Изобретение относится к медицине, в частности к общей и судебной психиатрии.
Актуальность изобретения обусловлена повышением частоты расстройств поведения и адаптации у несовершеннолетних правонарушителей, что осложняет проведение медико-социальной коррекции и воспитательно-профилактической работы с данным контингентом.
Одной из наиболее характерных особенностей расстройств поведения в подростковом возрасте является их полиморфизм. Выявление основных мишений для психокоррекции и эффективное проведение медико-социальных мероприятий базируется на личностно-ориентированном лечебно-диагностическом подходе. В связи с этим актуальнее становится задача повышения точности диагноза и дифференциальной оценки подобных расстройств на более ранних этапах.
Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является способ диагностики поведения у несовершеннолетних правонарушителей путем сопоставления степени дезадаптации личности и проявлений антиобщественных действий (Ю. В. Попов Профилактика и коррекция саморазрушающего поведения у подростков. Пособие для врачей, 1995, с. 1-21).
Недостатками указанного способа диагностики являются недостаточная точность, некоторая ситуативность и субъективность оценки состояния, сложность и длительность, создание определенных условий для обследования.
Техническим результатом изобретения является повышение точности диагностики, снижение вероятности установления неправильного диагноза, возможность сплошного обследования больших групп без помещения обследуемых в специальные медицинские учреждения.
Данный технический результат достигается в способе диагностики согласно изобретению, заключающемся в том, что после предварительного психиатрического интервьюирования у обследуемого несовершеннолетнего определяют степень дезадаптации, с помощью ключевой таблицы, как указано в описании, определяют общую сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий и профиль его деструктивной детерминанты личности по столбцу ключевой таблицы с наибольшим количеством баллов, затем на регистрационном бланке, как указано в описании, отмечают полученную сумму баллов и степень дезадаптации, строят график и от точки пересечения полученного графика, с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор, по которому на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей.
Заявленная закономерность сопоставления степени дезадаптации личности, деструктивных детерминант и проявлений антиобщественных действий была выявлена при обследовании контингента несовершеннолетних, поступавших в Центр в течение целого ряда лет.
При обследовании основной группы из 129 подростков мужского пола (средний возраст 16,5 лет), совершивших криминальные действия против личности, с жестоким и особо жестоким характером правонарушений, было выявлено следующее. Установлена достоверно значимая корреляция деструктивных детерминант с нарушениями адаптации и расстройствами поведения.
На основе полученных результатов были составлены приведенные ниже ключевая таблица и регистрационный бланк (1) - (фиг.1).
Аутодеструктивная детерминанта характеризуется антиобщественными действиями, результатом которых является физический, моральный ущерб самого индивида, снижающий его социальный статус (аддиктивное, суицидальное поведение, бродяжничество и др.)
Агрессивная деструктивная детерминанта характеризуется насильственными, корыстными, насильственными сексуальными действиями против личности.
Ремиттирующая деструктивная детерминанта определяется как ослабляющая социальный статус индивида, но при определенных ситуациях и преморбиде личности несущая угрозу обществу (уклонение от учебно-трудовой деятельности, систематическое пребывание в неформальных антиобщественных группах).
При составлении ключевой таблицы и регистрационного бланка расстройства поведения классифицировались по МКБ-10 с кодами диагнозов F 90-93 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте), проявления отклоняющегося поведения систематизировались по В.В. Королеву (В.В. Королев. Психические отклонения у подростков правонарушителей, 1992), степень дезадаптации определялась по "Системе шкал социальной дезадаптации" (Ю.В. Попов и Н.Я. Иванов. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. - М., 1995.
Для оценки достоверности результатов использовался критерий Стьюдента, значимость полученных оценок вычислялась путем расчета коэффициентов корреляции Пирсона, ранговой корреляции Спирмана.
Способ согласно изобретению осуществляется следующим образом. После предварительного психиатрического интервьюирования и анализа медицинской документации при ее наличии у обследуемого несовершеннолетнего определяют степень дезадаптации. Затем с помощью ключевой таблицы 1 определяют общую сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий. Для этого в ключевой таблице в соответствующих строках отмечают (зачеркивают) имеющиеся проявления антиобщественных действий у обследуемого и суммируют баллы отмеченные (зачеркнутые), в таблице. После чего по столбцу ключевой таблицы с наибольшим количеством баллов определяют профиль деструктивной детерминанты личности обследуемого. Затем на регистрационном бланке (фиг.1) отмечают полученную сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий и степень дезадаптации. Строят график и от точки пересечения полученного графика с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор. По вектору на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей.
