Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к ветроэнергетическим установкам (ВЭУ), преобразующим энергию ветра в электрическую, механическую, гидравлическую или иного вида энергию.
Известно устройство управления пограничным слоем, в котором реализуется способ повышения эффективности управления пограничным слоем на аэродинамической поверхности (например, на поверхности лопасти ротора ветроэнергетической установки) путем отсоса воздуха из задней стенки каверны в сочетании с тангенциальным вдувом в кольцевой канал (см. например, RU 2032595 С1, кл. В 64 С 21/08, 10.04.1995).
Недостатком способа повышения эффективности лопасти ротора является то, что такое вихревое управление пограничным слоем неприменимо для лопастей ротора ВЭУ с горизонтальной осью вращения, так как вихревые ячейки (каверны с центральными телами), расположенные вдоль геометрических осей лопастей, не будут поперечны воздушному потоку вследствие мощного тангенциального потока воздуха, образующегося при вращении лопастей ротора ВЭУ.
Технический результат, заключающийся в повышении эффективности ВЭУ за счет увеличения момента на валу ротора, обеспечивается за счет того, что в предложенном способе, согласно изобретению, лопасть ротора выполняется в виде крыла с толстым аэродинамическим профилем, и на задней части лопасти с подветренной стороны располагают вихревую систему управления пограничным слоем, состоящую из продольных каверн с центральными телами, образующими кольцевые каналы, и из каждой каверны и каждого центрального тела осуществляют отсос воздуха через воздухозаборники в ресиверы, которые соединяют воздуховодами с ресивером низкого давления внутри лопасти, воздух из которого за счет центробежных сил вращающейся лопасти, а также из-за возникающей разницы давлений у комля и конца лопасти из-за большей суммарной скорости воздуха на конце вращающейся лопасти отсасывается на конец лопасти через воздуховод, при этом внутри каверн и на внешней поверхности лопасти устанавливают с определенным шагом пластины, ограничивающие стекание потока воздуха вдоль лопасти.
Ресивер низкого давления объединен с ресиверами каверн и ресиверами центральных тел, и из него идет отсос воздуха во внешнюю среду.
Ресивер низкого давления объединен с ресиверами каверн, и из него и ресиверов центральных тел идет отсос воздуха во внешнюю среду.
Ресивер низкого давления объединен с ресиверами центральных тел, и из него и ресиверов каверн идет отсос воздуха во внешнюю среду.
Для оптимизации величины отсоса воздуха из ресивера низкого давления, из ресиверов каверн и ресиверов центральных тел при различных режимах вращения ротора ВЭУ и для эффективной нейтрализации воздействия чрезмерно больших скоростей ветра на ротор ВЭУ на воздуховоды устанавливают регулирующие расход воздуха элементы.
В варианте способа повышения эффективности лопасти ротора ветроэнергетической установки, согласно изобретению, лопасть ротора выполняется в виде крыла с толстым аэродинамическим профилем, и на задней части лопасти с подветренной стороны располагают вихревую систему управления пограничным слоем, состоящую из продольных каверн, и их каждой каверны за счет центробежных сил вращающейся лопасти, а также из-за возникающей разницы давлений у комля конца лопасти из-за большей суммарной скорости воздуха на конце вращающейся лопасти осуществляется отсос воздуха на конец лопасти, при этом из каждой каверны через воздухозаборники с регулирующими расход воздуха элементами осуществляют отсос воздуха в ресивер низкого давления, воздух из которого за счет центробежных сил вращающейся лопасти, а также из-за возникающей разницы давлений у комля и конца лопасти из-за большей суммарной скорости воздуха на конце вращающейся лопасти отсасывается на конец лопасти через воздуховод, для ограничения стекания потока воздуха вдоль лопасти внутри каверн и на внешней поверхности лопасти устанавливают пластины с определенным шагом, отсос воздуха осуществляют также и за счет турбины, при этом осуществляют вдув воздуха во вращающийся в каверне лопасти вихрь.
