Изобретение относится к строительным конструкциям и может быть использовано при изготовлении предварительно напряженных шпренгельных блоков покрытия, применяемых в качестве несущих конструкций покрытий зданий и сооружений и т. п.
Известен способ предварительного напряжения шпренгельных балок, преимущественно большепролетных покрытий, включающий установку рычагов, присоединение к их средним частям концов затяжки и направляющей со стяжными приспособлениями, к которым прикрепляют одни концы рычагов, подвижно соединенные с направляющей, при этом рычаги выполняют спаренными и соединяют другими концами с предварительно напрягаемой балкой жесткости, а направляющую и концы затяжки размещают между ними, причем концы затяжки жестко закрепляют к рычагам [1].
Недостатком известного технического решения является сложность и трудоемкость его осуществления, связанная с необходимостью монтажа мощных рычагов, направляющих, стяжных приспособлений, а также осуществления прикреплений в местах опирания рычагов на балку жесткости и жесткого закрепления затяжки к рычагам. Кроме того, известное техническое решение предусматривает объединение затяжки при помощи вставки, помещаемой между спаренными рычагами, что также увеличивает трудоемкость процесса предварительного напряжения.
Также известен способ монтажа предварительно напряженной несущей конструкции, включающий монтаж элемента жесткости, прикрепление к его торцам гибкой затяжки, установку средней стойки шпренгеля, после чего производится первый этап натяжения затяжки домкратами двойного действия, закрепленными на концах гибкой затяжки, а второй этап предварительного натяжения производится посредством удлинения средней стойки шпренгеля, смонтированной на ней винтовой муфтой [2] (принято за прототип).
Недостатком такого технического решения является повышенная трудоемкость, обусловленная необходимостью присоединения к гибкой затяжке и средней стойке шпренгеля натяжных устройств (домкратов и стяжной муфты), а также невозможностью демонтажа стяжной муфты, что, в конечном счете, повышает трудоемкость монтажа конструкции в целом.
Задачей настоящего изобретения является снижение трудоемкости монтажа предварительно напряженных шпренгельных блоков покрытия.
Технический результат достигается тем, что в способе монтажа предварительно напряженного шпренгельного блока покрытия, включающем крепление к концам элемента жесткости приопорных хомутов, объединенных затяжкой, и установку диафрагм шпренгеля, приопорные хомуты пропускают в петли на концах затяжки, затем направляющие на концах диафрагм шпренгеля упирают в сегментообразные торцы стопоров затяжки, а ригели диафрагм шпренгеля заводят в криволинейные направляющие элемента жесткости и объединяют их временной затяжкой, снабженной натяжным устройством, с помощью которого смещают ригели диафрагм шпренгеля навстречу друг другу до касания с упорами криволинейных направляющих, после чего устанавливают фиксаторы и демонтируют временную затяжку.
Предлагаемое техническое решение описывается следующими графическими материалами:
- на фиг. 1 приводится общий вид предварительно напряженного шпренгельнго блока (вид по 1-1 на фиг. 2) после монтажа;
- на фиг. 2 - план шпренгельного блока по фиг. 1;
- на фиг. 3 - поперечный разрез по 2-2 на фиг. 2;
- на фиг. 4 - узел А на фиг. 1;
- на фиг. 5 - общий вид предварительно напряженного шпренгельного блока на стадии монтажа;
- на фиг. 6 - узел Б на фиг. 5;
- на фиг. 7 - узел В на фиг. 5;
- на фиг. 8 - вид по 3 - 3 на фиг. 7.
Предлагаемый способ монтажа предварительно напряженного шпренгельного блока покрытия заключается в прикреплении к концам элемента жесткости 1 приопорных хомутов 2, объединенных затяжкой усиления 3, и установке диафрагм 4 шпренгеля, для чего приопорные хомуты 2 пропускают в петли 5 на концах затяжки усиления 3 и крепят их к концам элемента жесткости 1 (например, с помощью резьбовых концевиков с гайками), затем направляющие 6 диафрагм 4 шпренгеля упирают в сегментообразные торцы стопоров 7 затяжки усиления 3, а ригели 8 диафрагм 4 шпренгеля, снабженные прорезями на концах, заводят в криволинейные направляющие 9 элемента жесткости 1 и объединяют их временной затяжкой 10 с натяжным устройством 11 (например, стяжной муфтой), при помощи которого затем смещают ригели 8 диафрагм 4 шпренгеля навстречу друг другу до касания с упорами 12 криволинейных направляющих 9, в результате чего диафрагмы 4 шпренгеля поворачиваются относительно точек упора направляющих 6 диафрагм 4 шпренгеля в стопоры 7 затяжки 3, после чего в отверстия 13 криволинейных направляющих 9 устанавливают фиксаторы 14 и демонтируют временную затяжку 10.
На концах затяжки 3 устроены петли 5 и стопоры 7, например, в виде спрессованных шайб.
Закрепление временной затяжки 10 к ригелям 8 диафрагм 4 шпренгеля осуществляется, например, с использованием торцевых анкеров.
При стягивании натяжным устройством 11 временной затяжки 10 она укорачивается, что приводит к перемещению ригелей 8 диафрагм 4 шпренгеля навстречу друг другу (в направлении к середине пролета), при этом ригели 8 перемещаются в направляющих 9 (например, листового типа) вплоть до касания с упорами 12.
При перемещении диафрагм 4 шпренгеля из начального наклонного положения в проектное расстояние между осями элемента жесткости 1 и затяжки 3 увеличивается, что приводит к появлению в затяжке 3 и приопорных хомутах 2 растягивающих усилий предварительного напряжения.
