ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2003 года по МПК F16D65/847 

Описание патента на изобретение RU2212572C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к тормозным устройствам транспортных средств.

Известен дисковый тормозной механизм, содержащий ротор со ступицей с вентиляционными ребрами для охлаждения диска воздухом при торможении, расположенными по касательной к наружной образующей его ступицы до обода диска (см. патент Российской Федерации 2165040 С1, МПК 7 F 16 D 65/847, 10.04.2001 г.). Установка ребер в виде лопаток по касательной к наружной образующей его ступицы приводит к большим гидравлическим потерям давления вентиляционного воздуха из-за увеличенных углов атаки на входе и большой диффузорности каналов на выходе, а следовательно, и к низкой эффективности охлаждения дисков при торможении.

Наиболее близким по своей технической сущности к предлагаемому дисковому тормозному механизму является устройство, описанное в патенте Российской Федерации 2170862 С1, МПК 7 F 16 D 65/847, 20.07.2001 г. Этот тормозной механизм содержит тормозные колодки, диск с тормозными дорожками и ступицу. При этом внутри диска равномерно по окружности от ступицы до обода диска выполнены сквозные вентиляционные каналы, образованные перегородками в виде лопаток. Лопатки на входе загнуты для придания динамичности потоку охлаждающего воздуха, однако, в основной своей части лопатки расположены радиально с большой диффузорностью межлопаточных каналов, что из-за несоответствия площадей проходных сечений на входе и на выходе межлопаточных каналов приводит к увеличенным потерям давления вентиляционного воздуха, к появлению срывных течений воздуха в межлопаточных каналах, а следовательно, и к снижению КПД и эффективности охлаждения диска при торможении.

Задачей изобретения является получение максимального КПД использования охлаждающего воздуха и повышении эффективности охлаждения диска вентиляционным воздухом при торможении.

Указанный технический результат достигается за счет того, что лопатки выполнены плоскими и одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска, причем каждая лопатка через одну выполнена короче соседних длинных лопаток и не достигает ступицы на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, а углы наклона лопаток определяются из соотношения
cosβ2 = (R1/R2)•cosβ1,
где β1 - угол между средней линией лопатки и касательной, проведенной к наружной образующей ступицы;
β2 - угол между средней линией лопатки и касательной, проведенной к наружной образующей обода диска;
R1 - радиус наружной образующей ступицы;
R2 - радиус наружной образующей обода диска.

Указанный технический результат достигается за счет того, что лопатки выполнены изогнутыми и одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска, причем каждая лопатка через одну выполнена короче соседних длинных лопаток и не достигает ступицы на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, а углы наклона лопаток определяются из соотношения
ctgϕ = [R2-R1•cos(β12)]/R1•sin(β12),
где ϕ - угол между радиусом, проведенным к выходной кромке в точку пересечения средней линии лопатки с наружной образующей обода диска и хордой лопатки, соединяющей данную точку с точкой пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы;
β1 - угол между касательными, проведенными к средней линии на входе в лопатку и к наружной образующей ступицы;
β2 - угол между касательными, проведенными к средней линии на выходе из лопатки и к наружной образующей обода диска;
R1 - радиус наружной образующей ступицы;
R2 - радиус наружной образующей обода диска.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема дискового тормозного механизма.

На фиг.2 изображен вариант тормозного диска с плоскими лопатками.

На фиг.3 изображен разрез по А-А на фиг. 2.

На фиг.4 изображен вариант тормозного диска с изогнутыми лопатками, а на фиг.5 - разрез по А-А на фиг.4.

