РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ Российский патент 2001 года по МПК B62D5/22 

Описание патента на изобретение RU2172692C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам со встроенными гидравлическими усилителями.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является рулевой механизм транспортного средства со встроенным усилителем, содержащий корпус, в котором размещены поршень и винт, кинематически связанные шариковинтовой передачей, зубчатая рейка, выполненная на поршне, образующая с зубчатым сектором вала сошки реечную передачу, в зубьях которой выполнены пазы, в которых размещен винт, а оси поршня и винта лежат в начальной плоскости реечной передачи (см. чертеж 453461.1.71СБ ПКТИ "Маштехкомплекс", г. Кировоград).

Однако в известном рулевом механизме не обеспечивается необходимая жесткость в опасном сечении вала сошки (в вертикальной плоскости, проходящей через ось винта), обусловленная наличием паза для размещения винта, что приводит к значительному уменьшению площади сечения вала сошки в опасном сечении.

В основу изобретения поставлена задача создать такой рулевой механизм, в котором новое выполнение вала сошки позволило бы обеспечить повышение его жесткости и за счет этого повысить надежность рулевого механизма.

Поставленная задача решается тем, что в рулевом механизме транспортного средства со встроенным усилителем, содержащем корпус, котором размещены поршень и винт, кинематически связанные шариковинтовой передачей, зубчатая рейка, выполненная на поршне, образующая с зубчатым сектором вала сошки реечную передачу, в зубьях которой выполнены пазы, причем оси поршня и винта лежат в начальной плоскости реечной передачи, сечение вала сошки в вертикальной плоскости, проходящей через ось винта, имеет форму кругового сектора, с центром, лежащим на оси вращения вала сошки, радиус которого равен радиусу окружности вершин зубьев зубчатого сектора, а величина центрального угла α определяется из выражения
α = 180°-θ,
где θ - полный угол поворота вала сошки.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый рулевой механизм транспортного средства со встроенным усилителем отличается тем, что сечение вала сошки в вертикальной плоскости, проходящей через ось винта, имеет форму кругового сектора с центром, лежащим на оси вращения вала сошки, радиус которого равен радиусу окружности вершин зубьев зубчатого сектора, а величина центрального угла α определяется из выражения
α = 180°-θ,
где θ - полный угол поворота вала сошки.

Выполнение сечения вала сошки в вертикальной плоскости, проходящей через ось винта, в форме кругового сектора с центром, лежащим на оси вращения вала сошки, радиус которого равен радиусу окружности вершин зубьев зубчатого сектора, позволяет за счет увеличения радиуса вала сошки (в прототипе он равен радиусу впадин зубьев зубчатого сектора) увеличить площадь его поперечного сечения, что повышает жесткость вала сошки без увеличения габаритных размеров рулевого механизма.

Определение величины центрального угла α сектора из выражения
α = 180°-θ,
где θ - полный угол поворота вала сошки, позволяет получить максимальную площадь поперечного сечения вала сошки в опасном сечении при заданных значениях угла его поворота.

Таким образом, технический результат, получаемый при осуществлении заявляемого изобретения, выражается в увеличении площади поперечного сечения вала сошки без увеличения габаритных размеров рулевого механизма.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан рулевой механизм, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез.

Рулевой механизм содержит корпус 1, в котором соосно размещены винт 2 и поршень 3, кинематически связанные с шариковинтовой передачей 4. На поршне 3 выполнена зубчатая рейка 5, образующая реечную передачу с зубчатым сектором 6 вала сошки 7.

Сечение вала сошки 7 в вертикальной плоскости, проходящей через ось 8 винта 2, имеет форму кругового сектора 9, центр которого лежит на оси 10 вращения вала сошки 7. Радиус 11 сектора 9 равен радиусу окружности выступов вершин зубьев зубчатого сектора 6.

Величина центрального угла α сектора 9 зависит от величины полного угла поворота θ вала сошки 7 и определяется из выражения, приведенного в формуле изобретения.

В предложенном варианте исполнения рулевого механизма для исключения концентрации напряжений вершина центрального угла α сектора 9 закруглена.

Рулевой механизм работает следующим образом.

