СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ Российский патент 2008 года по МПК A61F11/00 

Описание патента на изобретение RU2342109C1

Изобретение относится к медицине, точнее к аудиологии и сурдопедагогике, и может найти применение при лечении нарушений слухоречевой функции вследствие потери слуха.

Одним из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с большими потерями слуха сегодня является кохлеарная имплантация. При кохлеарной имплантации производят операцию, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводят систему электродов, обеспечивающую восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва [1, 2].

Каждый год в России число пациентов с кохлеарными имплантами (далее КИ) увеличивается более чем на 100 человек. Это - люди разного возраста, уровня речевой компетенции и социального статуса, среди которых постоянно растет число маленьких (до 5 лет) детей.

Помимо отбора, предварительного клинического обследования и хирургической операции всем этим пациентам необходим специальный курс послеоперационной реабилитации, направленный на восстановление и развитие основных навыков слухоречевого восприятия. Слухоречевая реабилитация - длительный этап работы с пациентами, который в случае потери слуха до овладения речью (долингвальные пациенты - ранооглохшие дети) может занимать более 3-5 лет.

Главным направлением послеоперационной реабилитации является развитие слухового восприятия и речи с помощью КИ. КИ обеспечивают пациентам возможность слышать различные, даже тихие звуки. Однако эти звуки, особенно в начальный период после подключения импланта, существенно отличаются от естественных слуховых образов, характерных для восприятия человека при норме слуха. Это объясняется как ограничениями в технической системе самого импланта (в первую очередь, сокращением числа частотных каналов и диапазона спектрального анализа звука), так и дополнительными искажениями передаваемого сигнала вследствие частичной гибели ряда волокон слухового нерва и неравномерного удаления разных электродов от стимулируемых участков.

Кроме того, часть информации об акустических образах, хранящаяся в памяти пациентов, также может утрачиваться в период глухоты, особенно, если он растягивается на долгие годы. Поэтому даже для постлингвальных пациентов, обладающих определенным слуховым опытом и речевой компетенцией, требуется специальное послеоперационное обучение.

Задачей такого обучения является восстановление базовых слухоречевых навыков, приобретение нового перцептивного опыта, связанного с распознаванием как речевых, так и неречевых сигналов, а также развитие способности правильно воспринимать дополнительную, важную для процесса коммуникации, экстралингвистическую информацию о голосовых особенностях диктора, интонации высказывания и т.д.

Для долингвальных пациентов, не обладающих предшествующим операции слуховым опытом и соответствующими перцептивными навыками, такое обучение становится особенно критичным. Оно в полной мере определяет успешность курса реабилитации и возможность максимально быстрой адаптации пациента к новому, незнакомому для него «звучащему» миру, который включает не только речь людей с разными голосовыми характеристиками, но и разнообразные звуки окружающей среды (голоса животных, птиц, звуки музыкальных инструментов и домашнего обихода).

Основное внимание в процессе реабилитации пациентов традиционно уделяется восприятию и распознаванию речевых сигналов.

Известен способ реабилитации слухового восприятия речи у пациентов с КИ, включающий многократное произнесение сурдопедагогом различных речевых сигналов (слов, фонем, предложений), сопровождающееся предъявлением пациенту соответствующих им предметов, изображений или надписей [3].

Сначала сигналы предъявляют слухо-зрительно так, чтобы пациент видел лицо говорящего и/или сигналы в визуальной форме (письменное представление, рисунок), а затем - только на слух.

Пациент должен проанализировать и запомнить звуковой образ, чтобы научиться узнавать предъявляемый сигнал среди других сигналов и опознавать его только на слух.

Способность узнавать речевые сигналы с помощью КИ развивается в течение от 1 месяца (у постлингвальных пациентов) до нескольких лет (у долингвальных пациентов). Это зависит от сформированности механизмов слухового анализа речи и наличия в памяти у пациента информации о речевых сигналах.

