Изобретение относится к медицине, точнее к аудиологии и сурдопедагогике, и может найти применение при лечении нарушений восприятия речи вследствие потери слуха.
Одним из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с большими потерями слуха сегодня является кохлеарная имплантация. При кохлеарной имплантации производят операцию, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводят систему электродов, обеспечивающую восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва [1, 2]. Во всем мире уже более 40000 человек используют кохлеарные импланты (далее КИ), из них более 70 человек - в России.
Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, включающая отбор, предоперационное диагностическое обследование пациентов, хирургическую операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию. Слухоречевая реабилитация - наиболее длительный этап, который у пациентов, потерявших слух до овладения речью (долингвальные пациенты), может занимать более 5-ти лет.
Главным направлением послеоперационной реабилитации для всех пациентов является развитие восприятия речи с помощью КИ. КИ обеспечивает пациентам возможность слышать даже тихие звуки. Однако восприятие речи предполагает также умение различать речевые сигналы, выделять в них важные для их узнавания признаки, распознавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. У долингвальных пациентов эти навыки не сформированы или развиты недостаточно. У постлингвальных пациентов, потерявших слух после овладения речью, эти навыки сформированы. Однако им тоже требуется слухоречевая реабилитация, поскольку, во-первых, речевые сигналы, передаваемые в слуховую систему с помощью КИ, отличаются от естественных звуков, и во-вторых, возможны дополнительные искажения передаваемого сигнала вследствие частичной гибели волокон слухового нерва и неравномерного удаления разных электродов от стимулируемых участков. Кроме того, часть информации об акустических образах речевых сигналов, хранящаяся в памяти, может быть утеряна за период глухоты.
Известен способ реабилитации слухового восприятия речи у пациентов с КИ, предполагающий многократное произнесение различных речевых сигналов (слов, фонем, предложений) сурдопедагогом, который соотносит их с обозначаемыми ими предметами, изображениями, действиями, с письменной формой представления речевого сигнала и др. Сначала сигналы предъявляют слухозрительно так, чтобы пациент видел лицо говорящего и/или сигналы в визуальной форме (письменное представление, рисунок), а затем - только на слух. Пациент должен проанализировать и запомнить звуковой образ, чтобы научиться узнавать предъявляемый сигнал среди других сигналов и опознавать его только на слух [3]. Способность узнавать речевые сигналы с помощью КИ развивается в течение от 1 месяца (у постлингвальных пациентов) до нескольких лет (у долингвальных пациентов). Это зависит от сформированности механизмов слухового анализа речи и наличия в памяти у пациента информации о речевых сигналах. Распознавание речи с помощью КИ оценивают посредством предъявления пациенту различных речевых сигналов (фонем, слогов, много- и односложных слов, квазислов, предложений) при произнесении их обследующим или аудиозаписей с речевыми сигналами и определения числа правильных ответов [4, 5].
Недостатком способа реабилитации является то, что восприятие речи у пациентов с КИ оказывается неустойчивым в условиях дикторской вариативности и искажения речевого сигнала локальной помехой, т. е. не обладает достаточной степенью инвариантности и помехоустойчивости. В то же время помехоустойчивость и инвариантность восприятия, предполагающие способность разделения полезного сигнала и помехи, а также восприятие сигналов с различными акустическими параметрами, как сигналов, относящихся к одной категории, являются важнейшими свойствами слуховой системы, обеспечивающими нормальное функционирование речевого слуха человека в условиях реальной окружающей среды.
Умение помехоустойчиво и инвариантно воспринимать речь формируется в процессе онтогенеза и зависит от окружающей ребенка речевой среды.
