ВАЛ "ASB-08" Российский патент 2003 года по МПК F16C17/02 F16C33/10 

Описание патента на изобретение RU2215915C1

Изобретение относится к машиностроению, приборостроению, автомобильной и авиационной промышленности и другим отраслям, в которых используются устройства с трущимися поверхностями.

Известен вал, содержащий рабочую поверхность, контактирующую с опорной поверхностью, имеющую центральную кольцевую канавку и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой (см. патент РФ 2108496 от 04.10.1998) (1).

Недостатком известного устройства является низкая эффективность смазывания трущихся поверхностей, обусловленная недостаточно равномерным распределением смазки и быстрым ее вытекании из зоны трения.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении надежности узлов трения, увеличении их срока работы за счет более равномерного распределения смазки, более интенсивного охлаждения поверхностей трения и исключения быстрого вытекания смазки.

Указанный результат достигается тем, что в вале, содержащем рабочую поверхность, контактирующей с опорной поверхностью и имеющей центральную кольцевую канавку и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой, по крайней мере одному краю рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнена, по меньшей мере, одна кольцевая боковая канавка, отделенная от подводящих канавок телом вала, причем каждая из подводящих канавок сообщена с соответствующими промежуточными канавками, каждая из которых в свою очередь сообщена, по меньшей мере, с одной концевой канавкой, направленной к центральной кольцевой канавке и отделенной от центральной кольцевой канавки.

Промежуточная канавка может быть сообщена с по меньшей мере двумя концевыми канавками.

Центральная кольцевая канавка может быть сообщена с по меньшей мере одним отверстием для подачи смазки.

Подводящие канавки, расположенные по одну сторону от центральной кольцевой канавки, могут быть эквидистантны между собой.

По краям рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, могут быть выполнены по две кольцевые боковые канавки, эквидистантные между собой и эквидистантные центральной кольцевой канавке.

Промежуточные канавки могут быть эквидистантны части центральной кольцевой канавки (1).

Концевые канавки могут быть эквидистантны по меньшей мере части подводящей канавки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображена развертка рабочей поверхности вала с двумя боковыми кольцевыми канавками.

Вал содержит рабочую поверхность, на которой выполнены центральная кольцевая канавка 1, сообщающиеся с ней подводящие канавки 2, расположенная по краю рабочей поверхности по меньшей мере одна боковая кольцевая канавка 3, а также сообщающиеся с подводящими канавками 2 промежуточные канавки 4 и сообщающиеся с последними концевые канавки 5. Боковых кольцевых канавок 3 может быть выполнено две, как показано на чертеже, или больше.

Центральная концевая канавка может быть сообщена с отверстием для подвода смазки (на чертеже не показано).

Канавками 1, 2, 4 и 5 образована разветвленная сеть смазочных каналов, последовательно сообщающихся между собой, что обеспечивает равномерное распределение смазки по поверхностям трения.

Боковые кольцевые канавки 3 являются аккумуляторами смазки и препятствуют быстрому ее вытеканию через края рабочей поверхности.

Вал в составе подшипника скольжения работает следующим образом.

Смазывающий состав подается (находится изначально во всех каналах и полостях вала) в центральный канал вала, от которого подается по всем канавкам (в случае, когда канавки не соединены между собой, тогда смазывающий состав просачивается через зазоры рабочих поверхностей).

В период работы подшипника смазывающий состав равномерно поступает на рабочие поверхности подшипника через канавки. Центральная кольцевая канавка 1 выполняет функцию подачи и распределения смазывающего состава ко всем другим канавкам.

Похожие патенты RU2215915C1

название год авторы номер документа
ВТУЛКА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ "ASB-8" 2002
  • Яценко Г.П.
RU2215916C1
ВТУЛКА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ "ASB-4" 2002
  • Яценко Г.П.
RU2216660C1
ВАЛ "ASB-04" 2002
  • Яценко Г.П.
RU2215917C1
ДВУХПОТОЧНЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ ВАКУУМНЫЙ НАСОС С ГИБРИДНЫМИ ПРОТОЧНЫМИ ЧАСТЯМИ 2014
  • Сергеев Владимир Павлович
  • Воронин Александр Геннадьевич
RU2543917C1
ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС С ОДНОПОТОЧНОЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНОЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ 2012
  • Сергеев Владимир Павлович
  • Козлов Николай Иванович
RU2490519C1
ОДНОПОТОЧНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС 2014
  • Воронин Александр Геннадьевич
  • Сергеев Владимир Павлович
RU2560133C1
ПОДШИПНИК ГАЗОСТАТИЧЕСКИЙ 2016
  • Булат Павел Викторович
  • Бесчастных Владимир Николаевич
RU2630271C1
Устройство для резки рулонного материала 2017
  • Краснов Алексей Павлович
RU2653749C1
ТУРБОДЕТАНДЕРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ 2002
  • Мальханов В.П.
RU2208170C1
ШАРНИР 2001
  • Тихонов О.В.
  • Трапезников С.Г.
RU2210013C2

Реферат патента 2003 года ВАЛ "ASB-08"

Изобретение относится к подшипниковым устройствам, в частности устройствам обеспечения смазки в подшипниках скольжения. Технический результат - повышение надежности и увеличение долговечности за счет более равномерного распределения смазки и исключения ее быстрого вытекания из зоны контакта. Новым в устройстве является выполнение на краях рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, кольцевых боковых канавок, отделенных от подводящих канавок телом вала. Подводящие канавки соединены с соответствующими промежуточными канавками, соединенными с концевыми канавками. Каждая концевая канавка направлена к центральной кольцевой канавке, но отделена от нее телом вала. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 215 915 C1

1. Вал, содержащий рабочую поверхность, контактирующую с опорной поверхностью, имеющую центральную кольцевую канавку и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой, отличающийся тем, что по крайней мере, по одному краю рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнена по меньшей мере одна кольцевая боковая канавка, отделенная от подводящих канавок телом вала, причем каждая из подводящих канавок сообщена с соответствующими промежуточными канавками, каждая из которых, в свою очередь, сообщена по меньшей мере с одной концевой канавкой, направленной к центральной кольцевой канавке и отделенной от центральной кольцевой канавки. 2. Вал по п. 1, отличающийся тем, что промежуточная канавка сообщена с по меньшей мере двумя концевыми канавками. 3. Вал по п. 1 или 2, отличающийся тем, что центральная кольцевая канавка сообщена с по меньшей мере одним отверстием для подачи смазки. 4. Вал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что подводящие канавки, расположенные по одну сторону от центральной кольцевой канавки, эквидистантны между собой. 5. Вал по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что по краям рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнены по две кольцевые боковые канавки, эквидистантные между собой и эквидистантные центральной кольцевой канавке. 6. Вал по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что промежуточные канавки эквидистантны части центральной кольцевой канавки. 7. Вал по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что концевые канавки эквидистантны по меньшей мере части подводящей канавки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2215915C1

ГИДРОДИАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1994
  • Туктамышев В.Х.
RU2108496C1
Способ определения толщины слоя фильтрующего материала картриджа 2019
  • Богушевская Валентина Альбертовна
  • Гуменников Дмитрий Алексеевич
RU2737685C1
US 4558960, 17.12.1985.

RU 2 215 915 C1

Авторы

Яценко Г.П.

Даты

2003-11-10Публикация

2002-04-04Подача