Изобретение относится к способу воздействия на центральную нервную систему физическими методами и может быть использовано в качестве эффективного метода профилактики производственного утомления и повышения трудоспособности учащихся вузов, колледжей, школ в процессе обучения их с использованием ЭВМ длительное рабочее время, а так же лицам, использующим в своей деятельности компьютерную технику.
В настоящее время внедрение достижений современной вычислительной техники в практику с использованием компьютеров заслуживает большого внимания как со стороны массового их использования, так и возможной защиты от вредных последствий в процессе работы с ними.
ЭВМ можно рассматривать как особую форму накопления, хранения и переработки информации, которая заложена также природой в человеческий мозг и о взаимодействии которых мы еще знаем недостаточно.
Изучение проблемы длительного сохранения работоспособности человека в условиях взаимодействия с ЭВМ (в этом случае вероятно более правильно употреблять, следует термин трудоспособность), человека в условиях диалога человек - машина первоочередно заставляет заниматься профилактикой утомления оператора ПК, чтобы не было потери его трудоспособности.
Как показала практика, человеку недостает умения и памяти, чтобы быстро, точно прослеживать логические цепочки взаимодействий при анализе сложных систем, заложенных в программы компьютеров.
Человеческий мозг плохо приспособлен для проведения больших количеств математических вычислений и т.д.
Кроме того, известно, что именно нервно-эмоциональные перегрузки профессионального характера приводят к дезадаптации нервной системы и в сочетании с гиподинамией (условия сидячей работы) являются ведущим этиологическим фактором роста числа невротических состояний, что снижает роль успешного обучения, закрепления и освоения учебного материала во время занятий по программам информатики и вычислительной техники.
Поэтому при общении с установками ЭВМ в первую очередь стоит необходимость разработки методов защиты и повышения трудоспособности человеческого организма на создавшуюся среду, а также необходимо уделять большое внимание созданию благоприятных условий для подрастающего организма учащихся с учетом возрастной физиологии и школьной гигиены.
Попытка использовать в целях профилактики функциональных нарушений (утомление, снижение концентрации внимания) при усвоении материала различные средства медикаментозного характера, то есть применение физиотерапевтических и других средств, имеет в данном случае только отрицательные последствия.
В связи с этим значительный интерес предоставляет возможность применения в процессе труда с ЭВМ физических факторов (дыхательные упражнения, водные процедуры, применение натур продуктов, включающих в состав биологоактивные природные вещества, например, "Aльга-флору", морских водорослей и др.).
Приоритетные работы отечественных ведущих специалистов в области психофизиологии труда, проводимые на базе института им. Ухтомского и института им. Герцена, отражены в следующих публикациях, на основе которых и разработан способ регуляции работоспособности человека.
Павлова Л. П., Романенко А.Ф. "Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л., 1968.
Лобачев В.И., Павлова Л.П. Парадоксы мышления. Л., 1994.
Журавлева (Баскакова) Г.Н. Оценка динамики умственной работоспособности детей в массовой школе. Л., 1988.
Баскакова Г.Н. Гигиенические основы организации уроков по информатике и вычислительной технике с основами программирования в общеобразовательной школе. Л., 1990.
При рассмотрении данной заявки на патент авторы, обращаясь к экспертизе, считают своим долгом предложить терминологию, какой будут пользоваться в процессе описания заявки для обоюдного понимания вопроса, о котором идет речь.
Необходимо разграничить условия и область использования данного технического решения по оценке термина работоспособность человека.
Под работоспособностью человека можно и должно понимать выполнение физической нагрузки человеком и это считается как общая физическая работоспособность человека, которая обычно измеряется в специальных тестах, одобренных Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), к числу которых относятся и стандартные тредбан-тест, велоэргометр и т.д.
Физическая нагрузка при этом считается определенным условием стабилизации или регистрации величины выполняемой испытуемым внешне полезной механической работы, т.е. все это относится к работоспособности мышц и выполняемых ими движений во времени.
Работоспособность человека, связанная в основном с изучением, запоминанием информативного материала при визуальном отслеживании таблиц, цифр, мелькающих с большой частотой кадров, относится в большей мере к работоспособности центральной нервной системы и головного мозга (что можно вернее называть трудоспособностью и будет подразумеваться авторами).
