СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 1 - 4 СТЕПЕНИ И ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ НА ТРЕНАЖЕРЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Российский патент 2020 года по МПК A61B5/12 A61F11/00 

Описание патента на изобретение RU2713984C1

Изобретение относится к медицине, а именно технике для сурдологии может использоваться для слухоречевого развития людей, страдающих тугоухостью.

Из уровня техники известны следующие технические решения.

Известен способ обучения людей с нарушением слуха и речи на тренажере «ИНТОН-М» (http://npfuniton.ru/d/44870/d/trenazher-inton-m-novoe-nazvanie.pdf), включающий ручную установку параметров тренажера для конкретного ученика по результатам заранее проведенной аудиограммы на отдельном приборе и обучение путем произношения учеником слов и звуков, отслеживания в реальном времени изменения основных параметров: высоты тона - частоты колебания голосовых связок, громкости голоса, слитности и раздельности произнесения слогов, и самостоятельного корректирования и подстраивания их в соответствии с нормой.

Недостатками известного решения являются необходимость предварительно снимать аудиограмму на другом приборе и вводить данные параметры вручную для каждого ученика в тренажер, невозможность отслеживать изменения параметров слуха учеников и корректировать процесс обучения.

Наиболее близким аналогом патентуемого решения является способ слухоречевой реабилитации, включающий предварительную аудиометрию для оценки амплитудно-частотной характеристики слуха пациента и выделения частотного диапазона остаточной нейросенсорной чувствительности слуха пациента, формирование базы зрительных образов, озвученных соответствующими эталонными речевыми сигналами, зрительный образ выбирают из базы данных, воспроизводят его изображение и буквенное обозначение и одновременно озвучивают, при этом соответствующий ему эталонный речевой сигнал перед подачей к пациенту преобразуют путем переноса его спектра в частотный диапазон остаточной нейросенсорной чувствительности слуха пациента, после чего подают на органы слуха пациента, анализ ответных реакций пациента ведут путем сравнения сигнала, поступившего от пациента после воспроизведения им эталонного речевого сигнала, с соответствующим ему эталонным речевым сигналом, и оценивают степень их совпадения, которую затем визуально отображают в виде числового значения уровня корреляции, по которому судят о правильном произношении пациента (патент РФ №2525366, опубликован 10.08.2014).

Недостатками наиболее близкого аналога являются недостаточная эффективность слухового восприятия и улучшение речевых навыков пациентов, продолжительность реабилитации, а также отсутствие возможности ведения базы учеников, необходимость подстройки аппарата под каждого ученика отдельно, отсутствие возможности сохранения информации, обновления данных, узкая область возможного применения - только пациенты с глубокой потерей слуха, тугоухие 3-й, 4-й степени и глухие с остатками слуха, отсутствие вибротактильного устройства.

Техническая проблема, решаемая изобретением, заключается в осуществлении способа обучения людей с нарушением слуха 1-4 степени и дефектами речи на тренажере слухоречевого развития, позволяющем наиболее эффективно уменьшать степень тугоухости, обучать до трех учеников одновременно, сохранять информацию на тренажере до 300 учеников, проводить первичную и повторную аудиометрию непосредственно на тренажере, а не на сторонних устройствах, а также расширить настройку параметров.

Техническим результатом, достигаемым при реализации изобретения, является повышение эффективности слухового восприятия людей с нарушением слуха 1-4 степени и дефектами речи, улучшение их речевых навыков, уменьшение длительности реабилитации, возможность отслеживать динамику улучшения слухоречевых показателей для дальнейшей выгрузки.

Заявленный технический результат достигается в способе обучения людей с нейросенсорной тугоухостью 1-4 степени и связанными с нею дефектами речи на тренажере слухоречевого развития,

характеризующемся тем, что

вводят личные данные ученика в упомянутый тренажер, представляющий собой программно-аппаратный комплекс, посредством блока ввода информации,

осуществляют снятие аудиограммы ученика при разных тестируемых частотах последовательно с каждого уха, начиная с лучше слышащего или при одинаковом слухе - с правого, посредством блока снятия информации тренажера,

для этого определяют пороги слышимости - восприятия звука, начиная от значения интенсивности 12 дБ, для каждого уха на тестируемых частотах - путем проведения тестирования со следующей частотной последовательностью, Гц: 1000, 500, повторно 1000, 2000, 3000, 4000, 6000 и 8000,

с определением длин звуковых волн, которые ученик лучше слышит;

с учетом данных, полученных при снятии аудиограммы - индивидуально воспринимаемой интенсивности звука и частоты звука, проводят индивидуальную настройку следующих параметров работы тренажера для последующего обучения, соответственно, для каждого уха:

уровень мощности микрофона ученика посредством блока регулировки уровня мощности микрофона тренажера,

громкость звука в наушниках посредством блока настройки генератора звука тренажера с учетом тех частот звука или длин звуковых волн, которые ученик лучше слышит,

частоту звуковых волн посредством блока настройки частоты звуковых волн тренажера,

настройку ширины полосы пропускания звуковых частот, подаваемых на наушники ученика посредством блока настройки ширины полосы пропускания звуковых частот тренажера,

при этом при установленной с помощью аудиограммы разнице в порогах восприятия для соответствующего уха не более 5-10 дБ между частотами (удалила между 250 и 500 Гц, т.к. выше и вообще в материалах заявки не сказано, что на них измеряли) 500 и 1000 Гц или 1000 и 2000 Гц расширяют полосу пропускания звуковых частот посредством блока настройки ширины полосы пропускания звуковых частот с учетом индивидуальных значений воспринимаемых учеником частот и усиливают громкость на низких для ученика частотах - тех длинах звуковых волн, которые ученик лучше слышит,

