ГИДРОДИАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1998 года по МПК F16C17/02 

Описание патента на изобретение RU2108496C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах.

Известен гидродинамический подшипник скольжения, содержащий втулку с кольцевой канавкой на ее рабочей поверхности и с каналом подвода рабочей среды в эту кольцевую канавку и направленные под острым углом к направлению вращения вала канавки, равномерно расположенные в окружном направлении и симметрично относительно кольцевой канавки и сообщающиеся с последней, а также цапфу вала [1].

Недостатками известной конструкции являются малое давление смазывающей жидкости и большие осевые габариты.

Технический результат заключается в повышении надежности за счет увеличения давления смазывающей жидкости и использования слоя на втулке, а также в уменьшении осевых габаритов и улучшении технологии конструкции.

Это обеспечивается тем, что в гидродинамическом подшипнике скольжения, содержащем цапфу вала и втулку с кольцевой канавкой, на рабочей поверхности цапфы вала выполнена кольцевая канавка, совпадающая с кольцевой канавкой втулки, от кольцевой канавки цапфы вала выполнены канавки, плавно уменьшающиеся по сечению и направленные под острым углом к направлению вращения вала, причем втулка с кольцевой канавкой снабжена антифрикционным слоем.

На фиг. 1 изображен продольный разрез подшипника скольжения; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг.1 по канавкам цапфы вала.

Гидродинамический подшипник скольжения содержит втулку 1 с антифрикционным слоем 2 и кольцевой канавкой 3. Во втулке 1 установлена цапфа 4 вала 5 с выполненной на ней кольцевой канавкой 6, от которой по спирали отходят плавно уменьшающиеся по сечению канавки 7 по спирали поверхности цапфы 4, при этом канавка 3 втулки 1 с канавкой 6 цапфы 4, а спиральные канавки 7 направлены под острым углом к направлению вращения вала 5.

Гидродинамический подшипник скольжения работает следующим образом. Масло из кольцевой канавки 3 втулки 1 поступает в кольцевую канавку 6 цапфы 4, подхватывается стенками спиральных плавно уменьшающихся канавок 7, которые при вращении вала 5 создают повышенное давление масла по типу шнекового насоса и подают его в зазор между втулкой 1 и цапфой 4, при этом цапфа 4 вала 5 всплывает от повышенного давления масла по всей его поверхности.

Таким образом, использование гидродинамического подшипника скольжения повышает его надежность путем увеличения давления масла и применения антифрикционного слоя на втулке, а также упрощает его изготовление.

Похожие патенты RU2108496C1

название год авторы номер документа
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1994
  • Туктамышев В.Х.
RU2108497C1
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Войнов Кирилл Николаевич
  • Майоров Владимир Сергеевич
RU2437004C1
ОПОРА РОТОРА ГТД 1991
  • Кузнецов В.А.
RU2075658C1
РЕДУКТОР ПРИВОДА ОДНОРЯДНОГО ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2347928C1
ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Евтушенко Сергей Павлович
  • Казанцев Родион Петрович
  • Никифоров Сергей Аркадьевич
  • Семёновых Александр Сергеевич
  • Шуцкий Сергей Юрьевич
RU2534659C2
ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА 1994
  • Туктамышев В.Х.
RU2104417C1
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2000
  • Кашкаров А.М.
  • Овечкин С.А.
  • Сидоренко А.С.
  • Толстиков Л.А.
RU2200258C2
ВИНТОВОЙ КОМПРЕССОР 1998
  • Кирштен Гюнтер
RU2212564C2
Подшипниковая опора жидкостного трения валка прокатного стана 1990
  • Годецкий Евгений Васильевич
  • Кручинин Олег Владимирович
  • Безкровный Михаил Григорьевич
SU1784312A1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Ищенко В.И.
RU2036452C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 108 496 C1

Реферат патента 1998 года ГИДРОДИАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Гидродинамический подшипник скольжения предназначен для скоростных высоконагруженных устройств. На рабочей поверхности цапфы вала выполнена кольцевая канавка, совпадающая с кольцевой канавкой втулки. При этом от кольцевой канавки цапфы вала выполнены плавно уменьшающиеся по сечению, направленные под острым углом к направлению вращения вала канавки. Втулка подшипника скольжения имеет антифрикционный слой. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 108 496 C1

Гидродинамический подшипник скольжения, содержащий цапфу вала и втулку с кольцевой канавкой, отличающийся тем, что на рабочей поверхности цапфы вала выполнена кольцевая канавка, совпадающая с кольцевой канавкой втулки, от кольцевой канавки цапфы вала выполнены на ее рабочей поверхности канавки, плавно уменьшающиеся по сечению и направленные под острым углом к направлению вращения вала, причем втулка с кольцевой канавкой снабжена антифрикционным слоем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2108496C1

DE, заявка, 2624849, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 108 496 C1

Авторы

Туктамышев В.Х.

Даты

1998-04-10Публикация

1994-11-01Подача