СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2003 года по МПК F02K9/97 

Описание патента на изобретение RU2215171C1

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопел ракетных двигателей на высокоэнергетическом смесевом твердом топливе.

Одним из основных направлений развития твердотопливного двигателестроения является повышение термодинамического удельного импульса тяги, в частности, за счет введения в топливо металлических добавок.

В составе смесевого твердого топлива массовое содержание металлических частиц достигает ~ 20%, а в продуктах сгорания топлива массовое содержание частиц окислов металла (конденсированных частиц) соответственно до ~ 40%.

Профиль сверхзвуковой части сопла, как правило, выбирается из семейства профилей с равномерной выходной характеристикой. В таких соплах, спрофилированных для различных чисел Маха, в выходном сечении обеспечивается параллельный оси сопла поток продуктов сгорания с одинаковыми значениями скорости и давления в любой точке выходного сечения. Геометрические параметры профиля (координаты x=x/rкр и y=y/rкр, где rкр - радиус критического сечения сопла) однозначно определяются заданным числом Маха, показателем изоэнтропы продуктов сгорания и рассчитываются методом характеристик (см., например, У.Г. Пирумов, Г.С. Росляков. Газовая динамика сопел. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1990, 2.2. Метод характеристик, стр.66; раздел 2.2.5 - построение профиля сопла методом характеристик, стр.80 и далее).

В сопле с равномерной выходной характеристикой потери на рассеяние практически равны нулю, однако длина и масса такого сопла, а также потери на трение при этом оказываются столь значительными, что в реальных конструкциях двигателей такие сопла не могут быть использованы. Конечные участки этих сопел практически параллельны оси, поэтому дают весьма незначительный прирост тяги.

Поэтому в реальных конструкциях двигателей используют так называемые укороченные профили сопел, получаемые укорочением профиля сопла с равномерной характеристикой до заданных степени расширения и длины сверхзвуковой части сопла, обеспечивающих оптимальные энергомассовые характеристики двигателя (см. А.А. Шишков и др. Рабочие процессы в ракетных двигателях твердого топлива. М.: Машиностроение, 1989, стр.118).

Изложенная выше методика профилирования была разработана применительно к соплам ЖРД на гомогенных (однофазных) продуктах сгорания. Она успешно использовалась и в случае двухфазного потока продуктов сгорания для сопел РДТТ умеренной степени расширения (rа= rа/rкр≤3,5, где rа - радиус выходного сечения сопла), в которых реализовался только химический механизм уноса соплового тракта.

Однако экспериментальные исследования показали, что при переходе к соплам большой степени расширения, свойственной двигателям верхних ступеней ракет, начинается вынос конденсированных частиц Аl2О3 на концевую часть раструба, что, в свою очередь, вызывает его интенсивный унос, вплоть до полного разрушения. В связи с этим возникла необходимость в существенной корректировке методики профилирования сопел РДТТ большой степени расширения с целью исключения выноса конденсированных частиц на стенки раструба.

Из технической литературы (см. А.А. Шишков и др. Рабочие процессы в ракетных двигателях твердого топлива. М.: Машиностроение, 1989, стр.122, абзац 3-й) известно сопло, в котором конечный участок раструба отогнут так, чтобы стенка на этом участке была параллельной траектории конденсированных частиц (примерно 22,5o к оси сопла).

О том, что концевой участок сопла должен быть прямолинейным и наклоненным к оси сопла под максимально допустимым углом, указано и в других источниках информации (см., например, Б.Т. Ерохина. Теория внутрикамерных процессов и проектирование РДТТ. М.: Машиностроение, 1991, стр.121, абзац 1-й).

Известно также сопло (прототип), профиль раструба которого состоит из криволинейного участка и концевого линейного участка (см. А.М. Липанов, А.В. Алиев. Проектирование ракетных двигателей твердого топлива. М.: Машиностроение, 1995, стр. 198). Координаты начала линейного участка профиля этого сопла и угол наклона линейной образующей выбираются такими, чтобы исключить интенсивное выпадение конденсированных частиц на стенку сопла и предотвратить тем самым его эрозионное разрушение. Для определения геометрических параметров концевого линейного участка приведена система уравнений, в которой присутствуют коэффициенты, зависящие от рецептуры топлива и размеров двигателя и определяемые экспериментально. Недостатком такого сопла является сложность выбора профиля из-за сложности установления экспериментальных коэффициентов.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение указанного недостатка и создание сопла, в котором исключается эрозионное разрушение раструба.

Для решения задачи были проведены экспериментальные работы, включающие испытания, измерения и анализ результатов испытаний двигателей на различных смесевых твердых топливах с диапазоном диаметров критических сечений сопел Dкр= 36÷320 мм и степеней их расширения Da=Da/Dкр=4,3÷8,5, где Da - диаметр выходного сечения сопла.