Известны способы реабилитации слухового восприятия речи у пациентов с КИ, которые помимо подачи сигналов включают также оценку распознавания речи посредством предъявления пациенту различных речевых сигналов (фонем, слогов, много- и односложных слов, квазислов, предложений) при произнесении их обследующим или аудиозаписей с речевыми сигналами и определения числа правильных ответов [4, 5].

Известен также способ реабилитации слухоречевого восприятия у пациентов с КИ, при котором речевые сигналы подают не только путем произнесения их сурдопедагогом, но и с помощью видеомагнитофона или компьютера [6].

Специальные компьютерные программы позволяют проводить тренировку и оценку слухового восприятия пациента как совместно с сурдопедагогом, так и самостоятельно. В процессе тренировки и оценки подают разные речевые сигналы: слоги, слова с разной слоговой структурой, предложения. Сигналы подают в закрытом (пациент знает, какие сигналы будут подавать, и должен выбрать сигнал из заданного набора) и открытом (пациент не знает, какой сигнал будет предъявлен) списке.

В качестве ответной реакции пациент отмечает нужный сигнал на экране монитора компьютера (кнопкой мыши, курсором или рукой на специальном экране типа "touch-screen"). При оценке распознавания речевых сигналов в открытом списке пациент отвечает вербально, а его ответ заносят в компьютер.

Наиболее близким к заявляемому решению является способ слухоречевой реабилитации и ее оценки у пациентов с КИ, включающий подачу звуковых речевых сигналов и анализ ответных реакций [7].

В данном способе акцент сделан на развитие инвариантного и помехоустойчивого восприятия речи в условиях переменных лингвистических и экстралингвистических параметров (речевые сигналы разной сложности, произнесенные разными дикторами) и на фоне непрерывной шумовой помехи или локального искажения.

Недостатком вышеуказанных известных способов является то, что тренируется умение распознавать только речевые сигналы.

При этом в способе-прототипе главным выступает надежность оценки и выделения лингвистической информации (от звуков речи до осмысленных или бессмысленных слов) в сложных условиях - произнесение разными дикторами, наличие помехи (непрерывной или локальной).

Однако для полноценной коммуникации чрезвычайно важными являются и другие навыки слухового восприятия, не связанные с оценкой лингвистической стороны речевого сигнала и выделения языковых единиц.

В первую очередь, это способность различать дополнительную экстралингвистическую информацию, содержащуюся в акустических особенностях речевого сигнала. В процессе общения между людьми она определяет умение узнавать диктора, оценивать индивидуальные особенности его голоса, различать говорящих (в частности, по полу), определять изменения мелодических характеристик речи (основного тона голоса), лежащие в основе интонации высказывания при отсутствии специального вопросительного слова.

Близким к этому является и умение выделять спектрально-мелодические особенности неречевых сигналов, позволяющие различать разнообразные по частотному составу и ритмическому рисунку голоса разных животных, птиц, а также звучания музыкальных инструментов.

Заявляемое техническое решение направлено на обеспечение условий развития этих умений. Такая разработка требует включения новых звуковых сигналов (как неречевых, так и речевых - фразы с разной интонацией) и одновременно позволяет использовать базу уже имеющихся речевых сигналов (от звуков речи до многосложных слов) посредством изменения задачи прослушивания и набора возможных ответов. Главным становится определить не то, что было сказано, а кем (например, «дядей» или «тетей»).

Технический результат заявляемого решения состоит в расширении диапазона тренируемых навыков слухоречевого восприятия с помощью КИ путем подачи более широкого набора акустических сигналов и введения новой перцептивной задачи для формирования у пациентов с КИ дополнительных умений оценивать и различать экстралингвистические характеристики речи, выделять и распознавать акустические особенности звуков окружающей среды.

Технический результат заявляемого решения также состоит в оценке динамики процесса реабилитации слуховой функции пациента.