Оно основано на выделении в сигнале признаков, важных для его опознания, и игнорировании не существенных для его идентификации различий или мешающей звуковой помехи. Такое умение необходимо для нормального восприятия речи, поскольку неотъемлемым свойством речевых сигналов является их вариативность: лингвистически одинаковые сигналы обладают различными акустическими характеристиками, определяемыми дикторскими особенностями, темпом произнесения, контекстом, наличием локальной или фоновой помехи и др.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является способ реабилитации слухоречевого восприятия у пациентов с КИ, при котором речевые сигналы подают не только путем произнесения их сурдопедагогом, но и с помощью видеомагнитофона или компьютера [6, 7]. Специальные компьютерные программы позволяют проводить тренировку и оценку слухового восприятия пациента как совместно с сурдопедагогом, так и самостоятельно. В процессе тренировки и оценки подают разные речевые сигналы: слоги, слова с разной слоговой структурой, предложения. Сигналы подают в закрытом (пациент знает, какие сигналы будут подавать, и должен выбрать сигнал из заданного набора) и открытом (пациент не знает какой сигнал будет предъявлен) списке. В качестве ответной реакции пациент отмечает нужный сигнал на экране монитора компьютера (кнопкой мыши, курсором или рукой на специальном экране типа "touch-screen"). При оценке распознавания речевых сигналов в открытом списке пациент отвечает вербально, а его ответ заносят в компьютер.
Недостатком способа является то, что формируемое слуховое восприятие речи также оказывается неустойчиво к дикторской вариативности и вариативности других акустических параметров, а метод оценки не позволяет объективно оценить способность пациента инвариантно и помехоустойчиво распознавать речь относительно экстралингвистических параметров и локальных искажений в речевом сигнале.
К экстралингвистическим параметрам речи относят характеристики речевого сигнала, обусловленные не лингвистическим содержанием высказывания, а индивидуальными дикторскими особенностями (основной тон голоса, его тембр, особенности произношения), темп произнесения и др. Эти параметры позволяют слушателю правильно определять диктора (например, "мужчина-женщина", "знакомый-незнакомый", "русский-нерусский" и т.д.), интонацию (например, вопрос или утверждение), эмоциональную окраску речи и др. Однако они также составляют основу и акустической вариативности речевого сигнала. Умение правильно воспринимать экстралингвистическую информацию, с одной стороны, и инвариантно распознавать лингвистические единицы независимо от вариации их акустических характеристик, с другой стороны, являются важнейшими свойствами слухоречевого восприятия. К локальным искажениям речевого сигнала относят искажения отдельных сегментов слов или высказываний, не связанных с постоянным шумовым фоном или общим зашумлением сигнала. Такой тип искажений часто встречается в естественной акустической среде (внезапная звуковая помеха, импульсные шумовые сигналы и др.). Слуховая система способна успешно (помехоустойчиво) распознавать такие речевые сигналы, несмотря на то, что часть акустической информации в них реально отсутствует. Кроме того, она способна также игнорировать наличие подобных искажений для инвариантного восприятия сигналов как интактных [8, 9].
Технический результат настоящего изобретения состоит в формировании помехоустойчивого и инвариантного распознавания речевых сигналов и уменьшении длительности слухоречевой реабилитации у пациентов с КИ за счет специального тренинга слухового восприятия речевыми сигналами с переменными экстралингвистическими параметрами и локальными искажениями, а также объективной оценки способности пациента помехоустойчиво и инвариантно воспринимать речь с помощью КИ и оценки динамики процесса его слухоречевой реабилитации.
Этот результат достигается тем, что при подаче речевых сигналов используют переменные экстралингвистические параметры и локальные виды искажений, тренируют у пациентов умение инвариантно и помехоустойчиво распознавать речь, при этом не ранее чем через 3 дня после 1-го включения кохлеарного импланта и далее через 2-3 недели, а затем не реже 1 раза в 3 месяца в течение первого года и не реже 1 раза в год в дальнейшем, речевые сигналы подают с одинаковыми изменениями частоты основного тона и темпа речи, определяют количество правильных ответов и время реакции пациента, причем данные анализа сопоставляют с ранее полученными у этого пациента и с таковыми у здоровых лиц и, если число правильных ответов статистически значимо выше, а время реакции пациента ниже, чем ранее полученные у него, динамику реабилитации считают удовлетворительной, но если количество правильных ответов значимо ниже, чем у здоровых лиц, слухоречевую реабилитацию считают незавершенной.
