Изобретение относится к битумным грунтовкам.
Битумно-полимерная грунтовка предназначается для нанесения под битумно-полимерные мастики в различных конструкциях комбинированных изоляционных покрытий на основе битумно-полимерных мастик, предназначенных для защиты от коррозии стальных нефтегазопроводов при температуре их эксплуатации до +40oС.
В соответствии с "Правилами капитального ремонта подземных трубопроводов" 1992 г. издательства Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Академии наук Республики Башкортостан, в издании "Защита подземных теплопроводов от коррозии" авторов Стрижевского И.В., Суриса Н.А., издательства "Электростальиздат", 1983 г. рекомендуется в качестве грунтовки использовать раствор нефтяного битума в неэтилированном бензине. Допускается вместо нефтяного битума использовать битумно-полимерную мастику, соотношение битума (мастики) в бензине ~1:2 по массе.
Грунтовка, приготовленная вышеуказанным способом, имеет недостаток: нанесение грунтовки должно проводится на сухую поверхность.
Задачей заявленного изобретения является разработка нового состава битумно-полимерной грунтовки гомогенного состава, обладающего улучшенными эксплуатационными характеристиками при нанесении на влажную поверхность трубопровода.
Эта задача решается разработкой новой рецептуры грунтовки битумно-полимерной (техническое название "Грунтовка битумно-полимерная "Биом"), содержащей нефтяной битум, инден-кумароновую смолу, сольвент, шерстный жир (технический ланолин) и бензин.
Компоненты взяты в следующих соотношениях, мас.%:
Битум нефтяной ГОСТы 6617, 9812 - 30,0-45,0
Инден-кумароновая смола ТУ 14-6-72 - 2,0-3,0
Шерстный жир ОСТ 17-449 - 0,5-2,0
Сольвент ГОСТы 1928, 10214 - 5,0-10,0
Бензин ТУ 38.401-67-108, ТУ 38.001165 - 40,0-62,5
Битум нефтяной, ГОСТы 6617, 9812, характеризуют строительные битумы марок БН 70/30, БН 90/10 и изоляционные БНИ 70/30 и БНИ 90/10.
Инден-кумароновая смола, ТУ 14-6-72, характеризует смолу марок А, Б, В с температурой размягчения 80-140oС, шерстный жир, ОСТ 14-443, характеризует шерстный жир первого и второго сорта.
Сольвент, ГОСТы 1928, 10214, характеризует сольвент каменноугольный марок А, Б, В и сольвент нефтяной высшего или первого сорта.
Бензин ТУ 38.401-67-108, ТУ 38.001165 характеризует бензин для резиновой промышленности С-2-80/120 и неэтилированный бензин марки А-80.
Предложенный состав грунтовки отличается от ближайшего аналога введением поверхностно-активного вещества (шерстный жир), полимера - инден-кумароновой смолы.
Предложенный состав улучшает эксплуатационные свойства защитного покрытия нефтепроводов (площадь катодного отслаивания по ГОСТ 51164) и возможность нанесения грунтовки на влажную поверхность трубопроводов.
Заявленное решение соответствует критерию "новизна".
Были приготовлены два состава грунтовки битумно-полимерной "Биом", отличающиеся в основном содержанием битума (номинальное значение и минимальное).
Порядок приготовления смесей.
Пример 1. Первоначально битум (37,5%) измельчается на куски и загружается в смеситель, в смеситель загружается бензин (54,5%) и перемешивается при температуре 25-30oС до полного растворения.
Отдельно в реакторе готовится раствор инден-кумароновой смолы (2,0%) в сольвенте (5,0%), перемешивание ведется при температуре 30-40oС до полного растворения смолы.
В приготовленный раствор битума в бензине загружается навеска шерстного жира (1,0%), дозируется раствор инден-кумароновой смолы в сольвенте и смесь перемешивается при температуре 25-30oС до получения однородного состава.
Пример 2. Смесь, содержащую 30% битума, инден-кумароновой смолы (2,0%), сольвента (5,0%), шерстного жира (1,0%) и бензина (62%) готовится аналогичным образом, указанным в примере 1.
Смесь анализировалась на показатели, приведенные в таблице 1.
