Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции зарядов смесевых твердых топлив (СТТ), и может быть использовано при проектировании и отработке ракетных двигателей.
С целью повышения баллистических характеристик двигателя, снижения акустических колебаний в камере двигателя при горении ряда топлив, для обеспечения прочности заряда, а также для изменения скорости горения топлив, широко используется принцип армирования зарядов (свода топлив) какими-либо элементами.
Известен, например, заряд твердого топлива ТТ по патенту США 38/12785, кл. 102-100 (заявлен 30.03.70 г.), в котором ячеистая структура топлива с сепараторами используется для повышения прочности заряда и увеличения поверхности горения.
Известен заряд ТТ по патенту США 3763787, кл. 102-100 (заявлен 11.02.71 г.), армированный стекловолокнистой решеткой.
Наиболее близким по технической сущности является заряд твердого топлива ракетного двигателя по патенту RU 2130125 С1, МПК 6 F 02 K 9/10 от 17.06.96, который принят авторами за прототип.
Конструкция заряда-прототипа представляет собой шашку, содержащую в своде армирующий элемент, представляющий собой ячеистую несущую конструкцию в виде пересекающихся связующих элементов, и покрытие из твердого топлива. Связующие элементы выполнены в виде пустотелых балок необходимого сечения с газопроницаемыми стенками. Ячеистую несущую конструкцию опускают в топливную массу, которая осаждается на нем и застывает. В конечном итоге заряд представляет собой объемную ячеистую газопроницаемую конструкцию, где топливо покрывает связующие элементы на определенную толщину.
Недостатками заряда-прототипа являются следующие.
1. Заряд получают методом окунания ячеистого несущего каркаса в топливную массу, что не позволяет использовать штатные топлива повышенной вязкости.
2. Топлива с низкой вязкостью низкокалорийные, т.к. в них не используются высококалорийные энергетические добавки и такие заряды ограничены в применении.
3. Низкая технологичность и производительность процесса заполнения зарядов с ячеистой несущей конструкцией.
4. Топливо покрывает пустотелые балки на определенную толщину, между балками, покрытыми топливом, имеются пустоты, что резко снижает коэффициент объемного заполнения заряда топливом, что в свою очередь снижает энергетические характеристики двигателя и коэффициент весового совершенства изделия.
5. Данная конструкция заряда накладывает ограничения по габаритам, т.к. невозможно полностью пропитать крупногабаритный каркас без существенных проблем в части равноплотности получаемой конструкции - наличие непропитанных зон и участков с завышенной толщиной покрытия, что, в свою очередь, приводит к нарушению требований по анизотропии конструкции.
Задачей предлагаемого изобретения является создание конструкции заряда, армированного ЯПМ, в котором применяются штатные высокоэнергетические топлива повышенной вязкости, сняты ограничения по габаритам заряда, повышена технологичность его заполнения топливной массой, повышены энергетические характеристики двигателя.
Задача решается за счет того, что в заряде твердого ракетного топлива, выполненного в виде шашки, содержащего армирующий элемент, представляющий собой ячеистую несущую конструкцию в виде пересекающихся связующих элементов, армирующий элемент выполнен из ячеистого пористого материала (ЯПМ) объемной структуры по форме заряда с размером ячеек 1-10 мм армирующего материала при толщине перемычек 0,2-2 мм, пористости ячеистого материала 60-98%, заполненного топливом, а в армирующем материале в направлении движения топливной массы при заполнении выполнены в шахматном порядке глухие каналы с диаметром, в 5...10 раз большим размера ячеек несущей конструкции ЯПМ.
На чертеже представлена конструкция заряда твердого топлива, армированного ЯПМ 1 с глухими отверстиями 2 в армировке. Заряд прочно скреплен с корпусом 3. Глухие отверстия круглые, диаметр отверстий равен 5...10 единиц от характерного размера ячеек ЯПМ. Порядок расположения отверстий в поперечном сечении армированного каркаса обусловлен условием обеспечения равноплотности топлива, что обеспечивает стабильность баллистических и механических характеристик заряда. Величина L определяется, исходя из габаритов ракетного двигателя, конструктивных и прочностных характеристик ЯПМ, особенностей состава топливной массы, диаметра глухих каналов.
Конструкция работает следующим образом: при заполнении заряда топливом топливная масса под давлением проникает через пористые ячейки ЯПМ 1 и одновременно заполняет глухие каналы 2, причем заполнение глухих каналов происходит с опережением за счет меньшего сопротивления движению топливной массе. Дойдя до дна глухого канала, топливная масса под давлением продолжает движение не только в осевом направлении, но и в радиальном, заполняя пористые ячейки ЯПМ в донной части двигателя и между глухими каналами. Диаметр глухих каналов d, размер L - расстояние от глухого канала до донной части двигателя, расстояние между глухими каналами 2L определяется из условия допустимой меры неоднородности (разноплотности) заряда по своду. "Шахматное" расположение отверстий в поперечном сечении армировки заряда обеспечивает удовлетворительную равномерность распределения плотности армировки между отверстиями, что в значительной мере выравнивает движение топливной массы по сечению. При заполнении конструкции ЯПМ с глухими продольными каналами повышение технологичности достигается не только увеличением скорости фронта топливной массы в продольном направлении (вдоль глухих каналов), но и поступлением топлива в радиальном направлении (продавливание из отверстий). Продавливаемый свод ЯПМ должен быть максимально одинаков, что обеспечивает более ровный фронт топливной массы при заполнении, а следовательно, упорядочение структуры заряда (равноплотность и постоянство характеристик), что, в свою очередь, обеспечивает стабильность внутрибаллистических характеристик (ВБХ), в том числе, постоянство скорости горения топлива по своду.
