Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к рулевым механизмам со встроенным гидравлическим усилителем.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является рулевой механизм транспортного средства со встроенным усилителем, содержащий корпус, в котором установлены поршень, одна часть которого делит полость корпуса на две рабочие камеры, связанные через распределитель с источником давления жидкости, и имеет осевое отверстие, а на другой части размещена зубчатая рейка, входящая в зацепление с зубчатым сектором вала сошки, винт, установленный соосно с поршнем и связанный с ним шариковинтовой передачей. Особенностью конструкции является то, что оси поршня и винта расположены на одном уровне с начальной плоскостью зубчатой рейки, при этом в зубьях рейки и сектора вала сошки выполнены пазы для размещения винта (см. заявку 99102113/28, по которой принято решение о выдаче патента Российской Федерации).
Недостатком известного рулевого механизма является расположение шариковинтовой передачи и зубчатой рейки на разных участках поршня. Это приводит к ухудшению компактности рулевого механизма, в особенности в направлении оси поршня.
В основу изобретения поставлена задача усовершенствования рулевого механизма транспортного средства со встроенным усилителем, в котором шариковинтовая передача и зубчатая рейка размещены в осевом направлении на одном участке поршня, что приводит к повышению компактности, вследствие чего уменьшаются габариты рулевого механизма.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в рулевом механизме транспортного средства со встроенным усилителем, содержащем корпус, в котором установлены поршень, одна часть которого снабжена осевым отверстием и разделяет полость корпуса на две рабочие камеры, связанные через распределитель с источником давления жидкости, а на другой части размещена зубчатая рейка, начальная плоскость которой расположена на одном уровне с осью поршня, входящая в зацепление с зубчатым сектором вала сошки, винт, установленный соосно с поршнем и кинематически связанный с ним шариковинтовой передачей, согласно изобретению профиль поперечного сечения части поршня, на которой размещена зубчатая рейка, выполнен в виде кольцевого сегмента, в котором установлена неподвижно относительно поршня гайка, винтовая канавка которой взаимодействует с шариками шариковинтовой передачи, а в зубчатом секторе вала сошки выполнен паз для размещения гайки.
Гайка снабжена по меньшей мере двумя каналами возврата шариков, выполненных в профильных вкладышах, установленных в прорезях гайки, при этом наружные поверхности профильных вкладышей контактируют с внутренней поверхностью кольцевого сегмента.
Осевое отверстие поршня выполнено ступенчатым, при этом отверстие большего диаметра расположено со стороны зубчатой рейки.
Гайка снабжена выполненным в виде втулки концевым участком, который размещен в отверстии поршня большего диаметра, причем наружный диаметр концевого участка превышает наружный диаметр гайки.
Концевой участок гайки закреплен в отверстии поршня посредством клиновых шпонок, установленных в пазах поршня и концевого участка.
Клиновые шпонки зафиксированы резьбовыми пробками.
Поршень выполнен с наклонным переходным участком между частью поршня, разделяющей полость корпуса на две рабочие камеры, и плоской поверхностью, на которой расположены вершины зубьев рейки.
Угол наклона переходного участка к вертикальной оси не превышает половины полного угла поворота вала сошки.
Выполнение профиля поперечного сечения части поршня, на которой размещена зубчатая рейка, в виде кольцевого сегмента, в котором установлена неподвижно относительно поршня гайка, винтовая канавка которой взаимодействует с шариками шариковинтовой передачи, позволяет разместить шариковинтовую передачу и зубчатую рейку в продольном направлении на одном участке поршня, что повышает компактность, обеспечивая тем самым сокращение габаритов рулевого механизма.
Выполнение каналов возврата шариков шариковинтовой передачи в профильных вкладышах, установленных в прорезях гайки, наружная поверхность которых контактирует с внутренней поверхностью кольцевого сегмента, позволяет значительно снизить трудоемкость изготовления и сборки шариковинтовой передачи, исключить возможность снижения прочности и жесткости зубчатой рейки, так как отпадает необходимость выполнения канала в теле поршня на участке размещения зубчатой рейки и изготовления специального отражателя, снизить потери на трение и значительно облегчить циркуляцию шариков, так как вкладыш соединяет соседние винтовые канавки, что приводит к повышению надежности работы шариковинтовой передачи, уменьшить радиальный размер гайки, повысить надежность работы шариковинтовой передачи за счет исключения радиального перемещения продольных вкладышей.
Выполнение осевого отверстия части поршня ступенчатым и расположение отверстия большего диаметра со стороны зубчатой рейки, в котором установлен и закреплен концевой участок гайки, позволяет закрепить гайку за пределами части поршня, на которой размещена зубчатая рейка, что исключает возможность снижения прочности и жесткости зубчатой рейки.
Превышение наружного диаметра концевого участка над наружным диаметром гайки позволяет производить точную обработку только наружной поверхности концевого участка, расположенного в отверстии поршня, а не всей гайки, что обеспечивает снижение трудоемкости изготовления гайки.
Крепление гайки в поршне посредством клиновых шпонок, зафиксированных резьбовыми пробками, установленных в пазах поршня и гайки, позволяет жестко закрепить гайку относительно поршня.
Выполнение поршня с наклонным переходным участком между частью поршня, разделяющей полость поршня на две рабочие камеры, и плоской поверхностью, на которой расположены вершины зубьев рейки, позволяет разместить на этом участке места крепления гайки к поршню, максимально приблизив их к рабочей зоне гайки, что повышает компактность механизма, так как нет необходимости увеличения продольного размера поршня для размещения мест крепления, а также прочность и жесткость поршня.
