Изобретение относится к педагогике и предназначено для повышения эффективности усвоения материала путем улучшения состояния здоровья учащихся в процессе занятий.
В настоящее время все большую актуальность приобретают инструменты ранней социализации и, в свою очередь распространен факт раннего комплексного обучение детей: его начинают с младшего дошкольного возраста, при этом продолжительность и интенсивность, а также сам формат проведения занятий с детьми дошкольного и раннего школьного возраста зачастую приводит к ухудшению как физических и функциональных параметров организма ребенка, снижению уровня здоровья в целом.
Многочисленные исследования выявили негативное влияние интенсификации учебного процесса на состояние здоровья учащихся [Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы: Научно-методическое пособие/Научные редакторы: Э.М.Казин, Н.А.Заруба, Г.А.Кураев, С.И.Петухов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - С.3-5; Ананьева Н.А., Ямпольская Г.А.].
Традиционными негативными факторами образовательной среды, оказывающей неблагоприятное воздействие на организм ребенка продолжают оставаться гиподинамия, гипокинезия, компрессионные нагрузки на позвоночный столб статического характера вследствие длительного пребывания в положении сидя, перенапряжение слухового и зрительного анализаторов и утомление ЦНС вследствие нерационального использования каналов сенсорного восприятия и нарастании психоэмоционального напряжения.
В то же время, объем учебной информации в социуме вследствие научно-технического прогресса стремительно нарастает, предъявляя высокие требования к количеству, качеству, скорости усвоения содержания учебных программ, что естественным образом стимулирует ранее начало образовательной деятельности в онтогенезе человека. В свою очередь, доля практически здоровых в детской популяции сохраняет тенденцию снижения, вызывая затруднение в вопросе применения к ним ранних интенсивных образовательных программ, особенно среди наиболее уязвимого, в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей, контингента – дошкольников и учащихся начальных классов.
В последнее время возросла потребность поиска методов, в которых сочетаются интенсификация образования и укрепление здоровья детей, поскольку только в условиях комплексного благополучия организма можно прогнозировать получение высоких учебных результатов.
Известен способ ускоренного обучения английскому языку [Заявка РФ №99119423/14, А 61 М 21/00; 2001], где наряду с мнемоническими приемами используется лечебно-профилактическое дыхание для повышения общей работоспособности организма учащегося, его психической и физической выносливости.
Недостатком способа является неэффективность его использования детьми дошкольного и младшего школьного возраста, которые не выработали способность самостоятельных контролируемых упражнений по дыханию 3-5 раз в день. При этом дыхание является одним из факторов оздоровления, но одного этого фактора недостаточно для повышения работоспособности организма ребенка.
Известен способ обучения, включающий изучение материала в соответствии с образовательной программой, путем проведения уроков и перемен и осуществления во время уроков и перемен лечебно-профилактических мероприятий. В качестве лечебно-профилактических мероприятий проводят упражнения, которые чередуют в последовательности: активизация организма, снятие усталости глаз, упражнения для восстановления осанки, психоэмоциональная разрядка, снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры, упражнения, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, активации организма. [Патент РФ № 2229869, МПК А61H1/00, 28.06.2002].
Недостатком данного изобретения является низкий оздоровительный эффект для организма учащихся при усвоении материала, низкий уровень мотивации ребенка к технически правильному выполнению оздоровительных упражнений, а также принципиальное разделение процессов оздоровления и обучения, предполагающее их поочередную или параллельную реализацию, а не единый интегрированный процесс.
Технический результат, на который направлено предлагаемое решение, может быть выражен в повышении качества освоения учебного материала с одновременным профилактически-коррекционным воздействием на физическое состояние организма ребенка за счет поддержания внимания ребенка к изучаемому материалу средствами, направленными на оздоровление его физического состояния.
Заявленный технический результат достигается следующим образом.
Способ оздоровительного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста включает изучение материала, с одновременным проведением профилактически-коррекционных мероприятий.