Дисковый тормозной механизм содержит диск 1 с тормозными дорожками 2 и 3, тормозными колодками 4 и 5, ступицей 6. Диск содержит четное количество плоских лопаток 7 и 8 длинных и обрезанных или изогнутых лопаток 9 и 10 длинных и обрезанных соответственно, межлопаточные каналы 11, тормозной суппорт 12 и поршень 13. На принципиальной схеме также условно стрелкой ω показано направление вращения диска, средние линии 14 и 15 плоских и изогнутых лопаток, касательные линии 16 и 17 к наружным образующим 18 и 19 обода и ступицы диска, касательные линии 20 и 21 к средней линии изогнутых лопаток, углы входа β1 и выхода β2 установки лопаток, угол ϕ - угол между радиусом R2 обода и хордой 22 изогнутой лопатки, перпендикуляр 23 и 24, отсекающий отрезок на подрезанной короткой плоской и изогнутой лопатке соответственно, а также стрелками указано направление движения охлаждающего воздуха в межлопаточных каналах диска.

Углы β12 и ϕ определяются расчетным и экспериментальным путем.

Радиусы R1 и R2 - фактические геометрические размеры конкретных тормозных дисков колес.

При отсутствии давления в тормозной системе поршень 13 в суппорте 12 отходит от тормозных колодок 4 и 5, которые отходят от тормозных дорожек 2 и 3, образуя, при этом, зазор между тормозными колодками 4 и 5 и тормозными дорожками 2 и 3 диска 1 соответственно. При движения транспорта, например, автомобиля, и при поступлении давления в тормозную систему, поршень 13 прижимает тормозные колодки 4 и 5 к тормозным дорожкам 2 и 3 диска 1. В результате трения генерируется тепло, которое поглощается диском 1. Одновременно, при вращении диска 1, во внутреннюю полость ступицы 6 поступает холодный воздух из окружающей среды. Лопатки 7 и 8 или 9 и 10 захватывают и направляют его в межлопаточные каналы 11. Проходя по межлопаточным каналам 11, воздух интенсивно охлаждает диск 1 и нагретый выносится в окружающую среду.

Такое выполнение дискового тормозного механизма с установкой как плоских, так и изогнутых лопаток с одинаковым наклоном назад относительно направления вращения диска с конструктивными углами входа и выхода из лопаток, определяемыми из баланса работы, создаваемой лопаточным колесом и величиной потерь давления при прохождении вентиляционного воздуха в межлопаточных каналах, позволяет обеспечить плавное прохождение воздуха по каналам с минимальными потерями давления и максимальным КПД и, кроме того, уменьшение длины каждой второй лопатки, на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, позволяет увеличить площадь проходного сечения на входе в лопаточное колесо для прохождения охлаждающего воздуха по сравнению с вариантом, когда половина лопаток не подрезана, то есть когда все лопатки имеют одинаковую длину, и тем самым, обеспечить прохождение заданного расхода вентиляционного воздуха, а следовательно, и более эффективное охлаждение диска тормозного механизма.

Использование системы охлаждения тормозного механизма позволяет обеспечить наиболее эффективный отвод тепла от тормозного диска и тем самым предохранить его от преждевременного износа и наиболее рационально использовать дисковый тормозной механизм по своему прямому назначению.

Похожие патенты RU2212572C1

название год авторы номер документа
ТУРБИНА ТУРБОБУРА 2004
  • Шумилов Валерьян Петрович
  • Мартынов Владимир Николаевич
RU2269631C1
Рабочее колесо восьмой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630924C1
Рабочее колесо третьей ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630921C1
Рабочее колесо седьмой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2630923C1
ЖИДКОСТНО-КОЛЬЦЕВАЯ МАШИНА 1994
  • Райзман Исак Абрамович
  • Данилин Александр Сергеевич
RU2065998C1
Рабочее колесо центробежного вентилятора 2017
  • Панфилов Андрей Иванович
  • Просницкий Владимир Григорьевич
RU2730220C2
ТУРБИНА ТУРБОБУРА 2009
  • Чудаков Георгий Флавьевич
  • Коротаев Юрий Арсеньевич
  • Соломаткин Александр Александрович
  • Мялицин Николай Юрьевич
RU2403366C1
ДИСК ТОРМОЗА 2008
  • Голубев Юрий Анатольевич
RU2370682C1
ОСЕРАДИАЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО КОМПРЕССОРА 2007
  • Шаров Сергей Тимофеевич
RU2334129C1
Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
RU2636998C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 212 572 C1

