СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПО КОМПЛЕКСУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Российский патент 2014 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2529402C1

Изобретение относится к области медицины, в частности к физиологии, неврологии, нейропсихологии, психиатрии, восстановительной медицине и касается способа диагностики девиантных тенденций в поведении человека по комплексной оценке анамнеза, данных неврологического и психиатрического обследования, результатов психологического и психофизиологического тестирования на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест». Изобретение может быть использовано как на доврачебном этапе, так и врачами, принимающими участие в постановке диагноза, в качестве экспресс - диагностики при скрининге и мониторинге уровня девиантных тенденций в поведении с дальнейшей медико-психологической коррекцией. Способ обеспечивает раннее и достоверное выявление групп людей, склонных к девиантности в криминалистике, а также значим для профилактической работы по предотвращению правонарушений.

Известен способ диагностики расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей путем определения степени дизадаптации (патент 2219841 от 06.07.2001 г.). Общим является психиатрический анализ с балльной оценкой личности, а также определение степени дизадаптации. Кроме этого, авторы используют ключевые таблицы с определением суммы баллов для определения степени расстройств.

Недостатком указанного способа диагностики относится ситуативность оценки состояния по бальной системе. Кроме этого, неудобным и крайне субъективным является последующее построение графика, от точки пересечения которого с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор, по которому на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей.

Известен способ оценки агрессивного поведения (патент 2400140 от 03.07.2009 г.). Общим является анализ поведения с балльной оценкой, но отличается тем, что на основе клинико-психологического тестировании дается раздельная оценка вербальной и физической агрессии, анализируется самоагрессивное поведение, инструментальная агрессия.

Недостатком указанного способа диагностики является субъективность оценки нарушений поведения по балльной системе только на момент осмотра. Кроме этого, оценочные критерии поведения являются монокомпанентными с оценкой только уровня агрессии.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению, является способ диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков (патент 2290867 от 10.01.2006 г.). Способ отражает степень выраженности вегетативных дисфункций, тревожности, фобий, агрессии, которые оцениваются в балльной системе, после чего определяется целесообразность консультации неврологом и психотерапевтом.

Указанный способ обладает рядом недостатков: применим только к определенному возрасту, диагностика проводится с привлечением другого лица (родителя), неврологическое и психиатрическое исследование проводится выборочно. Кроме этого, способ не является комплексным и выявляет невротические и психические тенденции без интерпретации их девиантной значимости. Предлагаемый нами способ отличается тем, что применен комплексный пятиэтапный подход с учетом данных, как врачебного анализа, так и аппаратно-программного, что повышает объективность оценки. Алгоритм диагностики девиантных тенденций в поведении состоит из 5 этапов, включающий анамнестический, неврологический и психиатрический анализ, а также психологическое и психофизиологическое тестирование на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново).

1 этап - сбор анамнеза, неврологическое и психиатрическое обследование. Целью и задачами этого этапа является диагностика наследственной отягощенности, родовых травм, ранних органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), диагностика очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний, анализ окружающей социальной среды. Оценка по бальной системе (см. табл.1)

2 этап - оценка интенсивности тревоги, и степени психоэмоциональной дизадаптации, вегетативного баланса по аутогенной норме, гетерономности-автономности, концентричности-эксцентричности, личностного баланса и показателя работоспособности по восьмицветовому тесту М. Люшера в адаптации Л. Собчик.

3 этап - оценка общей эмоциональности, гнева, радости, контроля над эмоциями по шкале эмоциональной возбудимости V.F. Braithwaiite, 1987 год, в адаптации А.А. Рукавишниковым.

4 этап - измерение стрессовой нагрузки лиц студенческого возраста как основы формирования психосоматических заболеваний по шкале жизненных событий Г.Е. Андерсона.

