РАЗЪЕМ БОРТОВОЙ Российский патент 2003 года по МПК H01R24/00 

Описание патента на изобретение RU2216834C2

Изобретение относится к устройствам энергетической и/или информационной связи между объектом-передатчиком и объектом-приемником, а более конкретно - к бортовым разъемам летательных аппаратов (ЛА), обеспечивающим прохождение команд с пункта управления на борт ЛА для проведения операций предстартовой подготовки.

Известны конструкции разъемов, обеспечивающих энергоинформационную связь между передатчиком (ПРД) и приемником (ПРМ) - см., например, В.П.Савостьянов, Г.А.Филатова, В.В.Филатов "Расчет и конструирование деталей аппаратуры САУ", М., Машиностроение, 1982 г., стр. 174-176; В.В.Джамай, И.П.Плево, Г.И. Рощин, И.Б.Федюк "Курсовое проектирование механизмов РЭС", М.: Высшая школа, 1991 г., стр. 229-232 (разъемы электрические).

При этом необходимым условием является механическая стыковка через разъем токопроводящих наземных и бортовых кабельных электросетей, что накладывает известные ограничения на конструктивно-компоновочные схемы ЛА.

Кроме электрических бортразъемов, применяются также оптические системы прицеливания ЛА, включающие согласование бортовых средств ЛА (например, начальную выставку гиростабилизированной платформы) посредством оптической связи с наземными реперами - см., например, Б.П.Воронин, Н.А.Столяров "Подготовка к пуску и пуск ракет", М.: Воениздат, 1972 г., стр. 45-52; А.В. Репников "Начальная выставка гироскопических систем ориентации", М., издательство МАИ (ротапринт), 1983 г., стр. 45-49. В данном случае следует отметить, что связь базируемых элементов осуществляется бесконтактным образом (без механических связей), но решается исключительно узкая задача прицеливания без широкого энергоинформационного обмена между ПРД и ПРМ.

Известны также светотелефоны, обеспечивающие связь посредством модуляции передатчиком и демодуляции приемником светового потока - см., например, У.Ф. Стейнберг, У.Б.Форд "Электро- и радиотехника для всех", М., Советское радио, 1972 г., стр. 410-412; В.Т.Поляков "Посвящение в радиоэлектронику", М., Радио и связь, 1988 г., стр. 148-150 - ближайший аналог.

Однако светотелефон обеспечивает передачу только информационных сигналов, которые после приема необходимо усиливать с использованием бортовых средств энергопитания.

Целью предлагаемого изобретения является создание бесконтактной энергоинформационной связи между передатчиком (например, "землей") и приемником (например, "бортом", при этом может быть исключено "дежурное" электропитание "борта" в период предполетного хранения и дежурства ЛА в "холодном" состоянии (в т.ч. для ПРД и ПРМ в герметичных корпусах).

Указанная цель достигается тем, что в состав бортового разъема, включающего информационный канал оптической связи между ПРД и ПРМ, дополнительно к информационному каналу вводят энергетический канал ПРМ, который выполняют в виде фотоэлектрического элемента (батареи) с преобразователем (преобразователем/накопителем) энергии светового потока от ПРД в электроэнергию питания бортовых потребителей объекта - ПРМ.

Отметим, что передатчик и/или приемник могут быть выполнены в изолированных (в т. ч. герметичных) корпусах, при этом прохождение светового потока производится через выполненные в корпусах оптически прозрачные иллюминаторы.

Кроме того, дополнительно к энергетическому и информационному каналам может быть введен канал обратной связи, выполненный в виде наблюдаемого извне объекта - ПРМ источника света (оптического сигнализатора), запитываемого от энергетического канала ПРМ и/или управляемого от информационного канала ПРМ.

В некоторых случаях (например, при необходимости передать на борт большую электрическую мощность) энергетический канал может быть выполнен в виде т. н. "сухих контактов" прямой передачи электроэнергии от ПРД к ПРМ (от "земли" - "борту".