Это обеспечивает повышение эффективности реабилитации и развития слухоречевой функции у пациентов после операции кохлеарной имплантации.

Для достижения указанного технического результата в способе реабилитации и развития слухоречевой функции у пациентов с кохлеарными имплантами путем подачи звуковых сигналов и анализа ответных реакций, согласно предложению при подаче звуковых речевых сигналов используют переменные экстралингвистические параметры и тренируют у пациентов умение различать голоса дикторов, интонацию фразы, при подаче звуковых неречевых сигналов используют наборы звуков окружающей среды и тренируют у пациентов умение различать голоса животных, птиц, звуки музыкальных инструментов и домашнего обихода, при этом не ранее чем через три дня после первого включения кохлеарного импланта и далее не реже одного раза в неделю для всех сигналов определяют правильное число ответов и время реакции пациента, причем данные анализа сравнивают с ранее полученными у этого пациента, и если уровень правильных ответов превышает 85%, тренинг считают завершенным.

Также согласно предложению тренинг умения различать голоса дикторов начинают с изолированных гласных звуков, произнесенных женским и мужским голосом, затем переходят к подаче односложных, разносложных и многосложных слов, произнесенных четырьмя дикторами. Тренинг умения различать интонации начинают с коротких фраз, выражающих утверждение или вопрос за счет изменений основного тона голоса, в исполнении одного диктора с женским голосом. Затем навык различения интонации переносят на фразы, произнесенные двумя дикторами с мужским и женским голосами. Тренинг умения различать звуки окружающей среды начинают с ограниченного набора из 5-6 звуков, затем переходят к подаче расширенного набора из 11 звуков.

Занимаясь в течение ряда лет оценкой слухоречевого развития пациентов с КИ, мы обнаружили, что восприятие голосовых характеристик речи, особенно связанных с их динамическими изменениями, определяющими фразовую интонацию, представляет для них очень трудную задачу. Это наблюдается и при развитии и восстановлении умения узнавать и различать многообразные звуки окружающей среды, разного спектрального состава и ритмической структуры (голоса животных, птиц, звуки музыкальных инструментов и домашнего обихода).

Эксперименты показали, что тренинг пациентов при выполнении задачи опознания голоса диктора («мужчина-женщина», на материале разных дикторских произнесений), фразовой интонации («утверждение-вопрос», на материале разных дикторских произнесений) путем подачи соответствующих речевых сигналов и различения тембрально-мелодических характеристик звуков окружающей среды путем подачи неречевых сигналов способствует более эффективному развитию и восстановлению слухоречевой функции пациентов.

Проведение таких занятий также показало, что они улучшают эмоциональное состояние пациентов (способствуют разрядке, снятию усталости и монотонности при прослушивании только смысловых речевых сигналов). Особенно это проявляется при работе с музыкальными звуками для взрослых пациентов и другими звуками окружающей среды для пациентов-детей. Поэтому расширенный набор акустических сигналов, включающий речевые и неречевые звуки, стали использовать в составе комплексной реабилитации в комбинации с настройкой КИ и сурдопедагогическими занятиями по распознаванию речи.

Практика показала, что подача речевых сигналов с переменными экстралингвистическими параметрами (разные голоса, интонация фраз) и разнообразных неречевых сигналов (звуки окружающей среды) способствует более быстрому восстановлению и развитию слухоречевого восприятия.

При этом объективный анализ результатов (оценка количества правильных ответов и времени реакции пациента) и сравнение их с ранее полученными у этого пациента позволяют определить степень сформированности данных слуховых навыков и эффективности курса реабилитации пациента при принятии решения о завершении или дополнительной коррекции программы тренинга.

Для проведения тренинга используют специализированную установку, включающую персональный компьютер со звуковой платой и динамиками, а также набор обучающих и тестовых программ по различению речевых и неречевых сигналов. Ответы пациента регистрируют с помощью клавиатуры ПК, «мыши» или специального пульта для детей дошкольного возраста. Ответы автоматически сохраняют в специальном текстовом файле, доступном для дальнейшей обработки с помощью стандартных программ (EXCEL).