Основными функциями центральной нервной системы, как известно, являются:
1. Регуляция всех тканей и органов и объединение их в единое целое.
2. Обеспечение приспособления организма к условиям внешней среды (организация).
3. Управление различными функциями осуществляется и гуморальным путем (через кровь, лимфу, тканевую жидкость). У высших животных и человека ведущим отделом центральной нервной системы является кора больших полушарий, которая управляет наиболее сложными функциями жизнедеятельности человека, психическими процессами, такими как сознание, мышление, память и др. (Зимкин Н. В. Физиология человека, изд-во ФИЗ, 1975, с. 109, 212). Известно, что у человека кора больших полушарий головного мозга исполняет роль "распорядителя и распределителя" всех жизненных функций (И.П. Павлов).
Нарушение нормального баланса нервных процессов (утомление, перетренированность и др.) может вызвать срыв высшей нервной деятельности и фазовых состояний.
При преобладании процессов возбуждения нарушаются все условно-рефлекторные реакции, связанные с торможением, дифференцировкой, запаздыванием и др.
При преобладании процессов торможения исчезают многие из ранее выработанных условных рефлексов.
Разработчики ЭВМ, как правило, решая технические задачи, мало обращают внимание на последствия, вызывающие негативные проявления (мелькание кадров, объем светового поля, реакция на движущийся объект).
Учитывая таким образом, что растущий организм человека не имеет стойких установившихся рефлексов и не может стопроцентно включиться в занятия по вычислительной технике, изучению компьютера, а также освоению сложных программ, то можно сказать, что это сложная и подчас непосильная задача для учащихся.
Из сказанного можно сделать вывод, что разработка соответствующей системы мероприятий защиты от воздействия негативных влияний на организм человека является первоочередной задачей.
Поэтому в основном на рещение задачи разработки способа защиты от переутомления и повышения работоспособности человека несмотря на большую сложность проблемы "человек-машина" были направлены усилия авторов по исследованию этих проблем в течение последних десятилетий.
Хотя в основном большая часть сводилась к разработке методических указаний, санитарных норм и гигиены при использовании ЭВМ, в частности в процессе обучения, большое внимание уделялось разработке методик по повышению работоспособности человека.
Для восстановления нормального состояния нервных процессов человек, как правило, применяет различные средства, важнейшими из которых являются отдых, облегчение условий работы, перемена обстановки, обеспечение нормального сна, а так же пользуется рекомендациями по сбалансированному питанию, использует фармакологические средства и др.
При решении задачи повышения работоспособности учащихся и лиц, занимающихся освоением новой профессии с использованием ЭВМ, все перечисленные выше моменты по возможности должны быть учтены в методиках, позволяющих повысить работоспособность и снизить утомляемость человека.
Известны способы воздействия на ЦНС как в России, так и за рубежом с использованием импульсных токов "Способ подготовки к стрессовым состояниям" (а.с. СССР 738228, публикация 1978).
Реализация перечисленных здесь способов осуществляется в том числе и с использованием аппарата "Ленар", с помощью которого проводят воздействие и регулирование ЦНС.
Широко известные "Способы воздействия на ЦНС"( как в а.с. СССР 738228 и 818627) заключаются в использовании импульсных токов переменной скважностью путем регулирования частоты и длительности импульсов при постоянном пороговом значении выходного напряжения.
Цель - повышение работоспособности у водителей транспорта, летчиков, спортсменов и т.д.
Использование этих способов дает положительные результаты в части повышения работоспособности и снятия утомления, но в нашем случае для повышения работоспособности человека с определенным назначением защиты и профилактики от утомления они не могут быть использованы в групповых занятиях учащихся для лиц подросткового и юношеского возраста.
Известен "Способ подготовки к стрессовым состояниям" (а.с. СССР 738226, опубл. 1978 г.).
Достоинством способа является использование электрических импульсов для выравнивания альфа-ритмов в коре головного мозга с целью воздействия на ЦНС.
Также известен "Способ регуляции работоспособности человека (а.с. СССР 818627, М.кл. А 61 N 1/36, опубл. 1981 г.).
Этот способ выбран авторами в качестве прототипа, так как является наиболее близким по цели и сущности к предлагаемому техническому решению.