Занимаясь в течение ряда лет оценкой слухоречевого развития пациентов с КИ, мы обнаружили, что восприятие речи у них зависит от дикторских особенностей и неустойчиво к различным искажениям. Основываясь на этих наблюдениях, мы предположили, что тренировка восприятия речи посредством предъявления речевых сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами и с локальными искажениями будет способствовать более быстрому развитию инвариантного и помехоустойчивого восприятия, устойчивого к изменениям лингвистически незначимой информации. Идея использовать слова с локальными искажениями возникла в связи с нашими многолетними исследованиями по восприятию таких сигналов детьми, в том числе и детьми с нарушениями письма и чтения. Эти исследования показали, что опознавание слов с локальными искажениями базируется, с одной стороны, на тщательном акустическом анализе интактной части слов, с другой стороны, на использовании механизмов обработки сигналов "сверху вниз", обеспечивающих восстановление искаженной (отсутствующей) части слова. Таким образом, прослушивание и распознавание речевых сигналов с локальными искажениями обеспечивает формирование умения отделять звуковую помеху от полезного сигнала и инвариантно воспринимать слова как целостные образы, что необходимо для вхождения человека в реальную акустическую среду.
Мы предъявляли речевые сигналы с переменными экстралингвистическими параметрами и речевые сигналы с локальными искажениями пациентам с КИ в составе комплексной реабилитации, а именно в комбинации с настройкой КИ и сурдопедагогическими занятиями.
Оказалось, что подача речевых сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами и речевых сигналов с локальными искажениями способствует более быстрому развитию навыков инвариантного и помехоустойчивого восприятия речи относительно дикторских особенностей произнесения и помех. Кроме того, как нами показано, предъявление речевых сигналов с одинаковыми изменениями частоты основного тона и темпа речи, оценка количества правильных ответов и времени реакции пациента, сопоставление результатов с ранее полученными у этого пациента и с таковыми у здоровых лиц через определенные временные интервалы позволяют оценить степень сформированноети инвариантного и помехоустойчивого распознавания речевых сигналов и эффективность курса реабилитации для принятия решения о ее завершении или коррекции программы тренинга.
Для тренировки и оценки инвариантного и помехоустойчивого восприятия речевых сигналов используют специализированную установку, включающую персональный компьютер со звуковой платой, выносной пульт с лампочками-индикаторами для ввода ответов пациентов и управления ходом тренировки и тестирования, громкоговорители, а также набор обучающих и тестовых программ по обнаружению, различению и опознанию акустических речевых сигналов. Ответы пациента регистрируют с помощью пульта ответов, клавиатуры ПК или "мыши". Ответы автоматически сохраняют в специальном текстовом файле, доступном для дальнейшей обработки с помощью стандартных программ. На этапе обучения для подкрепления правильности реакции в качестве обратной связи целесообразно использовать визуальное сопровождение (картинка, текст) предъявляемого акустического сигнала на экране монитора. Для пациентов, умеющих читать, сигналы и инструкция могут быть представлены в письменной форме. Пациентам, не умеющим читать, реабилитатор объясняет задачу, подтверждает правильность ответа вербально или жестом, а в случае неправильного ответа сообщает, какой сигнал предъявлялся. В процессе тренировки сигналы могут многократно повторять по желанию пациента, если он не распознал сигнал.
