КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2003 года по МПК F02K9/34 

Описание патента на изобретение RU2218472C1

Изобретение относится к военной технике, а именно к корпусам ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) и предназначено для использования в РДТТ ракет и реактивных снарядов, в том числе РДТТ снарядов систем залпового огня.

Известны корпуса РДТТ реактивных снарядов, содержащие цилиндрическую обечайку и концевые части в виде резьбовых участков, причем толщина цилиндрической обечайки превышает толщину резьбовых участков (см., например, Куров В.Д., Должанский Ю.М. Основы проектирования пороховых реактивных снарядов. - М.: Оборонгиз, 1961, с.143, фиг.5.1).

Такое техническое решение позволяет обеспечить нераскрытие резьбовых стыков корпуса и герметичность камеры сгорания, однако может быть применено только для РДТТ с большой пассивной массой, не отвечающих современным требованиям.

Таким образом, задача данного технического решения заключалась в достижении работоспособности корпуса без обеспечения требуемого уровня пассивной массы.

Общими признаками с предлагаемым корпусом являются наличие цилиндрической обечайки и концевых частей с резьбовыми участками.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату является корпус РДТТ, содержащий цилиндрическую обечайку и концевые части большей толщины, включающие переходные и резьбовые участки одинаковой толщины, принятый авторами за прототип (см. Фархутдинов И.X., Котельников А. В. Конструкции и проектирование РДТТ. - М.: Машиностроение, 1987, с.8, рис. 1.4).

Такая конструкция корпуса позволяет обеспечить его работоспособность при приемлемом уровне пассивной массы для корпусов с цилиндрической оболочкой большого относительного удлинения.

Вместе с тем известно, что работа РДТТ с высоким заполнением топливом и скоростями газового потока порядка 600 м/с с зарядами из современных топлив сопровождается возникновением и развитием интенсивных акустических колебаний. Распространение колебаний по корпусу и жестко связанному с ним блоку стабилизаторов приводит к возникновению колебательного режима лопастей стабилизаторов, следствием чего является появление недопустимо больших углов атаки при полете снаряда и разрушение корпуса под действием аэродинамических сил и моментов. Конструкция корпуса РДТТ-прототипа не содержит элементов, обеспечивающих эффективное демпфирование акустических колебаний, что значительно снижает надежность его работы.

Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлось создание конструкции корпуса РДТТ с минимальной пассивной массой.

Общими признаками с предлагаемым авторами корпусом является наличие в корпусе цилиндрической обечайки большого относительного удлинения, концевых частей, включающих переходные и резьбовые участки.

В отличие от прототипа в предлагаемом авторами корпусе толщина цилиндрической обечайки и толщина резьбового участка составляют соответственно 0,18. ..0,25 и 0,4...0,6 толщины переходного участка, а внутренний диаметр цилиндрической обечайки и внутренний диаметр резьбового участка - соответственно 1,04...1,05 и 1,01...1,05 внутреннего диаметра переходного участка, при этом пределы прочности резьбовых и переходных участков составляют 0,55...0,90 предела прочности цилиндрической обечайки.

Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения явилось обеспечение надежности функционирования корпуса.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном корпусе, содержащем цилиндрическую обечайку большого относительного удлинения, концевые части, включающие переходные и резьбовые участки, особенность заключается в том, что толщина цилиндрической обечайки и толщина резьбового участка составляют соответственно 0,18...0,25 и 0,4...0,6 толщины переходного участка, а внутренний диаметр цилиндрической обечайки и внутренний диаметр резьбового участка - соответственно 1,04... 1,05 и 1,01...1,05 внутреннего диаметра переходного участка, при этом пределы прочности резьбовых и переходных участков составляют 0,55... 0,90 предела прочности цилиндрической обечайки.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет выполнения цилиндрической обечайки и резьбового участка с толщинами соответственно 0,18. . .0,25 и 0,4...0,6 толщины переходного участка и внутренним диаметром цилиндрической обечайки и внутренним диаметром резьбового участка - соответственно 1,04...1,05 и 1,01. . .1,05 внутреннего диаметра переходного участка обеспечить эффективное демпфирование колебаний и исключить тем самым влияние акустических колебаний на надежность функционирования корпуса. При увеличении толщины цилиндрической обечайки и резьбового участка свыше 0,25 и 0,6 толщины переходного участка нерационально возрастает пассивная масса двигателя, при уменьшении толщины цилиндрической обечайки и резьбового участка ниже 0,18 и 0,25 снижается эффект демпфирования колебаний. При изменении внутреннего диаметра цилиндрической обечайки свыше 1,05 и ниже 1,04 внутреннего диаметра переходного участка при толщинах цилиндрической обечайки, характерных для современных РДТТ, "средний диаметр" цилиндрической обечайки существенно отличается от "среднего диаметра" переходного участка, что приводит к изменению оптимальной геометрии области корпуса, в которой за счет отражения акустических колебаний от поверхностей переходного участка корпуса происходит затухание колебаний, что резко снижает эффект демпфирования колебаний. По аналогичной причине изменение внутреннего диаметра резьбового участка свыше 1,05 и ниже 1,01 внутреннего диаметра переходного участка также снижает эффективность демпфирования колебаний при прохождении их через переходной участок в направлении к резьбовому участку. При увеличении пределов прочности переходных и резьбовых участков свыше 0,90 снижается эффект демпфирования колебаний при прохождении акустических колебаний границ разнородных сред. При уменьшении указанных пределов ниже 0,55 предела прочности цилиндрической обечайки снижаются прочностные характеристики переходных и резьбовых участков, что вызывает необходимость увеличения их длины и толщины, а следовательно, пассивной массы РДТТ.