Стопоры 7 с сегментообразными торцами, смонтированные на затяжке 3, предотвращают смещение направляющих 6 диафрагм 4 шпренгеля и соответственно нижних концов диафрагм 4 шпренгеля, фиксируя их положение в процессе напряжения временной затяжки 10 натяжным устройством 11. При этом на стопоры 7 воздействуют усилия, возникающие из-за разности горизонтальных составляющих усилий в затяжке 3 и приопорных хомутах 2.
Торцы стопоров 7 затяжки 3, контактирующие с направляющими диафрагм 4 шпренгеля, выполнены сегментообразными, что позволяет обеспечить поворот диафрагм 4 шпренгеля относительно их точек упора в стопоры 7 затяжки 3 и уменьшить необходимые усилия для перемещения ригелей 8 диафрагм 4 шпренгеля навстречу друг другу, что, как следствие, приводит к снижению трудоемкости монтажа.
Криволинейные направляющие 9 выполнены по кривым, радиус кривизны которых равен расстоянию от направляющей 6 диафрагмы 4 шпренгеля в месте пропуска затяжки 3 до прорезей ригеля 8 диафрагмы 4 шпренгеля, что позволяет уменьшить дополнительные усилия при перемещении ригеля 8 диафрагмы 4 шпренгеля (повороте диафрагм 4 шпренгеля) по направляющим 9 элемента жесткости 1, и, как следствие, снизить трудоемкость монтажа в целом.
При натяжении временной затяжки 10 натяжным устройством 11 диафрагмы 4 шпренгеля поворачиваются и соответственно угол α между продольной осью диафрагмы 4 и осью временной затяжки 10 увеличивается, следовательно, усилия во временной затяжке 10 и натяжном устройстве 11, необходимые для перемещения ригелей 8 диафрагмы 4 шпренгеля и равные Fз=Fд•cosα (где Fз - усилие натяжения во временной затяжке 10, Fд - реакция направляющих 9), уменьшаются, что приводит к снижению трудоемкости процесса предварительного напряжения временной затяжки 10 натяжным устройством 11 и, как следствие, к снижению трудоемкости монтажа всего шпренгельного блока покрытия в целом.
Кроме того, отпадает необходимость в стационарном натяжном устройстве (стяжной муфте и т. п.), которое остается на установленном предварительно напряженном шпренгельном блоке покрытия и в дальнейшем не используется.
Демонтируемые временная затяжка 10 и натяжное устройство 11 являются инвентарными элементами многократного применения.
Использование предлагаемого изобретения позволит снизить трудоемкость монтажа предварительно напряженных шпренгельных блоков покрытия на 10... 15%.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Авторское свидетельство СССР 802479, Е 04 G 21/12; В 1/22. Исаев П.М. и др. Натяжное устройство преимущественно для предварительного напряжения шпренгельных балок большепролетных покрытий. - Бюл. 5. - 1981.
2. Беленя Е.И. Предварительно напряженные несущие металлические конструкции. -М.: Стройиздат, 1975. - с. 250...252 (рис. V.21).
Изобретение относится к строительным конструкциям и может быть использовано при изготовлении предварительно напряженных шпренгельных блоков покрытия, применяемых в качестве несущих конструкций покрытий зданий и сооружений и т. п. Технический результат - снижение трудоемкости монтажа предварительно напряженных шпренгельных блоков покрытия. Способ монтажа предварительно напряженного шпренгельного блока покрытия включает крепление к концам элемента жесткости приопорных хомутов, объединенных затяжкой, и установку диафрагм шпренгеля. Приопорные хомуты пропускают в петли на концах затяжки. Затем направляющие на концах диафрагм шпренгеля упирают в сегментообразные торцы стопоров затяжки. Ригели диафрагм шпренгеля заводят в криволинейные направляющие элемента жесткости и объединяют их временной затяжкой, снабженной натяжным устройством, с помощью которого смещают ригели диафрагм шпренгеля навстречу друг другу до касания с упорами криволинейных направляющих. После этого устанавливают фиксаторы и демонтируют временную затяжку. 8 ил.
Способ монтажа предварительно напряженного шпренгельного блока покрытия, включающий крепление к концам элемента жесткости приопорных хомутов, объединенных затяжкой, и установку диафрагм шпренгеля, отличающийся тем, что приопорные хомуты пропускают в петли на концах затяжки, затем направляющие на концах диафрагм шпренгеля упирают в сегментообразные торцы стопоров затяжки, а ригели диафрагм шпренгеля заводят в криволинейные направляющие элемента жесткости и объединяют их временной затяжкой, снабженной натяжным устройством, с помощью которого смещают ригели диафрагм шпренгеля навстречу друг другу до касания с упорами криволинейных направляющих, после чего устанавливают фиксаторы и демонтируют временную затяжку.
БЕЛЕНЯ Е.И | |||
Предварительно напряженные несущие металлические конструкции | |||
- М.: Стройиздат, 1975, с.250-252, (рис.V.21) | |||
Натяжное устройство преимущественнодля пРЕдВАРиТЕльНОгО НАТяжЕНия шпРЕН-гЕльНыХ бАлОК бОльшЕпРОлЕТНыХ пОКРы-Тий | 1979 |
|
SU802479A1 |
Устройство для усиления балок | 1979 |
|
SU910985A1 |
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ ОТХОДЯЩИХ ГАЗОВ ОТ ОКСИДОВ АЗОТА | 2001 |
|
RU2174430C1 |
US 4353190 A1, 12.10.1982 | |||
Способ монтажа предварительно напряженной комбинированной системы | 1985 |
|
SU1308731A1 |
Авторы
Даты
2003-07-10—Публикация
2002-08-12—Подача