Как показали наши исследования, в качестве речевых сигналов целесообразно использовать наборы различных речевых сигналов: изолированные гласные, слоги, слова с различной и одинаковой слоговой структурой, предложения. Примерами наборов сигналов каждого типа могут служить следующие: "а-и-у", "стул-чашка-машина", "ключ-слон-лист", "машинист-продавец-музыкант-капитан", "Чистый синий лист - Грязный красный шкаф - Чистый красный лист - Грязный синий шкаф" и т.п. Для тренировки и тестирования устойчивости распознавания речевых сигналов к дикторской вариативности наборы сигналов предъявляют в 2-х вариантах: 1 - сигналы, произносимые одним диктором и в одинаковом темпе, 2 - сигналы, произносимые разными дикторами или/и в разном темпе. Сигналы предъявляют в закрытом списке, т. е. пациенту предварительно сообщают, какие сигналы ему будут предъявлять, и он должен выбрать услышанный сигнал из заданного набора.
Как показал наш опыт, для тренировки и тестирования устойчивости распознавания речевых сигналов к локальным искажениям целесообразно использовать изолированные многосложные слова в условиях 2-х парадигм. В 1-й парадигме пациент должен распознать целевое слово, предъявляемое в потоке других слов. При этом целевое и фоновые (нецелевые) слова могут быть как интактными, так и искаженными. В последнем случае один из слогов в слове замещен шумом. Во 2-й парадигме пациент должен отмечать сам факт появления любого искаженного слова (независимо от того, какое слово) в последовательности интактных слов и слов с одной фонемой, замещенной шумом.
Занятия по развитию инвариантного распознавания речевых сигналов путем предъявления сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами проводят не ранее, чем на 2-й день после первого включения процессора КИ. Занятия по развитию устойчивого распознавания слов с локальными искажениями проводят не ранее, чем на 5-ый день после 1 включения процессора КИ. Занятия проводят не реже 2-х раз в неделю. Они могут быть включены в состав обычных занятий с сурдопедагогом, проводиться дополнительно с педагогом или самостоятельно самим пациентом. Занятия можно проводить с пациентами, начиная с 4-летнего возраста. Длительность занятий от 20 до 45 мин в зависимости от возраста пациента.
Не ранее 3-х дней после первого включения процессора КИ проводят тестирование способности инвариантного распознавания речевых сигналов. Для этой цели речевые сигналы подают с одинаковыми изменениями частоты основного тона и темпа речи, определяют количество правильных ответов и время реакции пациента. В качестве речевого материала используют специально созданную батарею компьютеризованных тестов, включающую тесты на опознавание гласных звуков, слов с разной слоговой структурой, односложных слов, многосложных слов с одинаковой слоговой структурой, предложений. Во всех тестах сигналы предъявляют в закрытом списке. Начинают с предъявления наиболее простых для распознавания сигналов: изолированных гласных и слов с разной слоговой структурой. В зависимости от степени сформированности инвариантного распознавания речи для оценки реакций на начальном этапе используют число правильных ответов и число повторений сигналов, необходимых пациенту для принятия решения. После достижения более 70% ответов после однократного прослушивания сигнала используют тесты с однократным предъявлением сигналов, а в качестве оценки используют число правильных ответов и латентный период реакции пациента.
Оценку инвариантности распознавания речевых сигналов относительно локальных искажений проводят не ранее, чем на следующий день после первого занятия по распознаванию таких сигналов. Для этой цели используют тесты на обнаружение целевого слова (интактный и искаженный варианты), предъявляемого в последовательности других искаженных и интактных слов, а также тест на обнаружение искажения в словах.
После этого продолжают занятия по развитию распознавания речевых сигналов с помощью КИ, в том числе и занятия по распознаванию сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами и локальными искажениями.
Через 2-3 недели тестирование повторяют и далее продолжают реабилитацию, оценивая ее динамику не реже 1 раза в 3 месяца в течение первого года и затем ежегодно. Результаты сопоставляют с ранее полученными у этого пациента и с таковыми у здоровых лиц и, если число правильных ответов статистически значимо выше, а время реакции пациента ниже, чем ранее полученные у него, динамику реабилитации считают удовлетворительной, а если количество правильных ответов значимо ниже, чем у здоровых лиц, слухоречевую реабилитацию считают незавершенной.