Дети располагаются на полу в разгрузочных для позвоночного столба декомпрессионных положениях по кругу. В центре круга размещают сменные плоские геометрические фигуры, диаметром от 2 см до 2,0 м, выполненные в виде дидактических пособий, каждое из которых иллюстрирует изучаемый материал. При этом выделяют пособия большого размера (диаметром 2,0-2,5 м), выполняющие роль основы (игрового поля) и изготовленные из легкого материала (тканевые), пособия меньшего размера (2 см-100 см) изготовлены из древесины (фанеры толщиной 4 мм) и/или бумаги/картона. Размер пособий обусловлен формированием игровой среды и обеспечивает «погружения» ребенка в сюжетную линию тематики занятия, когда участники процесса становятся его частью. Расположение детей выбирается из условия возможности тактильного контакта с пособиями. При этом вес пособия выбирается таким образом, что ребенок может при необходимости его легко поднять и переместить в другое место. Усвоение учебного материала сопровождают последовательным изменением декомпрессионных положений учащихся, из которых последовательно изменяются выполняемые двигательные оздоровительные упражнения: для укрепления мышечного корсета туловища, на растяжение, на развитие гибкости позвоночного столба, дыхательные упражнений, а также упражнения на тренировку центральной нервной системы (ЦНС). Содержательная часть двигательного оздоровительного занятия направлена на опорно-двигательный аппарат, нервную и дыхательную систему, которые, как известно, являются наиболее подверженными патологическим изменениям среди дошкольников и младших школьников в процессе обучения. Оздоровительный эффект от физической нагрузки на организм во время выполнения упражнений регулируется количеством подходов, темпом выполнения и амплитудой, моторной плотностью. Время выполнения каждого упражнения составляет от 10 секунд до 2 минут, количество подходов составляет от 3 до 10, в зависимости от возраста занимающихся. Каждое изменение положения или упражнения обусловлено сменой изучаемого материала и предлагаемого пособия, согласно тематического плана занятия. Пособия могут одновременно использоваться учащимися в качестве инвентаря при выполнении двигательных упражнений, что обусловлено их формой, весом, материалом, обработкой поверхности. Пособия выполнены с учетом возможности того, чтобы ребенок мог взять их в руки, предать другому ребенку, выполнять с ними упражнения, используя их в качестве предметов. При этом размеры пособий подобраны экспериментальным способом, с целью способствовать правильной техники выполнения оздоровительных упражнений ребенком.
Учащиеся на занятиях воспринимают учебную информацию аудио-визуально, с одновременным выполнением оздоровительных физических упражнений и активным взаимодействием с пособиями с применением функции мелкой, средней и крупной моторики, то есть максимально задействуют все сенсорные системы организма, что позволяет формировать эффективную образовательную среду, обладающую направленным оздоровительным воздействием.
Известно, что материал, который обучающийся воспринимает при прочтении запоминается на 10%, на слух запоминается на 20%, зрительно - на 30%, при сочетании зрительно-слухового восприятия запоминается 50%, при проговаривании – на 70% сказанного, и только при подключении проприоцептивного аппарата (мышечной рецепции) к зрительному и слуховому анализаторам - уровень запоминания материала достигает 90% [СолодковА.С., Сологуб Е.Б., учебное пособие Физиология человека, 2001, страница 391].
В предлагаемом способе задействуют моторный аппарат всего организма: средние и крупные мышечные группы в дополнение к мелкой моторике кистей рук. Во время занятий дети являются активными участниками сюжетного тематического сценария и эмоционально мотивированы на правильную технику выполнения специальных движений, оказывающих в свою очередь оздоровительно-профилактическое влияние на организм.
В качестве оздоровительных воздействий выбран режим декомпрессионной разгрузки позвоночного столба, что обусловлено длительной компрессионной нагрузкой на позвоночник во время сидения или стояния за партой по мере наращивания объема учебной деятельности ребенком. Такой подход позволяет повысить функциональную активность центральной нервной иннервации как регулятора висцеральных функций организма и, как следствие, обеспечить улучшение механизмов межсистемного взаимодействия, способствующих повышению когнитивных способностей учащихся. В этой связи, важным условием является пребывание детей во время обучения в разгрузочных исходных положения для позвоночного столба.