5 этап - проведение методики «Простая зрительно-моторная реакция». Результаты по методике "Простая зрительно-моторная реакция" позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, что в свою очередь указывает на работоспособность обследуемого, наличие либо отсутствие патологических изменений неврологического характера, тип темперамента и т.п. Данное исследование позволяет оценить показатели сенсомоторного реагирования (методика Т.Д. Лоскутовой). Функциональный уровень системы (ФУС) - его величина определяется абсолютным значением времени реакции; устойчивость реакции (УР) - интерпретируется как устойчивость состояния ЦНС; его величина обратно пропорциональна вариативности значений времени реакции; уровень функциональных возможностей (УФВ) - позволяет судить о способности обследуемого формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать.

Таблица 1 Диагностика девиантных тенденций Алгоритм (этапы) Цель и задача этапа диагностики Интерпретация материала Девиантные тенденции (балльная оценка) 1. Сбор анамнеза, неврологическое и психиатрическое обследование Диагностика наследственной отягощенности, родовых травм, ранних органических поражений центральной нервной системы (ЦНС). Диагностика очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний, оценка окружающей социальной среды. - нет отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний, оценена окружающая социальная среды как благоприятная; 0 баллов - наличие одного или двух отягощенных признаков анамнеза жизни, наличие хотя бы одного признака микроорганической; симптоматики, оценена окружающая социальная среда как неблагоприятная 1 балл - наличие более трех признаков отягощения анамнеза, наличие более трех признаков неврологической микроорганической симптоматики, диагностика психопатий, признаков психических заболеваний 2 балла 2. тест. Люшера Оценка интенсивности тревоги, и степени психоэмоциональной дизадаптации, вегетативного коэффициента и аутогенной нормы Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) 14-20 0 баллов 8-12 или 22-26 1 балл 0-6 или 28-32 2 балла Вегетативный баланс 0 до 9,8 0 баллов -1 до -5 1 балл -6 до - 9,8 2 балла Гетерономность- 0 до - 9,8 0 баллов

Автономность 1 до 3 1 балл 4 до +9,8 2 балла Концентричность-эксцентричность 0 до 9,8 0 баллов - 1 до -5 1 балл 2 балла - 6 до - 9,8 Личностный баланс 0 до -9,8 0 баллов 1 до 3 1 балл 4 до 9,8 2 балла Показатель работоспособности 17-20,9 0 баллов 15-16 1 балл 9,1-14 2 балла 3. Шкала эмоциональной возбудимости Оценка общей эмоциональности, гнева, радости, контроля над эмоциями 15-36 0 баллов 37-43 1 балл 44-75 2 балла 4 Шкала жизненных событий Андерсона Измерение стрессовой нагрузки лиц студенческого возраста как основы формирования психосоматических заболеваний 150-199 Низкая степень стрессовой нагрузки 0 баллов 200-299 Пороговая степень стрессовой нагрузки 1 балл 300 и более Высокая степень стрессовой нагрузки 2 балла 5. Простая зрительно-моторная реакция Результаты по методике позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, что в свою очередь указывает на работоспособность обследуемого, наличие либо отсутствие патологических изменений неврологического характера, тип темперамента и т.п. Среднее значение времени реакции <194 0 баллов 194-210 1 балл >233 мс 2 балла ФУС 4,9-5,5 0 баллов 4,5-4,9 1 балл 4,2-4,5 2 балла УР 2,0-2,8 0 баллов 1,5-2 1 балл 1,0-1,5 2 балла УФС 3,8-4,8 0 баллов 3,1-3,8 1 балл 2,7-3,1 2 балла Итоговая бальная диагностика девиантных тенденциии отсутствие склонности 0-13 баллов пограничное состояние 13-17 баллов наличие склонностей 18-26 баллов

Итоговая бальная диагностика девиантных тенденций оценивается по следующей схеме: отсутствие склонностей к девиантным формам поведения выявляется при наборе от 0 до 13 баллов; пограничное состояние диагностируется при 13-17 баллах; наличие склонностей к девиантным формам поведения от 18-26 баллов. Таким образом, зная суммарное значение баллов, мы с высокой степенью точности (92-100%) прогнозируем возможность девиантного поведения у человека.

Технический результат заявленного способа.