Приведенные в таблице данные подтверждаются актом испытаний смесей.
В таблице 2 приведены сравнительные характеристики номинального состава грунтовки битумно-полимерной "Биом" и раствора мастики "Биом-2" в бензине, применяемого в качестве грунтовочного слоя.
Результаты свидетельствуют о том, что предлагаемая грунтовка позволяет получить защитное покрытие нефтепроводов с более высокими эксплуатационными свойствами.
В настоящее время разработаны технические условия (ТУ 2313-002-20994575-01) на грунтовку битумно-полимерную "Биом". Технические условия утверждены в АК "Транснефть", Госгортехнадзоре России.
Грунтовка "Биом" прошла испытания в АО "ВНИИСТ" и в трассовых условиях и получено положительное заключение.
Сравнение предлагаемой рецептуры с другими известными аналогами не выявляет в них отличительные признаки, предлагаемые в данном техническом решении.
Таким образом, данное техническое решение не вытекает из существующего уровня техники, что дает основание считать его обладающим изобретательским уровнем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БИТУМНО-ПОЛИМЕРНАЯ ГРУНТОВКА | 2010 |
|
RU2456321C2 |
Битумно-полимерная грунтовка | 2017 |
|
RU2663134C1 |
БИТУМНО-СМОЛЯНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2018 |
|
RU2685327C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1998 |
|
RU2140953C1 |
БИТУМНО-ПОЛИМЕРНАЯ МАСТИКА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2300542C1 |
МАСТИКА БИТУМНАЯ ИЗОЛЯЦИОННАЯ | 1997 |
|
RU2119935C1 |
ПРАЙМЕР АДГЕЗИОННЫЙ ПОЛИМЕРСОДЕРЖАЩИЙ | 2012 |
|
RU2492386C1 |
МАСТИКА БИТУМНО-ПОЛИМЕРНАЯ "ТРАНСКОР" ДЛЯ ТРУБ | 2001 |
|
RU2192578C1 |
МАСТИКА БИТУМНО-ПОЛИМЕРНАЯ "ТРАНСКОР" ДЛЯ ПОЛИМЕРНОГО РУЛОННОГО МАТЕРИАЛА | 2001 |
|
RU2192579C1 |
МАСТИКА БИТУМНО-БУТИЛКАУЧУКОВАЯ ИЗОЛЯЦИОННАЯ | 1997 |
|
RU2124542C1 |
Разработана грунтовка битумно-полимерная "Биом". Задача - улучшение эксплуатационных свойств защитного покрытия, например, нефтепроводов. Она предназначена для нанесения под битумно-полимерные мастики в различных конструкциях комбинированных изоляционных покрытий на основе битумно-полимерных мастик, предназначенных для защиты от коррозии, например, стальных нефтегазопроводов при температуре их эксплуатации до +40oС при следующем соотношении компонентов, мас. %: битум нефтяной 30,0-45,0; инден-кумароновая смола 2,0-3,0; шерстный жир 0,5-2,0; сольвент 5,0-10,0; бензин 40,0-62,5. 2 табл.
Грунтовка битумно-полимерная "Биом", содержащая нефтяной битум и бензин, отличающаяся тем, что вышеуказанная грунтовка дополнительно содержит инден-кумароновую смолу, шерстный жир и сольвент при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум нефтяной 30,0-45,0
Инден-кумароновая смола 2,0-3,0
Шерстный жир 0,5-2,0
Сольвент 5,0-10,0
Бензин 40,0-62,5
КОЗЛОВСКАЯ А.А | |||
Изоляционные материалы для защиты магистральных трубопроводов от коррозии | |||
- Гостоптехиздат, 1962, с | |||
Прибор с двумя призмами | 1917 |
|
SU27A1 |
МАСТИКА БИТУМНАЯ ИЗОЛЯЦИОННАЯ | 1997 |
|
RU2119935C1 |
МАСТИКА БИТУМНО-БУТИЛКАУЧУКОВАЯ ИЗОЛЯЦИОННАЯ | 1997 |
|
RU2124542C1 |
Авторы
Даты
2003-12-20—Публикация
2002-01-14—Подача