Далее приведены конкретные примеры осуществления способа согласно изобретению.
Пример 1.1
Обследуемый N., 16 лет.
Шаг 1. В ходе проведения психиатрического интервью и анализа медицинской документации у N. выявлена неустойчивая дезадаптация, у него имеют место такие проявления отклоняющегося поведения, как уклонение от учебной и трудовой деятельности, антиобщественные насильственные действия, антиобщественные корыстные действия, аддиктивное поведение (алкоголь), уходы из дома и бродяжничество.
Шаг 2. В ключевой таблице в соответствующих строках отмечаются имеющиеся проявления у обследуемого (в данном примере зачеркнуты баллы в соответствующих строках табл.2).
Шаг 3. Определяется числовое выражение проявлений антиобщественных действий у несовершеннолетнего путем суммирования баллов в отмеченных строках таблицы.
Строка 1=1 балл, строка 3=3 балла, строка 4=3 балла, строка 6 =2 балла, строка 8=2 балла: 1+3+3+2+2=11.
Числовое выражение проявлений антиобщественных действий у обследуемого 11 баллов.
Шаг 4. Определяется деструктивная детерминанта обследуемого по соответствующему столбцу ключевой таблицы, в котором содержится наибольшее количество баллов.
В среднем столбце (в строках 3 и 4) суммарно 6 баллов (3+3); что больше, чем в правом и левом столбцах таблицы (1 и 4 баллов соответственно). Таким образом, у обследуемого агрессивная деструктивная детерминанта.
Шаг 5. На регистрационном бланке отмечается на соответствующих осях степень дезадаптации: неустойчивая, и суммарное числовое выражение проявлений (11 баллов). Отмеченные точки соединяются (регистрационный бланк примера 1.1 а - фиг.2).
Шаг 6. От точки пересечения полученного графика с профилем детерминанты, соответствующим деструктивной детерминанте обследуемого, опускается вектор на горизонтальную ось (регистрационный бланк примера 1.1б - фиг.3).
Шаг 7. Кластер расстройства поведения определяет ближайшее к точке пересечения вектора с горизонтальной осью значение метки на ней.
Кластер расстройства поведения в данном примере у обследуемого N. - несоциализированное расстройство поведения.
Пример 1.2
Обследуемый К., 14 лет.
Шаг 1. В ходе проведения психиатрического интервью и анализа медицинской документации у К. выявлена парциальная дезадаптация, у него имеют место такие проявления отклоняющегося поведения, как антиобщественные насильственные действия и аддиктивное поведение (наркотики), уходы из дома и бродяжничество.
Шаг 2. В ключевой таблице 1.2 в соответствующих строках отмечаются имеющиеся проявления у обследуемого (в данном примере зачеркнуты баллы в соответствующих строках табл.3).
Шаг 3. Определяется числовое выражение проявлений антиобщественных действий у несовершеннолетнего путем суммирования баллов в отмеченных строках таблицы.
Строка 3=3 балла, строка 7=2 балла, строка 8=2 балла: 3+2+2=7.
Числовое выражение проявлений антиобщественных действий у обследуемого = 7 баллов.
Шаг 4. Определяется деструктивная детерминанта обследуемого по соответствующему столбцу ключевой таблицы, в котором содержится наибольшее количество баллов.
В левом столбце (в строках 7 и 8) суммарно 4 балла (2+2); что больше, чем в среднем столбце таблицы (3 балла). Таким образом, у обследуемого аутодеструктивная детерминанта.
Шаг 5. На регистрационном бланке отмечается на соответствующих осях степень дезадаптации: парциальная, и суммарное числовое выражение проявлений (7 баллов). Отмеченные точки соединяются (регистрационный бланк примера 1.2a - фиг.4).
Шаг 6. От точки пересечения полученного графика с профилем детерминанты, соответствующим деструктивной детерминанте обследуемого, опускается вектор на горизонтальную ось (регистрационный бланк примера 1.26 - фиг.5).
Шаг 7. Кластер расстройства поведения определяет ближайшее к точке пересечения вектора с горизонтальной осью значение метки на ней.
Кластер расстройства поведения в данном примере у обследуемого К. - мозаичное расстройство поведения по социализированному и несоциализированному типу.
Пример 1.3
Обследуемый Р., 17 лет.
