РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2003 года по МПК H02K1/28 H02K21/12 

Описание патента на изобретение RU2212748C2

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению, и может быть использовано при проектировании синхронных высокооборотных генераторов и электродвигателей.

Известен ротор электрической машины, выполненный в виде магнитного вала, на котором равномерно по его окружности расположены постоянные магниты и магнитные полюса, разделенные на две части клиньями, обеспечивающими стабильность конструкции [1] . Данное устройство позволяет обеспечить высокую надежность работы и стабильность магнитных характеристик, однако характеризуется сложностью конструкции магнитного вала и низкой технологичностью.

Наиболее близким к данному изобретению устройством является ротор электрической машины, содержащий магнитопровод, на котором равномерно размещены постоянные магниты с закрепленными на них полюсными наконечниками, выполненными из магнитного материала, между постоянными магнитами с полюсными наконечниками имеются зазоры. Наличие бандажа ведет к неэффективному использованию постоянных магнитов и магнитных материалов, т.к. бандаж увеличивает немагнитный зазор между ротором и статором и для достижения более высокой скорости вращения возникает необходимость увеличения массы магнитных элементов, что резко ухудшает массогабаритные показатели.

Техническим результатом, который может быть достигнут при использовании данного изобретения, является улучшение массогабаритных показателей.

Технический результат достигается тем, что в роторе электрической машины, содержащем магнитопровод, на котором равномерно размещены постоянные магниты с закрепленными на них полюсными наконечниками, выполненными из магнитного материала, между постоянными магнитами с полюсными наконечниками имеются зазоры [2], в указанных зазорах размещены соответственно выполненные из немагнитного материала удерживающие элементы, одними концами жестко зафиксированные в магнитопроводе, а поверхностями других концов плотно прилегающие к поверхностям соответствующих пар скосов, выполненных на наружных ребрах полюсных наконечников, при этом указанные плотно прилегающие друг к другу поверхности выполнены сопряженными, а постоянные магниты намагничены в радиальном направлении. Удерживающие элементы и магнитопровод могут быть выполнены в виде пакетов пластин, а по длине каждого из удерживающих элементов симметрично его оси может быть сделана наружная прорезь, в которую вставлен расклинивающий элемент.

Введение удерживающих элементов, позволяющих перераспределить нагрузки, возникающие из-за действия центробежных сил при вращении ротора, и перенести их на магнитопровод, имеющий относительно большое сечение и массу, (использовать его в качестве силового элемента) позволяет повысить надежность ротора на высоких оборотах, расширить скоростной диапазон вращения ротора при одновременном улучшении массогабаритных показателей.

На фиг.1 представлена конструкция ротора электрической машины.

На фиг.2 изображена конструкция ротора с расклинивающими элементами.

Устройство (фиг. 1, 2) содержит магнитопровод 1, на котором равномерно размещены намагниченные в радиальном направлении постоянные магниты 2 с закрепленными на них полюсными наконечниками 3, выполненными из магнитного материала. Между постоянными магнитами 2 с полюсными наконечниками 3 имеются немагнитные зазоры, в которых размещены соответственно выполненные из немагнитного материала удерживающие элементы 4. Одни из концов удерживающих элементов 4 жестко зафиксированы в магнитопроводе 1, например, с помощью соединения "ласточкин хвост". Поверхности других концов удерживающих элементов 4 плотно прилегают к соответствующим парам скосов, выполненным на наружных ребрах полюсных наконечников 3. Примыкающие друг к другу поверхности скосов и удерживающих элементов 4 выполнены сопряженными для лучшего сцепления. Удерживающие элементы 4 и магнитопровод 1 могут быть выполнены монолитными или в виде пакетов пластин, по форме повторяя форму зазоров. По длине каждого из удерживающих элементов 4 симметрично его оси сделана наружная прорезь (фиг.2), в которую вставлен расклинивающий элемент 5.

При вращении ротора удерживающие элементы 4 передают нагрузки, возникающие от действия центробежных сил, в магнитопровод 1, имеющий относительно большое сечение и массу, и необходимость в бандаже, охватывающем всю конструкцию, отпадает. Указанные скосы, выполненные на всех наружных ребрах полюсных наконечников 3, создают дополнительные поверхности для сцепления с удерживающими элементами 4, позволяющими при вращении сохранить целостность конструкции. Введение расклинивающих элементов 5 в сделанные в удерживающих элементах прорези со стороны их наружных поверхностей позволяет увеличить усилие, с каким поверхности удерживающих элементов и скосов прижимаются друг к другу. Расклинивающие элементы могут быть выполнены в виде круглых стержней, вставленных в прорези по всей их длине. Для повышения технологичности изготовления и достижения лучшей стыковки магнитопровод 1 и удерживающие элементы выполняются из листового материала (пакета пластин), при этом контур стыкуемых форм может быть выполнен одним штампом.

В данном устройстве наиболее полно использованы прочностные характеристики конструктивных и магнитных материалов ротора.

Устройство обладает высокой надежностью при больших оборотах ротора, может обеспечить стабильные характеристики в широком диапазоне скоростных режимов, имея при этом хорошие массогабаритные показатели.

Источники информации
1. SU 1406689, Н 02 К 1/28, 1987.

