Изобретение относится к прикладной химии, в частности к смесевым составам, предназначенным для мойки, обезжиривания и очистки металлов от прочносвязанных отложений, образующихся в результате термохимических реакций, и может быть использовано для отмывки деталей двигателей, компрессоров, вакуумных насосов различных аппаратов, в которых протекают термохимические процессы, плазмохимическое разложение веществ.
Известно моющее средство для очистки металлической поверхности, содержащее галоидзамещенный углеводородный растворитель, водорастворимое анионное поверхностно-активное вещество и воду, при этом средство дополнительно содержит алифатический спирт C1-С10, триэтаноламин, водорастворимое неионное поверхностно-активное вещество, маслорастворимое поверхностно-активное вещество, органическую кислоту, выбранную из группы, содержащей бензойную, парахлорбензойную, салициловую, сульфосалициловую, терефталевую кислоты, их смеси и растворитель, выбранный из группы, содержащей бензин, уайт-спирит, петролейный эфир, бензол, ксилол, тетрамин при следующем соотношении компонентов, вес.%:
Органическая кислота - 2 - 7
Растворитель - 2 - 7
Алифатический спирт С1-С10 - 2 - 7
Триэтаноламин - 0,1 - 0,5
Маслорастворимое поверхностно-активное вещество - 2 - 4,5
Водорастворимое анионное поверхностно-активное вещество - 0,5 - 1,4
Водорастворимое неионное поверхностно-активное вещество - 1 - 2,1
Вода - 0,5 - 2
Галоидзамещенный углеводородный растворитель - Остальное
Маслорастворимое, водорастворимое, неионное и водорастворимое анионное поверхностно-активные вещества использованы в весовом соотношении 6:3:2.
В качестве галоидзамещенного углеводородного растворителя средство содержит смесь перхлорэтилена и трихлорэтилена или метилхлороформа с метиленхлоридом при весовом соотношении 2:1 (см. а.с. СССР 857254, кл. С 11 D 1/83, С 11 D 3/44).
Недостатком данного моющего средства является невысокий процесс очищения металлов.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту и принятый авторами за прототип является состав для отмывки металлов от прочносвязанных загрязнений, содержащий хлорированный углеводород, углеводородный растворитель, неионогенное поверхностно-активное вещество, сульфонол и этаноламин, при этом в качестве углеводородного растворителя он содержит смесь скипидара с уайт-спиритом и/или бензином, в качестве неионогенного поверхностно-активного вещества - смесь оксиэтилированных синтетических жирных спиртов, в качестве этаноламина - моноэтаноламин и дополнительно фосфат натрия, силикат натрия и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Хлорированный углеводород - 10 - 40
Смесь скипидара с уайт-спиритом и/или бензином - 10 - 30
Фосфат натрия - 0,2 - 5,0
Моноэтаноламин - 0,5 - 10,0
Силикат натрия - 0,1 - 1,0
Смесь оксиэтилированных синтетических жирных спиртов - 0,05 - 2,0
Сульфонол - 0,05 - 2,0
Вода - Остальное
(см. пат. РФ 2036963, кл. С 11 D 1/83 (С 11 D 1/83, 3:44, 3:06, 3:08, 3: 24, 3:30).
Недостатком данного состава является невысокая эффективность и скорость очистки деталей.
Технический результат, который может быть достигнут с помощью предлагаемого изобретения, сводится к повышению эффективности очистки деталей бензиновых и дизельных двигателей, ускорению процесса очистки.
Технический результат достигается с помощью универсального концентрата промывочной жидкости для очистки топливных систем и камер сгорания двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного растворителя, содержащего воду и синтетическое поверхностно-активное вещество, при этом в качестве поверхностно-активного вещества он содержит натрий лаурилсульфатоксиэтилированный, смесь полиоксиэтилен-гликолевых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции С10-С16, смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции С12-С14 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Натрий лаурилсульфатокси- этилированный - 0,5 - 15
Смесь полиоксиэтиленглико- левых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции С10-С16 - 0,5 - 15
Смесь полиоксиэтиленглико- левых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции С12-С14 - 0,5 - 15
Углеводородный растворитель, бензин - 18 - 30
Вода - Остальное
Сущность получения универсального концентрата промывочной жидкости заключается в следующем.
Компоненты смешиваются в течение 1-2 мин в следующем соотношении:
Натрий лаурилсульфатокси-этилированный - 0,5 - 15
Смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции С10-С16 - 0,5 - 15
Смесь полиоксиэтиленглико- левых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции С12-С14 - 0,5 - 15
Углеводородный растворитель, бензин - 18 - 30
Вода - Остальное
Затем смесь нагревают до 170oС и охлаждают. Концентрат готов для очистки отложений, накапливающихся в топливной системе и впускном коллекторе, камере сгорания, выхлопной системе, что существенно влияет на работу двигателя.
Примеры конкретного выполнения получения универсального концентрата промывочной жидкости для очистки топливных систем и камер сгорания двигателей внутреннего сгорания
Пример 1. Концентрат промывочной жидкости готовят путем механического смешения ингредиентов, взятых в количестве, мас.%:
Смесь полиоксиэтиленглико- левых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции С12-С14 - 0,5
Углеводородный растворитель, бензин - 10
Вода - Остальное
Полученную смесь перемешивают в течение 3 мин, подогревают до 150oС и охлаждают. Затем смесь испытывают.
Наиболее технологична безразборная очистка двигателя. На вход штатной топливной рейки под заданным давлением подается промывочная жидкость. Штатная система при этом либо отключается (снимается электрическое питание бензонасоса), либо "закольцовывается" (т.е. подающий и обратный топливопроводы соединяются специальным шлангом - адаптером). Двигатель запускается и работает как обычно, с той лишь разницей, что через форсунки в камеры сгорания вместо бензина поступает очищающая промывочная жидкость - она является одновременно и очистителем, и топливом - это так называемая принудительная подача очищающей промывочной жидкости.