На фиг. 1 изображено поперечное сечение лопасти ротора ветроэнергетической установки;
на фиг. 2 изображено поперечное сечение каверны с центральным телом и схемой воздушных потоков;
на фиг. 3 изображен вид лопасти со стороны вихревых ячеек и пластины, ограничивающие стекание потока воздуха вдоль лопасти;
на фиг.4 изображена лопасть ротора ветроэнергетической установки в разрезе.
При реализации заявленного способа лопасть 1 ротора ветроэнергетической установки выполняют в виде крыла с толстым аэродинамическим профилем (не показан) и на задней части лопасти 1 с подветренной стороны располагают вихревую систему управления пограничным слоем, состоящую из продольных каверн 2 с центральными телами 6, образующими кольцевые каналы 4, и из каждой каверны 2 и каждого центрального тела 6 осуществляют отсос воздуха через профилированные воздухозаборники 7 и 5 в ресиверы 3 и 9, которые соединяются воздуховодами 11 и 12 с ресивером 10 низкого давления внутри лопасти 1, при этом кольцевой канал 4 имеет в передней части расширение.
Полости каждой из каверн 2 сообщаются с ресиверами 3 полости каверн 2 с помощью воздухозаборников 7, а полости каждого из центральных тел 6 с помощью воздухозаборников 5 с ресиверами 9. Сообщение ресиверов 3 и 9 с ресивером 10 обеспечивает дозированность отсоса воздуха из каверн 2 и центральных тел 6 и снижает неблагоприятный положительный градиент давления в пограничном слое.
Обеспечение низкого давления в ресивере 10 реализуется при вращении лопасти 1 за счет стремления частиц воздуха двигаться к концу лопасти 1 благодаря относительно низкому внешнему давлению на конце лопасти 1 из-за большей скорости воздушного потока (из-за векторного сложения скорости ветра и тангенциального потока), а также центробежных сил.
Управление отсосом воздуха из ресивера 10 осуществляют с помощью регулирующих расход воздуха элементов. Для отсоса воздуха из ресивера 10 дополнительно устанавливают турбину (не показана). Кроме того, лопасть 1 ротора содержит втулку 8 с механизмом поворота и обтекателем (не показаны), комель 13, пластины 14, ограничивающие стекание потока воздуха вдоль лопасти 1 (противодействующие тангенциальному потоку воздуха, возникающему при вращении лопасти 1, и установленные на внешней поверхности лопасти 1 и внутри каверн 2 "вихревых ячеек").
Безотрывное обтекание вращающейся лопасти 1 обеспечивается за счет создания устойчивых вихрей в кольцевых каналах 4 продольных каверн 2, расположенных на задней части подветренной стороны лопасти 1, выполненной в форме толстого крыла. Организация вихря и его поддержка проходит за счет дозированного отсоса воздуха со стенки каверны 2 и центрального тела 6 "вихревой ячейки", при этом необходимые отсосы воздуха обеспечиваются центробежными силами, возникающими при вращении ротора ВЭУ, а также газодинамическим разряжением на периферии лопасти 1.
Исследования аэродинамических характеристик вращающейся лопасти 1 ротора ВЭУ вихревыми ячейками показали, что:
- у лопастей 1 с активной системой управления пограничным слоем значительно большая часть длины лопасти 1 "работает" на создание крутящего момента на валу ротора ВЭУ;
- величина коэффициента подъемной силы Су значительно больше, чем на обычных лопастях ВЭУ,
- положительное значение коэффициента подъемной силы Су сохранятся при больших отрицательных углах атаки.
Конструктивное исполнение системы управления пограничным слоем может исключать в отдельных случаях использование центральных тел 6 внутри каверн 2.
Возможны варианты конструкции с использованием вдува воздуха в выбранных местах каверны 2.
Конструктивное создание лопастей 1 ротора ВЭУ с системой управления пограничным слоем обуславливает возможность использования толстого аэродинамического профиля.
