Изобретение относится к автомобильной технике, в частности к конструктивным элементам для автобусных кузовов.
Известен соединительный облицовочный элемент кузова транспортного средства (патент РФ на полезную модель №91049), содержащий пазы для головок крепежных элементов кузова с выполненными в них канавками и выступы. Соединительный облицовочный элемент выполнен в виде равнополочного уголка, на каждой полке которого имеются пазы с канавками и выступы.
Известное устройство обеспечивает надежное крепление элементов облицовки к кузову транспортного средства, однако, специфика его конструкции обуславливает ограниченные возможности применения.
Известен также соединительный облицовочный элемент автобусного кузова фирмы VDL JONCKHEERE (проспект голландской фирмы VDL JONCKHEERE: Hoevenweg 1, 5652 AW Eindhoven, Netherlands), выполненный в виде балки из алюминиевого сплава с фасонным профилем, прикрепляемой к потолку кузова. Профиль содержит основание для закрепления на кузове, элемент крепления потолочной панели, состоящий из паза для защемления кромки панели и поджимающего выступа, паз для установки опорного кронштейна и паз для установки крепления поручней.
С помощью данного соединительного облицовочного элемента надежно закрепляются потолочные панели автобусного кузова и вертикальные поручни. Однако фасонный профиль известного облицовочного элемента рассчитан на определенную схему крепления присоединяемых к нему деталей. В частности, пазы для крепления опорных кронштейнов потолочных панелей и пазы для крепления вертикальных поручней выполнены на разных участках профиля на некотором расстоянии друг от друга. При этом паз, предназначенный для вставки кромки потолочной панели, образован в теле профиля, а поджимающий выступ расположен выше паза так, что при подъеме противоположной кромки в рабочее положение панель упирается верхней поверхностью в поджимающий выступ. При этом паз крепления опорного кронштейна находится выше паза защемления потолочной панели. Схема крепления деталей может быть выбрана более рациональная, соответственно по-другому будет выполнен профиль.
Задача, решаемая изобретением, состоит в получении более рациональной схемы крепления деталей к соединительному облицовочному элементу и соответствующем изменении конфигурации его фасонного профиля.
Технический результат от решения задачи заключается в повышении удобств при сборке и повышении качества облицовки.
Технический результат достигается соединительным облицовочным элементом автобусного кузова, выполненным в виде фасонного профиля. Профиль содержит основание для закрепления на кузове, элемент крепления потолочной панели, состоящий из паза для защемления кромки панели и поджимающего выступа. Имеются средства для установки опорного кронштейна и для установки крепления поручней. Поджимающий выступ для крепления потолочной панели выполнен выше средств для установки опорного кронштейна и крепления поручней. Паз для защемления кромки панели образован потолком кузова и поджимающим выступом, при этом поджимающий выступ расположен под потолочной панелью. Средства для установки опорного кронштейна и для установки крепления поручней выполнены в виде одного паза, служащего как для крепления опорного кронштейна, так и для крепления поручня.
На чертежах представлен соединительный облицовочный элемент автобусного кузова: фиг.1 - общий вид, соединительный элемент в сборе с боковой потолочной панелью, опорным кронштейном и вертикальным поручнем; фиг.2 - профиль соединительного облицовочного элемента; фиг.3 - узел крепления вертикального поручня и кромки потолочной панели; фиг.4 - узел крепления опорного кронштейна; фиг.5 - схемы установки облицовочных элементов автобусного кузова у прототипа - фирмы VDL JONCKHEERE.
Соединительный облицовочный элемент автобусного кузова 1 закреплен на потолке кузова 2 (фиг.1). Облицовочный элемент 1 выполнен с фасонным профилем. На вертикальной стенке профиля закреплены вертикальный поручень 3 и верхний конец опорного кронштейна 4. В пазу между профилем и потолком кузова защемлена верхняя кромка потолочной панели 5. Все перечисленные детали устанавливаются с обеих сторон автобусного кузова зеркально симметрично относительно продольной плоскости симметрии. Также зеркально симметричны и фасонные профили элементов 1, установленных с правой и левой сторон кузова. Точки крепления поручня 3 и кронштейна 4 чередуются по длине соединительного элемента 1.
Фасонный профиль соединительного облицовочного элемента 1 (фиг.2) содержит основание 6, которое закреплено на потолке кузова 2. Для фиксации кромки панели 5 выполнен щелевой паз 7, который находится между поджимающим выступом 8 и потолком кузова. На вертикальной стенке профиля выполнен паз 9 для установки опорного кронштейна и крепления поручней.
Сборка облицовки осуществляется в следующем порядке.