Высокая эффективность слухоречевой реабилитации и ее оценки у пациентов с КИ путем подачи речевых сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами и локальными искажениями подтверждается примерами.
Пример 1. Больной М., 25 лет потерял слух в результате черепно-мозговой травмы в возрасте 18 лет. Слуховой аппарат не использовал ввиду низкой эффективности для восприятия речи. Был проимплантирован в возрасте 25 лет. На момент имплантации воспринимал только очень громкие низкие звуки. Первое включение процессора КИ проведено через 3 недели после операции. В первый день проведено 1 занятие по развитию восприятия речи с помощью КИ. Далее ежедневно проводили коррекцию настройки процессора КИ, 2 занятия по развитию слухоречевого восприятия, в том числе и занятия с предъявлением речевых сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами. При первом тестировании (3 день после включения) распознавания речевых сигналов с помощью батареи тестов количество правильно опознанных изолированных гласных составило 33,3% (при 15% повторов сигналов), односложных слов - 88% (11% повторов), для многосложных слов - 83% (6% повторов). Субъективно пациент отмечал, что он слышит и распознает различные звуки и речь, если говорят медленно. Среднее время реакции пациента превышало 1 с и составило 1,17 с. Занятия по развитию слухоречевого восприятия были продолжены, в том числе не менее 3-х раз в неделю проводились занятия с предъявлением речевых сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами и сигналов с локальными искажениями. Регулярно проводили также коррекцию настройки КИ, которая включала изменение пороговых уровней токов и расширение динамического диапазона для каждого из электродов КИ.
Через 2 недели после включения процессора КИ было проведено очередное тестирование инвариантности восприятия речевых сигналов. Количество правильно опознанных сигналов для изолированных гласных достигло 100%, для слов с разной слоговой структурой - 100%, для односложных слов - 100% и для многосложных слов также 100%. Повторов сигналов не наблюдалось. Время реакции пациента уменьшилось вдвое - с 1,17 с до 0,75 с. Больной субъективно отмечал, что хорошо понимает речь знакомых и незнакомых людей, особенно если известна тема разговора, даже на фоне небольшого шума. Хорошая динамика реабилитации, данные тестирования и удовлетворенность самого больного достигнутыми результатами, определили решение об окончании занятий и возвращении пациента домой.
Пример 2. Больная Ч. 47 лет, потеряла слух в возрасте 40 лет после приема ототоксических антибиотиков при лечении туберкулеза. Слуховой аппарат не использовала ввиду низкой эффективности для восприятия речи. Была проимплантирована в возрасте 47 лет. На момент имплантации воспринимала звуки низких частот на среднем уровне громкости, средне- и высокочастотные звуки речи не воспринимала, ее сильно беспокоил ушной шум. Разборчивость для односложных слов в открытом списке составляла 0%. Первое включение процессора КИ проведено через 3 недели после операции. В первый день проведено 2 занятия по развитию восприятия речи с помощью КИ, в том числе и занятие с предъявлением речевых сигналов (изолированных гласных, слов с разной слоговой структурой) с переменными экстралингвистическими параметрами. Далее ежедневно проводили коррекцию настройки процессора КИ, 2 занятия по развитию слухоречевого восприятия, в том числе и занятия с предъявлением речевых сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами. На 4-й день было проведено тестирование инвариантности распознавания различных речевых сигналов с помощью батареи тестов. Количество правильно опознанных сигналов для изолированных гласных составило 64,11% (среднее время реакции - 1,4 с), для слов с разной слоговой структурой (односложные, разносложные и многосложные слова) - 83,9% (1,04 с). Субъективно пациентка отмечала, что она слышит различные звуки и речь, но неразборчиво. Занятия по развитию слухоречевого восприятия были продолжены, в том числе не менее 3-х раз в неделю проводились занятия с предъявлением речевых сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами и сигналов с локальными искажениями. Регулярно проводили также коррекцию настройки КИ.