Кроме того, в двигательную физкультурно-оздоровительную часть добавляют такие упражнения, как: дыхательные, на формирование мышечного корсета туловища и сохранение правильной санки, на развитие гибкости, на расслабление, специальные упражнения на тренировку центральной нервной системы (ЦНС).
Все дидактические пособия неразрывно связаны с сюжетом тематического игрового занятия и благодаря своей наглядности снимают с ребенка необходимость напряжения ЦНС по постоянной трансформации речи преподавателя в визуальные образы. Установлено, что фотографическая зрительно-наглядная память гораздо прочнее словесной памяти, и, например, для детей, склонных к гиперактивности с дефицитом внимания, недостаточной способности концентрироваться в силу индивидуальных психофизических особенностей предложенный способ является тем форматом занятий, который позволяет им наиболее эффективно усваивать материал урока.
Учитывая то, что игровая деятельность является основой для познания ребенком окружающего мира, все пособия выполнены в стиле "игрушка" и являются привлекательными для ребенка по таким признакам как: простая форма, красочный цвет, понятные символы и обозначения в «игрушечном стиле». Таким образом, с каждым пособием можно не только передать какую-либо информацию, но и поиграть в сюжетно-ролевую игру. Доказано, что изучение учебного материала в игровом виде позволяет усвоить до 90% информации (при лекционной подаче на уровне 20%).
Для закрепления материала после окончания занятий детям предоставляется возможность самостоятельно реализовать игровую инициативу с использованием тематических пособий. На это отводится порядка 10% времени занятия.
С целью достижения выраженного оздоровительного эффекта 70-80% упражнений используются регулярно (20-30 % могут обновляться), при этом различная учебная тематика и, соответственно, различные пособия, обеспечивающие ее реализацию, поддерживают интерес к занятиям.
С целью оценки эффективности способа проведено исследование.
Всего в тестировании было задействовано 48 детей. Для этого до и после занятия преподаватель проводил анонимное экспресс-тестирование по изучаемой тематике. Также была проведена вторая батарея расширенного тестирования для оценки динамики исследуемых параметров за длительный отрезок времени. По результатам этого исследования установлено, что использование предложенного способа позволяет повысить степень усвоения материала и сократить время на его изучение, при одновременном улучшении физического состояния.
Пример 1. Занятие по тематике «Окружающий мир. Астрономия» проводились преподавателем М. с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) в течение 60 минут в 2 подхода по 30 минут, используя способ оздоровительного обучения Маркиной И.В., во время пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении во 2 половине дня.
Исходно дети ответили правильно в среднем на 15% тематических вопросов. 38% испытуемых имели неудовлетворительный результат в пробе на активную гибкость позвоночного столба. Уровень работоспособности у 47% детей был отмечен на среднем и у 51% на низком уровне, и только у 2% был высокий уровень показателя. Высокий уровень тревожности был выявлен у 43% тестируемых, а низкий уровень тревожности только у 28% детей. Исследование баланса нервных процессов выявило преобладание возбуждения различной степени у 60,9%, уравновешенность нервных процессов - у 24,3% детей.
Занятия с детьми проводились следующим образом.
В начале занятия дети располагались в круговом порядке по залу. Занятие начиналось с приветственных слов и проприоцептивного контакта с анимированным персонажем Маруся (текстильная кукла высотой 40 см), способствующей ассоциации ребенком занятия игрой (Фиг.1).
Затем дети выполняли в течение 3-х минут разминку, в которую были включены упражнения суставной гимнастики, дыхательные, общеразвивающие динамические. И.п.-стоя, наклоны вправо-влево туловища по 2 раза в каждую сторону, скручивания вправо-влево туловища по 2 раза в каждую сторону, вращение обоими плечами назад (5 раз), затем обеими руками назад (5 раз). Наклоны туловища вперед, с касанием прямыми руками стоп- 2 раза. Во время выполнения упражнения дети имитируют заправку ракеты топливом и проверку двигателей, педагог в стихотворной форме мотивирует занимающихся.
