Изобретение относится к области медицины, в частности к физиологии, неврологии, нейропсихологии, психиатрии, восстановительной медицине и касается способа диагностики девиантных тенденций в поведении человека по комплексной оценке анамнеза, данных неврологического и психиатрического обследования, результатов психологического и психофизиологического тестирования на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест». Изобретение может быть использовано как на доврачебном этапе, так и врачами, принимающими участие в постановке диагноза, в качестве экспресс - диагностики при скрининге и мониторинге уровня девиантных тенденций в поведении с дальнейшей медико-психологической коррекцией. Способ обеспечивает раннее и достоверное выявление групп людей, склонных к девиантности в криминалистике, а также значим для профилактической работы по предотвращению правонарушений.
Известен способ диагностики расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей путем определения степени дизадаптации (патент 2219841 от 06.07.2001 г.). Общим является психиатрический анализ с балльной оценкой личности, а также определение степени дизадаптации. Кроме этого, авторы используют ключевые таблицы с определением суммы баллов для определения степени расстройств.
Недостатком указанного способа диагностики относится ситуативность оценки состояния по бальной системе. Кроме этого, неудобным и крайне субъективным является последующее построение графика, от точки пересечения которого с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор, по которому на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей.
Известен способ оценки агрессивного поведения (патент 2400140 от 03.07.2009 г.). Общим является анализ поведения с балльной оценкой, но отличается тем, что на основе клинико-психологического тестировании дается раздельная оценка вербальной и физической агрессии, анализируется самоагрессивное поведение, инструментальная агрессия.
Недостатком указанного способа диагностики является субъективность оценки нарушений поведения по балльной системе только на момент осмотра. Кроме этого, оценочные критерии поведения являются монокомпанентными с оценкой только уровня агрессии.
Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению, является способ диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков (патент 2290867 от 10.01.2006 г.). Способ отражает степень выраженности вегетативных дисфункций, тревожности, фобий, агрессии, которые оцениваются в балльной системе, после чего определяется целесообразность консультации неврологом и психотерапевтом.
Указанный способ обладает рядом недостатков: применим только к определенному возрасту, диагностика проводится с привлечением другого лица (родителя), неврологическое и психиатрическое исследование проводится выборочно. Кроме этого, способ не является комплексным и выявляет невротические и психические тенденции без интерпретации их девиантной значимости. Предлагаемый нами способ отличается тем, что применен комплексный пятиэтапный подход с учетом данных, как врачебного анализа, так и аппаратно-программного, что повышает объективность оценки. Алгоритм диагностики девиантных тенденций в поведении состоит из 5 этапов, включающий анамнестический, неврологический и психиатрический анализ, а также психологическое и психофизиологическое тестирование на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново).
1 этап - сбор анамнеза, неврологическое и психиатрическое обследование. Целью и задачами этого этапа является диагностика наследственной отягощенности, родовых травм, ранних органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), диагностика очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний, анализ окружающей социальной среды. Оценка по бальной системе (см. табл.1)
2 этап - оценка интенсивности тревоги, и степени психоэмоциональной дизадаптации, вегетативного баланса по аутогенной норме, гетерономности-автономности, концентричности-эксцентричности, личностного баланса и показателя работоспособности по восьмицветовому тесту М. Люшера в адаптации Л. Собчик.
3 этап - оценка общей эмоциональности, гнева, радости, контроля над эмоциями по шкале эмоциональной возбудимости V.F. Braithwaiite, 1987 год, в адаптации А.А. Рукавишниковым.
4 этап - измерение стрессовой нагрузки лиц студенческого возраста как основы формирования психосоматических заболеваний по шкале жизненных событий Г.Е. Андерсона.
5 этап - проведение методики «Простая зрительно-моторная реакция». Результаты по методике "Простая зрительно-моторная реакция" позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, что в свою очередь указывает на работоспособность обследуемого, наличие либо отсутствие патологических изменений неврологического характера, тип темперамента и т.п. Данное исследование позволяет оценить показатели сенсомоторного реагирования (методика Т.Д. Лоскутовой). Функциональный уровень системы (ФУС) - его величина определяется абсолютным значением времени реакции; устойчивость реакции (УР) - интерпретируется как устойчивость состояния ЦНС; его величина обратно пропорциональна вариативности значений времени реакции; уровень функциональных возможностей (УФВ) - позволяет судить о способности обследуемого формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать.
Итоговая бальная диагностика девиантных тенденций оценивается по следующей схеме: отсутствие склонностей к девиантным формам поведения выявляется при наборе от 0 до 13 баллов; пограничное состояние диагностируется при 13-17 баллах; наличие склонностей к девиантным формам поведения от 18-26 баллов. Таким образом, зная суммарное значение баллов, мы с высокой степенью точности (92-100%) прогнозируем возможность девиантного поведения у человека.
Технический результат заявленного способа.
Дать объективную оценку поведению человека путем балльной градации анамнеза, данных неврологического и психиатрического обследования, результатов психологического и психофизиологического тестирования на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест».