Недостатками вышеперечисленных способов и методик являются невозможность прямого использования указанных режимов и их последовательности для достижения задачи повышения работоспособности человека путем исключения производственного утомления при изучении и освоении информатики с помощью ЭВМ в условиях обучения в школах, колледжах, вузах.
Перечисленные способы, в том числе и прототип, не позволяют получить желаемые результаты.
1. По оценке и контролю за утомлением профилактику нагрузок в зависимости от физического состояния организма.
2. Отсутствие учета индивидуальных возможностей снятия стресса в процессе обучения занимающегося в связи с ограниченной двигательной активностью человека.
3. Совершенствование организации трудоемкого процесса запоминания с учетом психо-гигиенических факторов (исключение переутомления и обеспечение оздоровительного эффекта).
В связи с этим основным недостатком прототипа является невозможность прямого использования указанного в нем режима и его последовательности.
Таким образом, перед авторами была поставлена задача разработки способа повышения работоспособности (трудоспособности) и обеспечения оздоровительного эффекта путем исключения переутомления за счет контроля оптимальных значений режимов во времени, включающих активный отдых и психофизиологическую разгрузку организма путем улучшения адаптации к экстремальным нагрузкам и обеспечения условий взаимодействия этих режимов человека.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе регуляции предложен дополнительный механизм разгрузки и физической релаксации, а также эмоционального освобождения в процессе занятия умственным трудом, способствующий психосоматическому оздоровлению и снятию стресса, улучшению условий адаптации и, как следствие, повышению работоспособности и улучшению запоминания материала учащимися.
Указанная цель достигается тем, что в процессе учебного занятия, продолжающегося 45 минут, предусмотрен активный отдых через 20 минут от начала занятий, в интервале которого проводят дыхательные упражнения в течение 1-3 минут с задержкой дыхания после выдоха с контролем пульса.
Затем осуществляют гипервентиляцию легких путем произвольного вдыхания из воздуха увлажненных летучих (аэрозолей) морепродуктов, морских водорослей, например, "Альга-флоры" (фукуса пузырчатого) в течение 1-2 минут под контролем режима дыхания.
Причем дополнительно после гипервентиляции проводят психофизиологическую разгрузку с импульсом движения в течение 1-2 минут, преимущественно для рук (вверх, вниз, круговые движения), с произвольным дыханием в течение 1-2 минут, после чего продолжаются занятия в течение 15-20 минут.
Следует отметить, что предлагаемый "активный отдых" (по И.М. Сеченову) и "психофизиологическая разгрузка" (по А.А. Ухтомскому) известны и используются в практике тренировок спортсменов различных категорий (см. Зимкин Н.В. Физиология человека, с. 137-361).
Но авторами предложены конкретно режимы снятия утомления в процессе обучения в определенное время и интервалы использования этих режимов в конкретный определенный и экспериментально проверенный момент и последовательность этих режимов во времени.
Для решения поставленной задачи и подтверждения необходимого положительного эффекта, исходили из необходимых позиций этих знаний, так как известно, что в связи с физиологической лабильностью человека существуют различные типы людей и их физическая и психическая деятельность также различается, исходя из этого, были проведены экспериментальные исследования по индивидуальному для каждой группы людей определению степени их утомления. Условия, заложенные в программу тренировки, обеспечивают ее выполнение и решение поставленной технической задачи.
Утомление - это особое состояние, возникающее как следствие работы и проявляющееся в ухудшении двигательной и вегетативной функций, их координации, понижении работоспособности и появлении чувства усталости.
Это состояние имеет временной характер и исчезает после прекращения работы, т.е. во время отдыха.
Согласно современным представлениям об утомлении оно связано с наличием многосистемных изменений функций, то есть изменений не в каком-либо одном органе или системе органов, а во многих из них.
При умственной работе изменение деятельности нервной системы является первичным фактором, вызывающим утомление.
На основе изложенного при решении задачи исключения утомления в процессе занятий по информатике стояла необходимость отделить моменты возникновения утомления и, как следствие, повысить работоспособность учащихся с обеспечением тренировки организма в процессе соответствующего продления занятия.
Лабораторные исследования показали, что для получения эффекта "активного отдыха" требуется 1-3 минуты (результат определения по изменению пульса и его выравнивания) и "психофизиологической разгрузки" - за интервал времени и выдержки определенной паузы (2-3 мин).