Принципиальная схема простейшего бесконтактного разъема (БР) по предлагаемому техническому решению представлена на фиг.1. Приняты следующие обозначения:
1 - источник света,
2 - модулятор светового потока,
3 - фотоэлектрический преобразователь,
4 - демодулятор светового потока.

На фиг. 2 показана схема бесконтактного разъема с накопителем электроэнергии; здесь поз. 1-4 аналогичны фиг.1, поз. 5 - накопитель электроэнергии (например, конденсатор и/или аккумулятор).

Принципиальная схема БР с каналом обратной связи представлена на фиг.3. Позиции 1-4 аналогичны фиг.1, поз. 6 - оптический сигнальный элемент, поз. 7 - приемник излучения оптического сигнального элемента.

Схема с информационным оптическим каналом и энергетическим проводным каналом показана на фиг.4. Здесь позиции 1, 2, 4 - аналогичны фиг.1.

Функционирование (работа) устройства по предлагаемому техническому решению осуществляется следующим образом. Передатчик ("земля") и приемник ("борт") БР располагаются так, чтобы максимизировать на ПРМ уровень поступающей от ПРД световой энергии (в варианте без переотражающих элементов - ПРД и ПРМ друг против друга, допускается использование специализированных ламп "электрической накачки"). При этом фотоэлектрический преобразователь ПРМ поз. 3 начинает выдавать в сеть бортовых потребителей объекта-приемника ток электропитания. Одновременно с демодулятора светового потока ПРМ поз. 4 на борт ЛА поступает кодированная командная (управляющая) информация (см. фиг.1). В случае, когда через БР выдается команда на задействование (запуск) ампульных, либо термохимических батарей (либо иных устройств, требующих мощного начального электроимпульса), в схеме ПРМ может использоваться накопитель энергии поз. 5, поступающей с фотоэлектрического преобразователя поз. 3 (например, конденсатор и/или аккумулятор); при этом срабатывание накопителя поз. 5 осуществляется либо автономно (по факту наличия заданного заряда), либо по управляющей команде от демодулятора поз. 4 (см. фиг.2).

В ряде случаев целесообразно иметь канал обратной связи, например, о готовности систем бортового радиоэлектронного оборудования ЛА к штатному функционированию. Для этого в состав ПРМ может быть введен специальный оптический сигнальный элемент поз. 6, в простейшем случае запитываемый от энергетической сети фотоэлектрического преобразователя поз. 3 (в этом случае сигнальный элемент поз. 6 является индикатором расчетного функционирования только энергетического канала связи ПРД - ПРМ). При использовании сигнального элемента поз. 6 для передачи по каналу обратной связи больших массивов информации о состоянии бортовых систем, возможно управление оптическими параметрами сигнального элемента ПРМ поз. 6 посредством их модулирования (кодирования) в соответствии с вырабатываемым на борту информационным сигналом - "квитанцией". В составе ПРД в данном случае необходимо иметь приемник излучения поз. 7 оптического сигнального элемента ПРМ поз. 6 (см. фиг.3). Мощный сигнальный элемент ПРМ поз. 6 может запитываться через накопитель электроэнергии поз. 5 (на фиг. не показано). Таким образом, на фиг.3 представлен общий случай схемы устройства БР с каналом энергоинформационной связи ПРД - ПРМ и каналом информационной обратной связи ПРМ - ПРД.