при ограничении частотного диапазона тонального слуха ученика, который воспринимает частоту аудиометра до 1000 Гц, усиливают громкость на низких для ученика частотах и расширяют полосу пропускания частот, либо удаляют из предъявляемого диапазона те частоты, которые ученик не слышит,

при снижении слуха в диапазоне 12-500 Гц до 40-50 дБ и разнице порогов восприятия более 20 дБ между частотами 500 и 1000 Гц удаляют низкие для ученика частоты и усиливают громкость средних и высоких для него частот,

при снижении слуха в диапазоне 12-500 Гц до 40-50 дБ и разнице порогов восприятия более 20 дБ на частотах между 1000 и 2000 Гц или 2000 и 4000 Гц усиливают громкость низких и средних для ученика частот,

используя эти параметры настройки, а также индивидуально настраивая тембр предъявляемых звуков для каждого уха с использованием эквалайзера с глубиной регулировки от 12 дБ, осуществляют обучение ученика на тренажере, для чего:

- обработанные с помощью упомянутой настройки на основе полученных данных с аудиограммы звуки, слова или словосочетания, произносимые человеком, не имеющим нарушений слуха и речи, подают на наушники ученика и дублируют подачу упомянутых звуковых сигналов на вибротактильное устройство тренажера, вложенное в руку ученика,

- осуществляют прием издаваемых учеником тех же звуков, слов или словосочетаний посредством микрофона ученика и подачу вибрации вибротактильным устройством в случае их неправильного произношения учеником,

затем повторно снимают аудиограмму ученика и

обновляют параметры тренажера с учетом проведенной повторной аудиограммы,

с использованием обновленных параметров продолжают обучение ученика на тренажере.

Далее решение поясняется ссылками на фигуры, на которых приведено следующее.

Фиг. 1 - блок схема работы тренажера.

Фиг. 2а) - аудиограмма пациента с двусторонней сенсоневральной тугоухостью - полого нисходящая кривая до обучения,

б) - аудиограмма пациента после обучения.

Фиг. 3а) - круто ниспадающая аудиограмма пациента до обучения,

б) - аудиограмма пациента после обучения.

Фиг. 4а) - обрывистая аудиограмма пациента до обучения,

б) - аудиограмма пациента после обучения.

Фиг. 5а) - горизонтальная аудиограмма пациента до обучения,

б) - аудиограмма пациента после обучения

Фиг. 6 - функциональная схема обработки звука.

Способ обучения людей с нарушением слуха 1-4 степени и дефектами речи на тренажере слухоречевого развития предназначен для коррекции слуха и развития речевых навыков в школах-интернатах, в реабилитационных центрах для людей-инвалидов по слуху, а также в специальных детских садах, специальных детских домах и специальных дошкольных группах для глухих и слабослышащих людей в массовых учреждениях, а также при выполнении коррекционных занятий в домашних условиях, возможно обучение преподавателем одного ученика или проведение групповых занятий преподавателя одновременно с двумя или тремя учениками.

Согласно фигуре 1 способ осуществляется следующим образом.

1. На первом этапе способа осуществляют введение информации об ученике 1: имя, фамилию, дату рождения и фотографию посредством блока ввода информации 2 в виде планшета или ПК с интерфейсом, данная информация хранится в блоке хранения (постоянном) 3.

2. На втором этапе способа осуществляют процедуру первичной аудиометрии 4 - снятие тональной аудиограммы ученика для измерения остроты слуха. Аудиограмма является представлением того, как человек слышит в данном месте и времени при заданных условиях, и может быть использована для описания характеристик слуха человека при различных тестируемых частотах. Основным способом проведения аудиометрии является скрининг-тест. Воспроизводится серия тонов на фиксированных уровнях, и ученик указывает, какой он (она) может услышать. Тест состоит из представления этих звуковых сигналов в различной интенсивности для разных частот испытаний, в качестве результата записывают показания при наименьшей интенсивности, когда ученик давал ответы.

При начале испытания, важно, чтобы процесс начинался с «лучшим ухом» - более восприимчивым ухом ученика. Если ученик не заметит никакой разницы между правым и левым ухом, то по умолчанию начало происходит с правого уха. Наиболее эффективный способ выбора последовательности ушей и тестовых частот - начало с определения порога в лучшем/правом ухе при 1000 Гц. Затем порог определяют на частоте 500 Гц, а затем повторный тест порога при 1000 Гц. Если первый и второй пороговые значения при 1000 Гц согласуются в пределах 5 дБ, тестирование может продолжаться на 2000, 3000, 4000, 6000 и 8000 Гц. Затем начинается тестирование для худшего/левого уха с частотной последовательностью 1000, 500, 2000, 3000, 4000, 6000 и 8000 Гц. Если первые и вторые пороговые значения для лучшего/правого уха при 1000 Гц не согласуются в пределах 5 дБ, необходимо прекратить тестирование, установить наушники и повторно проинструктировать ученика. Затем снова будет проверяться 1000 Гц, а затем 500 Гц с возвратом на 1000 Гц. Если пороговые значения на частоте 1000 Гц согласуются на этот раз в пределах 5 дБ, остальная часть теста может быть завершена. Нет необходимости делать повторный тест 1000 Гц для худшего/левого уха, так как повторный тест является подтверждением того, что ученик отвечает последовательно. Как только это будет определено, нет необходимости повторять его.