При вращении рулевого колеса автомобиля происходит поворот рулевого вала с винтом 2 и ротора распределителя. Угловое перемещение ротора распределителя определяет направление движения рабочей жидкости, подаваемой в корпус 1. Вследствие этого происходит перемещение поршня 3 в том или ином направлении и, следовательно, угловое перемещение зубчатого сектора 6, который, поворачивая вал 7 сошки, управляет поворотом автомобиля. Движение поршня 3 создает вращение винта 2 в направлении, обратном начальному, благодаря чему гильза распределителя возвращается в первоначальное относительно ротора положение, т.е. в нейтральное положение.

Преимуществом предлагаемого рулевого механизма является повышение жесткости вала сошки, что способствует повышению надежности рулевого механизма.

Похожие патенты RU2172692C2

название год авторы номер документа
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ 1999
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Поветкин Сергей Михайлович
  • Беленко Сергей Михайлович
  • Беляковский Роман Павлович
  • Гинцбург Л.Л.
RU2172691C2
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ 2001
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Поветкин Сергей Михайлович
  • Беляковский Роман Павлович
RU2211777C2
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ 1999
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Поветкин Сергей Михайлович
  • Беляковский Роман Павлович
RU2179132C2
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ 1999
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Поветкин Сергей Михайлович
  • Беляковский Роман Павлович
RU2172693C2
Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства 2017
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Апаракин Антон Русланович
RU2667859C1
Шариковинтовой гидроусилитель рулевого управления транспортного средства. 2019
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Апаракин Антон Русланович
  • Поветкин Сергей Михайлович
RU2711092C1
Зубодолбежный станок 1989
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Беляковский Роман Павлович
SU1713762A1
БЛОК РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ 2008
  • Рац Виктор Антонович
  • Богацкий Владимир Григорьевич
  • Клишин Дмитрий Иванович
  • Левищев Олег Николаевич
  • Пирязев Виктор Федорович
  • Гуров Юрий Михайлович
  • Трудоношин Петр Павлинович
RU2370412C1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ 1993
  • Яфаров Ш.Н.
  • Прошанов Е.Н.
RU2041103C1
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ 2000
  • Богославцев Владимир Иванович
  • Дулов Юрий Васильевич
  • Думик Николай Александрович
RU2248901C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 172 692 C2

Реферат патента 2001 года РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ

Рулевой механизм транспортного средства со встроенным усилителем содержит корпус, в котором соосно размещены винт и поршень, кинематически связанные шариковинтовой передачей. На поршне выполнена зубчатая рейка, образующая реечную передачу с зубчатым сектором вала сошки. Сечение вала сошки в вертикальной плоскости, проходящей через ось винта, имеет форму кругового сектора, центр которого лежит на оси вращения вала сошки. Радиус сектора равен радиусу окружности выступов вершин зубьев зубчатого сектора. Величина центрального угла α сектора определяется из выражения α = 180°-θ, где θ - полный угол поворота вала сошки. Технический результат: увеличение площади поперечного сечения вала сошки без увеличения габаритных размеров рулевого механизма. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 172 692 C2

Рулевой механизм транспортного средства со встроенным усилителем, содержащий корпус, в котором размещены поршень и винт, кинематически связанные шариковинтовой передачей, зубчатая рейка, выполненная на поршне, образующая с зубчатым сектором вала сошки реечную передачу, в зубьях которой выполнены пазы, причем оси поршня и винта лежат в начальной плоскости реечной передачи, отличающийся тем, что сечение вала сошки в вертикальной плоскости, проходящей через ось винта, имеет форму кругового сектора с центром, лежащим на оси вращения вала сошки, радиус которого равен радиусу окружностей вершин зубьев зубчатого сектора, а величина центрального угла α определяется из выражения
α = 180°-θ,
где θ - полный угол поворота вала сошки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2172692C2

СТАНОК ДЛЯ БАХРОМИРОВАНИЯ ЛЕНТЫ 1972
  • Л. Н. Амдур
SU453461A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
- Кировоград, 1998
Каталог фирмы "ZAHN RAD FABRIK"
ФРГ
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1
Рулевой механизм с рейкой,шестерней и с усилителем 1984
  • Этторе Кордиано
SU1322974A3
АНАЛОГОВЫЙ СУММАТОР НАКАПЛИВАЮЩЕГО ТИПА 0
SU188158A1

RU 2 172 692 C2

Авторы

Подгаецкий Михаил Матвеевич

Поветкин Сергей Михайлович

Беляковский Роман Павлович

Даты

2001-08-27Публикация

1999-02-15Подача