Затем дети переходят в разгрузочные (декомпрессионные) для позвоночного столба положения, из которых выполняют упражнения. Во время занятия используется пособие-основа «звездное небо» (Фиг.2) которое выполнено из ткани в форме круга диаметром 200 см, цвет темно-синий, на котором нанесены изображения звезд различных размеров, созвездий Малой и Большой Медведицы, которое располагается на полу зала в центре кругового расположения детей, и выполняет роль импровизированного игрового поля с функцией дидактики, одновременно являясь самостоятельным элементом сенсорной интеграции и используется непосредственно во время выполнения упражнений.
И.п.- лежа на животе, максимальное самовытяжение на 1-2-3 счета, затем расслабиться 10 секунд. Повторить 3 раза. Руки касаются пособия-основы «звездное небо».
И.п.- лежа на животе, захватив руками полотно пособие-основу «звездное небо», удерживать верхнюю часть туловища и руки на весу, на счет 1-2-3-4-5. Повторить 5 раз, всем выполнять одновременно.
И.п.- лежа на животе, прямые руки вытянуты вперед, ноги согнуты в коленных суставах. Удерживая кистями рук пособие «ракета» длиной 35 см, выполнено из фанеры толщиной 4 мм (Фиг.3) в качестве гимнастического предмета, помогающего ребенку правильно регламентировать ширину разведения рук во время упражнения, выполняли повороты согнутых в коленных суставах ног вправо, затем влево, с фиксацией в каждом положении по 3 секунды, в каждую сторону по 4 раза. Одновременно с выполнениям упражнения педагог озвучивает общие принципы устройства и возможностей ракет.
И.п.- лежа на животе. Самовытяжение 10 секунд, затем расслабление 30 секунд. Повторить 2 раза. Руки касаются пособия-основы «звездное небо».
И.п. лежа на животе, расслабление мышечное. Педагог задает детям вопросы о цвете звезд. Затем каждый ребенок получает пособие «звезда» выполненное их фанеры толщиной 4 мм, различного размера и цвета: красная, оранжевая, желтая, белая, голубая (Фиг. 4, 5, 6). Педагог при этом разъясняет понятие звезды, зависимость цвета звезды от температуры.
И.п.- лежа на боку, руки вытянуты вверх, ноги прямые. Подъемы одновременно одноименных руки и ноги, время выполнения упражнений дети имитируют «звезду». По 4 раза на каждом боку. Педагог поясняет, что Солнце- желтая звезда, поясняя, каким оно было в прошлом по цвету и температуре, и каким будет в будущем и какое влияние это окажет на нашу планету.
И.п.- коленно-кистевое декомпрессионное положение. Каждый ребенок располагает свое пособие «звезда» (Фиг. 4, 5, 6) на звездном поле (Фиг.1), выбирая проекцию соответствующего размера. В этом время проговариваем известные созвездия, акцентируем внимание на Малой и Большой Медведице, преподаватель объясняет алгоритмом определения Полярной звезды. Далее дети определяют Полярную звезду на поле звездного неба. Из и.п. коленно-кистевого на вдохе выполняем прогиб позвоночника в грудном отделе и удерживаем округлую спину на вдохе на 1-2-3, на выдохе возвращаемся в исходное положение, имитируя медведя, повторить 4 раза.
И.п.- лежа на спине - свободное вращение верхними и нижними конечностями. Обсуждали понятие «невесомость» и другие характеристики космического пространства (отсутствие воздуха, звуков, температура) 60 секунд.
И.п.- лежа на спине, обхватив руками согнутые колени, выполнить перекаты на спине вперед-назад с максимальной амплитудой. Повторить 3 раза.