Другой вариант - это добавка промывочной жидкости в топливо. Третий вариант - это ультразвуковой способ очистки.
В результате испытания промывочной жидкости путем принудительной подачи промывочной жидкости выявилось, что данный состав недостаточно очистил топливную систему и камеры сгорания двигателя, так как не улучшились важные параметры двигателя, такие как: температурный режим, компрессия, токсичность и дымность.
Пример 2. Готовят концентрат промывочной жидкости по примеру 1 с добавлением смеси полиоксиэтиленгликолевых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции С10-С16, взятых с следующем количестве, мас.%:
Смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции С12-С14 - 10
Смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции С10-С16 - 0,5
Углеводородный растворитель, бензин - 15
Вода - Остальное
Полученную смесь перемешивают в течение 2 мин, подогревают до 160oС и охлаждают. Затем смесь испытывают.
В результате испытания промывочной жидкости выявилось, что данный состав также недостаточно очистил топливную систему и камеры сгорания двигателя, что показали параметры двигателя.
Пример 3. Готовят концентрат промывочной жидкости по примеру 2, но с добавлением натрия лаурилсульфатоксиэтилированного, взятых в следующем количестве, мас.%:
Смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции С12-С14 - 15
Смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции С10-С16 - 15
Натрий лаурилсульфатоксиэтилированный - 0,5
Углеводородный растворитель, бензин - 18
Вода - Остальное
Полученную смесь перемешивают в течение 1-2 мин, подогревают до 170oС и охлаждают. Затем смесь испытывают.
В результате испытания промывочной жидкости выявилось, что данный состав эффективно очистил топливную систему и камеры сгорания.
Пример 4. Готовят концентрат промывочной жидкости по примеру 3, но с увеличением мас.% компонентов:
Смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции С12-С14 - 15
Смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции С10-С16 - 15
Натрий лаурилсульфатоксиэтилированный - 15
Углеводородный растворитель, бензин - 30
Вода - Остальное
Полученную смесь перемешивают в течение 1-2 мин, подогревают до 170oС и охлаждают. Затем смесь испытывают для очистки топливных систем и камер сгорания. После испытания топливная система и камеры сгорания с помощью универсального концентрата также эффективно очистились, в течение 10-15 мин, при этом значительно улучшились важные параметры двигателя, такие как: температурный режим - приводится в норму, увеличивается компрессия, уменьшается токсичность и дымность, увеличивается экономичность и динамика мотора. Все показатели по сравнению с прототипом более эффективны и соответствуют ГОСТ 12.1.044-89; 12.1.007-76.
Показатели, полученные в результате испытаний универсального концентрата промывочной жидкости, показаны в таблице I и II.
Предлагаемое изобретение по сравнению с прототипом и другими известными техническими решениями имеет следующие преимущества:
- полностью очищаются топливные системы и камеры сгорания автомобильных двигателей от нагара, смолянистых и механических отложений и предотвращаются новые отложения;
- улучшается сгорание топлива;
- повышается компрессия, снижается расход топлива;
- снижается дымность и токсичность, что снижает вредное воздействие на окружающую среду.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Состав для чистки | 1987 |
|
SU1509397A1 |
ПРЕПАРАТ ДЛЯ ОТКАТКИ МЕХОВЫХ ШКУР | 1993 |
|
RU2061050C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЛАУРИЛСУЛЬФАТА МАГНИЯ | 1992 |
|
RU2024502C1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ СУХОЙ ЧИСТКИ РУК | 1993 |
|
RU2044036C1 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2002 |
|
RU2213126C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ | 1999 |
|
RU2157404C1 |
СРЕДСТВО МОЮЩЕЕ ДЛЯ ОЧИСТКИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 2014 |
|
RU2539601C1 |
МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО "ТМОК-8П" ДЛЯ ОЧИСТКИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 1991 |
|
RU2024608C1 |
ЭМУЛЬСИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ПЛАСТОВ | 2004 |
|
RU2254459C1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ ЧИСТКИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ | 1992 |
|
RU2021311C1 |
Изобретение относится к концентрату, предназначенному для мойки, обезжиривания и очистки металлов от прочносвязанных отложений, и может быть использовано для отмывки деталей двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и вакуумных насосов различных аппаратов. Указанный концентрат содержит, мас. %: смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции C12-C14 0,5-15, смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции С10-C16 0,5-15, натрий лаурилсульфатоксиэтилированный 0,5-15, углеводородный растворитель - бензин 18-30, вода - остальное. Технический результат - повышение эффективности очистки деталей бензиновых и дизельных двигателей, ускорение процесса очистки. 2 табл.
Универсальный концентрат промывочной жидкости для очистки топливных систем и камер сгорания двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного растворителя, содержащий воду и синтетическое поверхностно-активное вещество, отличающийся тем, что в качестве поверхностно-активного вещества он содержит натрий лаурилсульфатоксиэтилированный, смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции C10-C16 и смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции C12-C14 при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров синтетических первичных жирных спиртов фракции C12-C14 - 0,5-15
Смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров моноэтаноламидов синтетических кислот фракции C10-C16 - 0,5-15
Натрий лаурилсульфатоксиэтилированный - 0,5-15
Углеводородный растворитель - бензин - 18-30
Вода - Остальное
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Моющая жидкость для очистки деталей двигателей внутреннего сгорания | 1974 |
|
SU547467A1 |
Огнетушитель | 0 |
|
SU91A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
2003-09-27—Публикация
2000-08-11—Подача