Через 15 дней после включения процессора КИ было проведено очередное тестирование инвариантности восприятия речевых сигналов. Количество правильно опознанных пациенткой сигналов для изолированных гласных увеличилось до 81,4%, а время реакции уменьшилось до 1,1 с. Однако для восприятия слов эти показатели снизились до 76% и 1,2 с. Более низкие показатели по сравнению с предыдущими результатами послужили основанием для коррекции программы занятий, расширения динамического диапазона при настройке процессора и новых рекомендаций пациентке по использованию КИ (использование режима максимального усиления на занятиях, среднего - в домашних условиях, минимального - на улице). В программе занятий больше внимания стали уделять развитию восприятия не только отдельных звуков речи, но и предложений. Пациентке было рекомендовано носить КИ постоянно, несмотря на утомление, вызываемое ушным шумом. Это обеспечило более быструю адаптацию к уровню сигналов, передаваемых КИ, и возможность настройки процессора на уровень, необходимый для тренинга восприятия звуков речи во время занятий.
Занятия с пациенткой продолжались 3-4 раза в неделю и через 1 месяц было проведено очередное тестирование с предъявлением сигналов с одинаковыми изменениями частоты основного тона, а также слов с локальными искажениями. Количество правильно опознанных сигналов для изолированных гласных возросло до 97,3%, для слов с разной слоговой структурой - до 86,4%. Среднее время реакции при этом сократилось до 0,57 с. Субъективно пациентка отмечала значительное улучшение восприятия речи. Она могла воспринимать речь близких людей на слух, если была известна тема разговора. Восприятие речи малознакомых людей или при изменении темы разговора представляло большую трудность. Таким образом, отмечалась положительная динамика развития инвариантного распознавания, однако результаты были еще ниже, чем у здоровых людей. Поэтому реабилитация была оценена как незавершенная и тренинг был продолжен.
Этот способ слухоречевой реабилитации и ее оценки разработан в СПб НИИ уха, горла, носа и речи совместно с Институтом физиологии им. И.П.Павлова (сектор исследования речевых сигналов). Способ прошел апробацию в НИИ уха, горла, носа и речи у 9 пациентов с кохлеарными имплантами в возрасте от 4-х до 47 лет с положительным результатом.
Предлагаемый способ по сравнению с известными имеет следующие преимущества.
1. Способ обеспечивает более быстрое развитие у пациентов умения инвариантно и помехоустойчиво распознавать речевые сигналы с переменными экстралингвистическими параметрами и искажениями с помощью КИ.
2. Способ позволяет объективно оценить динамику реабилитационного процесса и степень сформированности навыков инвариантного и помехоустойчивого слухоречевого восприятия у пациентов.
Источники информации
1. Ланцов А.А., Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Проблемы кохлеарной имплантации. Новости оториноларингологии и логопатологии. 1999. 4. с. 4-9.
2. Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D. Allum. Whurr publishers Ltd. England. 1996. 325 р.
3. Moog J.S., Geers A.E. Achieving auditory speech perception skills in profoundly deaf children with hearing aids and cochlear implants. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D. Allum. Whurr publishers Ltd. England. 1996. P. 166-173.
4. Королева И. В., Дмитриева И.В. Проблема оценки слухового и речевого развития детей с кохлеарными имплантами: русскоязычная версия методики EARS// Новости оториноларингологии и логопатологии. Приложение 1: Расстройства речи (клинические проявления и методы коррекции). - 1999. - С. 97-107.
5. Таварткиладзе Г. А. Миронова Э.В., Фроленков Г.И., Белянцева И.А. Восприятие речевых сигналов различного лингвистического уровня больными с кохлеарными имплантами NUCLEUS. Новости оториноларингологии и логопатологии. Приложение 1. Расстройства речи (клинические проявления и методы коррекции). 1999. С. 87-97.