В отдельных конструктивно-компоновочных схемах сопряжения бортового оборудования ЛА и наземных комплексов предстартовой подготовки представляется целесообразным осуществлять энергопитание "борта" посредством т.н. "сухих контактов" (т.е. по типу реализованного в электроразъемах), сохранив за оптическим каналом БР только информационную связь. Почему это может быть удобно? Поскольку изделие на пусковой установке (стартовом устройстве) имеет с этой установкой (стартовым устройством) какое-то число силовых связей, существует принципиальная возможность через эти связи (как правило, металлические и с сечениями значительных размеров) подавать на борт ЛА внешнее электропитание. С одной стороны, здесь явное упрощение электромеханических связей по сравнению с многоштырьковым электроразъемом, "дополнительно" используются уже имеющиеся узлы, с другой стороны, это упрощает общую схему разъема, позволяя исключить фотоэлектрический преобразователь ПРМ поз. 3 (с заменой его на проводную линию энергетического канала связи - см. фиг.4).

Применение предложенного технического решения представляется целесообразным, в первую очередь, для вновь разрабатываемых и модернизируемых ЛА с жесткими ограничениями по компоновке бортразъемов, изделий типа "торпеда" и "ракета-торпеда", для связи гермоконтуров космических и глубоководных аппаратов и т.п.

Технико-экономические преимущества разработки и применения БР по предложенному техническому решению заключаются в возможности создания качественно нового "беспроводного" энергоинформационного канала связи между ПРД и ПРМ, при этом на борту объекта-приемника отсутствуют бортовые источники электропитания для поддержания ПРМ в дежурном режиме (экономия на бортовых источниках электропитания в течение всего жизненного цикла изделия; общее повышение надежности функционирования изделия в связи с упразднением относительно "нежных" устройств типа электромеханических многоштырьковых разъемов, в т.ч. в гермоконтурах; в перспективе - полная технологическая совместимость с новыми оптико-электронными системами управления и связи и т.д.).

Похожие патенты RU2216834C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ БАЛЛИСТИЧЕСКОГО САМОНАВОДЯЩЕГОСЯ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА "ПОВЕРХНОСТЬ - ПОВЕРХНОСТЬ" 2002
  • Большаков М.В.
  • Кулаков А.В.
  • Кулаков В.А.
  • Лавренов А.Н.
  • Смирнов А.В.
RU2216708C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРОВЕЛЬНОЙ ПАНЕЛИ С СОЛНЕЧНОЙ БАТАРЕЕЙ 2001
  • Кулаков В.А.
  • Лавренов А.Н.
  • Лизунов А.А.
  • Смирнов А.В.
RU2215100C2
КРОВЕЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ С СОЛНЕЧНОЙ БАТАРЕЕЙ 2001
  • Ефремов Г.А.
  • Хромушкин А.В.
  • Смирнов А.В.
  • Лизунов А.А.
  • Лавренов А.Н.
  • Кулаков В.А.
RU2194827C2
ИНФРАКРАСНАЯ АКТИВНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОТЯЖЕННЫХ РУБЕЖЕЙ ОХРАНЫ 2014
  • Первунинских Вадим Александрович
  • Иванов Владимир Эристович
  • Костоусов Максим Валерьевич
  • Наумов Валерий Николаевич
RU2573261C2
СПОСОБ СБОРА СЕЙСМИЧЕСКИХ ДАННЫХ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Марухненко В.П.
  • Солодилов Л.Н.
  • Ясюлевич Н.Н.
  • Каханова Н.В.
  • Коновалова В.С.
RU2207593C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ МОРСКИХ ЦЕЛЕЙ 2013
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Иванов Илья Александрович
  • Кулаков Александр Валерьевич
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Натаров Борис Николаевич
  • Петухов Роман Андреевич
  • Салехов Лерий Лериевич
  • Свирин Николай Степанович
RU2554640C2
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА БЛИЖНЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ МАНЕВРИРУЮЩИХ НА АЭРОДРОМЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2001
  • Елисеев С.Е.
  • Гусевский В.И.
  • Терехов В.А.
  • Баскаков А.И.
  • Ерусалимский М.А.
RU2192653C1
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМА ПОЛЕТА ВОЗДУШНОГО СУДНА В ЗАПРЕТНОЙ ЗОНЕ 2010
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Ефремов Герберт Александрович
  • Зимин Сергей Николаевич
  • Бурганский Аркадий Ильич
  • Большаков Михаил Валентинович
  • Лавренов Александр Николаевич
  • Кулаков Александр Валерьевич
  • Палкин Максим Вячеславович
  • Крамаренко Валентин Васильевич
  • Петухов Роман Андреевич
  • Лавренов Владимир Александрович
RU2445579C2
СИСТЕМА РАДИОСВЯЗИ С ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ 2003
  • Кейстович А.В.
  • Шавин П.Б.
  • Кейстович А.А.
RU2263401C2
СИСТЕМА РАДИОСВЯЗИ С ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ 2001
  • Салдаева Н.А.
  • Ермишин А.А.
  • Гришуков А.А.
  • Кейстович А.В.
RU2195774C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 216 834 C2