Но также оказалось, что большое значение имеет то, что для исключения утомления эти паузы не должны быть слишком короткими и слишком длинными, так как это не будет оптимальным вариантом и желаемого эффекта не получим.
Выравнивание пульса является критерием, вернее контролирующим параметром, отличающим волевое напряжение для повторного занятия, снятия эффекта монотонной работы и получения возможного улучшения работоспособности.
Что касается существа "активного отдыха" и "психофизиологической разгрузки" и последующих за ними занятий, то в этом случае это суммированный процесс и авторы не отходят от классического понятия "усвоение ритма формирования навыка".
В связи с этим, как известно физиологам и др. специалистам, умственная деятельность, как и физическая, зависит от "рабочей доминанты".
Впервые термин "рабочая доминанта" был применен к мышечной работе (Васильев Л.Л. Доминанта, новое в рефлексобиологии и физиологии нервной системы, 1926).
Экспериментально была показана возможность приложения принципа доминанты (открытым А.А. Ухтомским) к труду человека.
Доминанта - состояние нервных центров, находящихся в преддверии парабиоза, то есть состояние полученное суммацией возбуждения в нервных центрах (Зимкин Н.В. Физиология человека, с. 187-189).
Доминанта - господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, определяющий текущую деятельность организма человека и являющийся основой акта внимания. Она определяет характер восприятия раздражений внешней среды.
Это и послужило основанием разработки нового комплексного метода повышения регуляции работоспособности человека, который сочетал бы в себе комплекс дыхательных и физических упражнений, а так же дополнительной гипервентиляции, в данном случае путем вдыхания увлажненных морепродуктов, оказывающих разносторонне влияние на формирование "рабочей доминанты", и, как следствие, повышение регуляции работоспособности человека, а также его функциональных и психических показателей.
Для проведения эксперимента были организованы опытная и контрольная группы (см. табл. 1, 2, 3, 4, 5, 6), однородные по возрастному составу и количеству испытуемых в каждой группе.
Каждый участник опытной группы тренировочного эксперимента занимался без перерыва 45 минут.
В контрольной группе каждый участник осуществлял контроль над пульсом, дыханием, выполняя режим "активного отдыха", "психофизиологическую разгрузку" и вдыхание увлажненных морепродуктов.
Эксперимент продолжался как в течение одного дня, так и в течение месяца.
Анализ результатов исследования показал, что средние результаты занимающихся в опытной группе по некоторым показателям существенно выше занимающихся из контрольной группы.
Индивидуальный анализ результатов исследований показал, что состояние утомления занимающихся в опытной группе практически отсутствовало, усвояемость материала в процентном отношении к началу занятий оставалась до конца высокого уровня.
Сравнительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается новым оптимальным решением на уровне достижения запланированных эффектов, отвечающих современной науке о работоспособности ЦНС в психофизиологическом аспекте жизнедеятельности человека. В связи с чем отличие предлагаемого способа можно считать существенным.
Длительность интервала отдыха между занятиями определяется экспериментально (интервал не должен быть больше, он должен быть результативным). Это и является одним из средств, ускоряющих восстановление любой работы, в том числе и умственной, т.е. правильно организованного переключения на другой вид деятельности человека.
Таким образом, сравнение с прототипом позволяет установить соответствие предлагаемого технического решения критерию изобретения как по новизне, так и по существенности отличительных признаков и достижение положительного эффекта на новом экспериментальном уровне.
Как видно из сравнения целей изобретения предлагаемого способа и прототипа, отличие состоит в том, что в решении авторов эффект снятия утомления и стресса получен от физических приемов без использования и воздействия на человека импульсными токами.
Что касается прототипа, то применение его в большей части осуществляется только в медицинской практике с затратой больших материальных средств на приборы и их обслуживание средним медицинским персоналом.
Результаты проведения экспериментов по опробованию предлагаемого способа и определению характеристик (ЧСС, дыхание, самочувствие, усталость) приведены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Из анализа данных, приведенных в таблицах, можно сделать вывод, что при воздействии суммации активного отдыха с гипервентиляцией в течение 2-3 минут и "психофизиологической разгрузки" в виде физических импульсов в течение 1-2 минут и вдыханием в последующем интервале увлажненных морских водорослей для покрытия "кислородного долга" развиваются адатаптационные способности.
