Изобретение относится к машиностроению, приборостроению, автомобильной и авиационной промышленности и другим отраслям, в которых используются устройства с трущимися поверхностями.
Известен вал, содержащий рабочую поверхность, контактирующую с опорной поверхностью, имеющую центральную кольцевую канавку и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой (см. патент РФ 2108496 от 04.10.1998) (1).
Недостатком известного устройства является низкая эффективность смазывания трущихся поверхностей, обусловленная недостаточно равномерным распределением смазки и быстрым ее вытекании из зоны трения.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении надежности узлов трения, увеличении их срока работы за счет более равномерного распределения смазки, более интенсивного охлаждения поверхностей трения и исключения быстрого вытекания смазки.
Указанный результат достигается тем, что в вале, содержащем рабочую поверхность, контактирующей с опорной поверхностью и имеющей центральную кольцевую канавку и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой, по крайней мере одному краю рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнена, по меньшей мере, одна кольцевая боковая канавка, отделенная от подводящих канавок телом вала, причем каждая из подводящих канавок сообщена с соответствующими промежуточными канавками, каждая из которых в свою очередь сообщена, по меньшей мере, с одной концевой канавкой, направленной к центральной кольцевой канавке и отделенной от центральной кольцевой канавки.
Промежуточная канавка может быть сообщена с по меньшей мере двумя концевыми канавками.
Центральная кольцевая канавка может быть сообщена с по меньшей мере одним отверстием для подачи смазки.
Подводящие канавки, расположенные по одну сторону от центральной кольцевой канавки, могут быть эквидистантны между собой.
По краям рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, могут быть выполнены по две кольцевые боковые канавки, эквидистантные между собой и эквидистантные центральной кольцевой канавке.
Промежуточные канавки могут быть эквидистантны части центральной кольцевой канавки (1).
Концевые канавки могут быть эквидистантны по меньшей мере части подводящей канавки.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображена развертка рабочей поверхности вала с двумя боковыми кольцевыми канавками.
Вал содержит рабочую поверхность, на которой выполнены центральная кольцевая канавка 1, сообщающиеся с ней подводящие канавки 2, расположенная по краю рабочей поверхности по меньшей мере одна боковая кольцевая канавка 3, а также сообщающиеся с подводящими канавками 2 промежуточные канавки 4 и сообщающиеся с последними концевые канавки 5. Боковых кольцевых канавок 3 может быть выполнено две, как показано на чертеже, или больше.
Центральная концевая канавка может быть сообщена с отверстием для подвода смазки (на чертеже не показано).
Канавками 1, 2, 4 и 5 образована разветвленная сеть смазочных каналов, последовательно сообщающихся между собой, что обеспечивает равномерное распределение смазки по поверхностям трения.
Боковые кольцевые канавки 3 являются аккумуляторами смазки и препятствуют быстрому ее вытеканию через края рабочей поверхности.
Вал в составе подшипника скольжения работает следующим образом.
Смазывающий состав подается (находится изначально во всех каналах и полостях вала) в центральный канал вала, от которого подается по всем канавкам (в случае, когда канавки не соединены между собой, тогда смазывающий состав просачивается через зазоры рабочих поверхностей).
В период работы подшипника смазывающий состав равномерно поступает на рабочие поверхности подшипника через канавки. Центральная кольцевая канавка 1 выполняет функцию подачи и распределения смазывающего состава ко всем другим канавкам.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВТУЛКА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ "ASB-8" | 2002 |
|
RU2215916C1 |
ВТУЛКА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ "ASB-4" | 2002 |
|
RU2216660C1 |
ВАЛ "ASB-04" | 2002 |
|
RU2215917C1 |
ДВУХПОТОЧНЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ ВАКУУМНЫЙ НАСОС С ГИБРИДНЫМИ ПРОТОЧНЫМИ ЧАСТЯМИ | 2014 |
|
RU2543917C1 |
ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС С ОДНОПОТОЧНОЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНОЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ | 2012 |
|
RU2490519C1 |
ОДНОПОТОЧНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС | 2014 |
|
RU2560133C1 |
ПОДШИПНИК ГАЗОСТАТИЧЕСКИЙ | 2016 |
|
RU2630271C1 |
Устройство для резки рулонного материала | 2017 |
|
RU2653749C1 |
ТУРБОДЕТАНДЕРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ | 2002 |
|
RU2208170C1 |
ШАРНИР | 2001 |
|
RU2210013C2 |
Изобретение относится к подшипниковым устройствам, в частности устройствам обеспечения смазки в подшипниках скольжения. Технический результат - повышение надежности и увеличение долговечности за счет более равномерного распределения смазки и исключения ее быстрого вытекания из зоны контакта. Новым в устройстве является выполнение на краях рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, кольцевых боковых канавок, отделенных от подводящих канавок телом вала. Подводящие канавки соединены с соответствующими промежуточными канавками, соединенными с концевыми канавками. Каждая концевая канавка направлена к центральной кольцевой канавке, но отделена от нее телом вала. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
ГИДРОДИАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1994 |
|
RU2108496C1 |
Способ определения толщины слоя фильтрующего материала картриджа | 2019 |
|
RU2737685C1 |
US 4558960, 17.12.1985. |
Авторы
Даты
2003-11-10—Публикация
2002-04-04—Подача