Используя тренажер слухоречевого развития, ученик при относительной тишине проходит процедуру аудиометрии по описанному выше алгоритму посредством блока снятия информации 5, в котором через головные наушники (два воздушных телефона) ученику задаются различные пороги и интенсивность. В случае, когда ученик может услышать, он нажимает на соответствующую область на сенсорном экране тренажера. Полученные данные хранятся в блоке хранения (промежуточном) 6, затем обрабатываются в блоке обработки полученных данных 7. По итогу формируется индивидуальная аудиограмма ученика, которая хранится в блоке хранения (постоянном) 3 и впоследствии заносится в личный кабинет ученика и, учитывая ее результаты, производят персонализированные настройки в эквалайзере.

Аудиограмма показывает частоту в Гц, увеличиваясь слева направо в виде логарифмической шкалы, а интенсивность в децибелах возрастает вниз в линейном масштабе. Предпочтительное соотношение сторон составляет 20 дБ на октаву или 50 дБ за десятилетие частоты. Красными сплошными линиями обозначена костная проводимость, синими - воздушная проводимость. В случае воздушной проводимости - звук, попадая в наружный слуховой проход, вызывает колебания перепонки, передающиеся на молоточек, наковальню и стремечко, смещение которого в дальнейшем и вызывает колебания основной мембраны улитки. Костная проводимость - это передача звука напрямую к внутреннему уху через твердые ткани черепа, кость, минуя ухо внешнее и ухо среднее. Источник звука обязательно соприкасается с головой и вызывает вибрацию костей. Заявленный тренажер может воспринимать звук с помощью воздушной проводимости и костной. Данная технология в ряде случаев нарушения слуха является чуть не единственной возможностью для людей воспринимать звук, поэтому при проведении аудиометрии необходимо понять воспринимаемые пороги как для костной, так и для воздушной проводимости.

Графическая аудиограмма построена так, что на нижней стороне диаграммы нанесены более низкие пороги слышимости, а верхние строения строятся на нормальных порогах. Графическая аудиограмма также имеет некоторые другие характеристики. Расстояние между каждой октавой, построенной по оси абсцисс (ось x), соответствует тому же расстоянию, представленному диапазоном 20 дБ по оси ординат (ось у). Частота отображается логарифмически так, что между октавами существует равное расстояние (см. фиг. 2-5). 3. Автоматическая настройка параметров тренажера 8 с учетом проведенной аудиометрии.

Используя взаимосвязанные параметры интенсивности звука и частоты звука для каждого уха пациента, снятые при аудиометрии, программное обеспечение цифрового процессора осуществляет настройку:

- регулировки уровня мощности микрофона ученика посредством блока регулировки уровня микрофона 9; коэффициент (уровень) усиления микрофонного усилителя изменяется в сторону увеличения, если при выставленном уровне выходной громкости необходимо усилить сигнал, поступающий с микрофона, коэффициент (уровень) усиления микрофонного усилителя изменяется в сторону уменьшения, если при выставленном уровне выходной громкости необходимо ослабить сигнал, поступающий с микрофона,

- настройку и регулировку частоты звуковых волн, Гц (подразумевается усиление и уменьшение частоты, выбор определенного значения, вследствие чего могут убираться частоты, которые обучаемый не слышит, убираться звуки с низкой частотой), подаваемых на наушники ученика посредством блока настройки частоты звуковых волн 11, также возможна индивидуализация значения под каждого ученика,

- установку, настройку и регулировку ширины полосы пропускания звуковых частот, как в меньшую, так и в большую сторону, Гц, посредством блока настройки ширины полосы пропускания звуковых частот 13, также возможно индивидуализировать значения под каждого ученика,

- регулировку уровня громкости в наушниках, Гц, регулировку выходного уровня генератора, установку частоты (подразумевается усиление и уменьшение частоты, выбор определенного значения, вследствие чего могут убираться частоты, которые обучаемый не слышит, убираться звуки с низкой частотой), посредством блока настройки генератора звука/частот 12, также возможно индивидуализировать значения под каждого ученика.

Данные блоки: блок настройки частоты 11, блок настройки ширины полосы пропускания звуковых частот 13 и блок настройки генератора звука/частот 12 входят в состав блока настройки эквалайзера 10.

Настройка осуществляется следующим образом:

- при разнице в порогах восприятия между соседними частотами 500 и 1000 Гц или 1000 и 2000 Гц не более 5-10 дБ устанавливают широкую полосу пропускания частот и усиливают низкие частоты,

- при ограничении частотного диапазона тонального слуха ученика, который воспринимает частоту аудиометра до 1000 Гц, усиливают низкие частоты и устанавливают широкую полосу пропускания частот или удаляют частоты, которые ученик не слышит,

- при снижении слуха в диапазоне 12-500 Гц до 40-50 дБ и перепаде между частотами 500 и 1000 Гц более 20 дБ удаляют низкие частоты и усиливают средние и высокие частоты,

- при снижении слуха в диапазоне 12-500 Гц до 40-50 дБ и перепаде на частотах между 1000 и 2000 Гц или 2000 и 4000 Гц более 20 дБ усиливают низкие и средние частоты.

Все данные передаются в блок настройки выходного уровня 14.

4. Работа тренажера слухоречевого развития 15.