Экспериментальные сопла выполнялись с толщиной стенки, заведомо превышающей возможный унос материала стенки. После проведения огневых испытаний измеряли остаточную толщину стенки и определяли линию уноса материала стенки по длине сопла, по которой определяли сечение начала эрозионного уноса и угол полураствора образовавшегося конуса.

Результаты экспериментальных работ представлены в таблице.

Как следует из вышеприведенной таблицы, диапазон углов полураствора конических концевых участков сопел составил α=16,5÷21o.

Таким образом, технический результат решения задачи заключается в том, что в сопле ракетного двигателя твердого топлива, содержащем сверхзвуковой профилированный раструб с конической концевой частью, угол полураствора конуса концевой части составляет 16,5÷21o, причем конический участок сопрягается с профилированным участком в сечении, где угол наклона касательной к профилю сопла численно равен углу полураствора конической концевой части.

На чертеже изображен вид сопла РДТТ, на котором показаны все основные геометрические параметры. При работе двигателя траектории конденсированных частиц, находящихся в продуктах сгорания топлива, не пересекают профиль сопла и не оказывают эрозионного воздействия на его стенку.

Таким образом, использование изобретения позволит для каждой конкретной разработки оперативно и с высокой надежностью определить оптимальный (безуносный) профиль сопла, уменьшить затраты на его экспериментальную отработку, повысить надежность его работы.

Похожие патенты RU2215171C1

название год авторы номер документа
УПРАВЛЯЕМЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Нельзина Тамара Васильевна
RU2383767C1
КОЛЬЦЕВОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1991
  • Александер Т.Г.
  • Ключников А.Н.
  • Ульянов Ю.П.
  • Паламарчук В.П.
RU2007607C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1995
  • Лянгузов С.В.
RU2109159C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1996
  • Тодощенко А.И.
  • Лянгузов С.В.
RU2109158C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2009
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Зыков Геннадий Александрович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2406862C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1996
  • Лянгузов С.В.
RU2118686C1
УСТРОЙСТВО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Соколовский М.И.
  • Гапаненко В.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Тодощенко А.И.
RU2127821C1
РАЗДВИЖНОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Соколовский М.И.
  • Флоринская З.М.
  • Власов С.Ф.
RU2213239C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2009
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
RU2403428C1
СТЕНД ДЛЯ ВЫСОТНЫХ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ТОНКОСТЕННЫМИ СОПЛАМИ 2013
  • Назарцев Александр Александрович
  • Патрулин Сергей Владимирович
RU2513063C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 215 171 C1

Реферат патента 2003 года СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Сопло ракетного двигателя твердого топлива содержит сверхзвуковой профилированный раструб с конической концевой частью. Угол полураствора конической концевой части сопла составляет 16,5-21o. Конический участок сопрягается с профилированным участком в сечении, где угол наклона касательной к профилю сопла численно равен углу полураствора конической концевой части. Изобретение позволит создать сопло, в котором исключается эрозионное разрушение раструба. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 215 171 C1

Сопло ракетного двигателя твердого топлива, содержащее сверхзвуковой профилированный раструб с конической концевой частью, отличающееся тем, что в нем угол полураствора конической концевой части составляет 16,5-21o, причем конический участок сопрягается с профилированным участком в сечении, где угол наклона касательной к профилю сопла численно равен углу полураствора конической концевой части.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2215171C1

ЛИПАНОВ А.М
и др
Проектирование ракетных двигателей твердого топлива
- М.: Машиностроение, 1995, с.198
ЕРОХИН Б.Т
Теория внутрикамерных процессов и проектирование РДТТ
- М.: Машиностроение, 1991, с.121
ШИШКОВ А.А
и др
Рабочие процессы в ракетных двигателях твердого топлива
- М.: Машиностроение, 1989, с.122
РАКЕТНОЕ СОПЛО С РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ 1996
  • Ян Хеггандер
  • Ларс-Олоф Пеккари
RU2156875C2
СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Ян Хеггандер
  • Ларс-Олоф Пеккари
RU2165538C2
WO 00/34641 A1, 15.06.2000
US 3394549 А, 30.07.1998
ОПТИМАЛЬНОЕ СОПЛО ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ РАКЕТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 1996
  • Масютин Владимир Ильич
RU2117814C1
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 1999
  • Худиковский В.Л.
  • Титков Н.Е.
RU2175398C2

RU 2 215 171 C1

Авторы

Макаревич Ю.Л.

Кац И.Р.

Зарицкий В.И.

Соколовский М.И.

Нельзина Т.В.

Зауличный Е.Г.

Меламед Б.М.

Даты

2003-10-27Публикация

2002-03-19Подача