Заявляется техническое решение панели приборов транспортного средства, которое может использоваться в автомобилестроении.
Известен ряд конструкций панелей приборов [1], лицевая часть которых представляет из себя жесткий металлический каркас, на который устанавливаются устройства управления агрегатами и системами автомобиля, а также вспомогательные устройства, в частности рукоятка перед пассажирским сиденьем. Как правило, все элементы закрепляются непосредственно на каркасе.
Указанные панели используются в основном в конструкции грузовых автомобилей, в кабинах которых имеется достаточно места для их размещения.
Известно техническое решение панели приборов, описанное в заявке ФРГ 3611486 (публ. 08.10.87 г.). Указанная панель приборов содержит балку, проходящую по всей ширине салона под ветровым стеклом. На балке укреплены рулевая колонка и различное навесное оборудование. Балка выполнена в виде предварительно собираемого узла со всеми приборами, воздуховодами и выходными отверстиями для воздуха. С одной стороны на балке установлена верхняя обшивка в виде отформованного пенопластового элемента, проходящего по всей длине балки и содержащего залитый пенопластом плоский усилительный элемент, а с другой стороны установлены элементы обшивки.
Однако данная конструкция недостаточно прочна и нуждается в дополнительном усилении.
Из патента США 5088571 (публ. 18.02.92 г.) известна панель приборов, конструктивное решение которой наиболее близко к заявляемой панели. Согласно указанному патенту панель приборов содержит несущий элемент, выполненный в виде балки коробчатого сечения, расположенной поперек автомобиля. Балка образована двумя соединенными между собой панелями, изготовленными из усиленного стекловолокном пластика. Панели имеют L-образную форму и содержат горизонтальные и вертикальные полки, соединение панелей осуществляется с помощью фланцев. Внутренняя полость балки служит для пропускания воздуха в поперечном направлении. Балка соединена с перегородкой между моторным отсеком и салоном и со стойками кузова. В вертикальных полках балки выполнены отверстия, через которые воздух распределяется по салону автомобиля. Одна из панелей отходит от балки горизонтально внутрь салона и образует во взаимодействии с вертикальной полкой опорный элемент, на который опираются отдельные части панели приборов.
Описанная панель выполнена громоздкой из-за необходимости усиления несущего элемента - балки, прочностные свойства которой снижены наличием отверстий для распределения воздуха. Кроме того, на рассмотренной панели достаточно проблематично надежно закрепить устройства, подверженные повышенным нагрузкам, например поручень для пассажира.
Задачей изобретения является создание конструкции панели приборов с прочным несущим элементом, обеспечивающим возможность надежной установки устройств, на которые воздействуют повышенные нагрузки.
Указанная задача в панели приборов транспортного средства, содержащей несущий элемент в виде балки, состоящей из состыкованных по длине деталей сложного профиля, где балка расположена поперек кузова транспортного средства и соединена с его стойками, а также связанный с балкой опорный элемент, на котором закреплены устройства панели приборов, решается тем, что детали балки выполнены штампованными, с балкой жестко соединен опорный элемент в виде металлических кронштейнов, простирающихся к наружной поверхности панели, при этом свободные концы кронштейнов связаны между собой металлической перемычкой, образуя жесткий силовой контур, фиксирующий панель в определенном положении.
Детали балки выполнены, как правило, штампованными из листового металла.
Металлическая перемычка может быть образована по крайней мере частью одного из устройств, установленных на панели приборов.
В частности, металлическая перемычка образована армирующей деталью поручня, облицованного пластиком и расположенного над наружной поверхностью панели приборов.
Армирующая деталь поручня, как правило, снабжена отогнутыми концами, простирающимися внутрь панели и соединенными со свободными концами кронштейнов.
Торцы поручня предпочтительно снабжены зубцами, взаимодействующими со стопорными защелками, выполненными на корпусах устройств, установленных на панель приборов.
Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения условию "новизна". В то же время, совокупность отличительных признаков, приводящая к решению поставленной задачи, явным образом не следует из уровня техники, поэтому заявляемое техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень".
Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 показана панель приборов, вид сверху, на фиг.2 изображен жесткий силовой контур панели приборов.
Панель 1 приборов транспортного средства содержит несущий элемент в виде балки 2, состоящей из состыкованных по длине деталей сложного профиля, расположенной поперек кузова транспортного средства и соединенной с его стойками (не показаны), а также связанный с балкой 2 опорный элемент, на котором закреплены устройства панели 1 приборов. Детали балки 2 выполнены штампованными, как правило, из листового металла, с балкой 2 жестко соединен опорный элемент в виде металлических кронштейнов 3, 4, простирающихся к наружной поверхности панели 1, при этом свободные концы кронштейнов 3, 4 связаны между собой металлической перемычкой, образуя жесткий силовой контур, фиксирующий панель 1 в определенном положении. Металлическая перемычка может быть образована по крайней мере частью одного из устройств, установленных на панели 1 приборов. В частности, металлическая перемычка образована армирующей деталью 5 поручня 6, облицованного пластиком и расположенного над наружной поверхностью панели 1 приборов. В конкретном примере выполнения армирующая деталь 5 поручня 6 снабжена отогнутыми концами 7, 8, простирающимися внутрь панели 1 и соединенными со свободными концами кронштейнов 3, 4. Торцы поручня 6, как правило, снабжены зубцами 9, 10, взаимодействующими со стопорными защелками 11, 12, выполненными на корпусах устройств, установленных на панель 1 приборов, например, на корпусах дефлекторов 13, 14, расположенных по обе стороны от поручня.
Поручень 6 устанавливается с наружной стороны панели 1 приборов, каждый отогнутый конец 7, 8 поручня 6 соединяется, например, болтом с гайкой, с одним из свободных концов кронштейнов 3, 4. Таким образом, панель 1 связана с жестким силовым контуром, предотвращающим ее перемещение. В то же время, использование поручня 6 в составе силового контура позволяет прикладывать к нему повышенные нагрузки.
Литература
1. Я.Е. Голодовский и др. Грузовые автомобили высокой проходимости. - М. , Воениздат, 1968, стр. 346-347.
Изобретение может быть использовано в автомобилестроении. Панель приборов транспортного средства содержит несущий элемент в виде балки, а также связанный с балкой опорный элемент, на котором закреплены устройства панели приборов. Опорный элемент выполнен в виде металлических кронштейнов, простирающихся к наружной поверхности панели, при этом свободные концы кронштейнов связаны между собой металлической перемычкой, образуя жесткий силовой контур, фиксирующий панель в определенном положении. В частности, металлическая перемычка образована армирующей деталью поручня, облицованного пластиком и расположенного над наружной поверхностью панели приборов. Технический результат заключается в создании конструкции панели приборов с прочным несущим элементом, обеспечивающим возможность надежной установки устройств, на которые воздействуют повышенные нагрузки. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
US 5088571 A, 18.02.1992 | |||
ГОРЯЧЕВ Д.В | |||
Технология изготовления автомобильных кузовов | |||
- М.: Машиностроение, 1979, с | |||
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
Способ приготовления влажных анатомических препаратов | 1985 |
|
SU1432591A1 |
СИСТЕМА КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ | 1997 |
|
RU2110616C1 |
US 3863731 A, 04.02.1975 | |||
US 4903987 A, 27.02.1990. |
Авторы
Даты
2003-11-27—Публикация
2002-01-08—Подача