Изобретение относится к методам психофизиологического воздействия на человека и предназначено для интенсивного введения информации и может применяться для ускоренного обучения иностранным языкам.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в обеспечении возможности использования различных резервных возможностей человека, активации восприятия информационного материала, стимулирования психической деятельности.
Для оценки новизны предлагаемого способа рассмотрим ряд известных объектов аналогичного назначения.
Известен способ психофизиологической тренировки, включающий элементы, направленные на устранение речевых дефектов обучаемого, повышение или снижение тонуса его нервной системы и т.п. (К.В. Динейка "Основы психофизиологической тренировки", Вильнюс, 1977)
Данный метод саморегуляции позволяет привести нервную систему в состояние равновесия, но для обучения он, практически, не пригоден. Известно использование методов суггестивного и гипнопедического воздействия с целью обучения, путем моделирования восприятия и стимуляции памяти (Л.П. Гримак "Моделирование состояний человека в гипнозе", М. Наука, 1978) Однако, данные методы не могут быть эффективно применены в обучении иностранным языкам без специальной подготовки обучаемых к усвоению большого объема информации в сжатые сроки, кроме того, они не предусматривают выработку речевого навыка.
Наиболее близким к заявляемому является способ суггестопедии, предложенный Г. К. Лозановым ("Суггестология и суггестопедия", София, 1970), включающий этап оптимизации мотивации обучаемых, снижения критической цензуры, формирования повышенной восприимчивости, концентрации внимания, стимулирования процессов запоминания, а также этап снятия физического утомления. Способ представляет собой попытку решить задачу использования резервных возможностей человеческой памяти и предназначен для увеличения объема словарного запаса изучаемого языка.
Данный способ имеет ряд существенных недостатков:
формирование повышенной восприимчивости и концентрации внимания, направленные на стимуляцию "подсознательной психической активности", проводится с помощью "внушения наяву", что более эффективно, чем гипнотическое воздействие;
нет приемов, которые могли бы сократить этап врабатывания, а поэтому он проходит спонтанно, плохо контролируется, что ведет к потере полезного времени и отрицательно отражается на процессе обучения;
способ применим в небольших группах, имеющих однородный состав;
данный способ предусматривает обязательное чтение материала, а следовательно, не приемлем для людей, неумеющих читать или мало знакомых с изучаемым языком.
Таким образом, способ-прототип отличается ограниченными функциональными возможностями и, в основном, решает узкие задачи, например, пополнение словарного запаса требует дополнительного отбора обучаемых по уровню подготовки, кроме того, он недостаточно эффективен, т. к. не позволяет учащимся получить коммуникационный навык используемого вводимого материала в речевых конструкциях.
Целью изобретения является повышение интенсивности и качества процесса обучения, а также расширение творческих возможностей обучаемого и создание практического навыка.
Сущность изобретения заключается в том, что в способе интенсивной гипнопедии, содержащем ряд последовательных, логично связанных между собой этапов, а именно: этап оптимизации мотивации обучаемых, этап оперативного врабатывания и снятия критической цензуры, содержащий формирование повышенной восприимчивости и концентрацию внимания, этап формирования моделированного восприятия, включающий стимулирование психической активности и подачу информационного материала и этап снятия утомления, этап оптимизации мотивации осуществляют в виде сеанса коллективного гипноза, этап оперативного врабатывания и снятия критической цензуры начинают с выполнения психолингвистических упражнений, а заканчивают психофизиологическим тренингом, при этом начало этапа формирования моделированного восприятия осуществляют в виде гипнотического воздействия с последующей избирательной активизацией восприятия конкретного раздражителя, например звукового.
В этом заключается совокупность существенных признаков заявленного способа, на которую испрашивается объем правовой охраны. Конкретные формы реализации способа характеризуются рядом факультативных признаков, суть которых сводится к следующему:
психолингвистические упражнения существуют в виде семантической генерации и работы на переключение внимания;
психофизиологический тренинг выполняют путем стимуляции активных точек и зон на теле обучаемых с последующей вокально-респираторной гимнастикой и эмоционально-чувственной ролевой медитацией;
способ дополнительно содержит подэтап уплотнения информации, который выполняют в виде логико-грамматических упражнений;
этап снятия утомления связей путем воздействия постгипнотической направленности.