Задача решается тем, что в способе выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей, включают балльную оценку анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования с присуждением 0 баллов при отсутствии отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды, 1 балла при наличии одного или двух этих же признаков, 2 баллов при наличии более трех этих же признаков, после чего по цветовому тесту Люшера оценивают аутогенную норму, вегетативный и личностный баланс, работоспособность, гетереномность-автономность и концентричность-эксцентричность, далее по шкале эмоциональной возбудимости оценивают эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями, далее по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки, далее по простой зрительно-моторной реакции оценивают функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей, после чего выявляют девиантные тенденции путем присуждения 0, 1 или 2 балла за каждый параметр в зависимости от его значения, с дальнейшим суммированием всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 13-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах.
Способ осуществляется следующим образом:
Анализируется анамнез человека на наличие наследственной отягощенности по неврологическим и психическим заболеваниям, а также наличию родовых травм, ранних органических поражений ЦНС, очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний. Оценивается окружающая социальная среда. Оценка: 0 баллов присуждается, если нет отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды; 1 балл при наличии одного или двух признаков из отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды; 2 балла при наличии более трех признаков из отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний. После этого проводят психофизиологическое исследование по следующим методикам: 1. тест Люшера, 2. шкала эмоциональной возбудимости, 3. шкала жизненных событий Андерсона, 4. простая зрительно-моторная реакция. По всем параметрам каждой вышеуказанной методике присуждается 0, 1 или 2 балла в зависимости от значения параметра. После чего все баллы суммируются. Отсутствие девиантных тенденций в поведении выявляется при наборе от 0 до 13 баллов; пограничное состояние диагностируется при 13-17 баллах; наличие девиантных тенденций в поведении от 18-26 баллов. Таким образом, зная бальную оценку у конкретного человека, можно однозначно отнести его в ту или иную группу поведения.
Статистическая обработка результатов проведена по общепринятым методикам параметрической и вариационной статистики. Рассчитывалась достоверность различий по критерию Стьюдента. Корреляционная связь между показателями рассчитывалась с помощью программ "SPSS 9.0", "Statistica 5.5", "Excel" на PC.
В результате этого были сформированы две группы студентов: I группа - с отсутствием отягощенного анамнеза, неврологических и психических заболеваний в анамнезе и благоприятным социальным окружением, у которых было 0 баллов по данному параметру, и II группа - с наличием одного или нескольких признаков по данному параметру, и в зависимости от этого получивших за него 1 или 2 балла.
Результаты психотестирования обеих групп студентов, разделенных по анализу анамнестических данных, заболеваемости и социального окружения, также показали ряд отличий. Используя непараметрические методы сравнения двух независимых выборок (Тест Манна-Уитни, Колмогорова-Смирнова, Вальда-Вольфовица и критерий Розенбаума), мы выделили достоверную разницу в группах (табл.2, 3). Студенты I группы отличаются от II группы в большей степени по результатам теста Люшера. Основные критерии оценки: 1. Гетерономность - от 0 до 9,8 - это пассивность, склонность к зависимому положению от окружающих, чувствительность. Автономность - от 0 до -9,8 - независимость, активность, инициативность, самостоятельность, склонность к доминированию, стремление к успеху и самоутверждению; 2. Концентричность - от 0 до 9,8 - сосредоточенность на собственных проблемах. Эксцентричность - от 0 до -9,8 - заинтересованность окружением как объектом воздействия или источником получения помощи; 3. Вегетативный баланс: от 0 до 9,8 - преобладание тонуса симпатической нервной системы, т.е. мобилизация всех функций, подготовка к активной защите, бегству. От 0 до -9,8 - преобладание тонуса парасимпатической нервной системы, т.е. работа организма направлена на отдых, восстановление сил, сбережение ресурсов; 4. Личностный баланс: от 0 до 9,8 - неустойчивая, противоречивая личность. От 0 до -9,8 - сбалансированность личностных свойств; 5. Работоспособность: от 9,1 до 16 низкая, от 16 до 20,9 - высокая.
Наиболее показательной разница была в суммарном отклонении от аутогенной нормы с преобладанием в группе I. Та же тенденция отмечалась по параметрам: гетерономность-автономность, концентричность-эксцентричность, личностный баланс и работоспособность. Парасиматические влияния в вегетативном балансе преобладали в обеих группах, в большей степени в первой.
При оценке простой зрительно-моторной реакции наблюдалась тенденция к более высоким средним значениям во II группе, особенно по ФУС и УФС. Уровень стрессовой нагрузки по шкале Андерсона был значительно ниже во II группе, так же как и уровень эмоциональной возбудимости.
Примеры заключений по результатам психофизиологического исследования приведены ниже.
Пример 1. Юноша 19 лет. Результаты психофизиологического исследования (табл.4).
Пример 2. Юноша 18 лет. Результаты психофизиологического исследования (табл.5).
