СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА Российский патент 2001 года по МПК F16D65/847 

Описание патента на изобретение RU2170862C1

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к тормозным устройствам транспортных средств.

Известен способ охлаждения дискового тормозного механизма встречным потоком воздуха при движении автомобиля, при этом в диске имеются радиальные каналы для более эффективного отвода тепла за счет вентиляционного эффекта /1/.

Недостатком этого способа охлаждения дискового тормозного механизма является отсутствие встречного потока воздуха в зоне тормозного суппорта из-за низко расположенных обтекаемых передних крыльев с подкрылками, передней панели и, самое главное, расположения тормозного механизма в диске колеса. Эти выводы подтверждаются измерениями встречного потока воздуха вокруг тормозного суппорта с помощью трубок и U-образного водяного манометра по методике измерения воздушных потоков в аэродинамике /2/. Также отсутствует вентиляционный эффект и через радиальные каналы в диске. Отвод тепла от диска осуществляется только естественной конвекцией, не считая случайных внешних ветровых потоков.

Кроме этих недостатков в способе охлаждения дискового тормозного механизма имеет место наличие паразитного трения между диском и тормозными колодками, что приводит к дополнительному нагреву диска, его износу и снижению надежности тормозного механизма.

Известен способ охлаждения дискового тормозного механизма с помощью отверстий на тормозных дорожках полого тормозного диска, выполненных по концентрическим окружностям с выходом в радиальные каналы /3/.

Недостатком этого способа является вяло текучая конвекция охлаждающего воздуха по каналам и отверстиям тормозного диска при отсутствии обдувающих воздушных потоков.

Известен способ создания воздушного потока с помощью лопастей центробежного вентилятора /4/.

Сущность изобретения заключается в способе охлаждения дискового тормозного механизма, включающего тормозные колодки и полый тормозной диск с межканальными радиальными перегородками и отверстиями, выполненными по концентрическим окружностям в тормозных дорожках диска, заключающемся в том, что отвод тепла от диска осуществляется только естественной конвекцией окружающего воздуха, поэтому на тормозном диске как продолжение межканальных перегородок сформированы воздухо-заборные лопасти для придания динамизма потокам воздуха, проходящим по радиальным каналам и поступающим через упомянутые отверстия между диском и тормозными колодками, что приводит к разрушению плоского вихря и устранению контактного трения между диском и тормозными колодками.

Предложенный способ охлаждения дискового тормозного механизма поясняется на фиг. 1, 2 и 3.

На фиг. 1 изображена схема измерения атмосферного давления воздуха между диском и тормозной колодкой.

На фиг. 2 приведен график зависимости понижения атмосферного давления воздуха от скорости движения автомобиля между диском и тормозной колодкой.

На фиг. 3 изображен полый тормозной диск с воздухозаборными лопастями и отверстиями на тормозных дорожках и потоками движения воздуха по ним.

На фиг. 1 изображена схема измерения атмосферного давления воздуха в плоскости сопряжения А, соприкосновения тормозного диска 1 с тормозной колодкой 2, расположенных в тормозном суппорте 3 с тормозной колодкой 2а. В тормозной колодке 2 просверлено отверстие с резьбой в металлической пластине, в которую ввинчен штуцер 4 с уплотнительной резиновой шайбой, Штуцер соединен с водяным U-образным манометром 5 трубкой 6 из ПВХ.

При отсутствии давления жидкости в тормозной системе поршень в суппорте 3 отходит от тормозной колодки 2а на 0,15-0,25 мм, колодка же остается в фиксированном положении под действием упорной пружины, закрепленной на ушке колодки. В наиболее неблагоприятных условиях находится тормозная колодка 2, которая прижимается к диску 1 скобой суппорта 3, имеющего значительную массу и не обладающего никаким принудительным механизмом возврата. Во время движения автомобиля между диском и колодками образуется вихревой пограничный слой /2/.

Вихревые движения воздуха сопровождаются разрежением, т. е. понижением атмосферного давления. В результате экспериментов по схеме фиг. 1 получена зависимость - P = f(v) понижения атмосферного давления воздуха от скорости движения автомобиля, фиг. 2, между диском 1 и тормозной колодкой 2 в плоскости сопряжения А. Так, при движении автомобиля со скоростью 100 км/ч среднее статистическое давление воздуха на тормозную колодку составляет 400 кгс/кв. м, или 0,04 кгс/кв.см. При площади тормозной колодки ~ 55 кв. см, колодка прижимается к тормозному диску с усилением 2,2 килограмма, создавая дополнительный нагрев тормозного диска, его износ и дополнительный расход топлива на преодоление паразитного трения. При этом чем лучше приработаны тормозной диск с колодкой, тем стабильнее результаты измерений.

Разрушение плоского вихря осуществляется проходом воздуха в центр вихря через отверстия 7 в тормозных дорожках диска 1 фиг. 3. Отверстия выполнены по концентрическим окружностям тормозных дорожек в радиальные каналы 8 в последовательности, не влияющей на прочность диска.