Для начала работы ученик занимает место перед компьютером/планшетом, соединенным с тренажером слухоречевого развития. На компьютер/планшет должно быть установлено специальное программное обеспечение для обработки сигналов тренажера слухоречевого развития. Также на компьютер/планшет устанавливается образовательная программа с учетом выбранной преподавателем методики обучения, в зависимости от степени отклонения уровня слуха ученика от нормативных показателей.

На руку ученика надевается (зажимается в руке) вибротактильное устройство. Его задача состоит в дублировании вибрацией всех входящих и исходящих аудиосигналов. Таким образом, ученик запоминает, какому слову соответствует какая вибрация. Далее при произношении слов ученик по вибрации определяет правильность своего произношения и корректирует его при необходимости.

Работа тренажера слухоречевого развития построена на обработке входящих сигналов длины волны, частоты колебаний, силы звука, их обработки и передаче в наушники ученика. Обработка входящих сигналов осуществляется на основе данных, полученных с аудиограммы, которую снимают с ученика перед началом работы для определения тех длин волн, которые ученик слышит лучше. Затем при обучении тренажер производит усиление громкости именно в этих длинах волн. Таким образом, ученик начинает слышать преподавателя.

Процесс обучения заключается в отработке произношения букв, слов, словосочетаний, тренировке речевой струи и так далее. Все упражнения направлены на обучение ученика разговорной речи (даже при условии, что обучаемый себя не слышит) и контроле громкости голоса. Также тренажер слухоречевого развития позволяет производить общее обучение учеников тем дисциплинам, которые изучаются в школе, для сокращения отставания в развитии.

5. Проведение повторной аудиометрии 16 с помощью блока снятия информации 5, блока хранения (промежуточного), блока обработки полученных данных 7 и блока хранения (постоянного).

Повторная аудиометрия необходима для отслеживания результатов, улучшений в слуховом восприятии у ученика. В процессе обучения у ученика улучшаются характеристики слуха, а именно, частота звука и интенсивность звука для каждого уха.

6. Автоматическое обновление параметров программы с учетом проведенной повторной аудиометрии.

Полученные данные используют для новой настройки тренажера посредством блока регулировки уровня микрофона, блока настройки эквалайзера и блока настройки выходного уровня.

7. Работа тренажера.

Работа тренажера осуществляется аналогично п. 4 с учетом измененных параметров тренажера.

8. Периодическое чередование работы тренажера и обновление результатов аудиометрии 17.

Тренажер слухоречевого развития представляет собой аппаратно-программный комплекс, содержащий систему приема/вывода аудиосигнала и система обработки аудиосигнала с программным обеспечением.

Система приема/вывода аудиосигнала включает микрофоны преподавателя и ученика, наушники ученика (головные телефоны) и вибротактильное устройство, которые осуществляет ввод и вывод аудиосигнала, изучение вибраций при произношении/прослушивании аудиосигнала.

Система обработки аудиосигнала включает цифровой процессор с программным обеспечением с возможностью подключения к компьютеру. Процессор принимает аудиосигнал, обрабатывает его и усиливает в том диапазоне волн, который задан при помощи программного обеспечения. Программное обеспечение включает эквалайзер.

Программное обеспечение имеет библиотеку учеников с возможностью автоматической настройки процессора на определенного ученика, позволяет настраивать работу вибротактильного устройства, переключать аудиовыходы/входы, позволяет усиливать громкость каналов.

Также при осуществлении способа возможно следующее:

- Ведение списка учеников, с сохранением профиля ученика, в котором содержится информация об ученике, в том числе и звуковая карта ученика (настройки уровней эквалайзеров).

- Прослушивание собственного голоса каждому ученику. Для пациентов с незначительной потерей слуха (1-2 степень) это дополнительная возможность услышать свой голос, для улучшения правильности произносимой речевой информации. Это реализуется с помощью полноразмерных наушников и микрофона. Звуки, которые произносит пациент, транслируются в наушники.

- Прослушивание канала преподавателя каждым учеником (для канала преподавателя может быть выбран микрофон преподавателя или сигнал с линейного входа). Таким образом, каждый ученик может не только самостоятельно заниматься на тренажере, но и одновременно с преподавателем. Ученик и преподаватель могут самостоятельно настраивать каналы, которые они хотят слышать. Например, могут слышать только преподавателя, а могут других учеников (по отдельности и вместе), а могут и вовсе не слышать никого и заниматься самостоятельно

- Индивидуальное включение/отключение наушника - головного телефона каждого ученика. Индивидуальная регулировка громкости, раздельно на каждое ухо для каждого ученика. Для некоторых необходима разная громкость на каждое ухо в связи с индивидуальными особенностями каждого человека.

- Индивидуальная регулировка тембра по пяти полосам эквалайзера для каждого уха каждого ученика, что позволяет полностью настроить тренажер под пациента, улучшить слышимость. Пятиполосный эквалайзер позволяет легче переносить данные с аудиограммы, и его достаточно для настройки слышимости ученика.

- Раздельная регулировка тембров по пяти полосам для каждого канала головного телефона каждого ученика. Центральная частота каждой полосы регулирования, настраиваемая в диапазоне частот от 50 Гц до 10000 Гц. Значения частот эквалайзера по умолчанию и пределы регулирования:

1) 60 Гц, глубина регулировки от 12 дБ;

2) 230 Гц, глубина регулировки от 12 дБ;

3) 730 Гц, глубина регулировки от 12 дБ;

4) 2350 Гц, глубина регулировки от 12 дБ;

5) 7300 Гц, глубина регулировки от 12 дБ.

