Изобретение относится к области медицины, а именно к исследованию психофизических характеристик высшей нервной деятельности человека, и может быть использовано, в частности, при оценке функционально-адаптивных возможностей слуховой системы, на основе которой выбирается определенная специализированная методика обучения лиц с возможными дефектами слуха или осуществляется диагностика профессиональной пригодности человека к работе, связанной с оперативной оценкой звуковой информации.
Известен способ оценки функционально-адаптивных возможностей слуховой системы, включающий подачу с определенными интервалами на комфортном уровне громкости тестовых речевых сигналов, фиксацию их испытуемыми, оценку функционально-адаптивных возможностей слуховой системы по результатам анализа правильности фиксации испытуемыми тестовых речевых сигналов (Возрастная физиология. Под ред. Пономарева С.М. М.: Медицина, 1975, с. 537). К недостаткам известного способа можно отнести недостаточную достоверность оценки функционально-адаптивных возможностей слуховой системы, обусловленную тем, что исследования проводятся в условиях, не соответствующих реальной обстановке, которая может иметь место, например, при групповом обучении лиц с возможными дефектами слуха в учебной аудитории, а также неоптимальностью выбора тестовых речевых стимулов.
Наиболее близким по своей сущности к предлагаемому является способ оценки функционально-адаптивных возможностей слуховой системы, включающий подачу с определенными интервалами на комфортном уровне громкости тестовых речевых сигналов, фиксацию их испытуемыми, определение величины отношения правильно зафиксированных тестовых речевых сигналов к их общему количеству, оценку функционально-адаптивных возможностей слуховой системы по величине этого отношения (авт. свид. СССР 733654, МПК А 61 В 5/12, 1975). Известный способ обладает теми же недостатками, что и описанный выше способ.
Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи, состоящей в повышении достоверности оценки функционально-адаптивных возможностей слуховой системы за счет осуществления такой оценки в условиях, соответствующих реальной обстановке обучения или работы группы людей в рабочем помещении при оптимальном выборе по результатам тестов типа восприятия испытуемыми речевой информации, а также за счет использования оптимальных тестовых речевых сигналов.
Данная задача решается тем, что в способе оценки функционально-адаптивных возможностей слуховой системы, включающем подачу с определенными интервалами на комфортном уровне громкости тестовых речевых сигналов, фиксацию их испытуемыми, определение величины отношения правильно зафиксированных тестовых речевых сигналов к их общему количеству, оценку функционально-адаптивных возможностей слуховой системы по величине этого отношения, в качестве тестовых речевых сигналов используются фонетически сбалансированные для любого языка двусложные слова, которые подаются при групповом размещении испытуемых в рабочем помещении по определенному пространственно-временному закону при помощи установленных в различных местах этого помещения источников звука, и при величине отношения правильно зафиксированных тестовых речевых сигналов к их общему количеству, равной 0,75-1,0, устанавливается слуховой тип восприятия, 0,4-0,75 - слухозрительный тип восприятия, менее 0,4 - зрительный тип восприятия.
В предпочтительном варианте осуществления способа оценки функционально-адаптивных возможностей слуховой системы интервал между тестовыми речевыми сигналами при оценке функционально-адаптивных возможностей слуховой системы детей составляет 7-10 с, а взрослых - 5-7 с.
Использование в качестве тестовых речевых сигналов фонетически сбалансированных для любого языка двусложных слов, как показали наши экспериментальные исследования, является оптимальным для получения достоверной оценки восприимчивости испытуемыми оперативной речевой информации при восприятии (обучении) ими этой информации в составе группы людей в помещении.
Осуществление подачи тестовых речевых сигналов при групповом размещении испытуемых в рабочем помещении по определенному пространственно-временному закону при помощи установленных в различных местах этого помещения источников звука позволяет получить достоверную оценку функционально-адаптивных возможностей слуховой системы испытуемых в реальных условиях обучения или работы группы людей в помещении, когда речевая информация может поступать из различных мест этого помещения при перемещении источника речевой информации (преподавателя).
Оптимальность выбора в качестве определяющих для классификации определенных типов восприятия величин отношения правильно зафиксированных тестовых речевых сигналов к их общему количеству, равных 0,75-1,0 для слухового типа восприятия. 0,4-0,75 для слухозрительного типа восприятия, менее 0,4 для зрительного типа восприятия, получена нами в результате экспериментальных исследований в указанных выше условиях, при том что на основе такого выбора конкретного типа восприятия испытуемого проверялась эффективность соответствующих этому типу известных методик обучения.