2. ЕР 0926801 А2, Н 02 К, 1997.

Похожие патенты RU2212748C2

название год авторы номер документа
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2001
  • Левин А.В.
  • Лившиц Э.Я.
  • Хабаров В.А.
RU2211516C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2001
  • Левин А.В.
  • Лившиц Э.Я.
  • Хабаров В.А.
  • Кудряшов В.В.
RU2212752C2
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2001
  • Левин А.В.
  • Лившиц Э.Я.
  • Хабаров В.А.
RU2211517C1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2002
  • Левин А.В.
  • Лившиц Э.Я.
  • Хабаров В.А.
  • Кудряшов В.В.
RU2223585C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИНДУКТОРА КОЛЛЕКТОРНОГО ТИПА МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Захарова Н.А.
  • Паньшин Г.А.
RU2234787C1
ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Давыдов Владимир Николаевич
  • Никифоров Борис Владимирович
  • Апиков Вадим Рубенович
  • Тумасянц Рафаил Артюшевич
  • Темирев Алексей Петрович
  • Лозицкий Олег Евгеньевич
  • Цветков Алексей Александрович
  • Павлюков Валерий Михайлович
  • Квятковский Игорь Анатольевич
RU2275732C2
РОТОРНАЯ СИСТЕМА МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2014
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
RU2555100C1
Гибкий ротор с постоянными магнитами 2017
  • Михайлов Валерий Михайлович
  • Клинцевич Вячкслав Юрьевич
  • Шиловская Светлана Викторовна
  • Сеогеев Николай Евгеньевич
  • Ануфриев Александр Федорович
RU2659796C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Рудаков Евгений Алексеевич
  • Калинин Юрий Иванович
RU2267855C2
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2017
  • Леонов Сергей Владимирович
  • Русаков Игорь Юрьевич
  • Щипков Александр Андреевич
  • Софронов Владимир Леонидович
RU2696852C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 212 748 C2

Реферат патента 2003 года РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Использование в электромашиностроении, в электрических машинах с постоянными магнитами на роторе. Ротор электрической машины содержит магнитопровод с размещенными на нем постоянными магнитами с полюсными наконечниками. Между полюсными наконечниками имеются зазоры с установленными в них удерживающими элементами, одними концами жестко зафиксированными в магнитопроводе, а другими концами плотно прилегающими к поверхностям скосов, выполненных на наружных ребрах полюсных наконечников. Нагрузки, возникающие при вращении ротора, передаются на магнитопровод, что позволяет повысить надежность работы при повышенных скоростях оборотов ротора, т.е. увеличить его скоростной диапазон и улучшить массогабаритные показатели. В этом и заключается технический результат. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 212 748 C2

1. Ротор электрической машины, содержащий магнитопровод, на котором равномерно размещены постоянные магниты с закрепленными на них полюсными наконечниками, выполненными из магнитного материала, между постоянными магнитами с полюсными наконечниками имеются зазоры, отличающийся тем, что в указанных зазорах размещены соответственно выполненные из немагнитного материала удерживающие элементы, одними концами жестко зафиксированные в магнитопроводе, а поверхностями других концов плотно прилегающие к поверхностям соответствующих пар скосов, выполненных на наружных ребрах полюсных наконечников, при этом указанные плотно прилегающие друг к другу поверхности выполнены сопряженными, а постоянные магниты намагничены в радиальном направлении. 2. Ротор электрической машины по п. 1, отличающийся тем, что указанные удерживающие элементы выполнены в виде пакетов пластин. 3. Ротор электрической машины по любому из пп. 1 и 2, отличающийся тем, что магнитопровод выполнен в виде пакета пластин. 4. Ротор электрической машины по любому из пп. 1 - 3, отличающийся тем, что по длине каждого из указанных удерживающих элементов симметрично его оси выполнена наружная прорезь, в которую вставлен расклинивающий элемент.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2212748C2

Ротор электрической машины 1987
  • Вербский Владимир Александрович
  • Хабаров Владимир Александрович
SU1406689A1
Ротор высокоскоростной электрической машины 1982
  • Адволоткин Николай Петрович
SU1039003A1
Ротор электрической машины 1984
  • Сычев Евгений Константинович
  • Гусев Борис Яковлевич
SU1243064A1
Ротор синхронной электрической машины 1989
  • Литвинов Борис Викторович
  • Шор Аркадий Михайлович
  • Давыденко Ольга Борисовна
SU1781772A2
Ротор синхронной электрической машины 1988
  • Шор Аркадий Михайлович
  • Литвинов Борис Викторович
  • Козлов Борис Дмитриевич
  • Донских Алексей Владимирович
SU1582280A1
Ротор синхронной электрической машины 1980
  • Захарян Васак Мушегович
  • Яркова Нина Дмитриевна
  • Смирнов Борис Владимирович
  • Швецов Николай Иванович
SU909758A1
SU 1734551 A, 27.11.1996
EP 0926801 A2, 30.06.1999.

RU 2 212 748 C2

Авторы

Левин А.В.

Лифшиц Э.Я.

Хабаров В.А.

Кудряшов В.В.

Даты

2003-09-20Публикация

2001-11-22Подача