Дать объективную оценку поведению человека путем балльной градации анамнеза, данных неврологического и психиатрического обследования, результатов психологического и психофизиологического тестирования на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест».

Задача решается тем, что в способе выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей, включают балльную оценку анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования с присуждением 0 баллов при отсутствии отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды, 1 балла при наличии одного или двух этих же признаков, 2 баллов при наличии более трех этих же признаков, после чего по цветовому тесту Люшера оценивают аутогенную норму, вегетативный и личностный баланс, работоспособность, гетереномность-автономность и концентричность-эксцентричность, далее по шкале эмоциональной возбудимости оценивают эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями, далее по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки, далее по простой зрительно-моторной реакции оценивают функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей, после чего выявляют девиантные тенденции путем присуждения 0, 1 или 2 балла за каждый параметр в зависимости от его значения, с дальнейшим суммированием всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 13-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах.

Способ осуществляется следующим образом:

Анализируется анамнез человека на наличие наследственной отягощенности по неврологическим и психическим заболеваниям, а также наличию родовых травм, ранних органических поражений ЦНС, очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний. Оценивается окружающая социальная среда. Оценка: 0 баллов присуждается, если нет отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды; 1 балл при наличии одного или двух признаков из отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды; 2 балла при наличии более трех признаков из отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний. После этого проводят психофизиологическое исследование по следующим методикам: 1. тест Люшера, 2. шкала эмоциональной возбудимости, 3. шкала жизненных событий Андерсона, 4. простая зрительно-моторная реакция. По всем параметрам каждой вышеуказанной методике присуждается 0, 1 или 2 балла в зависимости от значения параметра. После чего все баллы суммируются. Отсутствие девиантных тенденций в поведении выявляется при наборе от 0 до 13 баллов; пограничное состояние диагностируется при 13-17 баллах; наличие девиантных тенденций в поведении от 18-26 баллов. Таким образом, зная бальную оценку у конкретного человека, можно однозначно отнести его в ту или иную группу поведения.

Статистическая обработка результатов проведена по общепринятым методикам параметрической и вариационной статистики. Рассчитывалась достоверность различий по критерию Стьюдента. Корреляционная связь между показателями рассчитывалась с помощью программ "SPSS 9.0", "Statistica 5.5", "Excel" на PC.

В результате этого были сформированы две группы студентов: I группа - с отсутствием отягощенного анамнеза, неврологических и психических заболеваний в анамнезе и благоприятным социальным окружением, у которых было 0 баллов по данному параметру, и II группа - с наличием одного или нескольких признаков по данному параметру, и в зависимости от этого получивших за него 1 или 2 балла.

Результаты психотестирования обеих групп студентов, разделенных по анализу анамнестических данных, заболеваемости и социального окружения, также показали ряд отличий. Используя непараметрические методы сравнения двух независимых выборок (Тест Манна-Уитни, Колмогорова-Смирнова, Вальда-Вольфовица и критерий Розенбаума), мы выделили достоверную разницу в группах (табл.2, 3). Студенты I группы отличаются от II группы в большей степени по результатам теста Люшера. Основные критерии оценки: 1. Гетерономность - от 0 до 9,8 - это пассивность, склонность к зависимому положению от окружающих, чувствительность. Автономность - от 0 до -9,8 - независимость, активность, инициативность, самостоятельность, склонность к доминированию, стремление к успеху и самоутверждению; 2. Концентричность - от 0 до 9,8 - сосредоточенность на собственных проблемах. Эксцентричность - от 0 до -9,8 - заинтересованность окружением как объектом воздействия или источником получения помощи; 3. Вегетативный баланс: от 0 до 9,8 - преобладание тонуса симпатической нервной системы, т.е. мобилизация всех функций, подготовка к активной защите, бегству. От 0 до -9,8 - преобладание тонуса парасимпатической нервной системы, т.е. работа организма направлена на отдых, восстановление сил, сбережение ресурсов; 4. Личностный баланс: от 0 до 9,8 - неустойчивая, противоречивая личность. От 0 до -9,8 - сбалансированность личностных свойств; 5. Работоспособность: от 9,1 до 16 низкая, от 16 до 20,9 - высокая.

