1
Изобретение относится к области медицины, а именно к исследованию психофизиологических .характеристик высшей нерв- ной деятельности человека.
Известен способ определения пропускkoft способности слуховой системы человека с помощью речевых сигналов p.j .
Однако -известный способ не обеспечивает определения максимального темпа дея тельности слуховой системьи
Целью изобретения является опреде-. пение максимального темпа деятельности слуховой системьи
Эта цель достигается тем, что рече вые сигналы подают со скоростью 2-3 слога в 1 с, с постоянной интенсивностью в течение 2,5-3 мин.
Способ осуществляют следующим образом.
Испытуемому автоматически с определенной скоростью предъявляют на оба узса(бинаурально) через наушники, например тон-2,набор специально подобранных речевых сигналов, которые представляют
собой неповторяющиеся трехбуквенные Ьлоги, не имеющие смыслового содержания, например вок, тем, сип, мяк, дюл, кыр, лам и т. п. Прослушивая магнитофонную запись этих слогов, испытуемый должен выбирать из них определенные (содержащиеся в НИ.Х гласные звуки).
Каждый слог является отдельным элементом сообщения и состоит из двух согласных и одной гласной между (ними. Та10кая конструкция слога позволяет иметь в каждом из нате одну из ударных гласных, которые различаются человеком значительно лучше, чем безударные. Таким образом, все слоги имеют только удар15ные гласшле. Весь набор может содержать, например, 320 слогов (при необходимости И.Х число может быть увеличено или уменьшено), в которьге равновероятно и независимо друг от друга в случайном
20 порядке встречается рдна из восьми глаоных: а,е,и,о,у,ы,ю,я.Указаннь1е гласные являются звуковыми сигналами, которые должен выявлять испытуемый. Громкость речевых сигналов поддерживается на пос тоянном уровне (50-55 дб). Елагодаря равной вероятности символов такой набор слогов имеет максималь ную информационную емкость гласньгс. Предъявление речевыхсигналов осуществляют равномерно в течение 2,5 мин Со скоростью 2 слога в 1 с. Эти режимы позволяют создать высокую информационную нагрузку на слуховую систему испытуемого в условиях действия наиболее адекватных для слуховой системы человека сигналов - речевых звуков. Предварительно перед началом исследования испьггуемомусообщают, что он должен будет внимательно прослушивать запись набора быстро следующих друг за другом слогов, выявляя каждую содержащуюся в них гласную определенного вида при этом количество поступающей информации может быть увеличено условием выбора одного или двух, трех и т.д. гласных звуков.Тем самым можно изменять скорость поступления звуковой информации в слуховую систйк-гу. При выявлении каждой заданной глас- ной испытуемый должен нажать пальцем на кнопку, например,| одиннадцатиклавишного счетчика типа ЗМА. .Исследование проводят в относительно звукоизолирован ной комнате. С целью исключения .зрительных раздражений на глаза испытуемо го накладьшают светонепроницаемую повязку. После исследования регистрируют показания счетчика и дают количественную оценку пропускной способности слу.ховой системы испытуемого либо в единицах информации (бит/с), либо с помошью коэффициента пропускной способности К т который рассчитывается Для каждого испытуемого по следующей формуле:k- - N1 .- IT- N - число гласных звуков, обнаруженных испытуемым; NO - число гласных, содержащи.хся в предъявляемом наборе слогов. . Средняя величина коэффициента пропускной способности, полученная у здоровых людей с нормальным слухом в состоянии относительного покоя, берутся за эталон нормальной пропускной способности слуховой системы. Проводились исследования пропускной способности у 30 здоровых Hcnbtуемых с нормальным слухом. Исслеование по предлагаемому способу проводят следующим образом. Испытуемого помещают в звукоизолированную комнату. На глаза ему накладывают светонепроницаемую повязку. Затем бинауральио через наущники с амбушорами предъявляют (от магнитофона) запись набора трехбуквенных слогов типа указанньрс выше. Слоги следуют с частотой 2 слога в 1 с, при их относительно постоянной громкости. Предъявление сигналов продолжают п течение 2,5 мин. Испытуемые осуществляет выбор из предъявляемьрс слогов всех встречающихся гласных и и -Q. Обнаружение каждой заданной гласной фиксируют нажатием на кнопку счетчика. По окончанию исследования регистрируют показания счетчика. За период исследования в наборе из 320 слогов испьггуемому предъявлялось 80 указанных гласных звуков. Испытуемые вьщеляли в среднем 56 звуков. Для окончательной оценки максимального темпа деятельности слуховой системы испытуемых рассчитывают коэффициент пропускной способности, который у здоровьгс людей с нормальнъ м слухом при данной скорости поступления информации (бит/с) составил 0,70tO,O3 (см. таблицу). . Расчет средних показателей nponyckKofi способности слуховой системъ человека
Число гласных звуков, содержаШй-хся в предъявляемом наборе слогов, NQ 80
-«
, Средняя ошибка средней арифметической.
Предлагаемый способ позволяет определить максимальный. TBMrt деятельгности слуховой системы на основе использования наиболее адекватных для слу.ховой системы человека сигналов - звуков речи, а также определить пропускную способность слуховой системы человека в условиях относительно высокой и формационной нагрузки на случ.овую систему (до 6 бит/с).
Способ прост в п рименении, не требует длительньгх затрат времени и сложной дорогостоящей аппаратуры, что обеспечивает возможность его использования не только для целей исследования процессов переработки информации в слуховой системе, но и для проведения массовых обследований людей, например, при определении профессиональной пригодности человека к работе, связанной с оперативной оценкой звуковой информации.
Формула изобретения
Способ определения пропускной способности слуховой системы человека с помощью речевьк сигналов, о т л и ч бн ю щ и и с я тем, что, с целью определения максимального темпа деятельности слуховой системы, речевые сигналы подают со скоростыо 2-3 слога в 1 с, с постоянной интенсивностью, в течение 2,5-3 мин.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Возрастная физиология. Под ред. Пономарева С. J4., Медицина, 1975, с. 537.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СЛУХО-РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЕЕ ОЦЕНКИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ | 2002 |
|
RU2209057C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2015 |
|
RU2581707C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ | 2007 |
|
RU2342109C1 |
АППАРАТ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ И ДЕФЕКТОВ РЕЧИ | 2002 |
|
RU2230532C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ И ГРУППЫ РИСКА ПО ЗАБОЛЕВАНИЮ | 1997 |
|
RU2138987C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ | 1994 |
|
RU2090938C1 |
Набор пособий для осуществления комплексного способа повышения мотивации речи | 2022 |
|
RU2796187C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА ЧЕЛОВЕКА | 2002 |
|
RU2221487C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛОСОВЫХ ДАННЫХ И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ТЕХНИКЕ | 2008 |
|
RU2380760C1 |
Авторы
Даты
1980-05-15—Публикация
1975-12-08—Подача