Для придания большего динамизма потокам воздуха сформированы воздухозаборные лопасти 9, являющиеся продолжением межканальных перегородок 10 с плавным сопряжением. При вращении тормозного диска лопасти захватывают воздух и направляют его в каналы, причем чем выше скорость автомобиля, тем сильнее потоки воздуха в радиальных каналах, оснащенных лопастями, и тем интенсивнее охлаждение тормозного диска. Также потоки воздуха выходят и через отверстия в тормозных дорожках диска; при этом в месте сопряжения тормозного диска с тормозными колодками потоки воздуха поступают через упомянутые отверстия между диском и тормозными колодками, что приводит к разрушению плоского вихря и устранению контактного трения между диском и тормозными колодками, т. е. ликвидации источника тепла.

Источники информации
1. Руководство по ремонту, устройству, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля "Волга" ГАЗ - 3110. Под редакцией Главного конструктора ОАО "ГАЗ" Кудрявцева Ю.В. Издательство "Колесо", Москва - 1999 г.

2. Н.Я. Фабрикант. Аэродинамика. - М.: Наука - 1964 г.

3. DE 2219770 С2, кл. F 16 D 65/847, опубл. 01.07.82.

4. В.Н. Косточкин. Центробежные вентиляторы. Машгиз - 1951 г.

Похожие патенты RU2170862C1

название год авторы номер документа
Тормозной вентилируемый диск с устройством охлаждения 2023
  • Федотов Евгений Сергеевич
  • Поляков Павел Александрович
  • Яицков Иван Анатольевич
  • Белицкий Данила Андреевич
RU2817821C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРМОЗНОГО ДИСКА 2015
  • Лиснянски Марк Эликович
  • Молчанов Александр Сергеевич
RU2620635C1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Антонян А.А.
RU2212572C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА (ВАРИАНТЫ) И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2006
  • Фенэ Уильям Эдуард
RU2413885C2
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА И ТОРМОЗНОЙ УЗЕЛ ДЛЯ УЛАВЛИВАНИЯ ЧАСТИЦ 2017
  • Рокка-Серра, Кристоф
RU2729100C1
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЗНОГО ДИСКА 2014
  • Байерер Филипп
  • Ганис Максимилиан Людвиг
  • Виттманн Томас
RU2674544C2
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Клод Анкур
  • Ивон Анкур
RU2126503C1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ 2014
  • Ким Константин Константинович
  • Титова Тамила Семеновна
RU2565166C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПАРЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ 1993
  • Макаров Владислав Алексеевич
RU2079692C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СВЕРХВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ДВУХКОНТУРНОСТИ 2006
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Пожаринский Александр Адольфович
RU2330171C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 170 862 C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к тормозным устройствам транспортных средств. Сущность способа охлаждения заключается в том, что в полом тормозном диске с межканальными радиальными перегородками и отверстиями, выполненными по концентрическим окружностям в тормозных дорожках диска, сформированы как продолжение межканальных перегородок воздухозаборные лопасти. Способ охлаждения заключается в том, что для отвода тепла от диска придают динамизм потокам воздуха, проходящим по радиальным каналам и поступающим через отверстия в тормозных дорожках между диском и тормозными колодками, что приводит к разрушению плоского вихря и устранению контактного трения между диском и тормозными колодками. Техническим результатом является повышение эффективности охлаждения дискового тормозного механизма, уменьшение износа фрикционных накладок и повышение безопасности движения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 170 862 C1

Способ охлаждения дискового тормозного механизма, включающего тормозные колодки и полый тормозной диск с межканальными радиальными перегородками и отверстиями, выполненными по концентрическим окружностям в тормозных дорожках диска, заключающийся в том, что отвод тепла от диска осуществляется естественной конвекцией окружающего воздуха, отличающийся тем, что на тормозном диске как продолжение межканальных перегородок сформированы воздухозаборные лопасти для придания динамизма потокам воздуха, поступающим из радиальных каналов через упомянутые отверстия, и создания воздушного слоя малой толщины между диском и тормозными колодками, что приводит к разрушению плоского вихря и устранению контактного паразитного трения между диском и тормозными колодками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2170862C1

ОПРЫСКИВАТЕЛЬ ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ 2002
  • Львов С.М.
  • Шашова М.В.
RU2219770C2
СПОСОБ ОТБОРА КОРОВ ДЛЯ МАШИННОГО ДОЕНИЯ 2014
  • Углин Владислав Константинович
  • Никифоров Владислав Евгеньевич
  • Тяпугин Евгений Александрович
  • Тяпугин Сергей Евгеньевич
RU2605333C2
ПРОСВИРИН А
Д
Способ получения амидов щелочных металлов 1924
  • Т. Зван
SU3102A1
-М:
Транспорт, 1984, SU 635328 А, 30.11.1978
Охлаждаемый тормоз 1978
  • Новиков Александр Васильевич
  • Жуков Константин Петрович
SU712565A1
US 5735366 A, 07.04.1998
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛА БЛОКА ДАННЫХ ВО ВНЕШНЕЙ ПАМЯТИ 1991
  • Максимов О.А.
  • Егоров С.И.
  • Типикин А.П.
  • Вачевских А.С.
  • Лукибанов В.М.
RU2024966C1

RU 2 170 862 C1

Авторы

Макаров В.А.

Даты

2001-07-20Публикация

2000-01-21Подача