|
RU2081049C1 |
ПОДКРАНОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 1993 |
|
RU2067075C1 |
КРАНОВЫЙ РЕЛЬС | 1992 |
|
RU2022069C1 |
DE 2900436 A1, 17.07.1980. |
Авторы
Даты
2003-06-27—Публикация
1999-01-25—Подача