6. Strauss-Schier A., Rost U. Rehabilitation in adult cochlear implant patients. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D. Allum. Whurr publishers Ltd. England. 1996. P. 254-265.
7. Parkinson A.J., Parkinson W.D., Tyier R.S., Lowder M.W., Gantz B.J. Speech perception performance in experienced cochlear-implant patients receiving the SPEAK processing strategy in the Nucleus Spectra-22 cochlear implant. J. Speech, Language and hearing research. 1998. Vol. 41. 5. P. 1073-1087.
8. Королева И.В., Кашина И.А., Шургая Г.Г., Сахновская О.С. Перцептивная реставрация отсутствующей фонемы. Новое о восприятии речи у детей. Сенсорные системы. 1991. Т. 5. 3. С. 30-41.
9. Koroleva I. V. , Yagunova E.V., Lublinskaya V.V., Stolayrova E.I., Kornev A. N. Children's perception of words with local distortions. XIV Intern. Congress of Phonetic Sciences. 1999. USA.
Изобретение относится к медицине, а именно к аудиологии и сурдопедагогике, и может найти применение при лечении нарушений восприятия речи вследствие потери слуха. При подаче речевых сигналов используют переменные экстралингвистические параметры и локальные виды искажений, тренируют у пациентов умение инвариантно и помехоустойчиво распознавать речь. При этом не ранее чем через 3 дня после 1-го включения кохлеарного импланта и далее через 2-3 недели, а затем не реже 1 раза в 3 месяца в течение первого года и не реже 1 раза в год в дальнейшем речевые сигналы подают с одинаковыми изменениями частоты основного тона и темпа речи. Определяют количество правильных ответов и время реакции пациента. Данные анализа сопоставляют с ранее полученными у этого пациента и с таковыми у здоровых лиц и, если число правильных ответов статистически значимо выше, а время реакции пациента ниже, чем ранее полученные у него, динамику реабилитации считают удовлетворительной, если количество правильных ответов значимо ниже, чем у здоровых лиц, слухоречевую реабилитацию считают незавершенной. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации.
Способ слухоречевой реабилитации и ее оценки у пациентов с кохлеарными имплантами путем подачи звуковых речевых сигналов и анализа ответных реакций, отличающийся тем, что при подаче речевых сигналов используют переменные экстралингвистические параметры и локальные виды искажений, тренируют у пациентов умение инвариантно и помехоустойчиво распознавать речь, при этом не ранее чем через 3 дня после 1-го включения кохлеарного импланта и далее через 2-3 недели, а затем не реже 1 раза в 3 месяца в течение первого года и не реже 1 раза в год в дальнейшем речевые сигналы подают с одинаковыми изменениями частоты основного тона и темпа речи, определяют количество правильных ответов и время реакции пациента, причем данные анализа сопоставляют с ранее полученными у этого пациента и с таковыми у здоровых лиц и, если число правильных ответов статистически значимо выше, а время реакции пациента ниже, чем ранее полученные у него, динамику реабилитации считают удовлетворительной, но если количество правильных ответов значимо ниже, чем у здоровых лиц, слухоречевую реабилитацию считают незавершенной.
STRAUSS-SCHIER A | |||
ROST U | |||
Rehabilitation in adult cochlear implant patients | |||
In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults | |||
Ed D | |||
ALLUM | |||
Whurr publishers Ltd | |||
England | |||
Предохранительное устройство для паровых котлов, работающих на нефти | 1922 |
|
SU1996A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ УЛИТКИ | 1997 |
|
RU2136254C1 |
СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИИ УЛИТКИ | 1997 |
|
RU2134092C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ УЛИТКИ | 1997 |
|
RU2133601C1 |
Авторы
Даты
2003-07-27—Публикация
2002-04-02—Подача