Шаг 1. В ходе проведения психиатрического интервью и анализа медицинской документации у Р. выявлена устойчивая адаптация, у него имеют место такие проявления отклоняющегося поведения, как уклонение от учебной и трудовой деятельности и систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
Шаг 2. В ключевой таблице 1.3 в соответствующих строках отмечаются имеющиеся проявления у обследуемого (в данном примере зачеркнуты баллы в соответствующих строках табл.4).
Шаг 3. Определяется числовое выражение проявлений антиобщественных действий у несовершеннолетнего путем суммирования баллов в отмеченных строках таблицы.
Строка 1=1 балл, строка 2=1 балл: 1+1=2.
Числовое выражение проявлений антиобщественных действий у обследуемого 2 балла.
Шаг 4. Определяется деструктивная детерминанта обследуемого по соответствующему столбцу ключевой таблицы, в котором содержится наибольшее количество баллов.
В правом столбце (в строках 1 и 2) суммарно 2 балла (1+1). Таким образом, у обследуемого ремиттирующая деструктивная детерминанта.
Шаг 5. На регистрационном бланке отмечается на соответствующих осях степень дезадаптации: устойчивая, и суммарное числовое выражение проявлений (2 баллов). Отмеченные точки соединяются (регистрационный бланк примера 1.3а - фиг.6).
Шаг 6. От точки пересечения полученного графика с профилем детерминанты, соответствующим деструктивной детерминанте обследуемого, опускается вектор на горизонтальную ось (регистрационный бланк примера 1.36 - фиг.7).
Шаг 7. Кластер расстройства поведения определяет ближайшее к точке пересечения вектора с горизонтальной осью значение метки на ней.
Кластер расстройства поведения в данном примере у обследуемого Р. - мозаичное расстройство поведения по депрессивному и социализированному типу.
Способ диагностики расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей согласно изобретению отличается простотой, позволяет ускорить, объективизировать и уточнить выявление расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей. Точность способа составляет порядка 92%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПО КОМПЛЕКСУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ | 2013 |
|
RU2529402C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОПАТИИ И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ | 1993 |
|
RU2093076C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ | 1999 |
|
RU2162657C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ | 1993 |
|
RU2093075C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТЕКУЩЕГО ДЕПРЕССИВНОГО ЭПИЗОДА ПРИ КОМОРБИДНОСТИ АФФЕКТИВНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ | 2015 |
|
RU2599975C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 2016 |
|
RU2625284C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ МЕНТАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ | 2007 |
|
RU2347528C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ | 2020 |
|
RU2755368C1 |
Способ скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей (варианты) | 2016 |
|
RU2655073C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОГРАНИЧНОГО РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ | 2014 |
|
RU2564752C1 |
Изобретение относится к медицине, в частности к общей и судебной психиатрии. После предварительного психиатрического интервьюирования у обследуемого несовершеннолетнего определяют степень дезадаптации. С помощью ключевой таблицы, как указано в описании, определяют общую сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий. По столбцу ключевой таблицы с наибольшим количеством баллов определяют профиль деструктивной детерминанты личности обследуемого. Затем на регистрационном бланке, как указано в описании, отмечают полученную сумму баллов и степень дезадаптации. Строят график и от точки пересечения полученного графика с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор. По вектору на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей. Данный способ позволяет повысить точность диагностики, снизить вероятность установления неправильного диагноза, осуществить обследование больших групп несовершеннолетних без помещения их в специальные медицинские учреждения. 4 табл., 7 ил.
Способ диагностики расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей путем сопоставления степени дезадаптации личности и проявлений антиобщественных действий, отличающийся тем, что после предварительного психиатрического интервьюирования у обследуемого несовершеннолетнего определяют степень дезадаптации, с помощью ключевой таблицы, как указано в описании, определяют общую сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий и профиль его деструктивной детерминанты личности по столбцу ключевой таблицы с наибольшим количеством баллов, затем на регистрационном бланке, как указано в описании, отмечают полученную сумму баллов и степень дезадаптации, строят график и от точки пересечения полученного графика с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор, по которому на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей.
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОПАТИИ И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ | 1993 |
|
RU2093076C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТАДИЙ БОЛЕЗНИ ПЕРТЕСА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 1999 |
|
RU2160899C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ТЕМПОВОЙ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2001 |
|
RU2180245C1 |
Авторы
Даты
2003-12-27—Публикация
2001-07-06—Подача