На этапе обучения для подкрепления правильности реакции в качестве обратной связи используют визуальное сопровождение (картинка-рисунок, текст, столбики диаграммы) предъявляемого акустического сигнала и элементов обратной связи на экране монитора. Для пациентов, умеющих читать, сигналы и инструкции представляют в письменной форме. Пациентам, не умеющим читать, реабилитатор объясняет задачу, подтверждает правильность ответа вербально или жестом, а в случае неправильного ответа сообщает, какой сигнал предъявлялся. В процессе тренировки звуковые сигналы многократно повторяют по желанию пациента до тех пор, пока он не принимает решение об ответе.

Как показали наши исследования, в качестве речевых сигналов целесообразно использовать наборы речевых сигналов разной лингвистической сложности (аналогичные набору в способе прототипе): изолированные гласные, слоги, слова с различной и одинаковой слоговой структурой, краткие предложения. Примерами сигналов каждого типа могут служить следующие: «а-и-у», «стул-чашка-машина», «машинист-продавец-музыкант-капитан», «это тарелка» или «это тарелка?» и др.

Для тренировки и тестирования устойчивости сформированных навыков различения голоса и интонации наборы речевых сигналов предъявляют в двух вариантах. Сокращенный вариант - сигналы, произнесенные одним диктором (различение интонации) или двумя дикторами (различение голоса диктора). Полный вариант - сигналы, произнесенные двумя дикторами (мужчина и женщина - в случае восприятия интонации) или четырьмя дикторами (двое мужчин и две женщины - при различении голоса). Сигналы предъявляют в закрытом списке, когда пациент выбирает вариант ответа из заданного набора, отображенного на экране монитора.

При тренинге различения неречевых сигналов сразу используют разные наборы сигналов, которые предъявляют сначала в режиме обучения (повторы сигналов, обратная связь), а затем в режиме тестирования (без повторов и подтверждения правильности ответа). Сигналы также подаются в закрытом списке (ограниченном - до шести сигналов или полном - до 11 сигналов), процедура предъявления и фиксации ответа аналогична тренингу с речевыми сигналами.

Занятия по развитию умения различать спектрально-мелодические особенности речевых сигналов и неречевых звуков проводят в составе курса занятий с сурдопедагогом или как дополнительные с педагогом не ранее, чем через три дня после первого включения процессора кохлеарного импланта и далее не реже одного раза в неделю до достижения 85% правильных ответов.

Занятия по развитию восприятия звуков окружающей среды можно проводить с пациентами начиная с 3-4-летнего возраста. Занятия по развитию восприятия речевых и музыкальных сигналов можно проводить с пациентами старше 5 лет. Длительность занятий 10-40 минут в зависимости от возраста пациента.

При этом тренинг по различению голоса диктора («мужчина-женщина») начинают с изолированных гласных звуков, произнесенных женским и мужским голосом, затем переходят к подаче односложных, разносложных и многосложных слов, произнесенных четырьмя дикторами (два мужских и два женских голоса в диапазоне от 80 до 220 Гц).

Тренинг по различению интонации («утверждение-вопрос») начинают с коротких фраз, выражающих утверждение или вопрос за счет изменений основного тона голоса, в исполнении одного диктора (женский голос), затем навык различения переносят на фразы, произнесенные двумя дикторами (мужской и женский голос). Тренинг умения различать звуки окружающей среды начинают с ограниченного набора (5 или 6 звуков), затем переходят к подаче расширенного набора из 11 звуков.

Предусмотрены варианты самостоятельной слуховой работы пациента (взрослые и дети школьного возраста) в интерактивном режиме управления программой тренинга.