И.п. лежа на животе- расслабление. Дети слушают речь педагога об устройство Солнечной системы - вращении планет вокруг звезды Солнце, который в это время размещая в центре полотна звездного неба звезду желтого цвета и акцентируя на ней внимание обучающихся. Затем педагог обсуждает с детьми соотношение размеров Солнца и планеты Земля, при этом выкладывая поверх пособия-основы «звездное небо» пособие «Солнце», выполненной из фанеры толщиной 4 мм диаметром 140 см и состоящие из 4 равных частей (Фиг. 7). Затем дети передают по кругу пособие «Земля», выполненное из фанеры толщиной 4 мм в размерах пропорционально пособию «Солнце»-диаметром 10 см (Фиг.8). Затем дети обходят по кругу полотно звездного неба с желтой звездой-Солнцем по центру, имитируя вращение планеты Земля по орбите вокруг Солнца (1 раз). Одновременно педагог проговаривает длительность вращение Земли вокруг Солнца- 1 год и повторяет времена года. Затем проговаривается вращение при этом планет вокруг своей оси, и дети выполняют вращение на месте в коленно-кистевом положении (10 секунд).
И.п. сидя на пятках. Выполняли дыхательные упражнения с максимальным удлинением фазы выдоха, с использованием пособия «облако», они представляли собой легкие плоские бумажные геометрические формы шириной 10 см, закрепленные на нитку, которую ребенок удерживал в руке, содержали надписи химической формулы воды (H2O), Фиг.9. Во время рассмотрения детьми тучек, педагог проговаривает 3 состояния воды: пар (газообразное), жидкое, твердое (лед). Дети выполняли дыхательные упражнения таким образом, что поток воздуха на выдохе на счете 1-2-3 был направлен на пособие. Правильная техника выполнения отслеживалась по колебательным движениям пособий. Повторить 3 раза. Педагог поясняет круговорот воды на планете Земля.
Затем дети в и.п. стоя выполняют упражнение на тренировку ЦНС с пособием «звездное небо» (Фиг.3): движениями рук формируют волнообразные движения по поверхности тканевого полотна малой и умеренной интенсивности, по команде педагога (хлопок руками)- резко усиливают колебания полотна вверх-вниз, при двух хлопках- быстро переходят к прежнему спокойному темпу выполнения. Повторить 4-5 раз. И.п.-стоя, на вдохе- подняться на носки и максимально поднять руки с пособием вверх, на выдохе- наклониться, присесть и опустить пособие вниз. Повторить 2-3 раза до восстановления дыхательного ритма.
И.п.-стоя, на вдохе потянуться обеими руками вверх, на выходе- присесть вниз. Используется пособие «звездное небо». На вдохе- подняться на носки и максимально поднять руки с пособием вверх, на выдохе- наклониться, присесть и опустить пособие вниз. Повторить 3 раза.
В заключительной части занятия тактильно поблагодарить каждого ребенка посредством тактильного контакта с персонажем Маруся (Фиг.1). Обеспечить возможность желающим детям прямой тактильный контакт с заинтересовавшими их пособиями в течение 5-10 минут по окончании занятия.
В конце занятия дети ответили правильно в среднем на 87% тематических вопроса. 85% испытуемых показали физиологическую норму результата в пробе на активную гибкость позвоночного столба. Уровень работоспособности у 71% детей был отмечен на среднем и у 14% на высоком уровне уровень. Высокий уровень тревожности был выявлен у 15% тестируемых, а низкий уровень тревожности имели в среднем 68% детей. Выявлено преобладание уравновешенности нервных процессов у 82,4% детей, при этом снизилась доля детей со сдвигом нервных процессов в сторону возбуждения в среднем до 12,3%.
Пример 2. Занятие по тематике «Окружающий мир. Астрономия» проводились преподавателем М. с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) в течение 60 минут в 2 подхода по 30 минут, во II половине дня в обычном режиме во время пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: сидя за партами.