Оптимальность выбранных параметров обусловлена следующим.
1. При размере ячеек ЯПМ менее 1 мм и пористости ячеистого материала менее 60% ухудшается технологичность изготовления зарядов, а именно повышается сопротивляемость движению топливной массы вдоль каркаса ЯПМ, что может привести к неполному заполнению заряда топливом, при размере ячеек ЯПМ более 10 мм и пористости ячеистого материала более 98% нарушаются изотропные свойства заряда;
2. при толщине перемычек менее 0,2 мм снижаются прочностные характеристики заряда, а при более 2 мм повышается наличие твердой фазы ("К-фазы") в продуктах сгорания, что приводит к снижению энергетических характеристик двигателя;
3. при диаметре глухого канала менее 5-кратного размера ячейки ЯПМ образуется неровный фронт заполнения топливной массы и возможность возникновения локальных незаполненных топливом зон, снижается производительность процесса заполнения зарядов и вводятся дополнительные ограничения по относительному удлинению изготавливаемых зарядов, а при диаметре глухого канала более 10-кратного размера ячейки ЯПМ нарушается изотропность прочностных характеристик заряда.
Предлагаемое авторами новое техническое решение позволяет:
- использовать для изготовления штатные высокоэнергетические топлива с повышенной вязкостью;
- повысить коэффициент заполнения заряда топливом за счет полного заполнения несущего каркаса ЯПМ топливом;
- повысить технологичность и производительность процесса заполнения зарядов, армированных ЯПМ;
- изготавливать крупногабаритные заряды с большим относительным удлинением (отношение длины заряда к его внешнему радиусу 2:12);
- обеспечить равноплотность заряда по своду и полностью исключить возможность образования локальных незаполненных топливом зон в каркасе ЯПМ, а следовательно, значительно повысить качество зарядов;
- повысить стабильность выходных характеристик ракетного двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2195568C2 |
Топливная ячейка из твердотопливных гранул | 2022 |
|
RU2802249C1 |
ЗАРЯД ТВЁРДОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2208695C2 |
ЗАРЯД НЕМЕТАЛЛИЗИРОВАННОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2202096C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БРОНИРОВАНИЯ ТВЕРДОТОПЛИВНЫХ ЗАРЯДОВ | 2001 |
|
RU2208005C2 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 2003 |
|
RU2259495C2 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАЗГОННО-МАРШЕВОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2012 |
|
RU2497006C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАРЯДОВ ИЗ ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2183606C2 |
СПОСОБ БРОНИРОВАНИЯ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2219148C2 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2002 |
|
RU2211352C1 |
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции зарядов твердого ракетного топлива для ракетных двигателей. Заряд твердого ракетного топлива выполнен в виде шашки и содержит армирующий элемент, представляющий собой ячеистую несущую конструкцию в виде пересекающихся связующих элементов. Армирующий элемент выполнен из ячеистого пористого материала (ЯПМ) объемной структуры по форме заряда, с размером ячеек 1-10 мм армирующего материала при толщине перемычек 0,2-2 мм, пористости ячеистого материала 60-98%, заполненного топливом. В армирующем материале в направлении движения топливной массы при заполнении выполнены в шахматном порядке глухие каналы диаметром в 5-10 раз больше размера ячеек несущей конструкции ЯПМ. Изобретение направлено на повышение технологичности при заполнении заряда топливной массой и повышение энергетических характеристик двигателя. 1 ил.
Заряд твердого ракетного топлива для ракетных двигателей, выполненный в виде шашки, содержащий армирующий элемент, представляющий собой ячеистую несущую конструкцию в виде пересекающихся связующих элементов, отличающийся тем, что армирующий элемент выполнен из ячеистого пористого материала (ЯПМ) объемной структуры по форме заряда, с размером ячеек 1÷10 мм армирующего материала при толщине перемычек 0,2÷2 мм, пористости ячеистого материала 60÷98%, заполненного топливом, а в армирующем материале в направлении движения топливной массы при заполнении выполнены в шахматном порядке глухие каналы диаметром в 5÷10 раз больше размера ячеек несущей конструкции ЯПМ.
БЫСТРОСГОРАЮЩИЙ ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2130125C1 |
US 3763787, 09.10.1973 | |||
US 3812785, 28.05.1974. |
Авторы
Даты
2003-10-10—Публикация
2001-07-19—Подача