- Индивидуальное задание центральной частоты каждой из пяти полос эквалайзера для каждого уха каждого ученика, дублирование звуковых сигналов с головных телефонов ученика на вибротактильное устройство канала ученика, что обеспечивает полную настройку тренажера под пациента и общее улучшение слышимости.

- Независимое включение микрофона преподавателя или линейного входа на канале преподавателя необходимо на случай, если отсутствует надобность в микрофоне преподавателя.

- Задание уровня усиления микрофона преподавателя обеспечивает полную настройку тренажера под пациента и общее улучшение слышимости.

- Задание уровня усиления микрофона для каждого ученика обеспечивает полную настройку тренажера под пациента и общее улучшение слышимости.

- Независимое включение микрофона каждого ученика, световая индикация включения питания и текущее состояние слухоречевого тренажера обеспечивают возможность одновременного ведения занятия с 1-3 учениками.

- Задание уровня амплитуды вибрационного сигнала для каждого ученика обеспечивает полную настройку тренажера под пациента и общее улучшение слышимости.

- Индикация уровней выходного сигнала для правого и левого каналов головных телефонов каждого ученика обеспечивает дополнительную индикацию для улучшения понимания учеником его речевых показателей.

- Индикация уровня выходного сигнала для вибротактильного устройства для каждого ученика обеспечивает дополнительную индикацию для улучшения понимания учеником его речевых показателей.

Функциональная схема обработки звука приведена на фигуре 6. Рассмотрим работу звукового тракта на примере одного из учеников. Сигнал с микрофона 19 ученика подается на вход микрофонного усилителя 21 канала ученика. Коэффициент усиления микрофонного усилителя можно регулировать, изменяя положение ползунка в программном обеспечении. Для исключения ситуации перегрузки по микрофонному входу, рекомендуется задействовать систему автоматической регулировки усиления (АРУ) 22. С выхода микрофонного усилителя 21 сигнал подается на коммутатор сигналов 23 канала ученика. Также на вход этого коммутатора 23 подаются сигналы с линейного входа 20, с микрофона учителя 18 и микрофонов других учеников 19. Подача сигнала с линейного входа и других учеников для 1-ого ученика необходима, например, в случае, когда учитель дает задание 2-му и 3-му ученикам слушать аудиосказку, поданную с компьютера (телевизора, магнитофона, радио и т.д.) на линейный вход, а сам персонально занимается с первым учеником. Таким образом, образуются две группы, звуковые каналы которых не пересекаются, и они общаются независимо. Выбранная пользователем комбинация входных сигналов через коммутатор 23 подается на сумматор 24 канала ученика, где сигналы объединяются. Полученный результирующий сигнал может быть обработан двумя независимыми 5-ти полосными эквалайзерами 26 для каждого канала (правого и левого). Звук после эквалайзеров 26 передается на генератор звуковых частот 25. Эквалайзер 26 и генератор звуковых частот 25 в общей иерархии находятся на одном уровне. Один блок является дополнением другого. Преобразованный звук с генератора звуковых частот 25 направлен на усилитель 27, затем перенаправляется на вход сумматора 28. После эквалайзера 26 расположен еще один сумматор 28, позволяющий вводить в канал ученика сформированную частоту звукового диапазона. С выхода сумматора 28 сигнал одновременно подается на усилитель 29 наушников 30 и усилитель 29 вибротактильного устройства (ВТУ) 31. Каналы других учеников работают аналогично.

На линейный выход можно скоммутировать любую комбинацию входов. Отличием от канала ученика является отсутствие эквалайзеров, усилителя для ВТУ, а также отличается уровень выходного сигнала на линейном выходе, его среднеквадратическое значение составляет 1В.

Тренажер имеет более широкую, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосу пропускания частот и большие возможности изменения частотных характеристик звукового сигнала, что позволяет адекватно подобрать для каждого человека режим звукоусиления. Определенные сложности могут возникнуть с подбором усиления для людей, имеющих круто нисходящие аудиометрические кривые. Эти люди, при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению, пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами.

Глухим люди, которые имеют незначительные остатки слуха (диапазон воспринимаемых частот до 500 Гц при очень высоких порогах слуховой чувствительности - 105-110 дБ и более) полезно в дополнение к головным телефонам (наушникам) как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с первого года обучения использовать вибраторы. В дальнейшем (примерно с конца 2-го - начала 3-го года занятий) следует учить ребенка восприятию материала и только на слух (т.е. без вибратора). Эта работа начинается на индивидуальных занятиях и постепенно переносится на фронтальные занятия.

Далее приведены примеры улучшения слуха у пациентов.