При отсутствии в устройстве ВЭУ центральных тел в кавернах, а также при отсутствии ресиверов центральных тел, ресиверов каверн и ресивера низкого давления, заявленный способ реализуется без отсоса воздуха из центральных тел в ресиверы центральных тел через воздухозаборники, без отсоса воздуха из полостей каверн в ресиверы каверн через воздухозаборники и без отсоса воздуха из ресивера низкого давления на конец лопасти, а производится отсос воздуха из каждой каверны на конец лопасти за счет центробежных сил вращающейся лопасти, а также из-за возникающей разницы давлений у комля и конца лопасти из-за большей суммарной скорости воздуха на конце вращающейся лопасти, при этом внутри каверн и на внешней поверхности лопасти устанавливают с определенным шагом пластины, ограничивающие стекание потока воздуха вдоль лопасти.
Заявленный способ реализуется и при наличии ресивера низкого давления внутри лопасти, в который отсасывается воздух из каждой каверны через воздухозаборники с регулирующими расход воздуха элементами. Из ресивера низкого давления осуществляется отсос воздуха на конец лопасти.
В устройстве может быть дополнительно установлена турбина для отсоса воздуха, а вдув воздуха может быть осуществлен в вихрь, вращающийся в каверне лопасти.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЛОПАСТИ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2267657C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТСОСОМ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВДУВОМ В ПОГРАНИЧНЫЙ СЛОЙ, УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ СХОДА ПОТОКА С ЗАДНЕЙ КРОМКИ ФЮЗЕЛЯЖА И ЕГО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 1992 |
|
RU2033945C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОТРЫВОМ ПОТОКА | 2006 |
|
RU2328411C2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ НА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
RU2015942C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ | 1994 |
|
RU2032595C1 |
Рабочее колесо насоса-турбины со структурой бугорков горбатого кита | 2020 |
|
RU2741190C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОТБОРОМ МОЩНОСТИ ВЕТРОВОГО ПОТОКА И ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2178830C2 |
ЛОПАСТЬ РОТОРА ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ | 2018 |
|
RU2732354C1 |
ГОРНАЯ ВОЗДУШНО-ТЯГОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2009 |
|
RU2444645C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ НА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2508228C1 |
Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к ветроэнергетическим установкам, преобразующим энергию ветра в электрическую, механическую, гидравлическую или иного вида энергию. Технический результат, заключающийся в повышении эффективности ВЭУ за счет увеличения момента на валу ротора, обеспечивается за счет того, что в предложенном способе лопасть ротора выполняется в виде крыла с толстым аэродинамическим профилем и на задней части лопасти с подветренной стороны располагают вихревую систему управления пограничным слоем, состоящую из продольных каверн с центральными телами, образующими кольцевые каналы, и из каждой каверны и каждого центрального тела осуществляют отсос воздуха через воздухозаборники в ресиверы, которые соединяют воздуховодами с ресивером низкого давления внутри лопасти, воздух из которого за счет центробежных сил вращающейся лопасти, а также из-за возникающей разницы давлений у комля и конца лопасти из-за большей суммарной скорости воздуха на конце вращающейся лопасти отсасывается на конец лопасти через воздуховод, при этом внутри каверн и на внешней поверхности лопасти устанавливают с определенным шагом пластины, ограничивающие стекание потока воздуха вдоль лопасти. Предложенный способ повышения эффективности лопасти ротора ветроэнергетической установки реализован в одном из вариантов. 2 с. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ | 1994 |
|
RU2032595C1 |
Ветроэнергетический агрегат | 1985 |
|
SU1280181A1 |
Аэропланные крылья | 1925 |
|
SU1410A1 |
Поверхность Винокурова | 1989 |
|
SU1665882A3 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ НА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
RU2015942C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ НА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
RU2015941C1 |
Устройство для изготовления и припайки проволочных выводов к секции конденсатора | 1974 |
|
SU564662A1 |
US 3790107 А, 05.02.1974. |
Авторы
Даты
2003-12-10—Публикация
2002-12-30—Подача