Заявленное решение представляет собой совокупность взаимосвязанных деталей, которые осуществляются над таким материальным объектом, каковым является обучаемый человек. Часть этих действий связана с непосредственным механическим аутовоздействием на определенные точки и зоны человеческого тела, а другая часть их представляет собой гетеровоздействие на уровне психики человека, его подсознания и высший нервной деятельности.
Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, заключается в том, что обучаемый рядом последовательных воздействий приводится в такое состояние, когда его "подсознательная психическая деятельность" с гипнотически избирательно активизированным восприятием звукового раздражителя максимально возможным образом соответствует интенсивному усвоению учебного материала, например речевых конструкций на иностранном языке. Это возможно только при использовании всех существенных признаков, включенных в первый пункт формулы заявленного способа, что является свойством данной совокупности признаков и сообщает объекту ряд новых качеств, приводящих к значительному повышению интенсивности качества обучения, делает возможным эффективное обучение в больших группах слушателей.
Ряд операций заявляемого способа известен (гипнотическое воздействие, психофизиологический тренинг, психолингвистические упражнения и др.), но они использовались порознь или не применялись для интенсификации учебного процесса, усвоения больших объемов информации в короткий промежуток времени. В заявленном решении эти признаки сочетаются между собой и с вновь предложенными и проявляют новые свойства, позволяющие достичь вышеупомянутый результат, т.е. данная совокупность дает возможность:
в короткий срок овладеть большим, чем обычно, объемом информации;
позволяет сохранить свежесть восприятия на протяжении всего курса обучения без эффекта физического и умственного переутомления;
сохранить чувство актуальности процесса обучения (интерес, необходимость) в течение длительного периода;
выработать навык использования полученной информации на практике, например, в виде речевых конструкций и спецефической постановки речедвигательного аппарата.
Указанное позволяет признать заявленный способ соответствующим критерию "изобретательский уровень".
Способ осуществляют следующим образом.
На первом этапе оптимизации мотивации предлагается активно-положительная оценка материала, подлежащего изучению и поднимается уровень самооценки учащихся путем поощрительной комплиментации, что происходит до и во время сеанса коллективного гипноза, при этом вводится контрольная информация методом "шепота", например, пословицы на иностранном языке или ряда слоев (6-7), с последующим ее извлечением и демонстрацией "легкости" условия, что повышает авторитетность методики.
На втором этапе этапе оперативного врабатывания и снятия (снижения) критической цензуры вначале проводят психолингвистические упражнения, имеющие определенную последовательность и цели:
а) навязывание селлективных ассоциативных цепочек с последующим сужением круга ассоциаций (семантическая генерализация). Пример транспорт, город, проспект, прохожий, несет, здание, викторина, магазин, продавец, продукты, хлеб, молоко, касса.-тема "магазин";
б) переключение внимания и его активизация, например, предлагается совершать счет в пределах ста (арифметические упражнения) в форсированном режиме и на фоне навязанной эмоциональной напряженности;
в) проведение логико-грамматических упражнений для формирования повышенной восприимчивости и доверия, например, продемонстрировать универсальность речевых конструкций, из которых построен информационный материал: "человек в халате, аудитория (зал), плакат с изображением сердца - кто он? Что эта ситуация может означать? Предложения из зала доктор, лекция о болезнях сердца, но можно допустить, что это лекция для работников торговли и человек в халате мясник. Т.о. одна и та же речевая конструкция несет два разных смысла по информационному содержанию и связанными с ними ассоциациями.
г) концентрация внимания обеспечивается рядом упражнений, например, удалением из словесной цепочки лишнего слова: шляпа, зонт, плащ, калоши зонт или шляпа, т.е. обязательно несколько вариантов в зависимости от избранного принципа.