Сначала на потолке кузова на штатных местах с левой и правой сторон вдоль автобуса закрепляются соединительные облицовочные элементы 1. Их профили зеркально симметричны. Затем к соединительному элементу прикрепляются вертикальные поручни 3 и опорные кронштейны 4. Закрепление поручней и кронштейнов осуществляется с помощью резьбовых соединений, установленных в пазу 9 (фиг.3 и 4). Точки крепления поручней 3 и кронштейнов 4 разнесены по длине элемента 1.
После закрепления поручней и кронштейнов на свои места слева и справа на потолке устанавливаются декоративные элементы облицовки - боковые потолочные панели 5. Технологически изготовить панель цельной сплошной на всю длину автобуса невозможно, поэтому она состоит из секций, которые устанавливаются встык.
Каркасом для установки панелей служат соединительный элемент 1 и кронштейны 4. Верхняя кромка панели вводится у потолка кузова в щелевой паз 7, где надежно удерживается поджимающим выступом 8. Нижняя кромка закрепляется на боковине кузова с помощью известных средств, например самонарезными винтами. В поперечном сечении полотно панели имеет дугообразную кривизну, дуга которой обращена изнутри салона наружу. Кронштейны 4 установлены в местах стыка смежных секций панели и крайних торцовых кромок спереди и сзади кузова. Кромки смежных секций прижимаются к кронштейну благодаря упругому воздействию, обусловленному дугообразной формой поперечного сечения полотна панели. Верхний конец кронштейна 4, закрепляемый в пазу 9 соединительного элемента 1, проходит через окно, вырезанное на смежных секциях панели в месте их стыка.
Так происходит облицовка салона боковыми потолочными панелями. Предложенная схема крепления облицовочных элементов потолка автобусного салона в сочетании с измененной конфигурацией фасонного профиля соединительного элемента 1 имеет преимущества перед прототипом.
У прототипа на соединительном элементе выполнены отдельные пазы для крепления поручней и для крепления кронштейнов. Использовать один паз для крепления кронштейнов и поручней в прототипе невозможно в связи с тем, что в этом случае для установки поручней нужно прорезать потолочные панели по краю, обращенному к профилю, т.к. паз крепления кронштейна находится выше узла крепления панели.
Поскольку поручень не должен проходить сквозь панель, то для этого на прототипе паз для крепления поручня выполнен на другой поверхности соединительного элемента.
В то время как паз для крепления кронштейна с узлами его крепления после установки панелей не виден из салона, наличие отдельного паза для крепления поручней требует дополнительных элементов облицовки, чтобы закрыть малоэстетичные узлы крепления поручней от наблюдения их из салона. Поэтому на профиле выполнен специальный проем, который закрывается декоративными планками после установки поручней.
Таким образом, заявленное техническое решение обеспечивает новую более удобную при сборке схему размещения конструктивных элементов. Обозреваемые из салона поверхности потолка вызывают ощущение легкости конструкции, т.к. по сравнению с прототипом в облицовке меньше стыков. Этим достигается технический результат - повышение удобств при сборке и повышение качества облицовки.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к соединительному облицовочный элементу автобусного кузова. Облицовочный элемент выполнен в виде фасонного профиля, который содержит основание для закрепления на кузове, элемент крепления потолочной панели, который состоит из паза для защемления кромки панели и поджимающего выступа, средства для установки опорного кронштейна и для установки крепления поручней. Поджимающий выступ для крепления потолочной панели выполнен выше средств для установки опорного кронштейна и для установки крепления поручней. Паз для защемления кромки панели образован потолком кузова и поджимающим выступом. Поджимающий выступ расположен под потолочной панелью, а средства для установки опорного кронштейна и для установки креплений поручней выполнены в виде одного паза, служащего как для крепления опорного кронштейна, так и для крепления поручня. Достигается повышение качества облицовки. 5 ил.
Соединительный облицовочный элемент автобусного кузова, выполненный в виде фасонного профиля, содержащего основание для закрепления на кузове, элемент крепления потолочной панели, состоящий из паза для защемления кромки панели и поджимающего выступа, средства для установки опорного кронштейна и для установки крепления поручней, отличающийся тем, что поджимающий выступ для крепления потолочной панели выполнен выше средств для установки опорного кронштейна и для установки крепления поручней, паз для защемления кромки панели образован потолком кузова и поджимающим выступом, при этом поджимающий выступ расположен под потолочной панелью, а средства для установки опорного кронштейна и для установки креплений поручней выполнены в виде одного паза, служащего как для крепления опорного кронштейна, так и для крепления поручня.
Способ регенерации смазочных масел | 1978 |
|
SU763458A1 |
NL 8500926 А, 01.11.1985 | |||
Щелевидный бункер | 1936 |
|
SU53995A1 |
Авторы
Даты
2011-12-27—Публикация
2010-06-01—Подача