Реферат патента 2003 года РАЗЪЕМ БОРТОВОЙ

Изобретение относится к устройствам энергетической и/или информационной связи между объектом-передатчиком и объектом-приемником, а конкретно - к бортовым разъемам летательных аппаратов (ЛА), обеспечивающим прохождение команд с пункта управления на борт ЛА для проведения операций предстартовой подготовки. Техническим результатом предлагаемого технического решения является создание бесконтактной энергоинформационной связи между передатчиком (например, "землей") и приемником (например, "бортом"), при этом может быть исключено "дежурное" электропитание "борта" в период предполетного хранения и дежурства ЛА в "холодном" состоянии (в т.ч. для приемников и передатчиков в герметичных корпусах). Указанный технический результат достигается тем, что в состав бортового разъема, включающего информационный канал оптической связи между передатчиком (ПРД) и приемником (ПРМ), дополнительно к информационному каналу вводят энергетический канал ПРМ, который выполняют в виде фотоэлектрического элемента с преобразователем энергии светового потока от ПРД в электроэнергию питания бортовых потребителей объекта - ПРМ, причем ПРД и/или ПРМ выполнены в изолированных корпусах, при этом прохождение светового потока производится через выполненные в корпусах оптически прозрачные иллюминаторы. Дополнительно к энергетическому и информационному каналам может быть введен канал обратной связи, выполненный в виде наблюдаемого извне объекта - ПРМ источника света (оптического сигнализатора), запитываемого от энергетического канала ПРМ и/или управляемого от информационного канал ПРМ. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 216 834 C2

1. Разъем бортовой, включающий информационный канал оптической связи между передатчиком (ПРД) и приемником (ПРМ), отличающийся тем, что дополнительно к информационному каналу введен энергетический канал ПРМ, который выполнен в виде фотоэлектрического элемента с преобразователем энергии светового потока от ПРД в электроэнергию питания бортовых потребителей объекта - ПРМ, причем передатчик и/или приемник выполнены в изолированных корпусах, при этом прохождение светового потока производится через выполненные в корпусах оптически прозрачные иллюминаторы. 2. Разъем бортовой по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно к энергетическому и информационному каналам введен канал обратной связи, выполненный в виде наблюдаемого извне объекта - ПРМ источника света, запитываемого от энергетического канала ПРМ и/или управляемого от информационного канала ПРМ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2216834C2

ВОРОНИН Б.П., СТОЛЯРОВ Н.А
Подготовка к пуску и пуск ракет
- М.: Воениздат, 1972, с.45-52
RU 2058916 C1, 27.04.1996
ГЕРМЕТИЧНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ 2000
  • Мякин В.К.
RU2171523C1
US 3685005 A, 15.08.1972
WO 8403130 A1, 10.12.1985.

RU 2 216 834 C2

Авторы

Большаков М.В.

Кулаков А.В.

Кулаков В.А.

Лавренов А.Н.

Лавренов Д.А.

Лизунов А.А.

Смирнов А.В.

Даты

2003-11-20Публикация

2001-10-24Подача