Наиболее показательной разница была в суммарном отклонении от аутогенной нормы с преобладанием в группе I. Та же тенденция отмечалась по параметрам: гетерономность-автономность, концентричность-эксцентричность, личностный баланс и работоспособность. Парасиматические влияния в вегетативном балансе преобладали в обеих группах, в большей степени в первой.

Таблица 2 Параметры по тесту Люшера в группах с разными тенденциями в поведении Параметр Распространенность в % Лица с девиантными тенденциями в поведении (n=339) Распространенность в % Лица без девиантных тенденций в поведении (n=339) Уровень значимости р М±m 25-95% ДИ М±m 25-95% ДИ СО до 14=53,7 8±0,17 7,67-8,33 до 14=33,6 11,7±0,15 11,40-12,01 0,0001**** от 14 до 20=3,5 18,20±0,68 16,66-19,74 от 14 до 20=56,1 16,09±2,0 15,79-16,38 0,015* от 20=42,8 24,26±0,25 23,76-24,76 от 0=10,3 23,09±0,43 22,22-23,95 0,0001**** Вегетативный баланс 0 до 9,8=39,2 6,07±0,24 5,60-6,53 0 до 9,8=26,9 2,80±0,29 2,21-3,39 0,0001**** 0 до - 5=13,6 3,08±0,27 -3,63 до -2,53 0 до -5=45,7 -2,95±0,11 -3,63 до -2,73 0,0001**** -5 до - 9,8=47,2 8,30±0,14 -8,58 до -8,03 -5 до -9,8=27,4 -7,02±0,15 -7,32 до -6,72 0,0002**** Гетерономность 0 до -9,8=51,7 2,79±0,16 -3,11 до -2,49 0 до -9,8=59,6 3,46±0,17 -3,79 до -3,12 0,0001**** 0,1 до 3= 1,79±0,07 1,65-1,94 0,1 до 3= 1,63±0,09 1,45-1,81 0,007

37,4 28,3 ** 3,1 до +9,8=10,9 3,76±0,21 3,34-4,19 3,1 до +9,8=12,1 5,78±0,26 5,25-6,29 0,0003**** Концентричность-эксцентричность 0 до 9,8=58 4,57±0,18 4,22-4,92 0 до 9,8=54 4,11±0,19 3,74-4,47 0,06 -0, 1 до -5=21 -2,25±0,19 -2,63 до -1,86 -0,1 до -5=26 -2,53±0,17 -2,88 до -2,19 0,11 -5,1 до -9,8=21 -8,52±0,19 -8,91 до -8,13 -5,1 до -9,8=10 -7,67±0,27 -8,21 до -7,13 0,01* Личностный баланс 0 до -9,8=56,9 -2,02±0,14 -2,29 до -1,75 0 до -9,8=46,6 -3,58±0,19 -3,96 до -3,19 0,0001**** 0,1 до 3=31,6 1,69±0,08 1,528-1,86 0 до 3=31,6 1,64±0,080 1,49-1,81 0,38 3,1 до 9,8=11,5 4,67±0,15 4,37-4,97 0 до 9,8=21,8 4,71±0,09 4,52-4,90 0,22 Показатель работоспособности 16,1-20,9=26,5 17,75±0,14 17,48-18,03 16,1-20,9=5 17,44-0,22 16,97-17,90 0,0002**** 14,1-16=12,7 15,26±0,07 15,10-15,41 15-16=6,8 14,75±0,12 14,75-15,25 0,002** 6-14=60,8 8,83±0,13 8,57-9,10 9,1-14=88,2 11,03±0,11 10,82-11,25 0,0001**** Примечание здесь и далее: уровень значимости для доверительного интервала 0,05; *- р≤0,05; ** - р<0,005; *** - р<0,005; **** 0,0005 - значимые отличия при сравнении с группой студентов без девиантных тенденций в поведении.

