Изобретение относится к области дорожно-транспортного машиностроения и электромашиностроения.
Целью изобретения является создание экологически чистых транспортных средств, работающих от источников постоянного тока, двигателями которых без трансмиссионных передач являются колеса, не имеющие скользящих контактов, способные работать в условиях загрязненной среды и высокой влажности.
Прототипом такого двигателя-колеса является мотор-колесо (А.С. 375214, ВНИИ строительного и дорожного машиностроения, авторы Н.А. Погарский и Т.В. Гайликовская), где к неподвижному статору подводится переменный ток, создающий вращающееся магнитное поле, а ротор, связанный с ободом колеса, приводит его в действие.
Недостатком мотор-колеса является то, что транспортное средство должно иметь источник переменного тока.
Наиболее близким по конструкции и целям изобретения является униполярный генератор постоянного тока, описанный в книге д. т. н. З.Н. Андрианова Электрические машины и аппараты, Москва: Колос, 1971 г., стр.299. Униполярной электрической машиной является такая машина, в которой при вращении проводников в магнитном поле полярность магнитного поля не изменяется. Индукция в таком случае называется униполярной.
Генераторы, в проводниках которых ЭДС возникает по принципу униполярной индукции, называются униполярными.
Униполярные электрические машины не имеют коллектора, они, как правило, имеют большое количество скользящих контактов, соединенных последовательно, что усложняет их конструкцию и вызывает значительные потери механической и электрической энергии.
На фиг. 1 представлена конструкция предлагаемого униполярного бесконтактного колеса-двигателя постоянного тока, предназначенного для транспортных средств.
Эта конструкция содержит неподвижную полуось 3, выполненную из электротехнической стали за одно целое с фланцем.
На неподвижную полуось 3 напрессован основной подшипник 4, а на фланце жестко крепится сердечник 1 кольцевой катушки индуктивности, выполненный из электротехнической стали в виде полого цилиндра со шлицами, симметрично расположенными на торцах, между которыми укладываются обмотки 2 кольцевой катушки индуктивности, соединенные между собой последовательно.
Начало первой обмотки и конец последней выводятся через каналы в неподвижной полуоси к источнику постоянного тока.
По центру неподвижной полуоси 3 со стороны фланца выполнена глухая выточка для подшипника 5 подвижной полуоси 6, на которой жестко закреплены постоянные магниты 7, которые вместе с подвижной полуосью образуют внутренний ротор.
Постоянные магниты 7 крепятся радиально и направлены одноименными полюсами к внутренней части обмоток 2 кольцевой катушки индуктивности, образуя с витками минимальный зазор.
Обод колеса, представляющий наружный ротор, выполнен из электротехнической стали в виде полого цилиндра за одно целое с боковой крышкой, которая по центру оси имеет отверстие для свободного выхода неподвижной полуоси 3 и выточку для подшипника 4, напрессованного на эту полуось.
С внутренней стороны обода 9 жестко крепятся радиально по окружности постоянные магниты 8, направленные одноименными полюсами одинаковой полярности с внутренним ротором к наружной части обмоток кольцевой катушки индуктивности, образуя с витками минимальный зазор.
Обод 9 с магнитами 8 образует наружный ротор колеса.
Вторая боковая крышка 10 выполнена из электротехнической стали, жестко крепится к ободу 9, удерживая шину 11, и к подвижной полуоси 6 внутреннего ротора, образуя со шлицами сердечника 1 кольцевой катушки индуктивности минимальный зазор.
Таким образом, магнитные потоки обоих роторов. замыкаются на массе сердечника 1 кольцевой катушки индуктивности через боковые крышки.
На фиг. 2 представлена принципиальная электрическая схема. Она содержит аккумуляторную или конденсаторную батарею (GB), реостат с плавным регулированием сопротивления (RR), реверсивный переключатель направления тока (SA) и обмотки кольцевой катушки индуктивности (LM).
При подаче постоянного тока на обмотки кольцевой катушки индуктивности и взаимодействии электрических и магнитных полей согласно "Закону электромагнитной индукции" колесо-двигатель приобретает односторонний крутящий момент, направление которого будет определяться направлением тока в обмотках кольцевой катушки индуктивности.
Величина модуля вектора крутящего момента на основании "Закона полного тока" будет определяться количеством витков и длиной их активной части в обмотках кольцевой катушки индуктивности, напряженностью магнитного потока и силой тока в кольцевой катушке индуктивности.
Отсутствие в конструкции колеса-двигателя коллектора и скользящих контактов позволяет исключить процесс перемагничивания стали, тем самым исключаются потери энергии от гитерезиса, а это в свою очередь позволяет изготовление деталей колеса-двигателя из цельнометаллических заготовок.
Униполярные бесконтактные колеса-двигатели могут найти широкое применение в бытовых электрических средствах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЕСКОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2008 |
|
RU2406212C2 |
МОТОР-КОЛЕСО | 2017 |
|
RU2655098C1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 2017 |
|
RU2653725C1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 2017 |
|
RU2673587C1 |
Солнечный магнитный генератор Стребкова (варианты) | 2018 |
|
RU2700588C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2437203C1 |
СОЛНЕЧНЫЙ МАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СТРЕБКОВА (Варианты) | 2018 |
|
RU2684638C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2010 |
|
RU2416860C1 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЕСКОНТАКТНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2437202C1 |
ОДНОФАЗНЫЙ ГЕНЕРАТОР С КОЛЬЦЕВОЙ ЯКОРНОЙ ОБМОТКОЙ | 2012 |
|
RU2513986C1 |
Изобретение относится к электромеханике, в частности к униполярным бесконтактным электрическим машинам постоянного тока. Технический результат изобретения, заключающийся в создании простого по конструкции и недорогого униполярного бесконтактного электродвигателя, достигается путем того, что в униполярном колесе-двигателе, содержащем неподвижную и подвижную полуоси, подшипники, катушку индуктивности, обод с постоянными магнитами, постоянные магниты обода и подвижной полуоси обращены одноименными полюсами к внутренней и наружной частям обмоток катушки индуктивности с минимальным зазором, а магнитные потоки замыкаются через сердечник кольцевой катушки индуктивности и боковые крышки. 2 ил.
Униполярное бесконтактное колесо-двигатель постоянного тока, содержащее неподвижную полуось, выполненную за одно целое с фланцем, на которой закреплены два подшипника; кольцевую катушку индуктивности, жестко закрепленную с фланцем неподвижной полуоси, обмотки которой подключены к сети постоянного тока через каналы в неподвижной полуоси; обод с постоянными магнитами, радиально закрепленными с внутренней стороны, а боковая крышка выполнена за одно целое с ободом; подвижную полуось с постоянными магнитами, радиально закрепленными с наружной стороны подвижной полуоси, которая жестко крепится со второй боковой крышкой, жестко закрепленной с ободом; отличающееся тем, что постоянные магниты обода и подвижной полуоси обращены одноименными полюсами к внутренней и наружной частям обмоток кольцевой катушки индуктивности с минимальным зазором, а магнитные потоки замыкаются через сердечник кольцевой катушки индуктивности и боковые крышки.
БИБЛИОМ. Кл. В 60k 7/00В 02k 41/06УДК ^621.!313^313<08в.8)Авторы | 0 |
|
SU375214A1 |
САМОВОЗБУЖДАЮЩИЙСЯ БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2124799C1 |
US 5278470 А, 11.01.1994 | |||
Автоматический непрерывно действующий электрический прерыватель | 1929 |
|
SU22129A1 |
Авторы
Даты
2003-06-27—Публикация
2000-11-03—Подача