По результатам повторных прослушиваний, предъявляя сигналы в одинаковых условиях, определяют количество правильных ответов и время реакции пациента. Данные анализа сопоставляют с ранее полученными у этого пациента, и если число правильных ответов и скорость реакции статистически значимо возрастают, динамику реабилитации считают удовлетворительной, но если количество правильных ответов не превышает 85%, реабилитацию слухоречевой функции считают незавершенной и ее программу корректируют.

Такой способ тренинга позволяет повысить эффективность реабилитации, ускорить и стабилизировать развитие слухового восприятия пациентов с помощью КИ, что подтверждают приведенные примеры.

Пример 1.

Больной Б., 18 лет, потерял слух в 12 лет после перенесенного менингита. Был имплантирован в возрасте 17 лет. Первое включение процессора КИ проведено 10.01.2006 г. В первый день проведено одно занятие по развитию восприятия речи с помощью КИ. Далее ежедневно проводили коррекцию настройки процессора КИ и занятия с сурдопедагогом по развитию восприятия речи с КИ.

Занятия по развитию слухоречевого восприятия с предъявлением неречевых и речевых сигналов для различения тембрально-мелодических характеристик (голос диктора, интонация, голоса животных, птиц и звуки музыкальных инструментов) начали проводить через две недели после подключения процессора КИ.

При первом тестировании пациент узнал только три инструмента из 11, не смог вспомнить и различить ни одного из голосов животных или птиц, не определял интонацию высказывания, делал случайный выбор (50% правильных ответов) при оценке голоса диктора. Через две недели (после трех занятий в соответствии с разработанным способом) он узнавал 78,6% музыкальных инструментов, 92% голосов животных и птиц, 94% голосов дикторов, 64% фразовой интонации.

Занятия продолжались еще две недели, затем был сделан перерыв в пять месяцев. После перерыва было проверено закрепление тренируемых навыков. Результаты тестирования показали, что пациент различает 93% инструментов, 96% голосов животных и птиц, 100% голосов дикторов и 78% интонации фраз (на материале двух дикторов).

Согласно субъективному отчету пациента данные занятия были ему очень интересны. Особенно понравились тесты с голосами животных и птиц, которых он до этого не помнил и не мог различить. Из музыкальных инструментов больше всего понравилось звучание флейты. Наиболее трудным заданием пациент считал различение фразовой интонации. Внимание на этот аспект восприятия речевых сигналов ему было рекомендовано обращать при дальнейших самостоятельных занятиях.

Хорошая динамика развития слухоречевого восприятия, данные тестирования и удовлетворенность самого больного достигнутыми результатами определили решение об окончании клинического курса реабилитации пациента.

Пример 2.

Больная Ч., 47 лет, потеряла слух в возрасте 40 лет после приема ототоксических антибиотиков при лечении туберкулеза. Слуховой аппарат не использовала в виду низкой эффективности для восприятия речи. Была имплантирована в возрасте 47 лет. До имплантации пациентка воспринимала звуки низких частот на среднем уровне громкости, средне- и высокочастотные звуки речи не воспринимала, ее сильно беспокоил ушной шум. Пациентка не понимала речь на слух, разборчивость одно- и разносложных слов при открытом выборе составляла 0%.

В первый день после включения процессора КИ проведено два занятия по развитию восприятия речи с помощью КИ, в том числе и занятие с предъявлением речевых сигналов (изолированных гласных, слов с разной слоговой структурой) с переменными экстралингвистическими параметрами. Далее ежедневно проводили коррекцию настройки процессора КИ и занятия с сурдопедагогом по развитию восприятия речи с КИ.

Через 15 дней после включения процессора КИ было проведено очередное тестирование восприятия речевых сигналов. Результаты тестирования по распознаванию сигналов различной лингвистической сложности (изолированные звуки, многосложные слова) оказались неоднозначными - число правильных ответов значимо увеличилось только для восприятия гласных. Динамика показателей послужила основанием для коррекции программы занятий, расширению динамического диапазона при настройке процессора и новым рекомендациям пациентке по использованию КИ (использование режима максимального усиления на занятиях, среднего - в домашних условиях, минимального - на улице).