Предлагается обеспечивать в количестве 200-300 г морских водорослей, находящихся у каждого стола с ЭВМ. Выявлено так же повышение работоспособности человека за счет исключения утомления, снятия напряженности и получения результативного освоения и закрепления пройденного материала с сохранением хорошего самочувствия.
Временные интервалы выбраны оптимальными.
Вышеуказанные характеристики - частота пульса, глубина дыхания - определяются самим учащимся (тренируемым) и его интуицией, а скорость дыхания, его глубина и стиль меняют в течение времени "активного отдыха и "психофизиологической разгрузки".
Экспериментально установлено, что правильное соблюдение дозированной нагрузки и отдыха в течение 1-2 минут наилучшим образом развивает адаптационные способности человека.
От правильного чередования состояния напряжения и расслабления организма учащихся в процессе занятий зависит самочувствие в данный момент, а также нормальное протекание многих функциональных процессов.
Как видно из табл. 1, 3-5 занимающиеся по данной методике в опытной группе лучше усваивают материал, так как у них не снижается, а повышается работоспособность и усталость не накапливается.
На основании изложенного можно сделать вывод, что дополнительным эффектом в процессе занятий по предлагаемой методике является тренировка на выносливость и обеспечивается возможность организма в течение длительного времени высокопроизводительно осуществлять умственную работу, испытывая незначительную усталость, компенсируя ее психофизиологической разгрузкой.
Важность значения равновесия в чередовании напряжения и расслабления в способе становится очевидным, так как эти процессы сравнимы с фазами работы и отдыха нервной системы.
Работа активных сил организма человека, отдых, регенерация, обеспечивают накопление новых сил.
Проведенные экспериментальные исследования показали, что последствия преобладающего напряжения снимаются путем "активного отдыха" в течение 2-3 минут и последующей "психофизиологической разгрузки" с помощью подачи импульсов, совершения движений лишь с небольшой амплитудой вполне достаточно, чтобы почувствовать работу мышц, а 3-5 дыхательных упражнений способствуют расслаблению всего организма.
С древних времен известно, что между дыханием и вегетативным напряжением существует двухканальная связь. Поэтому управляемое дыхание приводит в уравновешенное состояние нервную систему человека, что и способствует расслаблению и снятию стресса.
Поэтому данный способ позволяет осуществлять умственную деятельность человека, сохраняя внутреннее спокойствие организма, не подвергая себя опасности чрезмерного напряжения, что весьма важно для растущих организмов учащихся школ, колледжей и вузов.
При выполнении психофизиологической разгрузки используют вдыхание из воздуха увлажненных испарений по 5-10 вдохов в течение минуты "Альга-флоры" для улучшения условий дыхательной среды. Применение "Альга-флоры" создает микроклимат, а так же способствует частичной ликвидации "кислородного" долга, так как в аудитории, где занимаются учащиеся, всегда имеется недостаток кислорода.
Запах морских водорослей и с ним вдыхание активных ионов испаряющихся летучих элементов йода, брома, позволяет эффективно осуществлять расслабляющее влияние на ЦНС, ассоциируется с запахом моря.
Действие морских водорослей обусловлено наличием в них 3-х важных комплексов:
- органических соединений йода,
- микромакроэлементов, продуктов ионизированного воздуха,
- летучих соединений йода, брома и т.д., находящихся в морских водорослях.
Безусловным преимуществом дыхательной терапии морскими водорослями (например, слоевища фукуса пузырчатого) является ее длительное применение.
Расчет используемого сырья определен по данным экспериментального результата Института пульманологии и составляет 300-500 г сухих водорослей на 2 лабораторных стола.
Применение "Aльга-флоры" показало, что в зависимости от исходного состояния организма происходит улучшение состояния организма, самочувствия, настроения, и оно является достаточным для улучшения дыхательных органов человека путем гипервентиляций в процессе занятий и для улучшения активности учащихся.
Пример осуществления способа
Предлагаемый "Способ регуляции работоспособности человека" состоит из трех основных этапов последовательно:
1 этап занятий - через 20 минут после начала занятий,
2 этап - "активный отдых" 2-3 минуты, "психологическая разгрузка" 1-2 минуты,
3 этап - продолжение занятия 15-20 минут.
Группы учащихся в количестве 20-и человек приступая к занятиям, получают инструктаж преподавателя в соответствии с методическими указаниями.