Целесообразность выбора интервала между тестовыми речевыми сигналами при оценке функционально-адаптивных возможностей слуховой системы детей 7-10 с, взрослых 5-7 с, также получена нами на основе экспериментальных исследований, проведенных в указанных выше условиях.
Предлагаемый способ оценки функционально-адаптивных возможностей слуховой системы осуществляется следующим образом.
В помещении, в котором предполагается обучение или работа группы лиц с возможными дефектами слуха, в местах возможного нахождения источника звука (преподавателя) устанавливаются источники звука, например, акустические колонки. Испытуемые лица с возможными дефектами слуха размещаются в этом помещении (учебной аудитории) и фиксируют поступающие от акустических колонок тестовые речевые сигналы в виде фонетически сбалансированных для любого языка двусложных слов, которые подаются по определенному пространственно-временному закону, выбираемому в соответствии с возможным или наиболее вероятным перемещением источника звука в помещении. Целесообразно подавать тестовые речевые сигналы при исследовании детей с интервалом 7-10 с, взрослых - 5-7 с. После исследования на основе полученных для каждого испытуемого величин отношения правильно зафиксированных тестовых речевых сигналов к их общему количеству производится оценка функционально-адаптивных возможностей его слуховой системы с целью установления для каждого испытуемого определенного типа восприятия, в соответствии с которым осуществляется подбор групп людей, которые будут обучаться при помощи соответствующих известных методик. Например, испытуемые, для которых установлен слуховой тип восприятия, могут обучаться в группах нормально слышащих людей, слухозрительный тип восприятия образуют группы людей, которые обучаются при помощи определенных методик, предполагающих подачу речевой информации в виде как звуковых, так и визуальных сигналов (жестикуляция), группы людей со зрительным типом восприятия способны воспринимать речевую информацию только в виде жестикуляции преподавателя.
Предлагаемый способ позволяет просто и с большой достоверностью оценить функционально-адаптивные возможности слуховой системы с последующего эффективного как обучения, так и работы лиц с возможными дефектами слуха.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ КЛАССИФИЦИРУЮЩЕЙ МНОГОФАКТОРНОЙ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ НАСЕЛЕНИЯ | 2021 |
|
RU2765108C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ | 2019 |
|
RU2724859C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ | 1998 |
|
RU2147833C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ОПОВЕЩЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ ЛИЦ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ПО ЗДОРОВЬЮ | 2005 |
|
RU2303427C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПАЦИЕНТА РЕЗУЛЬТАТАМИ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЛУХА И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ | 2019 |
|
RU2720401C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ДОВРАЧЕБНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ, СКРИНИНГОВОЙ АУДИОМЕТРИИ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩИЙ | 2020 |
|
RU2743049C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 1 - 4 СТЕПЕНИ И ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ НА ТРЕНАЖЕРЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ | 2018 |
|
RU2713984C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ | 2010 |
|
RU2446741C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ ЧЕЛОВЕКОМ | 1998 |
|
RU2148391C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к исследованию психофизических характеристик высшей нервной деятельности человека, и может быть использовано при оценке функционально-адаптивных возможностей слуховой системы. Подают на комфортном уровне громкости тестовые речевые сигналы, в качестве которых используют фонетически сбалансированные для любого языка двусложные слова. Подают их при групповом размещении испытуемых в рабочем помещении, которое организовано таким образом, чтобы информация поступала из различных мест этого помещения. После фиксации испытуемым поданных сигналов, определяют величину отношения правильно зафиксированных тестовых речевых сигналов к их общему количеству. При величине отношения правильно зафиксированных тестовых речевых сигналов к их общему количеству, равной 0,75-1,0, устанавливают слуховой тип восприятия, 0,4-0,75 - слухо-зрительный тип восприятия, менее 0,4 - зрительный тип восприятия. Интервал между тестовыми речевыми сигналами при оценке функционально-адаптивных возможностей слуховой системы детей составляет 7-10 с, а взрослых - 5-7 с. Способ позволяет повысить достоверность функционально-адаптивных возможностей слуховой системы. 1 з.п. ф-лы.
Способ определения пропускной способности слуховой системы человека | 1975 |
|
SU733654A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ | 1998 |
|
RU2147833C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО СЛУХА | 1993 |
|
RU2090139C1 |
СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ СПЕКТРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АКУСТИЧЕСКОГО ШУМА В АВИАЦИОННОМ ТРЕНАЖЕРЕ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2070335C1 |
Авторы
Даты
2003-12-27—Публикация
2001-09-14—Подача