При оценке простой зрительно-моторной реакции наблюдалась тенденция к более высоким средним значениям во II группе, особенно по ФУС и УФС. Уровень стрессовой нагрузки по шкале Андерсона был значительно ниже во II группе, так же как и уровень эмоциональной возбудимости.

Таблица 3 Параметры «НС-ПсихоТест» у лиц с разными тенденциями в поведении Параметр Лица с девиантными тенденциями в поведении (n=339) Лица без девиантных тенденций в поведении (n=339) р M±m 25-95%ДИ М±m 25-95%ДИ Шкала эмоциональной возбудимости 45,12±0,52 46,14- 27,29±0,29 27,87- 0,0016*** Шкала жизненных событий Андерсона 751,56±15,78 782,61- 280,37±7,67 295,45- 0,0001**** Среднее значение времени ПЗМ реакции 285,72±1,29 283,23-288,21 223,05±1,68 219,74-226,37 0,05* ФУС 3,87±0,02 3,-83 -3,91 4,66±0,01 4,63-4,69 0,0001 УР 1,06±0,02 1,02-1,09 2,05±0,02 2,02-2,08 0,0003**** УФС 2,41±0,02 2,37-2,45 3,62±0,02 3,59-3,66 0,0003****

Примеры заключений по результатам психофизиологического исследования приведены ниже.

Пример 1. Юноша 19 лет. Результаты психофизиологического исследования (табл.4).

Таблица 4 Результаты исследования Методика Результаты теста Балльная оценка 1. Анамнез, неврологическое и психиатрическое обследование - перинатальная энцефалопатия, задержка двигательного и речевого развития до возраста одного года; 2 - ликвородинамические нарушения по гипертензионному типу в анамнезе по Эхо-ЭГ; - сглаженность правой носогубной складки, легкий правосторонний птоз, слабость конвергенции; - эпилептоидная (возбудимая) психопатическая личность, отличается вспыльчивостью, раздражительностью, злопамятностью. 2. тест. Люшера: 7 2 - Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) - Вегетативный баланс -7,50 2 - Гетерономность-автономность -1 0

- Концентричность-эксцентричность 4 0 - Личностный баланс 1 1 - Показатель работоспособности 8 2 3. Шкала эмоциональной возбудимости 67 Высокая эмоциональная возбудимость 2 4. Шкала жизненных событий Андерсона 1177 Высокая степень стрессовой нагрузки, повышенная ранимость, высокая вероятность возникновения психосоматических заболеваний 2 5. Среднее значение времени реакции 252 2 - ФУС 3,7 2 - УР 0,9 2 - УФС 2,3 2 Заключение: диагностирована склонность к девиантным формам поведения. 21

Пример 2. Юноша 18 лет. Результаты психофизиологического исследования (табл.5).

Таблица 5 Результаты исследования Методика Результаты теста Бальная оценка 1. Анамнез, неврологическое и психиатрическое обследование - закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга в трехлетнем возрасте; 2 - неустойчивая (безвольная) психопатическая личность, которой свойственно безволие, беззащитность, непостоянство, сочетающееся с неспособностью к целеустремленной деятельности. оценка окружающей социальная среды неблагоприятная. 2. тест. Люшера: 21,00 1 - Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) - Вегетативный баланс -5,50 2

- Гетерономность-автономность -3,50 0 - Концентричность-эксцентричность 5,50 0 - Личностный баланс -2,50 0 - Показатель работоспособности 15,00 1 3. Шкала эмоциональной возбудимости 44 Тенденция к высокой эмоциональной возбудимости 2 4. Шкала жизненных событий Андерсона 295 Пороговая степень стрессовой нагрузки 2 5. Простая зрительно - моторная реакция - Среднее значение времени реакции 221 2 - ФУС 4,8 1 - УР 1,8 1 - УФС 3,5 0 Заключение: пограничное состояние. 13

Пример 3. Юноша 20 лет. Результаты психофизиологического исследования (табл.6).