Исходно дети ответили правильно в среднем на 17% тематических вопросов. 29% испытуемых имели неудовлетворительный результат в пробе на активную гибкость позвоночного столба. Уровень работоспособности у 44% детей был отмечен на среднем и у 51% на низком уровне, и только у 5% был высокий уровень показателя. Высокий уровень тревожности был выявлен у 39% тестируемых, а низкий уровень тревожности только у 24% детей. Исследование баланса нервных процессов выявило преобладание возбуждения различной степени у 54,0%, уравновешенность нервных процессов - у 31,5% детей.
При повторных исследованиях дети ответили правильно в среднем на 31% тематических вопросов. Проба на активную гибкость позвоночного столба у 34% детей выявила неудовлетворительный уровень показателя. Высокий уровень работоспособности имели в среднем 3% детей, средний-36%, низкий- 60% детей. Высокий уровень тревожности отмечен в среднем у 48% испытуемых, низкий уровень тревожности выявлен у 15% детей. Исследование баланса нервных процессов выявило преобладание возбуждения различной степени у 73,0%, уравновешенности нервных процессов - у 15,5% детей.
Сравнение результатов исследований. Приведенных в первом и во втором примерах показывает, что усвоение учебного материала при использовании способа оздоровительного обучения выше в 2,8 раза, чем при проведении занятий в традиционном формате. Кроме того, использование данного способа позволяет снизить уровень тревожности, повысить уровень резистентности к утомлению, способствует гармонизации нервных процессов, способствует улучшению функциональных возможностей позвоночного столба.
Пример 3. Занятие по тематике «Окружающий мир. Континент Австралия» проводились преподавателем К. с детьми школьного возраста (7-8 лет) в течение 45 минут используя способ оздоровительного обучения Маркиной И.В., во время пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении в 1 половине дня.
Исходно дети ответили правильно в среднем на 22% тематических вопроса. 34% испытуемых имели неудовлетворительный результат в пробе на активную гибкость позвоночного столба. Уровень работоспособности у 48% детей был отмечен на среднем и у 45% на низком уровне, и только 7% имели высокий уровень показателя. Высокий уровень тревожности был выявлен у 38% тестируемых, а низкий уровень тревожности имели не более 20% детей. Исследование баланса нервных процессов выявило преобладание возбуждения различной степени в среднем у 67,0% детей, а уравновешенность нервных процессов отмечена в среднем у 24,0% детей. Занятия с детьми проводились следующим образом.
В начале занятия дети располагались в круговом порядке по залу. Занятие начиналось с приветственных слов и проприоцептивного контакта с анимированным персонажем - текстильной куклой Маруся.
Затем дети выполняли в течение 3-х минут разминку, в которую были включены упражнения суставной гимнастики, дыхательные, общеразвивающие динамические. И.п.-стоя, наклоны головы вперед (2 раза, удерживать на 10 счетов), повороты головы вправо-влево в медленном темпе (по 2 раза), вращение обеими плечами назад (5 раз), затем скручивание туловища по оси вправо-влево, при этом руки согнуты к плечам (по 3 раза). И.п. стоя, потянуться обеими руками максимально вверх- на вдохе, затем наклониться и коснуться пола –на выдохе (2 раза).
Затем дети переходят в разгрузочные (декомпрессионные) для позвоночного столба положения, из которых выполняют упражнения. Во время занятия используется пособие-основа «водная среда» (выполнено из ткани в форме круга диаметром 200 см, цвет голубой, на котором нанесены изображения волн), которое располагается на полу зала в центре кругового расположения детей, и выполняет роль импровизированного игрового поля с функцией дидактики, одновременно являясь самостоятельным элементом сенсорной интеграции и используется непосредственно во время выполнения упражнений (Фиг.11).
И.п.- лежа на животе, захватив руками полотно пособие-основу «водная среда», удерживать верхнюю часть туловища на весу, при этом поочередно руками совершать колебательные движения тканевого полотна в течение 10 секунд (имитируя шторм-штиль). Повторить 4 раза, всем выполнять одновременно.