В программе занятий больше внимания стали уделять развитию восприятия не только отдельных звуков речи, но и предложений. Пациентке было рекомендовано носить КИ постоянно, несмотря на утомление. Были продолжены занятия по восприятию речи согласно способу-прототипу. Через один месяц количество правильно опознанных сигналов для изолированных гласных возросло до 97,3%, для слов с разной слоговой структурой - до 86,4%. Субъективно пациентка отмечала значительное улучшение восприятия речи. Она отметила, что может воспринимать речь близких людей на слух, но восприятие речи малознакомых людей (подстройка под диктора) представляет для нее большую трудность. Кроме того, пациентка жаловалась на то, что не может слушать музыку.

Поэтому почти через один год после использования КИ с ней был проведен курс тренинга по восприятию экстралингвистических параметров речи и различению неречевых сигналов. Первое тестирование по оценке голоса диктора и фразовой интонации выявило лишь 55% правильных ответов. Проведение трех целенаправленных занятий (с периодом одна неделя) привело к возрастанию надежности распознавания до 100% для голоса диктора и 96% для определения фразовой интонации.

Затем были проведены занятия с неречевыми сигналами, которые через месяц (два занятия) привели к их 100% узнаванию. Одним из важных результатов тренинга стал тот факт, что пациентка обнаружила возможность прослушивания музыкальных произведений в случае солирования одного инструмента. При этом в качестве наиболее «комфортного» для восприятия музыки инструмента она выбрала виолончель.

Учитывая достаточно трудный и неоднозначный процесс восстановления слухоречевого восприятия у данного пациента, результаты реабилитации были проверены еще через один год. Тестирование подтвердило эффективность проведенного тренинга и закрепление слуховых навыков (практически по всем разделам были получены 100% результаты), а также повышение качества жизни пациентки за счет возвращения возможности наслаждения музыкой.

Пример 3.

Больной К., 10 лет, с врожденной глухотой. Первое включение процессора КИ после операции проведено 16.01.2006 г. Через одну неделю после включения были начаты занятия по различению голосов животных, птиц и музыкальных инструментов. После первого занятия пациент смог различить звучания только трех животных (кошка, собака, корова) и трех инструментов (гитара, труба, оркестр).

Занятия очень понравились пациенту, и после проведения тренинга (два направленных занятия) его результаты улучшились до - 78,6% для инструментов, 100% для животных, 80% для птиц, 94,1% для различения голоса диктора и 88,9% для различения фразовой интонации.

Наибольшую привлекательность имели тесты с голосами птиц, животных и звуками музыкальных инструментов, среди которых пациенту особенно понравилось звучание оркестра.

Учитывая такое динамичное развитие слухоречевого восприятия, тренинг по данному направлению в клинических условиях был завершен и были даны рекомендации продолжить занятия дома. У пациента сформировался стойкий интерес к прослушиванию звуков окружающей среды и внимание к голосовым характеристикам речевых высказываний.

Заявляемый способ реабилитации и развития слухоречевой функции у пациентов с КИ разработан в СПб НИИ уха, горла, носа и речи совместно с Институтом физиологии им. И.П.Павлова (сектор психофизиологии речи).

Способ прошел апробацию в СПб НИИ уха, горла, носа и речи у 19 пациентов с КИ в возрасте от 4 до 50 лет и дал стабильно положительные результаты.