Таблица 6 Результаты исследования Методика Результаты теста Балльная оценка девиантности 1. Анамнез, неврологическое и психиатрическое обследование нет отягощенных факторов неврологического и психиатрического анамнеза, нет очаговой и микроочаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психопатий, психических заболеваний, оценка окружающей социальная среды благоприятная. 0 баллов 2. тест. Люшера: 20,00 0 - Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) - Вегетативный баланс 1,50 0

- Гетерономность-автономность -0,50 1 - Концентричность-эксцентричность 4,50 0 - Личностный баланс 4,50 2 - Показатель работоспособности 14,00 1 3. Шкала эмоциональной возбудимости 25 Низкая эмоциональная возбудимость 4. Шкала жизненных событий Андерсона 106 Низкая степень стрессовой нагрузки 0 5. Простая зрительно-моторная реакция - Среднее значение времени реакции 210 1 - ФУС 4,4 1 - УР 1,7 1 - УФС 3,2 1 Заключение: отсутствие склонности к девиантным формам поведения. 8

Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей позволяет дать объективную оценку поведению человека путем балльной градации анамнеза, данных неврологического и психиатрического обследования, результатов психологического и психофизиологического тестирования.

Похожие патенты RU2529402C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 2021
  • Агранович Олег Виленович
  • Агранович Андрей Олегович
  • Феденко Анна Васильевна
  • Баркаев Омар Магомедрасулович
RU2782121C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 2016
  • Юлдашев Владимир Лабибович
  • Асадуллин Азат Раилевич
  • Гизатуллин Тагир Рафаилович
  • Ахметова Эльвина Аслямовна
  • Рахматуллин Эдуард Радикович
RU2621278C1
Способ скрининг диагностики риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) у детей (варианты) 2016
  • Иванова Лилия Георгиевна
  • Мигачев Дмитрий Валерьевич
  • Иванова Елена Дмитриевна
RU2655073C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ВЛЕЧЕНИЙ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ И ПСИХОАКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ У ЛИЦ 12-25-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 2005
  • Мельникова Елена Анатольевна
RU2286087C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2005
  • Григорьева Вера Наумовна
  • Тхостов Александр Шамилевич
RU2291720C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСОМАТИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА 2007
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
  • Злоказова Марина Владимировна
  • Маринчева Людмила Павловна
RU2362480C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СКРЫТЫХ И НАЧАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ 2010
  • Машукова Валентина Егоровна
  • Хоршев Сергей Кузьмич
  • Алексеева Наталия Юрьевна
RU2441575C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Свиридова Татьяна Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Буслаева Анна Сергеевна
  • Курбанов Мурат Маратович
RU2593744C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКА К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 2004
  • Книжникова Светлана Витальевна
  • Арламов Александр Анисимович
RU2288748C2
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОПАТИИ И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 1993
  • Кржечковский А.Ю.
  • Чудновский В.С.
RU2093076C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПО КОМПЛЕКСУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к области медицины, физиологии, неврологии, психиатрии для диагностики склонностей к девиантным видам поведения у человека. Проводят балльную оценку анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования, психофизиологического тестирования с присуждением 0 баллов при отсутствии отягощенного анамнеза, очаговой симптоматики и неврологической клиники заболеваний, психических заболеваний, неблагоприятной окружающей социальной среды. При наличии одного или двух признаков из этих же показателей присуждают 1 балл. При наличии более трех признаков из этих же показателей присуждают 2 балла. После чего по цветовому тесту Люшера оценивают аутогенную норму, вегетативный и личностный баланс, работоспособность, гетерономность-автономность и концентричность-эксцентричность. Далее по шкале эмоциональной возбудимости оценивают эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями. Далее по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки. По простой зрительно-моторной реакции оценивают функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей. После чего выявляют девиантные тенденции путем присуждения 0, 1 или 2 балла за каждый параметр в зависимости от его значения, с дальнейшим суммированием всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 14-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах. Способ позволяет осуществить объективную оценку поведения человека за счет исследования неврологического и психиатрического обследования, а также результатов психологического и психофизиологического тестирования. 6 табл., 3 пр.