Признаки, отличающие предлагаемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях и не известны из уровня техники в процессе проведения патентных исследований, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию "новизна".

Исследуя уровень техники в ходе проведения патентного поиска по всем видам сведений, доступных в странах бывшего СССР и зарубежных странах, обнаружено, что предлагаемое техническое решение явным образом не следует из известного уровня техники, следовательно, можно сделать вывод о соответствии критерию "изобретательский уровень".

Сущность изобретения заключается в том, что в корпусе ракетного двигателя твердого топлива, содержащем цилиндрическую обечайку большого относительного удлинения, концевые части, включающие переходные и резьбовые участки, согласно изобретению толщина цилиндрической обечайки и толщина резьбового участка составляют соответственно 0,18...0,25 и 0,4...0,6 толщины переходного участка, а внутренний диаметр цилиндрической обечайки и внутренний диаметр резьбового участка - соответственно 1,04...1,05 и 1,01...1,05 внутреннего диаметра переходного участка, при этом пределы прочности резьбовых и переходных участков составляют 0,55. . .0,90 предела прочности цилиндрической обечайки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен продольный разрез предлагаемого корпуса.

Предлагаемый корпус РДТТ содержит цилиндрическую обечайку 1, переходные участки 2 и резьбовые участки 3, причем толщина цилиндрической обечайки (δ1) и толщина резьбовых участков 3 (δ3) составляют соответственно 0,18...0,25 и 0,4. . .0,6 толщины переходного участка 2 (δ2), а внутренний диаметр цилиндрической обечайки 1 (D1) и внутренний диаметр резьбового участка 3 (D3) - соответственно 1,04. . .1,05 и 1,01...1,05 внутреннего диаметра переходного участка 2 (D2), при этом пределы прочности резьбовых 3 и переходных 2 участков составляют 0,55...0,90 предела прочности цилиндрической обечайки 1.

Функционирование предлагаемого корпуса происходит следующим образом.

При работе РДТТ возникающие акустические колебания распространяются по цилиндрической обечайке 1, в том числе, через переходные участки 2 и резьбовые участки 3 в направлении блока стабилизаторов. При прохождении колебаниями переходных участков 2 за счет выбранной оптимальной геометрии области переходного участка 2 и оптимальных прочностных характеристик переходных 2 и резьбовых 3 участков происходит эффективное демпфирование колебаний, что снижает их воздействие на блок стабилизаторов, обеспечивая тем самым отсутствие колебательного режима лопастей стабилизаторов, а следовательно, исключение возникновения больших углов атаки при полете снаряда и разрушение корпуса под действием аэродинамических сил и моментов.

Выполнение корпуса РДТТ в соответствии с изобретением позволило повысить надежность его функционирования и реактивного снаряда в целом.

Изобретение может быть использовано при разработке различных корпусов РДТТ, в том числе реактивных снарядов систем залпового огня.

Указанный положительный эффект подтвержден испытаниями опытных образцов реактивных снарядов с корпусами РДТТ, выполненных в соответствии с изобретением.

В настоящее время разработана конструкторская документация, проведены государственные испытания, намечено серийное производство.