Расположение переходного участка к вертикальной оси под углом, не превышающим половины полного угла поворота вала сошки, позволяет исключить возможность контакта поршня с валом сошки при повороте последнего.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен рулевой механизм, продольный разрез; на фиг.2 - то же, поперечный разрез; на фиг. 3 - то же, при положении поршня в крайнем правом положении; на фиг.4 - поршень рулевого механизма; на фиг.5 - сечение по линии А-А на фиг.3; на фиг.6 - сечение по линии Б-Б на фиг.5.
Рулевой механизм транспортного средства со встроенным усилителем содержит корпус 1, в котором установлен поршень 2, часть 3 которого разделяет полость корпуса 1 на рабочие камеры 4 и 5, которые через распределитель 6 связаны с источником давления жидкости (не показан). На части 7 поршня 2 размещена зубчатая рейка 8, начальная плоскость 9 которой расположена на одном уровне с осью 10 поршня 2. Зубья рейки 8 входят в зацепление с зубчатым сектором 11, который составляет одно целое с валом 12 сошки.
В поршне 2 выполнены осевые отверстия 13 и 14. Профиль поперечного сечения части 7 поршня 2 имеет вид кольцевого сегмента 15, на плоской поверхности 16 которого расположены вершины зубьев рейки 8. Центр частей окружностей, образующих кольцевой сегмент 15, расположен на оси 10 поршня 2. Между частью 3 поршня 2 и плоской поверхностью 16 выполнен наклонный переходный участок 17, угол наклона которого к вертикальной оси не превышает полного угла поворота вала 12 сошки.
В поршне 2, на участке размещения зубчатой рейки 8, установлена гайка 18 с винтовой канавкой 19 и концевым участком 20, выполненным в виде втулки, наружный диаметр которой превышает наружный диаметр гайки 18. Концевой участок 20 размещен без зазора в отверстии 14 и неподвижно закреплен относительно поршня 2 клиновыми шпонками 21, которые зафиксированы резьбовыми пробками 22, расположенными в пазах 23 поршня 2 и пазах 24 гайки 18.
Винт 25 с наружной винтовой канавкой 26 установлен в корпусе 1 соосно с поршнем 2 и проходит через отверстия 13 и 14.
Винтовые канавки 19 гайки 18 совместно с винтовыми канавками 26 винта 25 и размещенными в них шариками 27 образуют шариковинтовую передачу, которая кинематически связывает поршень 2 и винт 25.
В прорезях гайки 18 установлены профильные вкладыши 28, в которых выполнены каналы 29 возврата шариков 27. Наружные поверхности вкладышей 29 контактируют с внутренней поверхностью 30 кольцевого сегмента 15.
При вращении рулевого колеса транспортного средства происходит поворот рулевого вала с винтом 25 и ротора распределителя 6 относительно неподвижных, под усилием сопротивления повороту, колес транспортного средства. Угловое перемещение ротора распределителя 6 определяет направление движения рабочей жидкости подаваемой в камеру 4 или камеру 5 корпуса 1. Вследствие этого происходит перемещение поршня 2 в том или ином направлении и, следовательно, угловое перемещение зубчатого сектора 11, который поворачивая вал 12 сошки, управляет поворотом колес транспортного средства.
Предложенное изобретение позволяет повысить компактность рулевого механизма.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ | 1999 |
|
RU2172692C2 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ | 1999 |
|
RU2179132C2 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ | 1999 |
|
RU2172691C2 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ | 1999 |
|
RU2172693C2 |
Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства | 2017 |
|
RU2667859C1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ | 1993 |
|
RU2041103C1 |
ФИЛЬТР | 2001 |
|
RU2202398C1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ | 1993 |
|
RU2041102C1 |
Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства. | 2019 |
|
RU2711092C1 |
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ | 2000 |
|
RU2248901C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам со встроенным гидравлическим усилителем. Рулевой механизм содержит корпус 1, в котором установлен поршень 2, разделяющий полость корпуса 1 на две рабочие камеры, которые через распределитель связаны с источником давления жидкости. На поршне 2 размещена зубчатая рейка, входящая в зацепление с зубчатым сектором 11 вала 12 сошки. Винт 25, установленный соосно с поршнем 2, кинематически связан с ним шариковинтовой передачей. Профиль поперечного сечения части поршня 2, на которой размещена зубчатая рейка, выполнен в виде кольцевого сегмента, в ней неподвижно относительно поршня 2 установлена гайка 18 шариковинтовой передачи. В зубчатом секторе 11 выполнен паз 31. Технический результат, достигаемый изобретением, выражается в повышении компактности рулевого механизма. 7 з.п.ф-лы, 6 ил.
ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ | 1991 |
|
RU2013267C1 |
НАСАДОК К УСТРОЙСТВАМ ДЛЯ ВАКУУМНОЙ ПЫЛЕУБОРКИ | 1991 |
|
RU2027399C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для ограничения поворота секторной шестерни в гидравлическом рулевом управлении с усилителем | 1982 |
|
SU1322972A3 |
СПОСОБ ПОЛНОСЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ | 2014 |
|
RU2590860C2 |
Авторы
Даты
2003-09-10—Публикация
2001-11-05—Подача