Пример 3. Юноша 20 лет. Результаты психофизиологического исследования (табл.6).
Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей позволяет дать объективную оценку поведению человека путем балльной градации анамнеза, данных неврологического и психиатрического обследования, результатов психологического и психофизиологического тестирования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2021 |
|
RU2782121C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2016 |
|
RU2621278C1 |
Способ скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей (варианты) | 2016 |
|
RU2655073C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ВЛЕЧЕНИЙ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ И ПСИХОАКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ У ЛИЦ 12-25-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА | 2005 |
|
RU2286087C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2005 |
|
RU2291720C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСОМАТИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА | 2007 |
|
RU2362480C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СКРЫТЫХ И НАЧАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ | 2010 |
|
RU2441575C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА | 2015 |
|
RU2593744C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКА К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2004 |
|
RU2288748C2 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОПАТИИ И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ | 1993 |
|
RU2093076C1 |
Изобретение относится к области медицины, физиологии, неврологии, психиатрии для диагностики склонностей к девиантным видам поведения у человека. Проводят балльную оценку анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования, психофизиологического тестирования с присуждением 0 баллов при отсутствии отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды. При наличии одного или двух признаков из этих же показателей присуждают 1 балл. При наличии более трех признаков из этих же показателей присуждают 2 балла. После чего по цветовому тесту Люшера оценивают аутогенную норму, вегетативный и личностный баланс, работоспособность, гетерономность-автономность и концентричность-эксцентричность. Далее по шкале эмоциональной возбудимости оценивают эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями. Далее по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки. По простой зрительно-моторной реакции оценивают функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей. После чего выявляют девиантные тенденции путем присуждения 0, 1 или 2 балла за каждый параметр в зависимости от его значения, с дальнейшим суммированием всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 14-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах. Способ позволяет осуществить объективную оценку поведения человека за счет исследования неврологического и психиатрического обследования, а также результатов психологического и психофизиологического тестирования. 6 табл., 3 пр.
Способ выявления девиантных тенденций методом балльной оценки анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования, психологического и психофизиологического тестирования, отличающийся тем, что проводят анамнестический, неврологический и психиатрический анализ по таблице 1 описания, с присуждением 0 баллов при отсутствии наследственной отягощенности, родовых травм, ранних органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний и неблагоприятной окружающей социальной среды, 1 балла при наличии одного или двух из вышеперечисленных признаков, 2 баллов при наличии трех и более из вышеперечисленных признаков, после чего на основании таблицы 1 описания по цветовому тесту Люшера оценивают с присуждением 0 баллов суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) при значении от 14 до 20, вегетативный баланс (ВБ) от 0 до 9,8, личностный баланс (ЛБ) от 0 до -9,8, работоспособность (Р) от 17 до 20,9, гетерономность-автономность (ГА) от 0 до -9,8, концентричность-эксцентричность (КЭ) от 0 до 9,8, с присуждением 1 балла при значении СО от 8 до 12 или от 22 до 26, ВБ от -1 до -5, ЛБ от 1 до 3, Р от 15 до 16, ГА от 1 до 3, КЭ от -1 до - 5, с присуждением 2-х баллов при значении СО от 0 до 6 или от 28 до 32, ВБ от - 6 до - 9,8, ЛБ от 4 до 9,8, Р от 9,1 до 14, ГА от 4 до 9,8, КЭ от -6 до -9,8, далее на основании таблицы 1 описания по шкале эмоциональной возбудимости оценивают общую эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями с присуждением 0 баллов при значении 15-36, с присуждением 1 балла при значении 37-43, с присуждением 2-х баллов при значении 44-75, далее на основании таблицы 1 описания по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки с присуждением 0 баллов при значении 150-199, 1 балла при значении 200-299, 2-х баллов при значении 300 и более, далее на основании таблицы 1 описания по простой зрительно-моторной реакции оценивают среднее значение времени реакции (СВР) с присуждением 0 баллов при значении <194 мс, функциональный уровень системы (ФУС) при значении 4,9-5,5, устойчивость реакции (УР) при значении 2,0-2,8 и уровень функциональных возможностей (УФВ) при значении 3,8-4,8, с присуждением 1 балла при СВР 194-210, ФУС при 4,5-4,8, УР при 1,5-1,9, УФВ при 3,1-3,7, с присуждением 2-х баллов при СВР>210 мс, ФУС при 4,2-4,4, УР при 1,0-1,4, УФВ при 2,7-3,0, после чего выявляют девиантные тенденции путем суммирования всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 14-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах.
СПОСОБ СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 2004 |
|
RU2290867C2 |
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2005 |
|
RU2291720C1 |
ВИНИЧУК Н | |||
В | |||
Психология аномального поведения, изд | |||
Дальневосточного университета, Владивосток, 2004 | |||
КАРЕЛИН А | |||
А | |||
Психологические тесты | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Москва | |||
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005, Т.1, С.20-23 |
Авторы
Даты
2014-09-27—Публикация
2013-05-30—Подача