И.п. - лежа на животе. Самовытяжение 10 секунд, затем расслабление 30 секунд. Повторить 2 раза. Руки касаются пособия-основы «водная среда». Перекатывание друг другу сенсорных шаров- пособие «капли воды», представляющее собой набор легких тканевых шаров диаметром 8 см, той же цветовой гаммы, что и пособие «водная среда», (Фиг.13).
И.п. - лежа на животе. Удерживая туловище на весу, разведение рук от надплечий в стороны на вдохе, на выдохе- сведение (имитация плавательных движений). 2 подхода по 10 раз. Затем расслабление 20 секунд.
И.п. - лежа на животе, каждый ребенок удерживал в руках пособие «тучка», они представляли собой легкие плоские бумажные геометрические формы шириной 10 см, закрепленные на нитку, которую ребенок удерживал в руке, (Фиг.10). Дети выполняли дыхательные упражнения таким образом, что поток воздуха на выдохе на счете 1-2-3 был направлен на пособие. Правильная техника выполнения отслеживалась по его колебательным движениям. Повторяли 3 раза.
И.п. - лежа на боку, перекаты туловища с выпрямленными руками и ногами вправо-влево по 3 раза в каждую сторону.
И.п. лежа на животе, максимальное самовытяжение с выпрямленными руками и ногами на 1-2-3 счета, мышечное расслабление, выполнять 2 раза. Затем педагог выкладывает поверх пособия-основы «водная среда» пособие «Австралия», выполненное из фанеры толщиной 4 мм, шириной 60 см (Фиг.12), при этом дети по очертаниям континента и островов определяют континент. При затруднениях использовали глобус.
И.п. - лежа на спине. Круговые движения согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, имитируя езду на велосипеде. Педагог задает наводящие вопросы относительно животного мира континента, а дети определяют по описанию признаков выбранное животное. Один из занимающихся тактильно, не глядя, определяет животное по его форме, используя тканевой непрозрачный мешочек. Каждому ребенку поочередно предоставляется возможность сенсорного восприятия формы и участия в задании.
Затем дети в и.п. стоя выполняют упражнение на тренировку ЦНС с пособием «водная среда»: движениями рук формируют волнообразные движения по поверхности тканевого полотна малой и умеренной интенсивности, по команде педагога (хлопок руками)- резко усиливают колебания полотна вверх-вниз - «шторм», при двух хлопках- быстро переходят к спокойному темпу выполнения «штиль», при трех хлопках- замирают неподвижно. Повторить 4-5 раз. Затем подняться на носки и максимально поднять руки с пособием вверх, на выдохе- наклониться, присесть и опустить пособие вниз. Повторить 2-3 раза до восстановления дыхательного ритма.
В заключительной части занятия тактильно поблагодарить каждого ребенка посредством тактильного контакта с персонажем Маруся (Фиг.1). Обеспечить возможность желающим детям прямой тактильный контакт с заинтересовавшими их пособиями в течение 5-10 минут по окончании занятия.
При повторных исследованиях дети ответили правильно в среднем на 81 % тематических вопроса. Проба на активную гибкость позвоночного столба в среднем у 85% оказалась на уровне физиологической нормы. Высокий уровень работоспособности имели в среднем 10% детей, средний-59%, низкий- 31% детей. Высокий уровень тревожности снизился в среднем до 12%, а низкий уровень тревожности в группе отмечен у 43% детей. Исследование баланса нервных процессов выявило преобладание возбуждения различной степени у 39 % детей группы, уравновешенности нервных процессов в среднем выявлена у 42 % детей.
Таким образом, ученики в процессе занятия улучшили свои знания на 59 %, при этом улучшив уровень работоспособности, показатель высокого уровня тревожности снизился в 3,1 раза, а баланс нервных процессов сместился за счет снижения доли возбуждения в 1,7 раз и увеличения доли уравновешенности в 1,8 раз, а гибкость позвоночника в процессе занятия улучшилась в среднем в 2,3 раза.