Ознакомление учащихся с новым учебным материалом после проведения специальной подготовки снижает уровень ошибок, повышает уровень его запоминания.
Результаты изучения энцефалограммы учащихся из опытной и контрольной групп показывают благоприятное влияние воздействия "активного отдыха", в интервале которого в течение 2-3 минут в процессе гипервентиляции легких задерживают дыхание после выдоха при контроле пульса и который характеризуется урежением частоты сердечных сокращений и релаксацией организма.
Через цикл тренировки проводится анализ результатов с количественным определением состояния организма тренируемого по измерению ЧСС и дыхания. Граничные интервалы режимных параметров, в качестве которых выбраны изменения частоты пульса и дыхания, направленность "активного отдыха" и "психофизиологической разгрузки", являются оптимальными, так как выбраны на основе эксперементального исследования и с учетом использования традиционных методов. Как показала практика, оптимального времени - 1-3 минуты достаточно при условии занятия 20 минут с ЭВМ. Применение предлагаемых режимов способа показало, что в зависимости от исходного состояния организма происходит в процессе тренировки импульсным воздействием изменение длительности скрытого периода двигательной реакции организма, что и совпадает с улучшением самочувствия, снижением утомления и улучшением запоминания учебного материала по информатике с использованием ЭВМ.
Предлагаемый способ регуляции работоспособности человека может быть реализован для подготовки проведения занятий по информатике с использованием ЭВМ, компьютеров в школах, колледжах, вузах и т.д.
Применение предлагаемого способа, являющегося мерой защиты от воздействия негативных влияний в диалоге "человек - машина", обеспечивает путем исключения утомления и обеспечения оптимальных режимов времени "активный отдых" и "психофизиологической разгрузки" переход на более высокий уровень, подготовку и освоение обучения по информатике с использованием ЭВМ.
Способ повышения работоспособности рекомендован для использования при обучении в школах, колледжах и вузах на базе университета и внедрение его предполагается как в России, городах Санкт-Петербург, Тольятти, Москва, Волгоград, так и в странах СНГ, Украине, Беларусии и др.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК | 2009 |
|
RU2421252C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ ЗАЩИТЫ | 2012 |
|
RU2524770C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2337661C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДА | 1998 |
|
RU2192244C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИДРОКОРРЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА С НАРУШЕННОЙ ОСАНКОЙ | 2004 |
|
RU2281745C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2019 |
|
RU2728718C1 |
Способ восстановления работоспособности организма человека при физическом и умственном утомлении | 2018 |
|
RU2730934C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2452453C1 |
СПОСОБ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ | 1993 |
|
RU2088266C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с использованием биологической обратной связи (БОС) в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772542C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в качестве эффективного метода повышения работоспособности человека путем профилактики утомления учащихся, в частности, в подготовке и обучении их с использованием ЭВМ. Способ обеспечивает повышение работоспособности человека путем улучшения условий адаптации организма к экстремальным нагрузкам, обеспечения условий взаимодействия и экстренного усиления эффективности с использованием динамической обратной связи между утомляемостью центральной нервной системы (рабочей доминанты) и величиной психофизиологической нагрузки. Проводят измерение частоты сердечных сокращений человека (ЧСС), дыхания в процессе "активного отдыха" и "психофизиологической разгрузки", при этом в процессе активного отдыха последовательно через 20 мин от начала занятий проводят дыхательные упражнения в течение 1-3 мин с задержкой дыхания на выдохе в произвольном ритме, затем осуществляют гипервентиляцию легких воздухом, увлажненным летучими морепродуктами, например морскими водорослями "Альга-флора", в течение 1-2 мин, причем физиологическое состояние организма определяют по изменению частоты пульса и дыхания и по результатам сравнения с исходными значениями судят об оптимальности режима воздействия, а в качестве контролируемого параметра используют время выравнивания пульса. 2 з.п. ф-лы, 6 табл.
Способ регуляции работоспособностичЕлОВЕКА | 1978 |
|
SU818627A1 |
СПОСОБ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1992 |
|
RU2045290C1 |
СПОСОБ БИОАДАПТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2029496C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 1990 |
|
RU2020864C1 |
Авторы
Даты
2003-12-27—Публикация
2000-10-17—Подача