Реферат патента 2003 года ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к тормозным устройствам транспортных средств. Дисковый тормозной механизм содержит тормозные колодки, тормозные дорожки и ступицу, в диске равномерно по окружности от ступицы до обода диска выполнены сквозные вентиляционные каналы, образованные поперечными перегородками в виде лопаток. Лопатки одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска. При этом каждая вторая лопатка короче первой длинной и не достигает ступицы на отрезок, отсекаемый перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы первой длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки. Лопатки могут быть плоскими или изогнутыми. Углы входа и выхода установки для плоских лопаток определяются из соотношения: cosβ2 = (R1/R2)•cosβ1, а для изогнутых лопаток - по соотношению ctgϕ = {R2-R1•cos(β12)}/R1•sin(β12). Технический результат такого выполнения дискового тормозного механизма - обеспечение наиболее эффективного отвода тепла от тормозного диска и тем самым предохранение его от преждевременного износа и наиболее рационального использования дискового тормозного механизма по своему прямому назначению. 2 с.п. ф-лы. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 212 572 C1

1. Дисковый тормозной механизм, содержащий тормозные колодки, диск с тормозными дорожками и ступицу, при этом в диске равномерно по окружности от ступицы до обода диска выполнены сквозные вентиляционные каналы, образованные поперечными перегородками в виде лопаток, отличающийся тем, что лопатки выполнены плоскими и одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска, причем каждая лопатка через одну выполнена короче соседних длинных лопаток и не достигает ступицы на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, а углы наклона лопаток определяются из соотношения
cosβ2 = (R1/R2)•cosβ1,
где β1 - угол между средней линией лопатки и касательной, проведенной к наружной образующей ступицы;
β2 - угол между средней линией лопатки и касательной, проведенной к наружной образующей обода диска;
R1 - радиус наружной образующей ступицы;
R2 - радиус наружной образующей обода диска.
2. Дисковый тормозной механизм, содержащий тормозные колодки, диск с тормозными дорожками и ступицу, при этом в диске равномерно по окружности от ступицы до обода диска выполнены сквозные вентиляционные каналы, образованные поперечными перегородками в виде лопаток, отличающийся тем, что лопатки выполнены изогнутыми и одинаково наклонены назад относительно направления вращения диска, причем каждая лопатка через одну выполнена короче соседних длинных лопаток и не достигает ступицы на величину отрезка, отсекаемого перпендикуляром, опущенным из точки пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы предыдущей длинной лопатки на среднюю линию последующей длинной лопатки, а углы наклона лопаток определяются из соотношения
ctgϕ = {R2-R1•cos(β12)}/R1•sin(β12),
где ϕ - угол между радиусом, проведенным к выходной кромке в точку пересечения средней линии лопатки с наружной образующей обода диска и хордой лопатки, соединяющей данную точку с точкой пересечения средней линии лопатки с наружной образующей ступицы;
β1 - угол между касательными, проведенными к средней линии на входе в лопатку и к наружной образующей ступицы;
β2 - угол между касательными, проведенными к средней линии на выходе из лопатки и к наружной образующей ступицы;
R1 - радиус наружной образующей ступицы;
R2 - радиус наружной образующей обода диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2212572C1

ТОРМОЗНОЙ ДИСК 2000
  • Вейтцель О.О.
RU2165040C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА 2000
  • Макаров В.А.
RU2170862C1
US 5492205, 1996.02.20
US 5878848, 1999.03.09
US 5526905, 1996.06.18
US 5810123, 1998.08.22
Установка двухступенчатого испарительного охлаждения воздуха 1987
  • Рахманов Аннадурды
SU1421952A1
GB 1540321, 1978.04.11
DE 4323782 А1, 1994.01.20
ТРАНСФОРМИРУЕМОЕ ОДЕЯЛО 2011
  • Санникова Алена Владимировна
  • Слюсарева Елена Александровна
  • Макеев Андрей Юрьевич
  • Малышева Анастасия Анатольевна
RU2466672C1

RU 2 212 572 C1

Авторы

Антонян А.А.

Даты

2003-09-20Публикация

2002-01-29Подача