Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопел ракетных двигателей на высокоэнергетическом смесевом твердом топливе.
Одним из основных направлений развития твердотопливного двигателестроения является повышение термодинамического удельного импульса тяги, в частности, за счет введения в топливо металлических добавок.
В составе смесевого твердого топлива массовое содержание металлических частиц достигает ~ 20%, а в продуктах сгорания топлива массовое содержание частиц окислов металла (конденсированных частиц) соответственно до ~ 40%.
Профиль сверхзвуковой части сопла, как правило, выбирается из семейства профилей с равномерной выходной характеристикой. В таких соплах, спрофилированных для различных чисел Маха, в выходном сечении обеспечивается параллельный оси сопла поток продуктов сгорания с одинаковыми значениями скорости и давления в любой точке выходного сечения. Геометрические параметры профиля (координаты x=x/rкр и y=y/rкр, где rкр - радиус критического сечения сопла) однозначно определяются заданным числом Маха, показателем изоэнтропы продуктов сгорания и рассчитываются методом характеристик (см., например, У.Г. Пирумов, Г.С. Росляков. Газовая динамика сопел. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1990, 2.2. Метод характеристик, стр.66; раздел 2.2.5 - построение профиля сопла методом характеристик, стр.80 и далее).
В сопле с равномерной выходной характеристикой потери на рассеяние практически равны нулю, однако длина и масса такого сопла, а также потери на трение при этом оказываются столь значительными, что в реальных конструкциях двигателей такие сопла не могут быть использованы. Конечные участки этих сопел практически параллельны оси, поэтому дают весьма незначительный прирост тяги.
Поэтому в реальных конструкциях двигателей используют так называемые укороченные профили сопел, получаемые укорочением профиля сопла с равномерной характеристикой до заданных степени расширения и длины сверхзвуковой части сопла, обеспечивающих оптимальные энергомассовые характеристики двигателя (см. А.А. Шишков и др. Рабочие процессы в ракетных двигателях твердого топлива. М.: Машиностроение, 1989, стр.118).
Изложенная выше методика профилирования была разработана применительно к соплам ЖРД на гомогенных (однофазных) продуктах сгорания. Она успешно использовалась и в случае двухфазного потока продуктов сгорания для сопел РДТТ умеренной степени расширения (rа= rа/rкр≤3,5, где rа - радиус выходного сечения сопла), в которых реализовался только химический механизм уноса соплового тракта.
Однако экспериментальные исследования показали, что при переходе к соплам большой степени расширения, свойственной двигателям верхних ступеней ракет, начинается вынос конденсированных частиц Аl2О3 на концевую часть раструба, что, в свою очередь, вызывает его интенсивный унос, вплоть до полного разрушения. В связи с этим возникла необходимость в существенной корректировке методики профилирования сопел РДТТ большой степени расширения с целью исключения выноса конденсированных частиц на стенки раструба.
Из технической литературы (см. А.А. Шишков и др. Рабочие процессы в ракетных двигателях твердого топлива. М.: Машиностроение, 1989, стр.122, абзац 3-й) известно сопло, в котором конечный участок раструба отогнут так, чтобы стенка на этом участке была параллельной траектории конденсированных частиц (примерно 22,5o к оси сопла).
О том, что концевой участок сопла должен быть прямолинейным и наклоненным к оси сопла под максимально допустимым углом, указано и в других источниках информации (см., например, Б.Т. Ерохина. Теория внутрикамерных процессов и проектирование РДТТ. М.: Машиностроение, 1991, стр.121, абзац 1-й).
Известно также сопло (прототип), профиль раструба которого состоит из криволинейного участка и концевого линейного участка (см. А.М. Липанов, А.В. Алиев. Проектирование ракетных двигателей твердого топлива. М.: Машиностроение, 1995, стр. 198). Координаты начала линейного участка профиля этого сопла и угол наклона линейной образующей выбираются такими, чтобы исключить интенсивное выпадение конденсированных частиц на стенку сопла и предотвратить тем самым его эрозионное разрушение. Для определения геометрических параметров концевого линейного участка приведена система уравнений, в которой присутствуют коэффициенты, зависящие от рецептуры топлива и размеров двигателя и определяемые экспериментально. Недостатком такого сопла является сложность выбора профиля из-за сложности установления экспериментальных коэффициентов.