Похожие патенты RU2218472C1

название год авторы номер документа
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2006
  • Макаровец Николай Александрович
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
  • Семилет Виктор Васильевич
  • Подчуфаров Вячеслав Иванович
  • Каширкин Александр Александрович
  • Трегубов Виктор Иванович
  • Королева Наталья Борисовна
  • Петуркин Дмитрий Михайлович
  • Аляжединов Вадим Рашитович
  • Куксенко Александр Федорович
RU2317434C1
РЕМОНТОПРИГОДНЫЙ КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И СПОСОБ ЕГО РЕМОНТА 2005
  • Макаровец Николай Александрович
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
  • Семилет Виктор Васильевич
  • Слемзин Валентин Константинович
  • Каширкин Александр Александрович
  • Ерохин Владимир Евгеньевич
  • Аляжединов Вадим Рашитович
  • Трегубов Виктор Иванович
RU2289717C1
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Агарков Сергей Николаевич
  • Михайлов Вячеслав Владимирович
  • Танков Александр Михайлович
  • Углов Валерий Михайлович
  • Данилевич Петр Владимирович
  • Макаровец Николай Александрович
  • Калюжный Геннадий Васильевич
  • Захаров Олег Львович
  • Ерохин Владимир Евгеньевич
  • Каширкин Александр Александрович
  • Петуркин Дмитрий Михайлович
  • Трегубов Виктор Иванович
RU2447310C1
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД 1999
  • Батов А.Г.
  • Денежкин Г.А.
  • Каретников Г.В.
  • Куксенко А.Ф.
  • Макаровец Н.А.
  • Мамедов Октай Саил Оглы
  • Носов Л.С.
  • Подчуфаров В.И.
  • Редько А.А.
  • Романовцев Б.М.
  • Сопиков Д.В.
RU2151367C1
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД 2004
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Подчуфаров В.И.
  • Куксенко А.Ф.
  • Носов Л.С.
  • Сопиков Д.В.
  • Зотов В.Н.
  • Батов А.Г.
  • Базарный А.Н.
  • Дружинин В.Е.
  • Манчук Б.В.
RU2258890C1
РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ 1997
  • Макаровец Н.А.
  • Гущин В.А.
  • Семилет В.В.
  • Петуркин Д.М.
  • Петров В.Л.
  • Долгих А.И.
  • Ваньков В.Т.
  • Денежкин Г.А.
  • Калюжный Г.В.
  • Филатов В.Г.
  • Тимофеев А.Д.
RU2110757C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1997
  • Макаровец Н.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Белобрагин В.Н.
  • Часовников Ю.И.
  • Носов Ю.Е.
RU2135810C1
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД 2005
  • Макаровец Николай Александрович
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
  • Семилет Виктор Васильевич
  • Подчуфаров Вячеслав Иванович
  • Куксенко Александр Федорович
  • Носов Леонид Сергеевич
  • Сопиков Дмитрий Валентинович
  • Редько Александр Александрович
  • Зотов Владимир Николаевич
RU2288433C1
ОТДЕЛЯЕМАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА 2001
  • Базарный А.Н.
  • Батов А.Г.
  • Обозов Л.И.
  • Калюжный Г.В.
  • Семилет В.В.
  • Денежкин Г.А.
  • Макаровец Н.А.
  • Сидоров Е.В.
  • Трегубов В.И.
RU2176375C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1996
  • Арашкевич И.М.
  • Белобрагин В.Н.
  • Борисов О.Г.
  • Денежкин Г.А.
  • Макаровец Н.А.
  • Подчуфаров В.И.
  • Проскурин Н.М.
  • Семилет В.В.
RU2102623C1

Реферат патента 2003 года КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит цилиндрическую обечайку, концевые части, включающие переходные и резьбовые участки. Толщина цилиндрической обечайки и толщина резьбового участка составляют соответственно 0,18-0,25 и 0,4-0,6 толщины переходного участка. Внутренний диаметр цилиндрической обечайки и внутренний диаметр резьбового участка составляют соответственно 1,04-1,05 и 1,01-1,05 внутреннего диаметра переходного участка. Пределы прочности резьбовых и переходных участков составляют 0,55-0,90 предела прочности цилиндрической обечайки. Изобретение позволяет за счет выбора рациональных конструктивных параметров корпуса ракетного двигателя твердого топлива обеспечить надежность функционирования реактивного снаряда с данным двигателем. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 218 472 C1

Корпус ракетного двигателя твердого топлива, содержащий цилиндрическую обечайку, концевые части, включающие переходные и резьбовые участки, отличающийся тем, что в нем толщина цилиндрической обечайки и толщина резьбового участка составляют соответственно 0,18...0,25 и 0,4...0,6 толщины переходного участка, а внутренний диаметр цилиндрической обечайки и внутренний диаметр резьбового участка - соответственно 1,04...1,05 и 1,01...1,05 внутреннего диаметра переходного участка, при этом пределы прочности резьбовых и переходных участков составляют 0,55...0,90 предела прочности цилиндрической обечайки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2218472C1

ФАТХУТДИНОВ И.Х., КОТЕЛЬНИКОВ А.В
Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива
- М.: Машиностроение, 1987, с.8, рис
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
US 4495764 A, 29.01.1985
US 4766726 A, 29.07.1986
СПОСОБ ЗАМОРАЖИВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ 0
SU181982A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХЛЕБНОГО КВАСА 2015
  • Квасенков Олег Иванович
RU2591281C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1992
  • Шипунов А.Г.
  • Соколов Г.Ф.
  • Махонин В.В.
  • Морозов В.Д.
RU2015391C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1994
  • Бабичев В.И.
  • Миронов Ю.И.
  • Беркович В.С.
  • Шигин А.В.
RU2076937C1

RU 2 218 472 C1

Авторы

Тарасов А.И.

Углов В.М.

Макаровец Н.А.

Денежкин Г.А.

Семилет В.В.

Трегубов В.И.

Каширкин А.А.

Петуркин Д.М.

Филатов В.Г.

Аляжединов В.Р.

Собко В.Ф.

Даты

2003-12-10Публикация

2003-02-06Подача