После этого проводится психофизиологический тренинг, который включает:
а) стимуляцию точек акупунктуры и рефлексогенных зон- хе-гу, фен-чи, цзу-сан-ли, проекционные зоны скальпа для повышения работоспособности и предлагаемые, как точки "настроя", "устранения напряжения", "расширения полезного объема памяти".
б) вокально-респираторную гимнастику, которая проводится в виде регулируемого дыхания с постепенным переходом от поверхностного к глубокому до легкого гипервентиляционного эффекта и выполняемых на этом фоне голосовых упражнений с воспроизведением специфичных иностранному языку звуков, дифтонгов и артикуляционных особенностей. При этом создается атмосфера смелого и артистичного подражания, которая устраняет неуверенность, излишнюю скованность и за счет взаимного индуцирования повышает внушаемость и гипнабельность;
в) упражнения эмоционально-чувственной ролевой медитации (согревание, эйфория, покой.) путем "внушения наяву".
На третьем этапе этапе формирования избирательной активности каналов восприятия (этапе моделированного восприятия) создается доминальный очаг, охватывающий слуховой анализатор и речевоспроизводящий аппарат путем гипнотического воздействия с последовательным общим "погружением" и избирательной активизацией восприятия конкретного раздражителя, в данном случае, звукового. Затем стимулируется подсознательная психическая активность введения внушенных зрительных образов, создающих иллюзию "погружения" в ситуацию, предлагаемую темой занятия.
В последующем производится подачей информации, осуществляемая звуковой передачей с немедленным повторением учащимися иностранных слов, словосочетаний, построенных в различных грамматических вариантах и в иерархических конструкциях. Для уплотнения подаваемой информации используются различные логико-грамматические упражнения.
Последний этап этап снятия утомления содержит упражнения, направленные на релаксацию мышц, переключение активного внимания и "рассеивание" доминантного очага восприятия с одновременным "увязыванием" информационного блока с ключевым словом (фразой) изучаемой темы.
На протяжении всего занятия звучит музыкальная программа, подобранная таким образом, чтобы обеспечить эффект вхождения в атмосферу" занятия, доверительности и покоя, а во время перерыва сохранить контроль за активностью создания.
Возможность практического осуществления заявленного способа доказывается практической работой хозрасчетной творческой группы "Контакт". Данным способом обучено более 3 тысяч человек (в 32-группах), в возрасте от 10 до 78 лет. Обучение проводилось английскому, немецкому, финскому и французскому языкам. Контроль осуществлялся путем анкетирования. Выяснялись:
степень усвоения материала;
наличие утомляемости на протяжении занятия и курса;
отношение к методике преподавания;
наличие негативных факторов.
При обработке полученного материала выявлено, что 5% слушателей предложенный объем не усвоили; 76% отметили хорошее усвоение материала; 12% удовлетворительное; 7% считали себя способными усвоить больший объем. Все слушатели отрицали наличие утомления или отмечали минимальные его проявления в середине часа занятия, около 30% слушателей заметили улучшение самочувствия после курса обучения. 28 человек прекратили обучение, считая данный способ неприемлемым для себя.
Таким образом, практическое использование заявленного решения доказало, что предложенный способ гипнопедии характеризуется высокой интенсивностью и качеством процесса обучения, может быть успешно применен для обучения больших групп слушателей без учета их начальной подготовки.
Изобретение предназначено для ускоренного обучения иностранным языкам. Способ позволяет повысить интенсивность и качество обучения больших групп слушателей. Для этого он содержит этап оптимизации мотивации обучаемых, который осуществляют в виде сеанса коллективного гипноза, этап оперативного врабатывания, который начинается с выполнения психолингвистических управлений, а заканчивают психофизиологичесиким тренингом, этап формирования моделированного восприятия, который осуществляют в виде гипнотического воздействия с последующей изобретательной активацией восприятия конкретного раздражителя, например звукового. 2 з.п. ф-лы.
Лозанов Г.К | |||
Сугестология и сугестопедия.- София, 1970, с.38. |
Авторы
Даты
1997-08-27—Публикация
1993-02-03—Подача