Заявляемый способ по сравнению с известными решениями имеет следующие преимущества:

- обеспечивает более быстрое и эффективное развитие у пациентов умения воспринимать экстралингвистическую информацию и различать голосовые характеристики диктора и фразовую интонацию (изменения основного тона голоса) с помощью КИ;

- обеспечивает более быстрое и эффективное развитие навыка слухового восприятия неречевых сигналов окружающего мира и различения голосов животных, птиц, звуков музыкальных инструментов с помощью КИ;

- позволяет объективно оценить динамику реабилитационного процесса и степень сформированности у пациентов навыков слухоречевого восприятия и различения широкого диапазона тембрально-мелодических особенностей речевых и неречевых звуков реального акустического мира.

Источники информации

1. Ланцов А.А., Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С.Проблемы кохлеарной имплантации. Новости оториноларингологии и логопатологии. 1999. №4. С.4-9.

2. Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. Whurr publishers Ltd. England. 1996. 325 p.

3. Moog J.S., Geers A.E. Achieving auditory speech perception skills in profoundly deaf children with hearing aids and cochlear implants. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. Whurr publishers Ltd. England. 1996. P. 166-173.

4. Королева И.В., Дмитриева И.В. Проблема оценки слухового и речевого развития детей с кохлеарными имплантами: русскоязычная версия методики EARS// Новости оториноларингологии и логопатологии. Приложение №1: Расстройства речи (клинические проявления и методы коррекции). - 1999. - С.97-107.

5. Таварткиладзе Г.А., Миронова Э.В., Фроленков Г.И., Белянцева И.А. Восприятие речевых сигналов различного лингвистического уровня больными с кохлеарными имплантами NUCLEUS. Новости оториноларингологии и логопатологии. Приложение №1. Расстройства речи (клинические проявления и методы коррекции). - 1999. - С.87-97.

6. Parkinson A.J., Parkinson W.D., Tyler R.S., Lowder M.W., Gantz B.J. Speech perception performance in experienced cochlear-implant patients receiving the SPEAK processing strategy in the Nucleus Spectra-22 cochlear implant. J. Speech, Language and hearing research. 1998. Vol.41. №5/ P.1073-1087.

7. Патент RU на изобретение №2209057, A61F 11/00, 2003.

Похожие патенты RU2342109C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СЛУХО-РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЕЕ ОЦЕНКИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ 2002
  • Королева И.В.
  • Люблинская В.В.
  • Огородникова Е.А.
  • Пак С.П.
  • Столярова Э.И.
  • Пудов В.И.
RU2209057C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ФУНКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ЕЕ ОЦЕНКИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТАТОМ 2004
  • Огородникова Е.А.
  • Королева И.В.
  • Пак С.П.
RU2265426C1
Способ развития речи у детей старше 4 лет после операции кохлеарной имплантации 2023
  • Бурнос Светлана Викторовна
  • Королева Инна Васильевна
RU2809692C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ 2016
  • Балашова Елена Анатольевна
  • Бахшинян Виген Владимирович
  • Петрова Ирина Павловна
  • Таварткиладзе Георгий Абелович
RU2640569C1
Способ тренировки навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью с использованием программы для ЭВМ 2023
  • Владимирова Татьяна Юльевна
  • Фатенков Олег Вениаминович
  • Мартынова Анастасия Борисовна
RU2816026C1
СПОСОБ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Кочергин Анатолий Васильевич
  • Кочергин Андрей Анатольевич
  • Колигаев Олег Анатольевич
  • Колигаев Сергей Олегович
RU2525366C1
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 2019
  • Владимирова Татьяна Юльевна
  • Куренков Александр Валерьевич
  • Айзенштадт Любовь Витальевна
  • Чаплыгин Сергей Сергеевич
  • Литвенцов Алексей Сергеевич
RU2724859C1
Способ настройки процессора кохлеарного импланта 2021
  • Пашков Александр Владимирович
  • Наумова Ирина Витальевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Вишнёва Елена Александровна
  • Изосимов Андрей Алексеевич
  • Зеленкова Ирина Валерьевна
  • Пашкова Александра Елефтерьевна
RU2778903C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛОСОВЫХ ДАННЫХ И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ТЕХНИКЕ 2008
  • Ярцева Наталья Николаевна
RU2380760C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ

Изобретение относится к медицине, точнее к аудиологии и сурдопедагогике, и может найти применение при лечении нарушений слухоречевой функции вследствие потери слуха. Осуществляют подачу звуковых сигналов и анализ ответных реакций. При подаче звуковых речевых сигналов используют переменные экстралингвистические параметры и тренируют у пациентов умение различать голоса дикторов, интонацию фразы. При подаче звуковых неречевых сигналов используют наборы звуков окружающей среды и тренируют у пациентов умение различать голоса животных, птиц, звуки музыкальных инструментов и домашнего обихода. Не ранее чем через три дня после первого включения кохлеарного импланта и далее не реже одного раза в неделю для всех сигналов определяют правильное число ответов и время реакции пациента. Данные анализа сравнивают с данными, ранее полученными у этого пациента, и если уровень правильных ответов превышает 85%, тренинг считают завершенным. Способ позволяет расширить диапазон тренируемых навыков. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 342 109 C1

1. Способ реабилитации и развития слухоречевой функции у пациентов с кохлеарными имплантами путем подачи звуковых сигналов и анализа ответных реакций, отличающийся тем, что при подаче звуковых речевых сигналов используют переменные экстралингвистические параметры и тренируют у пациентов умение различать голоса дикторов, интонацию фразы, при подаче звуковых неречевых сигналов используют наборы звуков окружающей среды и тренируют у пациентов умение различать голоса животных, птиц, звуки музыкальных инструментов и домашнего обихода, при этом не ранее чем через три дня после первого включения кохлеарного импланта и далее не реже одного раза в неделю для всех сигналов определяют правильное число ответов и время реакции пациента, причем данные анализа сравнивают с ранее полученными у этого пациента и, если уровень правильных ответов превышает 85%, тренинг считают завершенным.2. Способ реабилитации и развития слухоречевой функции у пациентов с кохлеарными имплантами по п.1, отличающийся тем, что тренинг умения различать голоса дикторов начинают с изолированных гласных звуков, произнесенных женским и мужским голосами, затем переходят к подаче односложных, разносложных и многосложных слов, произнесенных четырьмя дикторами.3. Способ реабилитации и развития слухоречевой функции у пациентов с кохлеарными имплантами по п.1, отличающийся тем, что тренинг умения различать интонации начинают с коротких фраз, выражающих утверждение или вопрос за счет изменений основного тона голоса, в исполнении одного диктора с женским голосом, затем навык различения переносят на фразы, произнесенные двумя дикторами с мужским и женским голосами.4. Способ реабилитации и развития слухоречевой функции у пациентов с кохлеарными имплантами по п.1, отличающийся тем, что тренинг умения различать звуки окружающей среды начинают с ограниченного набора из 5-6 звуков, затем переходят к подаче расширенного набора из 11 звуков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2342109C1

СПОСОБ СЛУХО-РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЕЕ ОЦЕНКИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ 2002
  • Королева И.В.
  • Люблинская В.В.
  • Огородникова Е.А.
  • Пак С.П.
  • Столярова Э.И.
  • Пудов В.И.
RU2209057C1
КОРОЛЕВА И.В., ПУДОВ В.И., ЗОНТОВА О.В
Послеоперационная реабилитация постлингвальных пациентов с кохлеарными имплантами
Новости оториноларингологии и логопотологии, 2001, №3, с.57-61
КОРОЛЕВА И.В., РОСС Я.Ю., ОГОРОДНИКОВА Е.Л., ОХАРЕВА Н.Г., ПАК С.П., СТОЛЯРОВА Э.И
Восприятие музыкальных стимулов пациентами после

RU 2 342 109 C1

Авторы

Огородникова Елена Александровна

Королева Инна Васильевна

Пак Сергей Павлович

Даты

2008-12-27Публикация

2007-06-20Подача