Пример 1

Пациент Б, возраст 27 лет, обратился с жалобами на слух. При проведении аудиометрии были получены полого нисходящие аудиометрические кривые (см. фиг. 2а) - отсутствие костного проведения на левом ухе объясняется ограниченностью приборов, максимальная интенсивность костного вибратора 45-70 дБ), при которых перепад (разница в порогах восприятия) между соседними частотами, например, 500 и 1000 Гц, 1000 и 2000 Гц не более 5-10 дБ. Был поставлен диагноз 1 степень тугоухости. После чего были проведены занятия на слухоречевом тренажере, при этом предпочтение отдается широкой полосе звукоусиления, подчеркиваются (дополнительно несколько усиливаются) низкие частоты. Вместе с тем целесообразно проверить эффективность слухового восприятия при отсутствии дополнительного усиления низких частот, а также при подчеркивании высоких частот, которые значительно влияют на разборчивость речи. Сравнение результатов восприятия в этих разных условиях позволит определить тот режим, который для данного пациента наиболее эффективен. Было проведено 15 занятий, после чего была проведена контрольная аудиометрия. При проведении повторной аудиометрии была получена кривая, представленная на фигуре 2б). По этим данным было принято провести еще один курс (блок) занятий на слухоречевом тренажере. Курс состоял из 15 занятий по одному в неделю. По итогам была проведена контрольная аудиометрия. Согласно данным существенных изменений в показателях по сравнению с ранее проведенной аудиометрией не произошло, поэтому было принято решение прекратить занятия. По итогам проведенных занятий слуховые показатели пациента улучшились, что отражено на фигуре 2а) и 2б). Речевые показатели также улучшились, что было установлено методом личного общения с пациентом.

Пример 2

Пациент В, возраст 35 лет, обратился с жалобами на слух. При проведении аудиометрии были получены круто ниспадающие аудиометрические кривые (см. фиг. 3а), когда при относительно небольшом снижении слуха в диапазоне 125-500 Гц (до 40-50 дБ) резкий перепад имеет место между частотами 500 и 1000 Гц (в 20 и более дБ). Поставлен диагноз 4 степени тугоухости. После чего были проведены занятия на слухоречевом тренажере, при этом «отрезались» (убирались) низкие частоты и усиливались средние и высокие частоты. Люди с таким слухом пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами с глубокой регулировкой тембра, при этом необходимо, чтобы специалист по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей сделал в них вентильные отверстия для пропускания низких частот. Если же перепад отмечается на более высоких частотах, например между 1000 и 2000 Гц, 2000 и 4000 Гц, то низкие частоты не «срезают», а усиливают сохранные частоты: низкие и средние. Было проведено 20 занятий, после чего была проведена контрольная аудиометрия. По результатам этой аудиометрии было установлено небольшое улучшение слуха. По этим данным было принято провести еще один курс (блок) занятий на слухоречевом тренажере. Курс продолжался 20 дней по 1 занятию в неделю. По итогам была проведена повторная аудиометрия и получены результаты по улучшению слуха. Было принято решение провести еще один курс (блок) из 10 занятий по 1 занятию в неделю. При проведении контрольной аудиометрии была получена кривая, представленная на фигуре 3б). По этим данным было принято решение провести еще один курс (блок) занятий на слухоречевом тренажере. Курс продолжался 5 дней по 1 занятию в неделю. По итогам была проведена контрольная аудиометрия. Согласно данным существенных изменений в показателях по сравнению с ранее проведенной аудиометрией не произошло, поэтому было принято решение прекратить занятия. По итогам проведенных занятий слуховые показатели пациента улучшились, что отражено на фигуре 3а) и 3б). Речевые показатели также улучшились, что было установлено методом личного общения с пациентом.

Пример 3

Пациент С, возраст 49 лет, обратился с жалобами на слух. При проведении аудиометрии были получены обрывистые аудиометрические кривые (см. фиг. 4а), когда частотный диапазон тонального слуха глухого человека ограничен, он воспринимает тоны аудиометра до 1000 Гц. Поставлен диагноз 2 степени тугоухости. После чего были проведены занятия на слухоречевом тренажере, при которых подчеркивались низкие частоты и устанавливались либо широкая полоса пропускания частот, либо частоты, которые пациент не слышит, «отрезались» с помощью специальных фильтров, эта возможность предусмотрена в аппаратуре. Было проведено 15 занятий, после чего была проведена контрольная аудиометрия и получена кривая, представленная на фигуре 4б). По этим данным было принято решение провести еще один курс (блок) - 15 занятий на слухоречевом тренажере по 1 занятию в неделю. По итогам была проведена контрольная аудиометрия. Согласно данным существенных изменений в показателях по сравнению с ранее проведенной аудиометрией не произошло, поэтому было принято решение прекратить занятия. По итогам проведенных занятий слуховые показатели пациента улучшились, что отражено на фигуре 4а) и 4б). Речевые показатели также улучшились, что было установлено методом личного общения с пациентом.

Пример 4

Пациент D, возраст 58 лет, обратился с жалобами на слух. При проведении аудиометрии были получены горизонтальные аудиометрические кривые (см. фиг. 5а), при которых перепад (разница в порогах восприятия) между соседними частотами, например между 500 и 1000 Гц, 1000 и 2000 Гц не более 5-10 дБ. Поставлен диагноз 3 степени тугоухости. После чего были проведены занятия на слухоречевом тренажере, при этом предпочтение отдается широкой полосе звукоусиления, подчеркиваются (дополнительно несколько усиливаются) низкие частоты. Вместе с тем целесообразно проверить эффективность слухового восприятия при отсутствии дополнительного усиления низких частот, а также при подчеркивании высоких частот, которые значительно влияют на разборчивость речи. Сравнение результатов восприятия в этих разных условиях позволит определить тот режим, который для данного пациента наиболее эффективен. Было проведено 18 занятий, после чего была проведена контрольная аудиометрия. При проведении повторной аудиометрии была получена кривая, представленная на фигуре 5б). По этим данным было принято провести еще один курс (блок) 16 занятий на слухоречевом тренажере по 1 занятию в неделю. По итогам была проведена контрольная аудиометрия. Согласно данным существенных изменений в показателях по сравнению с ранее проведенной аудиометрией не произошло, поэтому было принято решение прекратить занятия. По итогам проведенных занятий слуховые показатели пациента улучшились, что отражено на фигуре 5а) и 5б). Речевые показатели также улучшились, что было установлено методом личного общения с пациентом.