Формула изобретения RU 2 529 402 C1

Способ выявления девиантных тенденций методом балльной оценки анамнеза, результатов неврологического и психиатрического обследования, психологического и психофизиологического тестирования, отличающийся тем, что проводят анамнестический, неврологический и психиатрический анализ по таблице 1 описания, с присуждением 0 баллов при отсутствии наследственной отягощенности, родовых травм, ранних органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), очаговой неврологической симптоматики, эпилепсии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, психопатий, психических заболеваний и неблагоприятной окружающей социальной среды, 1 балла при наличии одного или двух из вышеперечисленных признаков, 2 баллов при наличии трех и более из вышеперечисленных признаков, после чего на основании таблицы 1 описания по цветовому тесту Люшера оценивают с присуждением 0 баллов суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) при значении от 14 до 20, вегетативный баланс (ВБ) от 0 до 9,8, личностный баланс (ЛБ) от 0 до -9,8, работоспособность (Р) от 17 до 20,9, гетерономность-автономность (ГА) от 0 до -9,8, концентричность-эксцентричность (КЭ) от 0 до 9,8, с присуждением 1 балла при значении СО от 8 до 12 или от 22 до 26, ВБ от -1 до -5, ЛБ от 1 до 3, Р от 15 до 16, ГА от 1 до 3, КЭ от -1 до - 5, с присуждением 2-х баллов при значении СО от 0 до 6 или от 28 до 32, ВБ от - 6 до - 9,8, ЛБ от 4 до 9,8, Р от 9,1 до 14, ГА от 4 до 9,8, КЭ от -6 до -9,8, далее на основании таблицы 1 описания по шкале эмоциональной возбудимости оценивают общую эмоциональность, гнев, радость и контроль над эмоциями с присуждением 0 баллов при значении 15-36, с присуждением 1 балла при значении 37-43, с присуждением 2-х баллов при значении 44-75, далее на основании таблицы 1 описания по шкале жизненных событий Андерсона оценивают степень стрессовой нагрузки с присуждением 0 баллов при значении 150-199, 1 балла при значении 200-299, 2-х баллов при значении 300 и более, далее на основании таблицы 1 описания по простой зрительно-моторной реакции оценивают среднее значение времени реакции (СВР) с присуждением 0 баллов при значении <194 мс, функциональный уровень системы (ФУС) при значении 4,9-5,5, устойчивость реакции (УР) при значении 2,0-2,8 и уровень функциональных возможностей (УФВ) при значении 3,8-4,8, с присуждением 1 балла при СВР 194-210, ФУС при 4,5-4,8, УР при 1,5-1,9, УФВ при 3,1-3,7, с присуждением 2-х баллов при СВР>210 мс, ФУС при 4,2-4,4, УР при 1,0-1,4, УФВ при 2,7-3,0, после чего выявляют девиантные тенденции путем суммирования всех баллов и диагностикой отсутствия девиантных тенденций в поведении при наборе от 0 до 13 баллов; пограничного состояния при 14-17 баллах; девиантных тенденций в поведении при 18-26 баллах.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2529402C1

СПОСОБ СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2004
  • Носачев Геннадий Николаевич
  • Хайретдинов Олег Замильевич
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Уваровская Ольга Юрьевна
RU2290867C2
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 2004
  • Ромицына Елена Евгеньевна
RU2297180C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2005
  • Григорьева Вера Наумовна
  • Тхостов Александр Шамилевич
RU2291720C1
ВИНИЧУК Н
В
Психология аномального поведения, изд
Дальневосточного университета, Владивосток, 2004
КАРЕЛИН А
А
Психологические тесты
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Москва
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005, Т.1, С.20-23

RU 2 529 402 C1

Авторы

Черемушникова Ирина Ивановна

Давыдова Наталья Олеговна

Кияева Елена Викторовна

Даты

2014-09-27Публикация

2013-05-30Подача