Технической задачей настоящего изобретения является устранение указанного недостатка и создание сопла, в котором исключается эрозионное разрушение раструба.
Для решения задачи были проведены экспериментальные работы, включающие испытания, измерения и анализ результатов испытаний двигателей на различных смесевых твердых топливах с диапазоном диаметров критических сечений сопел Dкр= 36÷320 мм и степеней их расширения Da=Da/Dкр=4,3÷8,5, где Da - диаметр выходного сечения сопла.
Экспериментальные сопла выполнялись с толщиной стенки, заведомо превышающей возможный унос материала стенки. После проведения огневых испытаний измеряли остаточную толщину стенки и определяли линию уноса материала стенки по длине сопла, по которой определяли сечение начала эрозионного уноса и угол полураствора образовавшегося конуса.
Результаты экспериментальных работ представлены в таблице.
Как следует из вышеприведенной таблицы, диапазон углов полураствора конических концевых участков сопел составил α=16,5÷21o.
Таким образом, технический результат решения задачи заключается в том, что в сопле ракетного двигателя твердого топлива, содержащем сверхзвуковой профилированный раструб с конической концевой частью, угол полураствора конуса концевой части составляет 16,5÷21o, причем конический участок сопрягается с профилированным участком в сечении, где угол наклона касательной к профилю сопла численно равен углу полураствора конической концевой части.
На чертеже изображен вид сопла РДТТ, на котором показаны все основные геометрические параметры. При работе двигателя траектории конденсированных частиц, находящихся в продуктах сгорания топлива, не пересекают профиль сопла и не оказывают эрозионного воздействия на его стенку.
Таким образом, использование изобретения позволит для каждой конкретной разработки оперативно и с высокой надежностью определить оптимальный (безуносный) профиль сопла, уменьшить затраты на его экспериментальную отработку, повысить надежность его работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРАВЛЯЕМЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2383767C1 |
КОЛЬЦЕВОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1991 |
|
RU2007607C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2109159C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1996 |
|
RU2109158C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2009 |
|
RU2406862C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2118686C1 |
УСТРОЙСТВО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2127821C1 |
РАЗДВИЖНОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2213239C2 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2009 |
|
RU2403428C1 |
СТЕНД ДЛЯ ВЫСОТНЫХ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ТОНКОСТЕННЫМИ СОПЛАМИ | 2013 |
|
RU2513063C1 |
Сопло ракетного двигателя твердого топлива содержит сверхзвуковой профилированный раструб с конической концевой частью. Угол полураствора конической концевой части сопла составляет 16,5-21o. Конический участок сопрягается с профилированным участком в сечении, где угол наклона касательной к профилю сопла численно равен углу полураствора конической концевой части. Изобретение позволит создать сопло, в котором исключается эрозионное разрушение раструба. 1 ил., 1 табл.
Сопло ракетного двигателя твердого топлива, содержащее сверхзвуковой профилированный раструб с конической концевой частью, отличающееся тем, что в нем угол полураствора конической концевой части составляет 16,5-21o, причем конический участок сопрягается с профилированным участком в сечении, где угол наклона касательной к профилю сопла численно равен углу полураствора конической концевой части.
ЛИПАНОВ А.М | |||
и др | |||
Проектирование ракетных двигателей твердого топлива | |||
- М.: Машиностроение, 1995, с.198 | |||
ЕРОХИН Б.Т | |||
Теория внутрикамерных процессов и проектирование РДТТ | |||
- М.: Машиностроение, 1991, с.121 | |||
ШИШКОВ А.А | |||
и др | |||
Рабочие процессы в ракетных двигателях твердого топлива | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с.122 | |||
РАКЕТНОЕ СОПЛО С РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ | 1996 |
|
RU2156875C2 |
СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1996 |
|
RU2165538C2 |
WO 00/34641 A1, 15.06.2000 | |||
US 3394549 А, 30.07.1998 | |||
ОПТИМАЛЬНОЕ СОПЛО ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ РАКЕТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 1996 |
|
RU2117814C1 |
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2175398C2 |
Авторы
Даты
2003-10-27—Публикация
2002-03-19—Подача