Таким образом, способ позволяет полностью автоматизировать весь процесс обучения, включая снятие аудиограммы для выставления начальных значений интенсивности звука и частоты звука, и промежуточное снятие аудиограммы для корректировки значений интенсивности звука и частоты звука для дальнейшего обучения, что позволяет повысить эффективность способа, заключающуюся в упрощении осуществления способа, отсутствии необходимости использовании дополнительно аппарата для снятия аудиограммы, автоматического обновления показателей, ускорении подготовительных работ и ведения нескольких учеников одновременно.

Похожие патенты RU2713984C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТРЕНАЖЕР СЛУХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С 1-4 СТЕПЕНЯМИ ТУГОУХОСТИ 2017
  • Маковецкий Валерий Валерьевич
RU2681113C1
СПОСОБ ДОВРАЧЕБНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ, СКРИНИНГОВОЙ АУДИОМЕТРИИ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩИЙ 2020
  • Сироткин Валерий Степанович
  • Ханыков Владимир Владимирович
RU2743049C1
Способ настройки процессоров при билатеральной кохлеарной имплантации 2023
  • Пашков Александр Владимирович
  • Воеводина Ксения Игоревна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Вишнева Елена Александровна
  • Наумова Ирина Витальевна
RU2818251C1
Способ настройки процессора кохлеарного импланта 2021
  • Пашков Александр Владимирович
  • Наумова Ирина Витальевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Вишнёва Елена Александровна
  • Изосимов Андрей Алексеевич
  • Зеленкова Ирина Валерьевна
  • Пашкова Александра Елефтерьевна
RU2778903C1
СПОСОБ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ КЛАССИФИЦИРУЮЩЕЙ МНОГОФАКТОРНОЙ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ НАСЕЛЕНИЯ 2021
  • Сироткин Валерий Степанович
  • Ханыков Владимир Владимирович
RU2765108C1
СПОСОБ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Кочергин Анатолий Васильевич
  • Кочергин Андрей Анатольевич
  • Колигаев Олег Анатольевич
  • Колигаев Сергей Олегович
RU2525366C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЯ 2010
  • Дайхес Николай Аркадьевич
  • Пашков Александр Владимирович
  • Староха Александр Владимирович
  • Литвак Максим Михайлович
  • Ханджапова Юлия Александровна
  • Давыдов Андрей Валерьевич
  • Кузнецов Александр Олегович
RU2414168C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА И РЕЧИ У ТУГОУХИХ И ГЛУХИХ 2021
  • Клемёнов Александр Сергеевич
RU2764733C1
СПОСОБ ИНТЕРАКТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ 2007
  • Сидоров Павел Иванович
  • Лабутин Николай Юрьевич
RU2353404C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 713 984 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 1 - 4 СТЕПЕНИ И ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ НА ТРЕНАЖЕРЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Изобретение относится к медицине, а именно технике для сурдологии, может использоваться для слухоречевого развития людей, страдающих тугоухостью. Предложен способ обучения людей с нейросенсорной тугоухостью 1-4 степени и связанными с нею дефектами речи на тренажере слухоречевого развития, характеризующийся тем, что вводят личные данные ученика, осуществляют снятие аудиограммы ученика при разных тестируемых частотах последовательно с каждого уха, начиная с лучше слышащего или при одинаковом слухе - с правого, посредством блока снятия информации тренажера, для этого определяют пороги слышимости с определением длин звуковых волн, которые ученик лучше слышит; с учетом данных, полученных при снятии аудиограммы, проводят индивидуальную настройку следующих параметров работы тренажера для последующего обучения для каждого уха: уровень мощности микрофона ученика, громкость звука в наушниках с учетом тех частот звука или длин звуковых волн, которые ученик лучше слышит, частоту звуковых волн, настройку ширины полосы пропускания звуковых частот, подаваемых на наушники ученика, при этом при установленной с помощью аудиограммы разнице в порогах восприятия для соответствующего уха не более 5-10 дБ между частотами 500 и 1000 Гц или 1000 и 2000 Гц расширяют полосу пропускания звуковых частот с учетом индивидуальных значений воспринимаемых учеником частот и усиливают громкость на низких для ученика частотах - тех длинах звуковых волн, которые ученик лучше слышит, при ограничении частотного диапазона тонального слуха ученика, который воспринимает частоту аудиометра до 1000 Гц, усиливают громкость на низких для ученика частотах и расширяют полосу пропускания частот либо удаляют из предъявляемого диапазона те частоты, которые ученик не слышит, при снижении слуха в диапазоне 12-500 Гц до 40-50 дБ и разнице порогов восприятия более 20 дБ между частотами 500 и 1000 Гц удаляют низкие для ученика частоты и усиливают громкость средних и высоких для него частот, при снижении слуха в диапазоне 12-500 Гц до 40-50 дБ и разнице порогов восприятия более 20 дБ на частотах между 1000 и 2000 Гц или 2000 и 4000 Гц усиливают громкость низких и средних для ученика частот, осуществляют обучение ученика на тренажере, для чего: обработанные звуки, слова или словосочетания, произносимые человеком, не имеющим нарушений слуха и речи, подают на наушники ученика и дублируют подачу упомянутых звуковых сигналов на вибротактильное устройство тренажера, вложенное в руку ученика, осуществляют прием издаваемых учеником тех же звуков, слов или словосочетаний посредством микрофона ученика и подачу вибрации вибротактильным устройством в случае их неправильного произношения учеником, затем повторно снимают аудиограмму ученика и обновляют параметры тренажера с учетом проведенной повторной аудиограммы, с использованием обновленных параметров продолжают обучение ученика на тренажере. 6 ил., 4 пр.