Использование дозированных профилактически-коррекционных упражнений в режиме разгрузочных декомпрессионных положений во время игрового сюжетно-тематического обучающего занятия позволяет повысить эффективность усвоения знаний в 2,8 и более раз. В процессе применения такого способа обучения повышается уровень работоспособности обучающихся, высокий уровень тревожности снижается в 2,5 и более раза, показатели работоспособности остаются стабильными либо повышаются. Со стороны центральной нервной системы отмечается гармонизация показателей баланса: снижение доли процессов возбуждения в 1,7 и более раз и сдвиг в сторону уравновешенности. Показатель функционального состояния позвоночного столба – активная гибкость увеличивается при этом как минимум в 1,3 раза и более.
Изобретение относится к педагогике и предназначено для повышения эффективности усвоения материала путем улучшения состояния здоровья учащихся в процессе занятий. Проводят изучение материала с одновременным проведением оздоровительно-коррекционных мероприятий. Оздоровительно-коррекционные мероприятия включают нахождение детей в декомпрессионных положениях и выполнение оздоровительно-коррекционных упражнений. При этом дети располагаются на полу в разгрузочных для позвоночного столба декомпрессионных положениях по кругу, в центре которого размещают сменные плоские геометрические фигуры, выполненные в виде дидактических пособий. Расположение детей выбирается из условия возможности тактильного контакта с пособиями. Усвоение обучающего материала сопровождают изменением декомпрессионных положений, включающих положения лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, коленно-кистевое, и последовательным изменением двигательных оздоровительно-коррекционных упражнений: упражнения суставной гимнастики, дыхательные, динамические. Время выполнения каждого упражнения составляет от 10 секунд до 2 минут. При этом выбор положения или смена упражнения обусловлены сменой изучаемого материала и предлагаемого пособия, а по меньшей мере одно или несколько пособий используется в качестве инвентаря при выполнении упражнений. Способ обеспечивает повышение качества освоения учебного материала с одновременным профилактически-коррекционным воздействием на физическое состояние организма ребенка за счет поддержания внимания ребенка к изучаемому материалу средствами, направленными на оздоровление его физического состояния. 1 з.п. ф-лы, 13 ил., 3 пр.
1. Способ оздоровительного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающий изучение материала с одновременным проведением оздоровительно-коррекционных мероприятий, отличающийся тем, что оздоровительно-коррекционные мероприятия включают нахождение детей в декомпрессионных положениях и выполнение оздоровительно-коррекционных упражнений, при этом дети располагаются на полу в разгрузочных для позвоночного столба декомпрессионных положениях по кругу, в центре которого размещают сменные плоские геометрические фигуры, выполненные в виде дидактических пособий, а расположение детей выбирается из условия возможности тактильного контакта с пособиями, усвоение обучающего материала сопровождают изменением декомпрессионных положений, включающих положения лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, коленно-кистевое, и последовательным изменением двигательных оздоровительно-коррекционных упражнений: упражнения суставной гимнастики, дыхательные, динамические, время выполнения каждого упражнения составляет от 10 секунд до 2 минут, при этом выбор положения или смена упражнения обусловлены сменой изучаемого материала и предлагаемого пособия, а по меньшей мере одно или несколько пособий используется в качестве инвентаря при выполнении упражнений.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что двигательные оздоровительно-коррекционные упражнения из ряда упражнения суставной гимнастики, дыхательные, динамические выбирают упражнения для укрепления мышечного корсета, упражнения на развитие гибкости, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения для тренировки ЦНС.
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ | 2005 |
|
RU2336068C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ | 2000 |
|
RU2203103C2 |
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ | 2002 |
|
RU2216785C1 |
US 0004090311 A1, 23.05.1978 | |||
ХАРИТОНОВ В.И | |||
и др | |||
Программирование роста физического развития детей на основе объективных индикаторов функционального состояния | |||
Проблемы и перспективы здравоохранения | |||
Челябинск, 2000, вып.2, с.112-115. |
Авторы
Даты
2020-07-30—Публикация
2019-05-28—Подача