Формула изобретения RU 2 713 984 C1

Способ обучения людей с нейросенсорной тугоухостью 1-4 степени и связанными с нею дефектами речи на тренажере слухоречевого развития,

характеризующийся тем, что

вводят личные данные ученика в упомянутый тренажер, представляющий собой программно-аппаратный комплекс, посредством блока ввода информации,

осуществляют снятие аудиограммы ученика при разных тестируемых частотах последовательно с каждого уха, начиная с лучше слышащего или при одинаковом слухе - с правого, посредством блока снятия информации тренажера,

для этого определяют пороги слышимости - восприятия звука, начиная от значения интенсивности 12 дБ, для каждого уха на тестируемых частотах путем проведения тестирования со следующей частотной последовательностью, Гц: 1000, 500, повторно 1000, 2000, 3000, 4000, 6000 и 8000,

с определением длин звуковых волн, которые ученик лучше слышит;

с учетом данных, полученных при снятии аудиограммы индивидуально воспринимаемой интенсивности звука и частоты звука, проводят индивидуальную настройку следующих параметров работы тренажера для последующего обучения, соответственно, для каждого уха:

уровень мощности микрофона ученика посредством блока регулировки уровня мощности микрофона тренажера,

громкость звука в наушниках посредством блока настройки генератора звука тренажера с учетом тех частот звука или длин звуковых волн, которые ученик лучше слышит,

частоту звуковых волн посредством блока настройки частоты звуковых волн тренажера,

настройку ширины полосы пропускания звуковых частот, подаваемых на наушники ученика посредством блока настройки ширины полосы пропускания звуковых частот тренажера,

при этом при установленной с помощью аудиограммы разнице в порогах восприятия для соответствующего уха не более 5-10 дБ между частотами 500 и 1000 Гц или 1000 и 2000 Гц расширяют полосу пропускания звуковых частот посредством блока настройки ширины полосы пропускания звуковых частот с учетом индивидуальных значений воспринимаемых учеником частот и усиливают громкость на низких для ученика частотах - тех длинах звуковых волн, которые ученик лучше слышит,

при ограничении частотного диапазона тонального слуха ученика, который воспринимает частоту аудиометра до 1000 Гц, усиливают громкость на низких для ученика частотах и расширяют полосу пропускания частот, либо удаляют из предъявляемого диапазона те частоты, которые ученик не слышит,

при снижении слуха в диапазоне 12-500 Гц до 40-50 дБ и разнице порогов восприятия более 20 дБ между частотами 500 и 1000 Гц удаляют низкие для ученика частоты и усиливают громкость средних и высоких для него частот,

при снижении слуха в диапазоне 12-500 Гц до 40-50 дБ и разнице порогов восприятия более 20 дБ на частотах между 1000 и 2000 Гц или 2000 и 4000 Гц усиливают громкость низких и средних для ученика частот,

используя эти параметры настройки, а также индивидуально настраивая тембр предъявляемых звуков для каждого уха с использованием эквалайзера с глубиной регулировки от 12 дБ, осуществляют обучение ученика на тренажере, для чего:

- обработанные с помощью упомянутой настройки на основе полученных данных с аудиограммы звуки, слова или словосочетания, произносимые человеком, не имеющим нарушений слуха и речи, подают на наушники ученика и дублируют подачу упомянутых звуковых сигналов на вибротактильное устройство тренажера, вложенное в руку ученика,

- осуществляют прием издаваемых учеником тех же звуков, слов или словосочетаний посредством микрофона ученика и подачу вибрации вибротактильным устройством в случае их неправильного произношения учеником,

затем повторно снимают аудиограмму ученика и

обновляют параметры тренажера с учетом проведенной повторной аудиограммы,

с использованием обновленных параметров продолжают обучение ученика на тренажере.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2713984C1

0
SU82419A1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА ВОСПРИЯТИЯ РИТМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ СТИМУЛОВ 2015
  • Бобошко Мария Юрьевна
  • Огородникова Елена Александровна
  • Жилинская Екатерина Викторовна
  • Пак Сергей Павлович
RU2611909C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Цирульников Е.М.
  • Лебедев В.П.
  • Малыгин А.В.
  • Игнатов В.С.
RU2214842C1
Передающий механизм для весового устройства 1958
  • Альфред Кестнер
SU123322A1
БЕСКОНТАКТНЫЙ МОДУЛЯТОР-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СИГНАЛОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА В ПЕРЕМЕННБШ 0
SU173307A1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР СУРДОЛОГА, АУДИОЛОГА 2015
  • Сироткин Валерий Степанович
  • Семочкин Сергей Александрович
  • Фирсов Павел Аркадьевич
RU2615686C2
US 2018035216 A1 01.02.2018
КРЫШКА ДЛЯ ШРЕДЕРНОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Лестер Джон
  • Роуз Крейг
RU2497592C2

RU 2 713 984 C1

Авторы

Маковецкий Валерий Валерьевич

Крикушенко Александр Владимирович

Крикушенко Владимир Владимирович

Даты

2020-02-11Публикация

2018-12-06Подача